Примеры работы с понятиями на уроках обществознания
статья по обществознанию (11 класс) на тему

Лялякин Олег Владимирович

Сведения об авторе материала

Лялякин Олег Владимирович, учитель истории и обществознания

ГБОУ Средняя общеобразовательная школа №1393 «Школа РОСТ»

 

Работа с понятиями на уроках обществознания

Дословно определения терминов редко совпадают в разных учебниках, словарях и текстовых фрагментах итоговой аттестации. Словарная работа по терминам с указанием их корневого значения формирует «узнавание» понятий, «переодетых» в другие формулировки.

Объясним  несколько понятий по корневому значению. Например, «конституция». Что такое константа в физике, математике? Неизменное значение, что-то незыблемое, устойчивое. Переводим «конституцию» как «установление», уточняем - «неизменное установление». И тут вопрос: неизменное установление чего? Конечно же, с одной стороны это установление неизменных прав и  свобод граждан, а с другой стороны – это установление границ вмешательства государства в частную жизнь людей, в деятельность их объединений и организаций. После такого объяснения сразу можно провести закрепление: зачем нужна конституция? А что происходит, если нет конституции?

В учебной литературе есть два подхода к определению понятий – аксиологический и структурно-функциональный. Аксиологический, т.е. ценностный подход выясняет значение, предназначение  и ценность определяемого. Структурно-функциональный подход выясняет, что это такое, из каких частей (элементов) состоит, как эти части относятся друг к другу и что «это» делает.  Чтобы стала ясна суть этих подходов, рассмотрим два определения права. Определение римского юриста Цельса, иногда пишут, что так определил право Цицерон: «Право – это наука о добром и справедливом». А вот примерное определение права, которое в разных вариациях встречается в учебной литературе: «Право – это система общеобязательных норм (правил жизни), установленных, одобряемых и обеспеченных принудительной силой государства».  При господстве структурно-функциональных определений школьник в 90% случаев не понимает ценности и предназначения в общественной жизни рассматриваемого понятия, определяющего какое-либо явление или социальный институт. Кстати, о социальном институте. Это понятие очень сложно объяснить и формальными словарными определениями не отделаешься. Латинские корни одни и у понятия «конституция», и у понятия «институт». Только что же  особенного устанавливает именно «социальный институт»? Предлагаем школьникам формулу, которая упрощает понимание социального института без искажения смысла:

ЦЕННОСТИ + НОРМЫ + СТРУКТУРА =  СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

Конечно, здесь стоит все наполнять смыслом. Ценности – жизненные ориентиры, маяки, которые светят на жизненном пути; нормы – правила (ученики любят, когда говорят «правила игры под названием «жизнь»); структура – внутреннее строение, устройство, организация взаимосвязанных и взаимоподчиненных частей. Если не сделать этих пояснений, формула определения социального института окажется пустой и не понятой. Теперь проверяем формулу и закрепляем понимание социального института.

Армия: ценность – защита Отечества, нормы – воинский устав, структура – система подчинения рядовых и офицеров, распределение обязанностей между родами войск, подразделениями и т.д.

Школа: ценность – образование (передача научных представлений о мире, знаний, умений, навыков, компетенций и воспитание подрастающего поколения); нормы – Закон об образовании, школьный Устав; структура – система образовательных учреждений (комплексов), разные ступени образования, взаимоподчинение от министра образования до школьника.

Церковь: ценность – вера в Бога; нормы – церковные правила, уставы, заповеди; структура – разные уровни духовенства, распределение функций между ними, верующие.

Семья: ценности – любовь, взаимное уважение; нормы – правила и традиции семьи; структура – глава семьи, дети, родители, распределение обязанностей в ведении хозяйства, организации досуга и т.д.

Рассмотрены четыре важнейших социальных института, которые одновременно являются и социальными лифтами.

Кроме выявления корневого значения слов и  формул, упрощающих определение сложных понятий, можно использовать схемы. Например, понятие «гражданство» - политическая и правовая связь между человеком и государством на основе взаимных прав и обязанностей. Важно отметить, что не все жители государства – граждане. Неграждане отличаются тем, что не могут принимать участие в управления делами общества и государства. Однако, они могут на территории страны заниматься предпринимательской деятельностью, трудиться, создавать семьи. При этом неграждане обязаны соблюдать законы того государства, на территории которого находятся.

Схема 1. Понятие гражданства

image

 Сущность понятия «правовая норма»  выявляется, когда ученикам становится доступны множество смыслов, заложенных в это словосочетание. Норма – то, что отмеряли, ни больше, ни меньше. А что отмеряют? Свободу поведения. Отрезали во-о-от такой кусочек свободы, больше нельзя. Кто отмеряет свободу? Общество и государство. У государства – правовые нормы, в обществе иные социальные нормы. Только правовые нормы общеобязательны, всегда в письменной форме, создаются государством, поддерживаются и обеспечиваются государственным принуждением. А что же внутри самой нормы? Три слова, которые приводят в порядок жизнь в обществе: можно, нужно, нельзя.

