Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Яшина Татьяна Петровна

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Человек в системе социальных связей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_v_10_klasse.docx387.87 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания  в 10 классе. Уровень – базовый.

Тема: «Человек в системе социальных связей».

Цель: развивать личностные  качества самореализации учащихся в процессе самостоятельной познавательной деятельности при формировании представлений учащихся о соотношении в человеческом поведении природных и культурных факторов, о понятии личности и ее качествах.

Задачи: научить учащихся выделять главное и второстепенное в тексте, делать умозаключение и выводы, давать определение понятиям, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных  задач

Технология урока: технология организации самостоятельной деятельности школьников.

Приемы: фокусированные диалектические заметки,  составление опорной схемы- коллажа, составление  самодиагностирующих  заметок

Этапы технологии организации и сопровождения самостоятельной работы учащихся

1.Этап  целеполагания

2.Деятельностный этап

3.Контрольно – оценочный этап

4.Рефлексивный.

1 этап

Для определения темы урока, послушайте исторический анекдот:

Платон вопрошал  своих учеников: что такое человек? Ученики затруднились с ответом. Платон ответил сам, что человек принадлежит роду животных, виду двуногих  без перьев. Проходивший  мимо другой философ  вмешался в беседу, бросив общипанного цыпленка перед Платоном. «Вот, Платон, твой человек».

Что такое ЧЕЛОВЕК?  Обособлен ли человек  в своем существовании или он находится во взаимодействии с другими людьми?

- Ответы учащихся

Тема урока:  «Человек в системе социальных связей»

- Какие  цели, исходя из темы, можно поставить к данному  уроку. Опираемся на материалы,  изученные вами  ранее по биологии, обществознанию.

- Ответы учащихся

-обобщая цели, выходим на план

План:

1.Биологическое и социальное в человеке

2.Характерные признаки  человека

3.Личность

а) понятие

б) структура личности

в) факторы формирования личности

г) путь формирования личности – деятельность

4.Отличия в понятиях «человеческая личность» и «личность» в человеческом понимании

5.Написание эссе.

2 этап – деятельностный

-Педагог выполняет роль консультанта по образовательному  запросу ученика

-оценивание  выполненной работы учителем

-самостоятельное оценивание  выполненной работы учеником

Работа с текстом учебника  (Обществознание. Под редакцией Л.Н.Боголюбова 10 класс,  параграф 7) ;

- по ходу работы заполнить  таблицу:

Биологическое  в человеке

Социальное  в человеке

Анатомия и физиология человека

Потребности в еде, сне, движении…

Самосохранение

Инстинкты.

Прямохождение

Способность мыслить

Членораздельная речь

Способность к сознательной целенаправленной деятельности

Творчество

-Проверяем таблицу

-Сформулируйте вывод:

Человек – существо биосоциальное, только в таком единстве он может существовать. Биологическая природа человека – это естественная предпосылка, условие существования, а  социальность – сущность человека.

На слайде  сформулированы определения понятий «индивид», «индивидуальность», «личность» и перечислены  данные понятия

-Задание: необходимо соотнести понятия и определения характеристики человека

-Проверяем  задание

Индивид – человек как отдельная особь среди других людей.

Индивидуальность – своеобразие, уникальность, неповторимость  данного человека.

Личность – человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и самого себя. Это человек со  своими социально сформированными и индивидуально выраженными качествами (интеллектуальными,  эмоциональными, волевыми, нравственными и др.) и умеющий отвечать за свои действия.

-Определение понятий запишем в тетрадь

-Задание: составьте характерный  портрет личности  (коллаж)

-Проверка задания (слайд №2)

•право выбора

•ответственность за поступки

•целеустремленность

•творческая активность

•предприимчивость

•самообразование

•самовоспитание

Возможны и другие варианты

Продолжим  работу с текстом учебника по рассмотрению вопроса: структура личности (объяснить каждый элемент – устно)  и факторы формирования личности. Путем  составления схем  отразить полученные  знания в тетрадь.

