Гендерные стереотипы семей мигрантов–мусульман
статья на тему

Осознавая неоценимое значение гендера, когда формируются важнейшие качества личности, задатки и способности ребёнка, понимая, что наши дети реализуются в стереотипах, мы должны работать и с родителями, которые должны  думать, как повысить статус своего ребёнка и ставить перед собой цель правильного полоролевого воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gender.docx129.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат № 9 Калининского района Санкт-Петербурга

http://sch-33.ru/images/2016-2017/001.png

ТЕМА: « Гендерные стереотипы семей мигрантов–мусульман»

Социальный педагог

        Осипова Зинаида Николаевна

 ГБОУ школа - интернат № 9

 Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Содержание

1.Введение……………………………………………………………………... 3

2.Особенности полового  и  полоролевого  воспитания детей…………….. 4

3.Научный взгляд на стратегию гендерной социализации в обществе……. 7

4.Гедерное воспитание детей в мусульманских семьях…………………... 10

5.Заключение…………………………………………………………………. 16

6. Список  используемой литературы………………………………………. 17

ВВЕДЕНИЕ

Чтобы раскрыть тему « Гендерные стереотипы приезжих к нам современных  семей - мигрантов», необходимо разобраться и для себя понять, что такое гендерная идентичность, гендерные стереотипы. В семье доминируют мальчики, особенно это видно в семьях мигрантов; они  активны и порой даже агрессивны.

Гендерная идентичность – один из компонентов человеческой  сексуальности, определяемой как самоидентификация индивида с тем или  иным гендером,  как  внутреннее самоощущение в качестве  мужчины, женщины или кого-то промежуточного (бигендерное или кроссгендорное  самоощущение).

Традиционная точка зрения  заключается в том,  гендерная идентичность имеет биологический характер, заложена в каждом человеке с рождения и не является предметом выбора, не подлежит воспитанию. Стереотипы человек их. Как-что явное и бесспорное, иногда  и сам не замечая этого. Стереотип в переводе с древнегреческого означает твердый, объемный отпечаток. Стереотип – устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам, которое сложилось под влиянием социальных условий и предшествующего опыта человека. Одним и з первых , кто  использовал этот термин, считается классик американской журналистики Уолтер Липпман, в 1922 году в своей книге «Общественное Мнение». Стереотип срабатывает ещё до того, как правильные данные дойдут до нашего сознания, а после того, как они дошли, он какое-то время противится им и, либо подчиняется им полностью или частично, внося данные в список исключений, либо игнорирует их и остается неизменным.

В настоящее время мы наблюдаем, что социальные изменения, происходящие в современном обществе, приводят к разрушению определенных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация   отношений  полов вовлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и омужествление женщин. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание: девочки становятся  агрессивными и грубыми, а мальчики перенимают женский тип поведения. Проблема настолько очевидно, что её актуальность определена не только на федеральном уровне, но и на международном уровне.  В связи с этим актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Воспитание детей с учетом гендерных особенностей во всем мире стало одним из актуальных вопросов, поскольку от этого зависит будущее нации и страны. От того, как будут воспитаны наши дети, какие  личностные качества у них будут развиты именно с учетом их индивидуальных и гендерных особенностей, напрямую зависит от того, какими женщинами и мужчинами она в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей.

Именно поэтому, осознавая неоценимое значение гендера, когда формируются важнейшие качества личности, задатки и способности ребёнка, понимая, что наши дети реализуются в стереотипах, мы должны работать и с родителями, которые должны  думать, как повысить статус своего ребёнка и ставить перед собой цель правильного полоролевого воспитания.