Правовая норма сначала описывает предполагаемую ситуацию, в которую может попасть человек или группа людей. Затем указывает, что в такой ситуации можно делать, что нужно, а что – нельзя. И, конечно же, дает понять, какие меры будут приняты государством, если предписания не исполняются. Предполагаемая ситуация называется гипотезой, предписание, как вести себя – диспозицией, а меры поощрения или наказания – санкцией.

Задание. Представим, вы пришли в зоопарк. Эта фраза -  диспозиция, гипотеза или санкция?  В зоопарке можно - …, нужно -…, нельзя - … Как по-другому называется предписание? Если за хорошее поведение посетителям зоопарка дают по конфете, а за плохое заставляют платить штраф – какая часть правовой нормы приходит в действие?

Главное в понятии права: мера свободы - можно, нужно, нельзя - гипотеза, диспозиция, санкция - правило поведения, которое для всех в письменной форме установило государство и обеспечило принудительной силой.

Таким образом, общий подход при объяснении сложных обществоведческих понятий – это разумное упрощение, использование нескольких русскоязычных синонимов, там, где термин имеет иностранное происхождение, выявление для школьников общественного значения и ценности понятия, разбивка на более простые составные части-элементы, которые могут быть преобразованы в схему или короткую «формулу».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_22.03.14.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МЕТОДИЧЕСКОЕ НАПОЛНЕНИЕ УРОКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет!» И.В.Гете

Слайд 2

Работа с понятиями Социальная информация Лабораторная работа с текстом Проектная деятельность

Слайд 3

Работа с понятиями Обращение к происхождению слова, его корневому значению (толковый, этимологический словари, словарь иностранных слов) Структурно-функциональный и аксиологический подход в определениях Схема или формула понятия СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ГРАЖДАНСТВО ПРАВОВАЯ НОРМА Правовая норма «отмерянная свобода» + «можно, нужно, нельзя» + гипотеза, диспозиция, санкция + Форма – письменная Обеспечивается – государственным принуждением Обязательна –для всех Создается - государством ценности+ структура+ нормы социальный институт

Слайд 4

Социальная информация № Кто? Что делают? Зачем? К каким последствиям приводит (может привести)? 1 ЖИТЕЛИ БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ ПЕРЕЕЗЖАЮТ РАБОТАТЬ В МОСКВУ ЖЕЛАЮТ УЛУЧШИТЬ СВОЕ МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ А) Б) В) Г) 2 ВЫПУСКНИКИ НА ЕГЭ СПИСЫВАЮТ И ВЫКЛАДЫВАЮТ КИМы В ИНТЕРНЕТ ЖЕЛАЮТ ПОЛУЧИТЬ БОЛЕЕ ВЫСОКИЙ БАЛЛ, ЧЕМ ЗАСЛУЖИВАЮТ А) Б) В) Г) Статус, роль Деятельность, действия, сфера Цель деятельности Результаты, последствия Какие правила действуют (должны действовать)? Какие правила нарушаются На какие ценности ориентируются в деятельности? Разделяет ли общество эти ценности? Оценка степени важности для общества Какие проблемы могут возникнуть? Как их решить? Мультфильмы, фильмы Сайты и порталы социологических исследований и статистики Личный опыт социально-бытовых отношений Социальные сети http://www.socpolitika.ru/ http://www.gks.ru / http://www.regnum.ru/ МАТРИЦА РАБОТЫ С СИ

Слайд 5

Лабораторная работа с текстом В царстве Сун жил Обезьяний царь, который любил обезьян и кормил целую стаю. Он умел угадывать их желания, обезьяны также его понимали. Чтобы ублажить обезьян, он меньше кормил свою семью. Но вдруг он обеднел, и пришлось ему уменьшить корм обезьянам. Боясь, что вся стая выйдет из повиновения, сначала он их обманул: - А что, если стану давать вам утром по три каштана, а вечером по четыре? Но тут все обезьяны поднялись в гневе. - А что, если стану давать вам утром по четыре каштана, а вечером по три? - сразу же переспросил он. И все обезьяны обрадованно легли на землю. Сократический диалог Описание ситуации Формулирование вывода

Слайд 6

Сократическая беседа 1. Можно ли назвать конфликтом сложившуюся ситуацию? Почему ? 2. В чем причина недовольства подданных обезьяньего царя? Другими словами, в чем причина конфликта ? 3. Была ли урегулирована, приведена в порядок конфликтная ситуация ? 4. Как действовал обезьяний царь, когда возникла проблема: обратился к подданным или единолично принял решение ? 5. Сколько вариантов решения проблемы было предложено - один или два? Кто их предложил ? 6. Какие варианты решения проблемы предлагали подданные? К каким последствиям это привело? 7. Использовалось ли насилие и принуждение Обезьяньим царем для решения проблемы ? 8. Привлекал ли Обезьяний царь дополнительные ресурсы для решения проблемы ? 9. Можно ли сказать, что политическая проблема (т.е. проблема, связанная с властью, подчинением, контролем, управлением и распределение ресурсов) решена эффективна? Почему?

