Проверочная работа по теме "Личность и межличностные отношения"
тест по обществознанию (10 класс) на тему

Бородкин Иван Иванович

Проверочная работа в виде теста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тестирование по теме:   Личность, межличностные отношения.

                                                                               1 вариант

 А                              

1. Какой из подходов в трактовке личности лишний в перечне?

а) антропологический   б) социологический

в) персоналистический    г) научный

2. Какой подход трактует личность как носителя общечеловеческих свойств?

а) антропологический   б) социологический   в) персоналистический   г) научный

3. Результатом конфликта может быть:

а) полное или частичное подчинение другого; б) компромисс; в) прерывание конфликтных действий; г) интеграция; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

4. Неповторимые свойства и своеобразие взаимосвязей между ними – это:

а) индивид   б) индивидуальность   в) личность

5. Дайте оценку следующим высказываниям:

А. С точки зрения российского психолога Л. С. Выгодского психологический и биологический возраст личности полностью совпадают.

Б. Масштаб времени,  включающий события, которые были до жизни человека и будут после его смерти, называется историческим временем.

1) верно только А   2) верно только Б   3) оба высказывания верны   4) оба не верны

6. Высшей формой направленности личности называют:

а) стремления   б) убеждения  в) желания   г) влечения

7. Семён интересуется историей. У него много друзей, среди которых он является неформальным лидером. Эти качества характеризуют Семёна как:

а) гражданина, б) личность, в) индивида, г) специалиста

8. Молодёжь как социальную группу отличают:

а) общность быта, б) единство политических взглядов, в) отсутствие дифференциации, г) сходные черты поведения

9. Семья в отличии от других малых социальных групп, характеризуется:

а) реальными контактами между членами, б) родственными отношениями, в) устойчивыми связями, г) общими традициями

10. Социальная группа, положение и поведение членов которой регламентируется нормативными документами, называется:

а) малой, б) большой, в) формальной, г) референтной

В1. Соотнести тип собеседника и определение.

А. В беседу он включается не сразу, ему нужно время, чтобы прежде обдумать, составить план своих действий.

Б. С легкостью переключаются на общение от любых других занятий, контактны, хотя легко отвлекаются.

В. Слушатель он обычно идеальный, говорит вдумчиво, старается подобрать наиболее точные слова, не любит, когда его перебивают.

Г. Ему приходят в голову десятки версий, которые, впрочем, легко сменяются другими.

Д. Не склонен к внешней коммуникации. Ему часто кажется, что его не поймут.

1) интроверт   2) ригидный   3) мобильный

В2. Соотнести понятие и определение.

А) устойчивый, а нередко и упрощенный образ какого-либо явления или человека, складывающийся в условиях дефицита информации

Б) это постижение эмоционального состояния другого человека, если можно так сказать, «вчувствование»

В) восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов

1) эмпатия   2) перцепция   3) стереотип

В3. Установите соответствие между видами социальных групп и их примерами:

Примеры социальных групп                                                    Виды социальных групп

А) поэтический кружок;                                                            1. Формальная

Б) спортивная команда «Спартак»;                                          2. Неформальная

В) школьный класс;

Г) сотрудники отдела института;

Д) организация болельщиков футбольного клуба «Зенит»;  

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

  А. Потребности, Б. Психика, В. Личность, Г. Культура, Д. Общение, Е. Семья, Ж. Контакты, З. Группа, И. Гуманизм.

В последние десятилетия психологи сделали ряд замечательных открытий. Одно из них – о значении стиля общения с ребёнком для развития его (1). Теперь уже стало бесспорной истиной, что (2) также необходимо ребёнку. Как пища. Малыш, который получает полноценное питание и хороший медицинский уход, но лишён постоянных (3) со взрослым, плохо развивается не только психически, но и физически: он не растёт, худеет, теряет интерес к жизни.

Если продолжить сравнение с пищей, то можно сказать, что общение бывает не только здоровым, но и вредоносным. Плохая пища отравляет организм; неправильное общение «отравляет» (4) ребёнка, ставит под удар его эмоциональное благополучие, а впоследствии, конечно, и его судьбу.

Основные черты благоприятного стиля общения в семье определились в результате огромной работы психологов-гуманистов, теоретиков и практиков. (5) в воспитании основан, прежде всего, на понимании ребёнка, его нужд и (6), на знании закономерностей его роста и развития его личности.

С

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я-концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".

Р. Бэрон

С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции"? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.

                                        Тестирование по теме:   Личность, межличностные отношения.

                                                                               2 вариант

       А

1. Индивидом человек становится:

а) после рождения; б) после получения образования; в) достигнув определённого возраста; г) заняв руководящую должность

2. Социализация человека начинается:

   а) в детском возрасте; б) после получения образования; в) в результате начала трудовой деятельности; г) после достижения зрелого возраста

3. Верны ли следующие суждения о происхождении человека?

А) Человек является продуктом биологического развития; Б) Человек является продуктом культуры.

   а) верно только А; б) верно только Б; в) верны оба суждения; г) оба суждения не верны

4. Общение протекает:

   а) в микросреде; б) в макросреде; в) в малой группе; г) среди друзей; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

5. Интерактивная сторона общения - это:

   а) обмен информацией между общающимися людьми; б) межличностное взаимодействие; в) восприятие, оценка и понимание людьми друг друга.