ПОЛОВОЕ И ПОЛОРОЛЕВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

Понять проблему полоролевого воспитания, осознать важность полоролевого воспитания, узнать  как создать оптимально насыщенную и  (и в тоже время без чрезмерного обилия) многофункциональную предметно-развивающую среду в групповом помещении, какие найти темы для бесед  с девочками и мальчиками, как при думать самим ситуации общения, как сделать комфортным пребывание в группе и мальчиков и девочек это  сегодня главный вопрос. Прежде всего, родители путают понятия «половое и полоролевое воспитание», они ошибаются, что гендерное  воспитание  надо начинать с 3, 5 лет и даже 10 лет. Это поздно! Проблема полового воспитания  подрастающего  поколения – одна из самых сложных и противоречивых. От её решения во многом зависит психологическое, социальное и духовное здоровье нашего общества. Долго время педагогика в нашей стране считалась «бесполой», в результате чего многие поколения воспитывались как «усреднённые» существа, в характерах которых не закладывались специфические мужские и женские черты. Между тем, серьезные психологические исследования по поводу  социализации  мальчиков и девочек – будущих мужчин и женщин - велись с начала 20 века. Их авторы Н.В.Анненкова, Р.А.Бондаренко, Д.Н.Исаева, В.Е.Каган, Д.В.Колесова, И.С.Кон, О.К.Лосева, А.Г.Хрипкова, Т.П. Хризман, Л.Б. Шнейдер и др.  Но вплоть до 1990-х годов вопросам полового воспитания детей и учета их психологических особенностей в образовательном  процессе уделялось крайне мало времени. Стремительно меняющийся  социокультурный  информационный фон влиял на психологические стереотипы маскулинности (мужественности) и феминности  (женственности), что стало приводить к частной, а иногда и половой, утрате истинно маскулинных качеств у мальчиков и юношей и феминных – у девочек и девушек. В связи с этим становится своевременным пристальное внимание общества и государства к проблемам полового воспитания, особенно актуальны – проведение гендерных исследований, что нашло свое отражение в проекте концепции Российской академии образования «Половое воспитание российских школьников» и «Гендерной стратегии Российской Федерации».

Дошкольный период основывается на закономерностях развития  «gender», а пола социального, поэтому применительно к детям  дошкольного возраста целесообразно говорить не о половом, а именно о гендерном или полоролевом воспитании, процесс которого рассматривается, как система нравственного и физического развития ребёнка. Бочкарёва Л.П. трактует полоролевое воспитание как «формирование уважения, дружбы между мальчиками и девочками, привитие им  соответствующих норм и представлений, воспитание доброжелательных и положительных взаимоотношений, дифференцированный подход с учетом специфики пола во всех видах деятельности, в организации жизни ». Во всем мире стало очевидным: от воспитания детей с учетом их гендерных особенностей зависит будущее нации и страны.

Проведение полоролевого воспитания поможет избежать подрастающему поколению осложнений, последствий и трагедий, которые бывают при безнравственном подходе к будущему; обеспечит овладение детьми культурой в сфере взаимоотношений полов, правильное понимание  ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволит сформировать адекватную полу модель поведения. Ведь от того, как мы воспитываем детей, какие личностные качества мы им в них сможем развить именно с учетом их индивидуальных гендерных особенностей, напрямую зависит то, какими женщинами и мужчинами они в дальнейшем станут, какими родителями будут для своих детей, насколько крепкими будут их семьи.

Полоролевое воспитание, по мнению исследователей и ученых всего мира, должно начинаться в буквальном смысле с пелёнок, ведь оно означает воспитывать не просто ребёнка, представителя определенного пола. Учить девочку быть именно девочкой, а мальчика – мальчиком. К сожалению, в большинстве детских садов и школах нашей страны пока преобладает «бесполое воспитание». И иногда такое равенство оправданно. Например, все дети должны уметь считать, читать и писать. Всем им понадобятся в жизни смекалка, настойчивость, вежливость и эрудиция. Но, с другой стороны,  кто научит их сложному этикету, принятому в личных отношениях? Кто научит мальчиков – рыцарству, а девочек – женской мудрости. А ведь это в жизни не менее важно.

Основной задачей, которую надо решать с учетом гендерных особенностей детей, является оказание помощи маленькому ребёнку в том, чтобы он имел возможность многократно подтверждения того, что она - девочка, а он - мальчик.

