Урок обществознания в 9 классе «Потребитель и его права»
план-конспект урока по обществознанию (9 класс) по теме

В ходе урока обучающиеся усваивают, что знание своих прав, умение ими пользоваться позволяет оперативно разрешать конфликтные ситуации, возникающие в случае нарушения их тправ, как потребителей.Очевидно, что изучение законодательства Российской Федерации о защите пра потребителей необходимо каждому гражданину для наиболее полной реализации и защиты своих прав и интересов. На уроке широко используются ИКТ-технологии: компьютерная презентация, видеофрагмент "Правила покупки товаров", мультфильм "Как старик корову продавал", интерактивные тесты. Учащиеся работают в группах с текстом Закона "О защите прав потребителей". Проверка домашнего задания построена в виде работы с тестами в фоме ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_potrebitel_i_ego_prava.doc950.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе «Потребитель и его права» (2 часа)

Цель урока:  Пропаганда правовых знаний в потребительской сфере, повышение правовой культуры.

Задачи урока:

1. познакомить учащихся с правовым статусом потребителя в РФ и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей».

2. формирование элементарных умений защиты своих прав в данной области. 

3. формирование навыков самостоятельной работы с текстом и применение своих знаний при решении практических задач. 

 Тип учебного занятия: комбинированный урок.

Форма проведения: (в соответствии с основным способом подачи нового материала): урок -  лабораторное занятие  (учащиеся работают с текстом Закона о защите прав потребителей, выполняют учебные познавательные задания, оформляя в тетради результат).

 Методы обучения:

- печатно-словесный метод обучения: анализ документа, выписывание понятий, вычленение  смысловых единиц;

- проблемный метод обучения: усвоение знаний через активную мыслительную деятельность,  т.е. через решение ситуационных задач;

- наглядный метод обучения (предметная наглядность - мультимедийная  презентация, видеофильм).

 Оборудование:

- текст «Закон о защите прав потребителей» (отдельные статьи) каждому учащемуся;

- раздаточный материал - ситуационные задачи у каждого ученика;

- презентация к уроку, видеофрагмент «Правила покупки товаров», мультфильм «Как старик корову продавал», интерактивные тесты;

- интерактивная доска.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Актуализация материала прошлого урока:

Тестирование в форме ГИА (5-7 мин)

Один учащийся выполняет задание у интерактивной доски (интерактивное тестирование)

 III. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы и целей урока.

  1. Потребитель и его права.

Вступительное слово учителя: Каждый человек за свою жизнь играет огромное количество ролей: ученика, брата, сестру, родителя, друга и т.д. Роли эти меняются с возрастом, зависят от профессий, положения в обществе и в семье. Но есть роль, которую продолжаем играть всю жизнь. Часто мы играем ее бессознательно, даже не задумываясь, насколько правильно мы ведем свою партию. Это роль потребителя. И сегодня мы поговорим о правилах игры этой роли. Что мы должны делать, чтобы быть разумными и экономически грамотными потребителями. Тема нашего урока: «Потребитель и его права». (слайд 1)

На этом уроке мы познакомимся с историей формирования законодательства о защите прав потребителя, правовым статусом потребителя в РФ и с некоторыми положениями закона РФ «О защите прав потребителей», потренируемся в защите своих прав в данной области, поработаем с текстом и применим свои знания при решении практических задач. (слайд 2)

Выступление учащегося с сообщением «История формирования законодательства о защите прав потребителя»

Учитель: Вы прослушали сообщение о длительном пути развития законодательства о защите прав потребителя в странах мира. В нашей стране сложилась целая система законодательства по защите прав потребителей (слайд  3 )

Задание учащимся - Кто же такой потребитель?  Попробуйте сформулировать сами это определение, пользуясь текстом закона.

 - работа с понятием. Работа с текстом закона.