-Проверка выполнения заданий:

Схема   Структура  личности

        ⁄                ⁄                        ⁄

Социальный        Социальная        Направленность        

статус                роль                        (потребности, идеалы, интересы, мотивы                                                  поведения)

                

Схема              Факторы формирования личности.

                ⁄                        ⁄                                ⁄        

Эпоха  в которой живет      Отдельные личности        собственное «эго»

человек                        как современники так и                         

                                жившие в прошлом, литера-

                                турные  герои

-Задание: на слайде №3  портретный художественный ряд. Кого можно назвать личностью в человеческом понимании?

C:\Users\hp\Desktop\81910_240 (1).jpgC:\Users\hp\Desktop\52498c1d-194a-03f3-194a-03fcefe4847c.photo.0.jpgC:\Users\hp\Desktop\ManintheMarginsPushkinPaintinglg913.jpg

C:\Users\hp\Desktop\0374-65.jpgC:\Users\hp\Desktop\sakharov.jpgC:\Users\hp\Desktop\video-genii-i-zlodei-uhodyashchey-epohi-chaykovsky.jpg

C:\Users\hp\Desktop\002q23wz_114.jpg        

-Проверка задания. Отличия в понятиях  «человеческая личность» и «Личность» в человеческом понимании.        

3 этап – контрольно-оценочный        

Оценивание деятельности учащихся происходит  в формате эссе.

Даны высказывания:

«Наша личность-это сад, а наша воля – его садовник»             У.Шекспир

«Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя»                            Сократ

«Ребенок в момент рождения не человек, а только кандидат в человека»

                                                                                                                 А. Пьерон

«Личность это способность человека быть господином самому себе благодаря добровольно выбранным твердым принципам»

                                                                                                                И. Кант

У учащихся право выбора  любого высказывания. Алгоритм написания  эссе со школьниками проработан ранее по учебному пособию «Как написать эссе: новые критерии, новые подходы» К.О. Битюкова, В.Г.Мордасова.  Обращаем внимание учащихся на раскрытие смысла высказывания. Например, смысл высказывания И.Канта заключается в следующем: личность независима и самостоятельна лишь тогда, когда имеет твердые моральные и гражданские качества – честность и порядочность, совесть и ответственность, уважение  к закону, порядку и  справедливости, несет ответственность за свои поступки.

4 этап  - рефлексивный

Рефлексию можно проводить на основе следующих  вопросов:

1.Главные мысли урока, необходимые мне

2.Что получилось : мои достижения- личностные и учебные

3.Что осталось неясным  для меня? Можно ли это исправить?

4.Что еще необходимо сделать в рамках самообразования?

 Домашнее задание: доработать эссе, предварительно прочитав  записи в тетради и параграф учебника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к урокам обществознания по теме: "Человек и природа"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания при изучении тем раздела "Человек и природа". Презентация знакомит с деятельностью семьи ученых Пажетновых, являющихся создателями Г...

Методическая разработка итогового урока обществознания в 10 классе. Тема урока: «Парламентаризм в России. Роль политических партий в формировании демократической системы власти».

Развитие способности понимать общественную обусловленность данного политического периода, критически анализировать полученную политико-социальную информацию, определять собственную позицию и соотносит...

Методическая разработка. Интегрированный урок обществознания (экономики) и английского языка по теме: "Деньги"

Класс: 11 АОсновной метод – защита презентацийТип урока - обобщение и закрепление знаний по теме “Деньги”Цель урока - Использование метапредметных связей в обучении обществознанию (экономики) для сове...

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"

Методические разработки к уроку обществознания по теме: "Культура и духовная жизнь общества"...

Методическая разработка к уроку в 8 классе на тему "Системы счисления"

Цель урока: закрепление, обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Системы счисления» - правил перевода и выполнения арифметических операций в различных системах счисления, в том числе с исп...

Методическая разработка к уроку обществознания по теме "Собственность"

План- конспект урока по обществознанию для 8 класса на тему "Собственность"...

тесты к уроку обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе

Тесты к уроку  обществознания по теме " Человек среди людей" в 6 классе...