Вместе с тем родители должны понимать, что у детей будут вырабатываться, например. Такие качества, как привязанность к своей семье и к своим близким, появится  сила воли, задатки  мужественности, женственности  и другие. Если родители не смогут правильно удовлетворить познавательные интересы детей по поводу их полового воспитания, то дефицит семейной, домашней информации обязательно пополнится «уличной» информацией из интернета. В этом случае у детей могут сформироваться неправильные стереотипы о культуре половых взаимоотношений и нравственных ценностях. Не смотря на попытки создания условий благоприятного протекания процесса полоролевой социализации дошкольников, научно-экспериментальные исследования последних лет показывают, что работники образовательных учреждений и родители понимают необходимость полового воспитания  полоролевого развития мальчиков и девочек, но зачастую не знают сущности этих понятий, возрастных особенностей и задач полоролевого развития, не владеют дифференцированным подходом к воспитанию  детей разного пола.

НАУЧНЫЙ ВЗГЛЯД НА ГЕНДЕРНУЮ СОЦИАЛИЗАЦИЮ В ОБЩЕСТВЕ

На сегодняшний день проблема гендерной субъективности ребёнка в специальной психологии ещё практически не обозначена и пока исчерпывается единичными работами, предметом изучения которых являются особенности отдельных аспектов личностного развития детей подростков различного  генеза с учетом их половой принадлежности. Для работы с дошкольниками и младшими школьниками необходимо осмыслить вопросы  врастания проблемных и нормально развивающихся детей в гендерную культуру общества, а также идеи толерантности применительно к разнообразию и ненасилия над личностью не только психологам, но и педагогам. Социальная среда влияет на гендерные особенности как на уровне макросистемы, в частности, на гендерные особенности детской художественной литературы, так и на уровне микросистемы, а именно: семья – родители и образовательные учреждения – педагоги. По результатам исследования написаны и опубликованы две главы учебно-методического издания «Гендерная психология. Практикум», «Детская художественная литература как институт гендерной  социализации»  и « Воспитание современных девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода», которые могут использоваться при подготовке и переподготовке  психологов и педагогов системы массового и специального образования.  Разработана программа  психологической помощи детям разного генеза с позиций принципов и содержания альтернативной гендерной социализации с привлечением родителей и педагогов, которая при определенных условиях может быть эффективно использована в практической работе.

Центральным положением гендерного подхода является тезис о социокультурной обусловленности всех характеристик, которые принято  связывать с полом человека в обществе (интересы, ценности, поведение, род деятельности, личностные качества, внешний вид и т.п.), составляющих сущность отличной от биологического пола категории «гендер».

При этом выделяются два уровня создания гендера:

1). На уровне культуры посредством социализации, системы гендерных ролей и т.п.

2). На уровне индивидуального сознания индивида в результате  принятия субъектом определённых общественных норм и последующего подстраивания под них во внешности, манере  поведения и т.п. Именно  в ракурсе вопросов создания гендера началась разработка проблемы гендерного субъекта.

На конец ХХ –  начало ХХI вв. приходится бурный рост интереса к гендерной проблематике со стороны отечественных психологов (О.В. Бойко, 2005; М. В. Буракова, 2004; И.С. Клёцина, 1998, 2003, 2004; Л.В. Попова, 1996, 2001; Н.К.Радина, 1999, 2006; Е.Ю. Терешенкова, 2205, ; Г.В. Турецкая, 1998 и др.). Однако направление, связанное с реализацией гендерного подхода в Российской психологии и посей  день ещё  крайне слабо разработано.

Альтернативная стратегия гендерной социализации опирается на принципы гуманизма и демократии, которые  применительно к воспитательной практике сводятся к следующим:

1). Отказ от дифференцированных по половому признаку воспитательных влияний; признание взаимозаменяемости женских и мужских социальных ролей и отсутствие ориентации на их особое предназначение»;

2). Реализация идей гендерного равенства в разных сферах  деятельности;

3). Обеспечение каждой личности свободы  выбора;

4). Поощрение её индивидуальных интересов и предпочтений, к которым пол уже не имеет никакого отношения;

5). Создание условий для возможности быть разными как девочкам, так и мальчикам;

6). Воспитание гендерно несхематизированных детей.

Кроме того, обнаружен и феномен культурной асимметрии гендерных границ, проявление которого подтверждают следующие данные: уже к 2-3 годам многие дети формируют более четкие и жесткие правила для сверстников мужского пола, девочкам предоставляется  гораздо большая вариативность, тогда как порицание «неадекватного» полового поведения чаще и в более жесткой форме адресуется мальчикам, гендерно некомфортные мальчики в значительно большей степени подвергаются гонениям и остракизму как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников.