Учитель: Итак, потребитель - гражданин, купивший или имеющий намерение заказать, приобрести товары, услуги для личных нужд, не связанных с извлечением прибыли. (слайд 4)

Товар предназначен только для личного пользования. (слайд 5)

Задание учащимся: В каких случаях герои сказок были потребителями?

1. Муха-Цокотуха, когда «пошла на базар и купила самовар». (Да)

2. Старик по отношению к золотой рыбке. (Нет, т.к. хотел все и бесплатно)

Учитель: Таким образом, благополучие человека как потребителя,  зависит от его собственного грамотного поведения с продавцами. В первую очередь потребителю нужно знать  - что?

Ученики: Свои права.

Учитель: Наиболее подробно этот вопрос рассматривается в «Законе о защите прав потребителей», принятом 7 февраля 1992 года (показ Закона о защите прав потребителей)

Ребята, проведем экспресс-опрос: кто из вас не знал, что такой закон в России есть? А кто изучал текст закона? (учащиеся поднимают руки).

Работа с текстом закона (работа в группах) (слайд   6)

Давайте поработаем с текстом Закона, найдем и объясним ваши права как потребителей. (учащиеся по группам под руководством учителя  работают с раздаточным материалом)

1 группа читает ст. 4,25

2 группа читает ст. 5,7

3 группа читает ст. 8,9,10

4 группа читает ст. 14,18,21

1) право на качество: означает, что продавец должен передать Вам качественный товар.  Срок службы - это период времени, в течение которого изготовитель обязан обеспечить потребителю возможность использования товара; установление срока службы - это право, а  не обязанность изготовителя; если срок службы не установлен, то считается 10 лет; (слайд 7,8)

2) право на безопасность как потребитель Вы имеете право на то, чтобы товар был безопасен для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке, определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав потребителей") (слайд  9)

3) право на информацию: потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести. На основании этой информации потребитель должен получить точное представление о товаре. (слайд  10)

 - потребителю должна быть предоставлена полная и достоверная информация о товаре; 

- потребитель должен быть информирован о правилах использования товара или услуги;

- срок годности - период времени, по истечении которого товар (услуга) считается непригодным для использования (исчисляется со дня изготовления);

- гарантийный срок - это время, в течение которого изготовитель (или продавец) отвечает за недостатки товара (исчисляется со дня продажи или установки); если гарантийный срок не установлен, то считается 2 года;

4) право на возмещение причиненного вреда - За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это предусмотрено законом, то применяются условия договора. (слайд  11)

Учитель:  подводит итог (слайд 11). Принято выделять следующие основные права потребителей. Давайте назовем эти основные права «Азбука потребителя» - в условиях современной экономики  знать меньше потребитель уже не может себе позволить.

Учащиеся записывают права в тетрадь

Учитель: Для лучшего запоминания давайте посмотрим видеоролик о правилах покупки товаров.

Слабоуспевающие учащиеся называют права потребителя.

Просмотр видеоролика (3мин.)

2.Защита прав потребителей.

Учитель (с привлечением знаний и опыта учащихся): Итак, с азбукой потребителя мы познакомились. Но эти права нужно уметь защищать. Каков механизм защиты наших прав  как потребителей?  Существует три основных способа защиты прав потребителя.

Первый  способ - гражданин может защитить свои права сам, не обращаясь в другие органы. (Иметь документ, подтверждающий заключение договора купли - продажи товара или услуги (кассовый чек, расписка, квитанция товара или услуги, подтверждающий заключение договора купли-продажи, указать факт отказа, предъявить претензии магазину.) Если права потребителя были нарушены в момент оформления покупки, ему необходимо немедленно обратиться с устной претензией к должностному лицу предприятия торговли или обслуживания. Если же все было в порядке на этом этапе, но дома вскрылись отрицательные качества  товара  или услуги, то потребителю необходимо предъявить претензии магазину. В случае отказа необходимо написать претензию, изложить суть, указать факт отказа. (слайд  12)

