Рабочие программы по обществознанию 6-9 класс
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Рабочие программы по обществознанию разработаны к учебникам Л.Н. Боголюбова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение

«Владимировская средняя общеобразовательная школа»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №  7

от ___ _________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МОКУ Владимировская СОШ

Чулгаева Ирина Семеновна

__  ___________ 2014 г

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МОКУ Владимировская СОШ

 Миронова Валентина Николаевна

пр.№ __  ___ ________ 2014 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

 «Обществознание»

для  6 класса

на 2014-2015 учебный год.

                                                                                                                                                                 Составитель: учитель                      

                                                                                                                                                    Бычкова Т. Э.

с.Владимировка

2014 г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по курсу «Обществознание» для 6 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, программы «Обществознание 6-11 классы» под общей редакцией Л.Н. Боголюов, Л.Ф. Иванова.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса «Обществознание» в 6 классе в течение 34 часа учебного времени. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1.

Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.

Задачи:

- овладение учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

- освоение ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства

- формирование  у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни,  для решения типичных задач в области социальных отношений,  для осуществления гражданской и общественной  деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий,  а также в семейно-бытовой сфере,  для соотнесения собственного поведения и  поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом.

Требования к подготовке  обучающихся.

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, потребности человека и ее виды, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

 

Содержание учебного предмета.

Введение (1ч).

Тема 1. «Человек» (7ч).

    Человек родился. Зачем человек рождается. Что такое наследственность. Наследственность — биологическая сущность всех людей. Можно ли влиять на наследственность.

Уметь : высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, давать определение понятий.

     Человек — личность. Что такое личность. Индивидуальность — плохо или хорошо? Сильная личность — какая она?

Знать какие качества характеризуют личность.

Уметь доказать, что человек не только биологическое.

   Особый возраст: отрочество. Легко ли быть подростком? Отрочество — пора мечтаний. Самостоятельность — показатель взрослости. Всегда ли самостоятельность приносит пользу. Нужны ли сегодня рыцари.

Знать, какие черты подросткового возраста наиболее заметны и отличают от других периодов.

Уметь объяснять, может ли самостоятельность быть отрицательным качеством.
   
Познай самого себя. Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен.

Знать,  влияет ли самооценка на поведения человека.

Уметь объяснять, нужно ли сравнивать себя с самим собой и другими; объяснять, каждый ли из нас талантлив и как это узнать.

  Человек и его деятельность. «Птицу узнают по полету, а человека — по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна...

Знать, какие виды деятельности называют основными и почему.

Уметь объяснять значения слова «деятельность».

  Что человек чувствует, о чем размышляет.
      Какие бывают потребности. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств.

Знать, что такое потребности и какие потребности бывают у человека; что такое мышление.

Уметь рассказать, какие высшие чувства они знают.

Тема 2. «Семья» (4ч).

  Семья — ячейка общества. Зачем люди создают семьи. Семья и государство. Если семья не выполняет своих обязанностей. Какие бывают семьи.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

   Семейное хозяйство. Семейные заботы. Каким должен быть хозяин дома. Как хозяйствовать по правилам.

Знать кого считают рачительным хозяином, каковы источникиэкономии в домашнем хозяйстве.

Уметь анализировать, делать выводы.

      Делу время — потехе час. Что такое свободное время. Свободное время и занятия физкультурой. Свободное время и телевизор. Своими руками. Что такое хобби.

Знать какое время можно назвать свободным.

Уметь рассказать, какие знают увлечения- хобби, как  наполнить свободное время полезными делами.

Тема 3. «Школа» (4ч).

      Профессия — ученик. Школьное образование. О чем рассказала бабушка. Чему учит школа. Учись учиться.

Знать основные положения раздела.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

  Одноклассники, сверстники, друзья. Ты и другие ребята. Слово не воробей.

Знать основные положения раздела.

Уметь объяснять, что может помешать дружбе, привести примеры о том, как дружат разные ребята.
 Тема 4. «Труд» (5ч)

      Труд — основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает.
          Знать, каким бывает труд человека; какие правила помогают успешно трудиться.

           Уметь объяснять, чем богатый человек отличается от бедного.


      
Труд и творчество. Что такое творчество. Мастер и ремесленник. Творчество в искусстве.
          Знать, какие два значения имеет слово «ремесленник»; как связаны по смыслу и происхождению слова «творчество», «творить», «творец», «творение».    

          Уметь объяснять, всякий ли мастер может быть назван творцом, давать определение понятий.  

      На пути к жизненному успеху. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких — залог успеха. Выбор жизненного пути.