В условиях гендерного общества создаются предпосылки для гендерной самокатегоризации ребёнка, следствием которой  становится усвоение культурных норм и стереотипов, относящихся к своему полу и  приписывание себе этих усвоенных стандартов, которые  становятся внутренними регуляторами социальной активности личности  познавательной и поведенческой, определяя её специфику и содержание.

Предлагается на первом этапе работы – проведение мероприятий по переосмысливанию родителями, педагогами и практическими психологами традиционных гендерных стереотипов, расширению границ их восприятия людей женского и мужского пола с элементами рефлексии своего личного опыта как гендерных субъектов. Цель второго цикла занятий –  переосмысление вопросов воспитания девочек и мальчиков с позиций гендерного подхода.

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В МУСУЛЬМАНСКИХ СЕМЬЯХ

Сегодня информационные структуры сформировали уже новые представления о жизни во всех её проявлениях. Основной акцент в воспитании подрастающего поколения  современный кинематограф, ТВ, СМИ и интернет  сделали …  на разврат и насилие. Призыв к распутству и  раскрепощённости в половых отношениях, раздавшийся когда-то на Западе под лозунгом  «сексуальной революции», дошел до всех жителей Земли – в том числе и до целомудренных и строгих в этом отношении мусульман. Отношение к межнациональным бракам во многом зависит от уровня образования и культуры. Проще и легче к этому вопросу относятся те, кто создал межнациональную семью в советское время, обучаясь вместе в университете, или, те, у кого уже есть среди родственников такие семьи. Многие говорили и том, что сильное чувство и молодость способны преодолеть все препятствия и испытания. Свои уникальные особенности воспитания детей существуют в исламских семьях. Рассмотрение этих  характерных черт заслуживает особого внимания, поскольку ислам является второй по численности мировой религией и насчитывает свыше полутора миллиардов последователей. Исламские государства  расположены не только на Ближнем Востоке (18% от общего числа мусульман), но  и в Северной Африке (50% от общего числа мусульман), в Южной и Средней Азии (свыше 30% от общего числа мусульман), а также в Европе (около 10% от общего числа  мусульман).

Детство и семья, семейное воспитание должны выступать в качестве гуманитарной основы и, одновременно, основополагающей цели государственной социальной политики. В современных семьях Запада стёрлась грань статуса мужчины и женщины в семье по ролевому признаку. Гендерные стереотипы хорошо и четко наблюдаются в мусульманских семьях, где мужчина- глава семьи, женщина – охраняет домашний очаг. Мусульманка и мусульманин – это не только и не столько религиозная, сколько этногендерная  идентификация. Женщины относятся к многожёнству крайне отрицательно. Мужчины, особенно верующие (всех возрастов), относятся к многожёнству, в принципе, положительно. И то, и другое, казалось бы, воспроизводит обычный и банальный стереотип. Проблема многожёнства занимает некую среднюю, подчас двусмысленную позицию в системе восприятия ислама. С одной стороны, это глубокий вопрос, затрагивающий принципы построения семьи, распределения внутрисемейных ролей, иерархии власти (материальной, духовной, физической, сексуальной), он связан с деторождением и здоровьем семьи. Некоторые мужчины говорят, что ничего страшного в многожёнстве нет, наоборот, сама демографическая ситуация в стране подталкивает к необходимости принимать такие меры: «Мужчин меньше, женщин больше». Меньше будет одиноких женщин, меньше будет безнадзорных детей. Если мужчина может содержать  четыре жены, если сами жены не возражают, то что тут плохого? Некоторые мужчины объяснили это гуманными мотивами, апеллируя к правам человека.