Слайд 7

Описание ситуации возникшая в управлении ситуация – конфликтная, так как правитель вынужден распределять уменьшившееся количество ресурсов между подданными ; недовольство подданных было устранено, конфликтная ситуация была урегулирована без привлечения дополнительных ресурсов ; правитель не применял насилие, не воплощал в жизнь принятое решение без обсуждения проблемы с подданными; подданные не выдвинули своих вариантов решения проблемы, а предпочли один из двух вариантов, которые предложил правитель ; предложенные варианты были ложной альтернативой – общее количество ресурсов для распределения было уменьшено и в одном, и в другом варианте, изменился только порядок распределения ресурсов

Слайд 8

Дополнительные вопросы сократической беседы помогают формулировать вывод ВЫВОД ( что нужно для эффективного управления?) для эффективного управления необходимо считаться с мнением управляемых, вырабатывать различные варианты, подходы к решению проблемы и выносить их на обсуждение ; (при каких условиях в управлении можно исключить применение насилия и принуждения?) учет интересов и мнения управляемых помогает избежать применения насилия, принуждения ; (к каким последствиям может привести безразличие в политике?) пассивное отношение управляемых, отказ проявлять собственную инициативу и предлагать свои варианты решения проблемы, создает ситуацию ложного выбора, приводит к ущемлению их интересов.

Слайд 9

Выпишите действия Обезьяньего царя, которые характеризуют его как политического лидера до начала конфликтной ситуации, заполнив колонку таблицы «Так сказано в притче» (колонка «Так можно сказать научным языком) содержит уже готовые формулировки) Так можно сказать научным языком Так сказано в притче Правитель любил свой народ Любил обезьян Правитель справедливо распределял ресурсы Кормил целую стаю Правитель знал потребности и интересы общества Умел угадывать их (обезьян) желания Общество признавало законной и одобряло власть правителя Обезьяны также его (Обезьяньего царя) понимали Правитель исключал получение личных выгод, управляя обществом Чтобы ублажить обезьян, он (Обезьяний царь) меньше кормил свою семью

Слайд 10

Что мы делали? Как мы делали? Проектная деятельность Нарисовали и размножили таблицы Составили график – дни, время, исследователей Фиксировали закрывание и открывание двери, заносили результаты в таблицу Обработали результаты, сделали презентацию Составили листовку-памятку для целевой аудитории Выявили проблему – дверь часто остается незакрытой Выдвинули гипотезу – дверь оставляют чаще всего незакрытой обучающиеся 7-9 классов Определили метод исследования – наблюдение Разработали таблицу с критериями наблюдения ВЕЖЛИВОСТЬ – СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО ОБЩЕСТВА…

Слайд 11

На что должны быть направлены методические средства на уроке? На обретение смысла На понимание контекста На анализ социальной действительности На связь личного социального опыта с теоретическим материалом На формулирование выводов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

Работа с понятиями на уроках обществознания в старших классах

Данный материал представляет собой обобщение опыта по заявленной теме и был представлен на районном методическом объединении учителей истории и обществознания...

Методы или приемы работы с понятиями на уроке биологии

В данной призентации раскрывается технология способа диалектического обучения при работе с понятиями на уроке биологии....

Статья по обществознанию на тему: "Формирование понятий на уроках обществознания".

Данная статья посвящена проблеме формирования понятий у учащихся на уроках обществознания в рамках реализации ФГОС. Также в статье рассмотрены разнообразные формы работы, дающие возможность более эффе...

Работа с понятиями на уроках истории и обществознания

Одним из метапредметных умений, которыми должны овладеть обучающиеся,   является умение работать с понятиями.Плохое усвоение терминов напоминает  о себе на каждом уроке: обучающиеся не ...

Работа с понятиями на уроках истории

Работа с понятиями на уроках истории...

От понятия к пониманию: работа с понятиями на уроках обществознания.

Большое количесвто обществоведческих понятий вызывает затруднения у значительной части обучающихся. Статья демонстрирует некоторые приемы организации работы с понятиями, направленные на их осмысление....