Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс.
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Русинова Людмила Анатольевна

Рабочая программа по обществознанию. 6-9 класс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Шайгинская основная общеобразовательная школа.

 

 Рассмотрено

Руководитель

методического

объединения учителей

 

________/_____________

                            ФИО

Протокол №____

от«___» _________20__г.

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

 

_________/___________/

                            ФИО

 

 «___» ______20 ____ г.

Утверждаю

Директор

 

 

__________/____________

                            ФИО

Приказ №______

от «___» ______20 ____ г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По обществознанию

ДЛЯ  6 – 9 КЛАССОВ

НА 2014 /2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

  

                                                                                     Составитель программы:

Русинова Людмила Анатольевна,

                                                                учитель истории и обществознания

 1 квалификационной категории.

р.п.Шайгино

2014/2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 Рабочая программа по истории  и обществознанию предназначена для 6—9 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Примерной программы по истории. - соответствие рабочей программы федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. N 1089, от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69) (далее - ФГОС);

  Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»,

 Федеральным компонентом государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (в ред. Приказов Минобрнауки России от 5 марта 2004 г. N 1089, от 03.06.2008 N 164, от 31.08.2009 N 320, от 19.10.2009 N 427, от 10.11.2011 N 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 N 69) (далее - Ф ГОС),

       Изучение обществознания в основной школе призвано создать условия для полноценного выполнения выпускником типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Выпускник основной школы должен получить достаточно полное представление о возможностях, которые существуют в современном российском обществе для продолжения образования и работы, для самореализации в многообразных видах деятельности, а также об условиях достижения успеха в различных сферах жизни общества. Курс призван помогать предпрофильному самоопределению.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 34 часа обязательного изучения обществознания на базовом уровне в 6 - 9-х классах (из расчёта 1 час в неделю).

Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА  КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.                                      

В 6 классе курс «Обществознание»  носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.

Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.        Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе должно осуществляться во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
       Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование
разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей в с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами в с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 6-х классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
       Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий. Учителю важно хорошо представлять себе их образовательные возможности и в то же время отчётливо осознавать границы их применения, уметь органически сочетать эти технологии с традиционными методиками.

        Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.

Рабочая программа предусматривает следующие виды контроля за знаниями и умениями учащихся: текущие, тематические и итоговые.

Программа базового курса «Обществознание»  способствует формированию у                                    учащихся  метапредметных, т.е. общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций,   предметных и личностных результатов.

Человек в социальном измерении. Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни. Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование. Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности». Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли. Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками. Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек. Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности? Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Ближайшее социальное окружение

Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников. Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.

Современное общество. Общество — большой «дом» человечества Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс. Сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика. Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.

Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью. Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение. Общество, в котором мы живём Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Российское общество в начале XXI в.  Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.

Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества. Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить. Место России среди других государств мира.

Социальные нормы. Регулирование поведения людей в обществе. Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи. Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.

Мораль, её основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей. Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.

 Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина. Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан. Как защищаются права человека в России. Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность. Основы российского законодательства. Гражданские правоотношения. Гражданско-правовые споры. Судебное разбирательство. Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей. Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях. Административные правоотношения. Административное правонарушение. Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних. Правоохранительные органы. Судебная система.

        Экономика и социальные отношения. Мир экономики. Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития. Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы. Типы экономических систем. Собственность и её формы. Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики. Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.  Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги. Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Особенности экономического развития России. Человек в экономических отношениях. Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики. Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата. Предприниматель. Этика предпринимательства. Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление. Права потребителя. Мир социальных отношений.

Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе. Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе. Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства. Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.

Политика. Культура. Политическая жизнь общества. Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика. Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства. Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации. Политический режим. Демократия. Парламентаризм. Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии. Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.

Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система. Межгосударственные отношения. Международные политические организации. Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов. Глобализация и её противоречия. Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм. Культурно-информационная среда общественной жизни. Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет. Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира. Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость. Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране. Человек в меняющемся обществе Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 6 класс (34 ч)

Тема 1. Человек (7 ч)

Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.

Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей" в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.

Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

Тема 2. Семья (4 ч)

Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.

Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.

Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.

Тема 3. Школа (4 ч)

Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться.

Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.

Тема 4. Труд (4 ч)

Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.

Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.

На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Тема 5. Родина (5 ч)

Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.

Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.

Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.

Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.

Тема 6. Добродетели (4 ч)

Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Резерв учебного времени — 6 ч.

Резерв целесообразно потратить на итоговое обобщение и практикумы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». 7 КЛАСС.  (34 ч.)

Глава 1. Человек среди людей. (4 ч.)

Как работать с учебником ? Межличностные отношения. Большие и малые социальные

группы. Общение. Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение.

Глава 2. Человек и закон. 13 ч

Что значит жить по правилам? Правила этикета и хорошие манеры. Права и свободы

человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина2.

Права ребенка и их защита. Система законодательства. Почему важно соблюдать законы.

Патриотизм и гражданственность. Вооруженные силы страны. Свобода и ответственность.