Наряду с религиозным воспитанием нормы ислама определяют нравственное воспитание детей как одну из главных обязанностей родителей. Причем эта обязанность возлагается на матерей, «под  ногами» которых находится рай. У мусульман считается, что если ребёнок будет  выполнять все религиозные и нравственные нормы, присущие исламскому обществу, то мать получит за это вознаграждение от Аллаха. Сторонники ислама справедливо убеждены, что личность формируется в раннем возрасте, при этом, чем ребёнок старше, тем труднее он поддается трансформации. Основой воспитания считается личный пример, ребёнок  ориентируется на « человека для подражания». Считается, что независимо от  того, хотят ли этого родители  или учителя, они оказывают на ребёнка влияние при каждом общении. По достижению половой зрелости, и девочки. И мальчики должны принять исламские стандарты поведения и одежды. Оба пола должны избегать всего, что ведет к сексуальным отношениям до брака, которые строго запрещены  исламом. Более того, считается, что скромный стиль одежды и поведения поможет защитить девочек от сексуальной агрессии. С этими нормами  тесно связан запрет на совместное обучение мальчиков и девочек на втором и третьем уровне образования. Само половое воспитание должно активно пресекать эксперименты. В исламской традиции существует четкое понимание,  что необходимо  ограничить доступ подростков, которым, к  слову, позволяют  вступать в брак, к порнографии, видеоиграм, рекламе и телепередачам, содержащим сцены насилия, т.к. это приведет в целом к широкому распространению девиаций в обществе, и, в  конечном счете – к духовно-нравственной деградации нации. Родители и близкие должны быть примером для детей, примером подражания. Родители должны воспитывать в детях неприязнь ко лжи, воровству, сквернословию и нравственному разложению. Мусульманка – это обязательно мать, у которой много детей. Единственным оправданием отсутствия детей может быть её болезнь (бездетность). Истинная мусульманка – это образец  стеснительности и скромности. Она - хранительница домашнего очага, воспитательница детей, надежный помощник и тыл для своего мужа. Она должна быть здоровой – и нравственно и физически: не пить, не курить, громко не разговаривать, «общение должно быть мягким с людьми».  «Женщина в исламе - это, в первую очередь, мать». Отношение к женщине как функции деторождения закреплено в Шариате. Если первая жена бездетна, то мужчина должен взять вторую жену, потому что без детей семья не может считаться истинно мусульманской. Особенностью считается также и многодетность.

У мужчины (мусульманина) должна быть крепкая семья, много детей  («человек десять») и верная жена. В семье  он – каменная стена, за которой все чувствуют себя спокойно. Эта властность интерпретируется и как некая  моральная сила, что очень важно для  воспитания детей. Мужчина обязательно должен быть чистоплотным; сильная властная мужская позиция в семье – это залог ее крепости. Фундамент мужской силы – в его абсолютном превосходстве над женщиной, только ему принадлежит право на последнее слово, ему  принадлежит функция закона в семье. Настоящий  мусульманин  - хозяин и хранитель рода. И первое, и второе качество выходят за рамки  семейного измерения мужчины, это  скорее  уже его социальное, гражданское предназначение. Мужчина должен быть не только материальной, но и моральной опорой для всей семьи, его защитником. Ему не положено курить, «пить водку», он должен много и хорошо работать. Он – политик, стратег, воин, носитель социально публичного качества, олицетворяет собой в социальных связях и отношениях всю семью, соседство, клан. Его задача – воспитать, прежде всего, у сыновей целеустремленность, добросовестность и ответственность. У мусульман сосуществует (и отчасти борются друг с другом) – две равнозначные гендерные системы.

Светская – публичная, построенная на принципах открытости, демонстративности, ценности богатства, достатка.

И религиозная  (исламская) – частная, внутренняя, построенная на принципах закрытости, скромности, ценности подвижнического (подчас  затворнического) служения Аллаху. Случалось, что обе системы были представлены в одной семье. Если родители не смогут правильно удовлетворить познавательные  интересы детей по поводу их полового воспитания, то дефицит семейной, домашней информации обязательно пополнится «уличной» информацией из интернета. В этом случае у детей  могут сформироваться неправильные стереотипы о культуре половых взаимоотношений и нравственных ценностях.

Согласно современным энциклопедическим словарям, половое  воспитание – это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола. Ответ сыну или дочери и в семь, и в пятнадцать лет должен быть правдивым, объективным, научным. Примерно таким: «Когда люди женятся, у них рождаются дети. Кому Аллах пожелает, тому Он и дает детей. Вот и маме с папой  Аллах дал тебя и твоего братика…». Всё происходящее в мире надо детям преподносить как волю и могущество Творца.  