6. Человека, без сомнения изменяющего своё поведение в соответствии с групповым воздействием, называют:

   а) конформистом; б) нонконформистом; в) коллективистом; г) самоопределяющейся личностью.

7. Социальная норма – это:

   а) правило поведения; б) стандарт поведения; в) регулятор поведения; г) обычаи и традиции; д) все ответы верны.

8. Приспособлением называется:

   а) решение, удовлетворяющее интересы всех сторон; б) взаимные уступки; в) стремление выйти из конфликтной ситуации не решая её; г) сглаживание противоречий за счёт своих интересов; д) все ответы верны.

9. Медиатор – это:

а) посредник; б) психолог-консультант; в) ведущий; г) специалист-кнфлитолог; д) все ответы верны; е) все ответы не верны.

    10. Соотнести имя ученого и его подход к трактовке личности.

     А) антропологический   б) социологический   в) персоналистический

     1) Л. Фейербах   2) К. Ясперс   3) Э. Дюркгейм

В.

В1. К каждому определению ,данному под пунктами А, Б, В, подберите соответствующее понятие из пунктов 1, 2, 3.

А. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого человека;

Б. Отдельно взятый представитель всего человеческого рода;

В. Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств;

1. Индивид; 2. Индивидуальность; 3. Личность.

     В2. Найдите в приведенном ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи:

        а) совместное проживание нескольких поколений; б) принятие решений всеми членами семьи; в) экономическая самостоятельность женщины; г) организация быта как основная экономическая функция; д) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей; е) совместная производственная деятельность

В3. Установите соответствие между функциями семьи и их проявлениями:

Проявление функций семьи                                                           Функции семьи

А) Распределение семейных обязанностей;                                 1. Рекреационная

Б) Совместное проведение досуга;                                               2. Хозяйственно-экономическая

В) Планирование семейного бюджета;                                        3. Воспитательная

Г) Передача традиций и ценностей;

Д) Снятие психологических нагрузок;

В4. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Помните, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

   А. Дети, Б. Брак, В. Социализация, Г. Коллектив, Д. Обязанности, Е. Институт,  Ж. Отношения, З. Группа, И. Любовь, К. Уважение.

      Семья – это основанная на (1) и (или) кровном родстве малая (2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными (3) по отношению друг к другу. Также семьёй называется социальный (4), т.е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которой осуществляется основная часть повседневной жизни людей (сексуальные отношения, деторождение и первичная (5) детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к (6) и лицам пожилого возроста.

С

   Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

        Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

       Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система  попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

       Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

С2. Взаимодействие, каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого  взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

  Ключи

Вариант 1

А. 1- г; 2-а; 3-д; 4-б; 5-2; 6-б; 7-б; 8-г; 9-б; 10-в;

В. В1:А2; Б3; В2; Д1; Г3. В2: А3; Б1; В2. В3: 21112. В4: ВДЖБИА

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я-концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".

Р. Бэрон

С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции"? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.

Ответы: С1

Признаки:

- наличие общей цели;

- наличие устойчивых отношений;

- взаимозависимость людей друг от друга;

- осознание людьми принадлежности к одной группе.

Ответы: С2

Причины объединения людей в группы:

- помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

- помогают в достижении ряда целей;

- обеспечивают информацией.

Ответы: С3

1) Для данной группы характерна общность цели - благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

Ответы: С4

"Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека

 Вариант 2

А. 1-а; 2-а; 3-в; 4-д; 5-б; 6-а; 7-д; 8-д; 9-а; 10-А1; Б3; В2.

В. В1: А3; Б1; В2; В2: а); д); е). В3:1Б, Д; 2А, В; 3Г. В4: БЗДЕВА.

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4

        Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и слаборазвитом мире, также как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

       Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть и такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система  попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

       Социальные отношения не определяются экономикой: в одно и то же время может быть много возможностей, но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действительностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

С2. Взаимодействие, каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого  взаимодействия?

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Ответ

С1. В чем по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:

- рост числа разводов;

- увеличение количества неполных семей.

Правильно указаны две черты

2

Правильно указана одна черта

1

Ответ неправильный

0

                                                                                    Максимальный балл

2

С2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого  взаимодействия?

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе называются сферы общества:

-социальные отношения;

-экономика.

Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы.

Правильно названы сферы общества, показан характер их взаимодействия

2

Правильно названы сферы общества

1

Ответ неправильный

0

                                                                                    Максимальный балл

2

С3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и, привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В ответе могут быть названы следующие причины:

-сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;

- усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности;

- женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жен, хозяйки дома.

Правильно  указаны три причины

3

Правильно указаны две причины

2

Правильно указана одна причина

1

Ответ неправильный

0

                                                                                    Максимальный балл

3

С4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

В  ответе называется  тип семьи: партнерская (демократическая).

Могут быть названы такие ее признаки:

- совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи;

- более равномерное распределение семейных обязанностей.

Правильно  назван тип семьи, указаны два ее признака

3

Правильно  назван тип семьи, указан один  ее признак

2

Правильно назван тип семьи

1

Ответ неправильный

0

                                                                                    Максимальный балл

3