Что такое дисциплина. Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений.

Понятие и виды юридической ответственности. Правоохранительные органы. Судебная

система. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Глава 3. Человек и экономика. 13ч

Экономика и  ее роль в жизни общества. Основные участники экономики. Разделение труда и специализация. Заработная плата и стимулирование труда. Производство,

производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки,

выручка, прибыль. Предпринимательство и его организационно- правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Обмен, торговля. Формы торговли и реклама. Деньги. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Экономика семьи. Ресурсы семьи. Семейный бюджет. Источники доходов семьи.

Глава 4. Человек и природа. 3ч

Воздействие человека на природу. Охранять природу значит охранять жизнь. Закон на  страже природы.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». 8 КЛАСС.  (34 ч.)

Глава 1. Что такое человек (9 часов)

Что делает человека человеком? Жизнь – великое чудо. Зачем человек рождается Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя. Природное и общественное в человеке. Способность человека к творчеству

Что человеку нужно? Потребности. Иерархическая теория потребностей А. Маслоу. Понятия: потребности, классификация потребностей, биологические потребности, культурные потребности, социальные потребности, духовные потребности.

Ваши способности в вашей власти. Ординарные и неординарные способности. Способность, талант. Гениальность. Характер и сила воли.

Человек и человечность. Мораль и гуманизм. Моральные нормы и поступки людей.

Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура творческая и культура потребления. Культура народа и культура человека. Приобщение к культуре. Культура чувств и культура общения. Приобщение к мировой культуре- необходимое условие человеческого существования

Человек познает мир. Познание. Органы чувств, которые помогают человеку познавать мир. Формирование образа Я. Многообразие познавательных возможностей человека.

Вечные вопросы. Человек. Личность. Кто Я? Зачем я живу? Что останется после меня?

Глава 2. Человек и природа (4часа)

Природа, общество, человек.  Природа, биосфера, ионосфера, общество. Моральные нормы, взаимодействие человека с окружающей природной средой.

У роковой черты. Влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую среду. Прогрессирующее загрязнение природы. Экологические кризисы. Особенности современной экологической ситуации.

Природа под охраной государства. Наши экологические права и обязанности. Как закон охраняет природу. Экология и нравственность. Общественные движения в защиту природы. Экологическое право, экологические права и обязанности, объекты природоохранной деятельности. Ответственность за экологические правонарушения.

Глава 3. Человек среди людей (8 часов).

Межличностные отношения. Особенности межличностных отношений. Знакомство. Приятельство, товарищество. Симпатия и антипатия.

Радости и сложности общения. Необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их решения.

Малая группа. Понятие о малой группе. Виды малых групп по видам деятельности. Группы временные и постоянные. Самочувствие человека в группе. Динамические процессы в группе. Групповые нормы, санкции. Роль лидера в малой группе. Групповой эгоизм и конформизм.

Бесценный дружеский союз. Дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал дружбы. Несовместимость дружбы с эгоизмом. Дружба, групповая солидарность.

Самое утреннее из чувств. Любовь - сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства. Дружба.

Психологический климат в семье. Семья как малая группа. Межличностные отношения в семье. Семейный долг и семейные обязанности. Семья как источник человеческого счастья.

Глава 4. Человек в обществе (13 часов)

Человек и общество , основные сферы общественной жизни. виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение положения человека в обществе в процессе развития.

От хозяйства Робинзона к экономике. Как рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятия и основные элементы. Техника и технология. НТР и ее социальные последствия.

Человек в мире экономических отношений. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики. «Невидимая рука» рынка.

Государство и экономика. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета.

Социальная сфера жизни общества. Социальная структура и социальное неравенство. Социальные группы. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Социальный конфликт.

Нации и межнациональные отношения. Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к  истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений.

Связь поколений. Понятие о поколениях. Связь поколений. Конфликт поколений. Детство - особый период в жизни человека. Защита прав человека.

Политика и политическая жизнь. Политическая сфера общества. Политическая власть. Политические организации. Роль политики в жизни общества. Политика – дело каждого. Условия успешной политической деятельности.

Гражданин и государство. Происхождение государства. Государство, в котором мы живем. Гражданство. Становление правового государства. Государство, суверенитет. Монархия, республика.

Культура. Наука. Искусство. Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура»

Человек и выбор жизненного пути. Выбор жизненного пути. Адаптация. Индивидуализация. Интеграция.

Современный мир. Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА   КУРСА

«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ». 9 КЛАСС.  (34 ч.)

Тема 1. Политика и социальное управление. 10 ч.

Политика и власть. Государство, его отличительные признаки. Формы государства. Правовое государство. Гражданское общество. Участие граждан в политической жизни. Политические партии и движения. Средства массовой информации.

Тема 2. Право. 22 ч.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Всеобщая декларация прав человека. Правовые отношения. Понятие и виды юридической ответственности, юридического права.  Понятие правонарушения.

Правоохранительные органы.