Да, вопреки тому, что статус и права мужчины теоретически гарантируются во всех традиционных доктринах, религиях и обществах  практически сегодня это делает только Ислам, ибо в  мире больше не существует реальной силы, борющейся за установление порядка, в котором защищаются права и приоритет мужчины в обществе.

Только Ислам устанавливает социальный порядок, в котором присутствуют следующие механизмы обеспечения необходимых прав мужчины:

1. Статус мужчины как главы семьи, его приоритет на  воспитание  детей. В случае развода, как правило, дети остаются за отцом.

2. Материальное  доминирование  и независимость мужа. В Шариате отсутствует режим совместной собственности супругов, присущей для западного права, при заключении брака муж выделяет жене её личную собственность в виде брачного дара, с которым она уходит в случае развода, не имея права претендовать на остальной имущество супруга.

3. Защита семейной стабильности. Мужчина наделён безусловным правом на развод в одностороннем порядке, что необходимо как средство воздействия, учитывая психическую нестабильность женщин ( при этом  немотивированные разводы , конечно, порицаются обществом), при  этом женщина имеет право на развод только по уважительным причинам – в судебном порядке, что необходимо, т.к. инициатором необоснованных разводов на Западе в подавляющем большинстве случаев выступает женщина.

4. Признается право мужчин на полигамию, что соответствует природе здорового общества, при запрете полиандрии, ей противоречащей и разрушающей общество.

5. Защита брака и верности. Доказанное прелюбодеяние карается смертью, что распространяется  как на мужчин , так и на женщин, но необходимо в первую очередь для защиты прав отца, так как ребёнок, рожденный от любого мужчины, будет принадлежать женщине, тогда как почти в четверти случаев современные мужчины на Западе растят и воспитывают чужих детей, о чем даже и не знают.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Структура семьи как социального института претерпела весьма существенные изменения. Более того, есть все основания считать, что не только в мирке в целом, но и в его отдельных регионах ныне отсутствует какой-либо единый тип семьи. В странах западной цивилизации молодёжное движение 60-х годов XX  века, в котором  участвовали хиппи и  значительная  часть либеральных феминистских организаций Европы, подтолкнуло сексуальную революцию, отнюдь не способствующую  укреплению института семьи. Появились семьи, в которых люди жили и в зарегистрированном браке, и без его регистрации, семьи многодетных родителей и одиноких матерей и отцов с детьми. Более того, в Скандинавских странах законодательно стали признаваться однополые супружеские союзы – семьёй стало считаться зарегистрированное сожительство гомосексуалистов и  лесбиянок. Трансформируется брак и в странах, большинство населения которых исповедуют мусульманскую религию. В них параллельно происходят два противоречивых процесса. С одной стороны добровольный переход части населения в некоторых странах, например, в Алжире и Египте, к моногамной  семье, и в тоже время активное наступление исламского фундаментализма. Последний процесс особо острый характер приобретает в странах Юго-Восточной Азии. Так, личные права мужчин и женщин, права собственности, равно как и санкции за их нарушение, отнесены к компетенции религиозных общин, что находится в явном противоречии с положениями большинства национальных конституций стран этого региона. Аналогична ситуация и во многих странах Африки. Влияние исламского фундаментализма докатилось и до России. В печати появились  высказывания в пользу доступности многожёнства.

Многочисленные гендерные исследования показали, что существовавшее ранее мнение о том, будто в развивающемся мире семьи будут приближаться к западному образцу, представляется несостоятельным. В нашей стране проделана и ведется  работа разными специалистами в области вхождения детей в гендерную культуру.

На стыке специальной, возрастной, педагогической и социальной психологии разработан новый теорико-прикладной подход  к изучению процесса становления детей как гендерных субъектов. Позволяющий решать актуальную проблему социокультурного  развития  ребёнка посредством анализа его вхождения в гендерную культуру общества и осуществлять  психологическое сопровождение этого процесса с позиций альтернативной (эгалитарной и индивидуально-ориентированной) гендерной социализации.