Второй способ  - обращение потребителя в одну из зарегистрированных общественных организаций потребителей. В соответствии со статьей 45 ФЗ "О защите прав потребителей", общественные организации потребителей имеют право:

- проводить проверку качества и безопасности товаров;

- проверять соблюдение прав потребителей и правил обслуживания;

- участвовать в контроле  за применением регулируемых цен;

- вносить в прокуратуру и другие органы материалы о привлечении к ответственности  лиц, виновных в нарушении прав потребителей;

- предъявлять иски в суд в интересах потребителей и т.д. (слайд  13)  

Третий способ  - обращение потребителя за защитой к специальным государственным    органам. В случае, когда потребитель сам не может разрешить конфликтную ситуацию, его государство  защищает . В органах местного самоуправления, отделах внутренних дел работают инспектора по борьбе с правонарушениями   в сфере потребительского рынка. К ним вы можете обратиться в случае нарушения ваших прав как потребителя. Если это обращение не поможет, вы вправе обратиться в суд с иском о нарушении ваших прав. (слайд  14)

Четвертый способ - судебная защита прав потребителей. Защита прав потребителей осуществляется судом. (слайд  15)

 Закрепление изученного материала. 

А теперь давайте поучимся отстаивать свои права как потребителей на примере конкретных  жизненных ситуаций.   Решение ситуационных задач. (слайд  16) 

1) Иванов купил корейский телевизор, к которому приложена инструкция на корейском и английском языках.  

2) В магазине вы приобрели платье, а когда пришли домой, увидели дырку на рукаве.

3) Вы купили банку сгущенного молока. Дома заметили, что товар просрочен.

Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал» (3,5 мин.)

Задание учащимся:  Если богач все же купил бы корову, какие права покупателя были бы нарушены?

( Ст. 4 – «Качество товара» гласит: продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.

 Ст. 10 – «Информация о товарах» гласит: изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.)

Подведение итога урока:

- сегодня на уроке я узнал........

- я понял.........................

- теперь я знаю.................

Выставление оценок за урок.

Домашнее задание: Параграф 13, составить «Памятку потребителя». (слайд  17) 

Спасибо за работу на уроке.  

Используемая литература:

1.Учебник «Обществознание» А.И. Кравченко, Е.А.Певцова, М.; «Русское слово» 2011г.

2. «Обществознание» 8-9 класс. Книга для учителя. Е.А. Певцова, М.; «Русское слово» 2010г.

3. Права потребителя в вопросах и ответах с образцами исковых заявлений и претензий.

 Р.С. Якупов. Серия « Консультирует юрист». Ростов – на - Дону, «Феникс, 2007

4.Закон РФ «О защите прав потребителя»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок экономики 5 класс на тему "Защита прав потребителя"

"Защита прав потребителя" - завершаю тема при изучении раздела "Рынок и конкуренция". На уроке ребята знакомятся со своими правами как потребителей товаров услуг и способами защиты своих интересов на ...

методическая разработка и методическое обоснование открытого урока обществознания "Современное российской законодательство. Основы государственного права"

Данная раработка с одной стороны обощает, систематизирует и закрепляет полученные ранее знания о структуре российского законодательства и содержании Конституции РФ, с другой - еще раз заостряет вниман...

презентация к уроку обществознания 9 класс "Права человека"

Данная презентация позволяет раскрыть вопрос об истории формирования прав человека, показать место, которое занимает этот вопрос в современном мире. Используя презентацию на уроке можно сформировать п...

урок обществознания 9 класс "Право"

Урок изучения нового материала на основе презентации, практической работы с Конституцией РФ...

"Защита прав потребителя" презентация и конспект урока обществознания, 9 класс

Тип урока: изучение нового материала.Вид урока:  урок-практикум с использованием учебно-правовых ситуаций.Цель урока: формирование  понятий – потребитель, права потребителя; формирован...

КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»

Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....

КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Презентация к уроку обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»

Презентация к уроку  обществознания 10 класс Тема: «Право в системе социальных норм»...