Конституция РФ. Основы российского законодательства. Основы конституционного строя РФ.

Органы государственной власти РФ. Понятие прав, свобод и обязанностей. Частная жизнь гражданина. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Гражданские правовые отношения. Гражданское право. Нравственная культура.

 Труд и трудовое право. Трудовые отношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника.

 Семейное право. Нравственные основы брака и семьи. Права и обязанности родителей и детей.

Административное право. Собственность, предпринимательство и гражданское право.

Основные понятия и институты уголовного права. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Социальные права граждан.  Международное гуманитарное  право.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Итоговое повторение 2  ч.

 

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен

знать/понимать:

  •  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  •  необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  •  особенности социально-гуманитарного познания;
  • социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
  • сущность общества как формы совместной деятельности людей;
  • характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
  • правовой статус и права детей
  • особенности регулирования отношений с участием несовершеннолетних в трудовом, уголовном, семейном законодательстве.

уметь:

  •  характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  •  анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  •  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  •  осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

  •  извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  •  оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности. Группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  •  формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной тематике;
  •  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
  • осуществлять поиск информации;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные
  • суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • применять социально
  • экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и ч/з  средства массовой коммуникации
  • решение практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

 совершенствования собственной познавательной деятельности;

 критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

 решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

 ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

 предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

 оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

 реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

 осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

«Листа корректировки рабочей программы учителя по предмету».

Корректировка планирования по ___________________ в ______ классе.

Учитель: _______________________

1.      Отмена занятий в связи с низкой температурой воздуха  с_____ по____дает отставание в прохождении программного материала на ___ часов.

2.      Внеочередные каникулы с ______ по______ дают отставание в прохождении программного материала на _______ часов.

3. Отмена занятий в связи с праздниками с_______по_____ дает отставание   в прохождении программного материала на _____ часов.

4. Отмена занятий в связи с непредвиденными обстоятельствами с_______по_____ дает отставание   в прохождении программного материала на _____ часов.

5. Отмена занятий в связи с болезнью педагога с_______по_____ дает отставание   в прохождении программного материала на _____ часов.

 Итого отставание в прохождении учебного материала на конец ______ четверти

 составляет ________  часов.

Разделы и темы в которых произошли изменения

Было часов

Стало часов

Учитель____________________________

            «___»__________20____г.

Учебно-методический комплект

  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. Учебник для 6, 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Поздеев А.В., Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию к учебнику 6,7,8,9 Л.Н. Боголюбова. 6 класс. М., - «Вако», 2011.
  3. .Л.Н.Боголюбов.  Введение в обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение» 2008.
  4. .Конституция РФ. М., 2002.
  5.  А.Ф. Никитин. Административное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа»2000.
  6. А.Ф.Никитин. Уголовное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа» 2000.
  7.  А.Ф. Никитин. Семейное право. Дополнительные материалы к учебникам «Право и политика» 8-9 классы. М., «Дрофа» 2000.
  8.  Международное гуманитарное право. Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений. М., Изд-во ФНИИ МП ФЗ, 2000.
  9. . О.А. Чернышева. Обществознание 9 класс. Итоговая аттестация. Ростов -на- Дону, «Легион»2007.
  10.  С.А. Нижников. Тесты по обществознанию М., «Экзамен» 2006.
  11.  С.Н. Дыдко. Контрольные и проверочные работы по обществознанию к учебнику Л.Н. Боголюбова. 9 класс. М., «Экзамен» 2005.
  12.  Г.И. Аверьянова обществознание. Тестовые задания к основным учебникам. 9 класс. М., «Эксмо» 2008.
  13. 13.С.Н. Степанько. Обществознание. 9 класс. Поурочные планы к учебнику Л.Н. Боголюбова. Волгоград, «Учитель» 2007.
  14. 14. Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.Ю. Лазебникова. Рабочая тетрадь по курсу «введение в обществознание»: 8 класс.- М.: Просвещение, 2006;
  1. Е.И. Жильцова, А.Ю. Лазебникова, А.И.Матвеев. Рабочая тетрадь по курсу Ввведение в обществознание»: 9 класс.- М.: Просвещение , 2006;
  2. Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;
  3. Дидактические материалы по курсу «Введение  в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2005.
  4. Федеральный компонент государственного стандарта . Обществознание, экономика, право. М., 2004.
  5. С.Н. Степанько. Задания для подготовки к олимпиадам. Обществознание 9-11 классы. Волгоград 2008.
  6. О.А. Чернышова. Обществознание. 9 класс. Итоговая аттестация. Учебно-методическое пособие. «Легион», Ростов -на Дону 2007.
  7. С.А. Нижников. Тесты по обществознанию. Учебное пособие. «Экзамен» М., 2006.
  8. Закон о защите прав потребителей. М., 2008.
  9. Б.А. Райзберг. Твоя экономика. Учебное пособие М., 1996.
  10. Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся. М., «Просвещение» 2007.

.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...