На основе содержательного анализа социокультурных влияний макро и микро уровня современной  российской гендерной системы, даны рекомендации, гендерные  ориентиры  и установки родителей и педагогов относительно дочерей и сыновей.

Разработана и реализуется программа гендерного просвещения родителей и педагогов, а также гендерного образования будущих специалистов.

Обеспечена теоретическая и практическая база для оптимизации процесса становления проблемных и нормально развивающихся  детей с позиций альтернативной гендерной социализации, созвучной ценностям гуманизма и демократии, принципам гендерного равенства, толерантности к различиям, личностно-ориентированному подходу современного образования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гендерные проблемы: Материалы международной конференции.- Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000г.

2. Эль-Журди А., Корнев В.А.. Проявления этнопсихологической интерференции в области семейных отношений при смешанных браках./ Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: Межвуз. сб.науч. тр. Вып. ХХII – Воронеж, 2000г. С.50-52, с.151-152.

3. Бендас Т.В. Гендерные исследования лидерства /Т.В.Бендас/ / Вопросы психологии, 2001г. № 1. С. 87-95

4. Снежкова И.А. этнические аспекты гендерного социального неравенства / И.А. Снежкова/ /Социс.-2003г.-№ С.67-72.

5. Шустова Л.П. Программа формирования гендерной толерантности у старшеклассников./Л.П.Шустова//Вестник практической психологии образования.-2008г. № 1.

6. Иванова Н.Л. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности/Н.Л. Иванова, Е.В. Кулаева// Вопросы психологии, -2011г.-№ 1.-С.106-115.

7. Кошкина В.К. Гендерные особенности управленческой деятельности: культурно-исторический и психо-физиологический  аспект/ В.К. Кошкина// Инновации в образован ии.-2010гю-№ 4.-С.130-142

8. Дементьенва И.Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье/И.Ф.Дементьева//Социс.-2002г.-№11,-С.108-113

9. Закирова В.М. развод и насилие в семье – феномены семейного не благополучия./В.М. Закирова//Социс.-2002г.-№ 12- С. 131-133

10. Лунякова Л.Г. О современном уровне жизни семей одиноких матерей /Л.Г.Лунякова//Социс.-2002г.С. 86-95

11. Прокофьева Л.М. Отцы и дети после развода./Л.М.Прокофьева , М.Ф. Валетас// Социс.-2002г.-№ 6-С. 111-115

12.Тихонова Н.Е. Специфика семейного положения и семейных ролей женщин из бедных слоев городского населения /Н.Е.Тихонова//Общественные науки и современность.-2003г.-№ 4,С. 182-192.

13. Федотова Ю.В. Проблема понимания кризиса семьи/Ю.В.Федотова //Социс.-2003г.-№ 11С. 137 -145


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповое занятие "Солнечная гроздь винограда". Работа с природным материалом, направленная на развитие мелкой моторики рук, коррекцию искаженных сенсорных стереотипов, формирование экологического мировоззрения детей.

Данное занятие было разработано для разновозрастной группы воспитанников в рамках занятий, направленных на развитие мелкой моторики, с учетом особенностей психофизического развития детей....

Стереотипы

Стеоретипы о  жизни американцев тайцев и русских....

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы» (по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна

Открытый урок для 8 класса по теме «Стереотипы»(по учебнику Кузовлев «Английский язык» 8 класс) Автор урока: Юртаева Наталья Евгеньевна Цель урока: Познакомить учащихся с различными ст...

Гендерные стереотипы в современном обществе

План-конспект урока + Презентация...

Классный час на тему: «Гендерные стереотипы»

Раскрытие понятия "гендерные стереотипы"...

Из опыта работы ресурсного центра "Воспитание девочек и мальчиков с учётом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"

Проблема полового воспитания подрастающего поколения - одна из самых сложных и противоречивых, от неё решения во многом зависит психологическое социальное и духовное здоровье общества.В...

Технологическая карта открытого урока 9 кл "Гендерные стереотипы"

Цели урока:Определить особенности гендерных стереотипов в олонхо;Помочь подросткам в осознании своей половой принадлежности, в формировании адекватного образа мужчины и женщины на примере героев олонх...