Знать, что сопутствует успеху в жизни.

Уметь объяснять, в чем человек видит свое счастье; можно ли в работе видеть смысл жизни.

Тема 5. «Родина» (7ч).

      Что значит быть патриотом. Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Русский язык — государственный. За что мы любим свою страну.

Знать, что такое федерация и субъект РФ, почему русский язык является государственным в РФ.

Уметь объяснять значение слова «патриот».

      Символика России. Герб России. Флаг. Гимн.

Знать, что изображено на гербе РФ; что означает цвета российского государственного флага; в каких случаях принято исполнять Государственный гимн России.

         Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.


      
Гражданин — Отечества достойный сын. Гражданин. Права и обязанности граждан России. Моя хата с краю?
              Знать, что означает слово «гражданин» ; права гражданина.

              Уметь объяснять, какого человека можно считать достойным гражданином своей страны.
      
Мы — многонациональный народ. Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность.
              Знать основные положения по теме урока.

              Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Тема 6. «Добродетели» (5ч).

      Человек славен добрыми делами. Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. Главное правило доброго человека.
            Знать основные положения по теме урока.

              Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

      Будь смелым. Что такое страх. Смелость города берет. Имей смелость сказать злу «нет».
              Знать основные положения по теме урока
.

             Уметь объяснять, что такое страх, что такое смелость, какую роль она играет в жизни человека

      Что такое человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам.

Знать, что такое человечность.

Уметь сформулировать свое определение гуманизма.
      
Заключительное занятие (1ч).

Знать основные положения курса.

Уметь анализировать, делать выводы, работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач.


Календарно – тематическое планирование 6 кл- 34 ч (1 ч в неделю).

Дата

№ урока

№   урока в

 блоке

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Форма урока

Научно- познавательные компетенции.

Информационные компетенции

Домашнее задание

1

1

Введение

1

изучения нового материала

Познакомиться с предметом «Обществознание»

Мультимедийная поддержка

1. Человек  (7 ч).

2

1

Человек родился.

1

изучения нового материала

Познакомиться с особенностями человеческого организма. Учиться высказывать свое мнение.

Рабочая тетрадь, презентация.

  1

3

2

Человек – личность.

1

комбинированный

Учить детей быть терпимыми, уметь общаться друг с другом.

Рабочая тетрадь, презентация.

  2

4

3

Особый возраст: отрочество.

1

комбинированный

Знать основные понятия темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  3

5

4

Познай самого себя.

1

комбинированный

Знать основные понятия темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  4

6

5

Человек и его деятельность.

1

комбинированный

Познакомиться с основными видами деятельности

Рабочая тетрадь, презентация.

  5

7

6

Что человек чувствует, о чём размышляет.

1

комбинированный

Знать основные понятия темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  6

8

7

Практикум по теме «Человек».

1

повторит-обобщающ

Обобщение знаний уч-ся, применение их на практике.

Тестовые задания.

2.Семья (4 ч).

9

1

Семья - ячейка общества

1

изучения нового материала

Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  7

10

      2

Семейное хозяйство

1

комбинированный

Формировать представление о семье и семейных заботах.

Рабочая тетрадь, презентация.

  8

11

3

Делу время, потехе час

1

комбинированный

Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  9

12

4

Повторение по теме «Семья».

1

повторит-обобщающ

Обобщение знаний уч-ся.

Карточки – задания.

3. Школа (4 ч).

13

1

Профессия-ученик

1

изучения нового материала

Формирование знаний о задачах школы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  10

.  14

   15

2

3

Одноклассники, сверстники, друзья

2

комбинированный

Дать представление об обучающихся в школе, об особенностях их взаимоотношений.

Рабочая тетрадь, презентация.

  11

16

4

Практикум по теме «Школа»

1

повторит- обобщающ

Обобщение знаний уч-ся.

Карточки – задания.

 

4. Труд (5 ч)

17

1

Труд – основа жизни

1

изучения нового материала

Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы.

  Рабочая тетрадь, презентация.

  12

18

2

Труд и творчество

1

комбинированный

Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  13

19

20

3

4

На пути к жизненному успеху

2

комбинированный

Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  14

21

5

Практикум по теме «Труд»

1

Повторит-обобщающий

Обобщение знаний уч-ся.

Карточки с заданиями.

5. Родина (7 ч).

 22

1

Что значит быть патриотом?

1

изучения нового материала

Познакомить с понятием патриот.

Рабочая тетрадь, презентация.

  15

 23

24

2

3

Символика России

2

комбинированный

Познакомить с символикой России.

Рабочая тетрадь, презентация.

  16

 25

4

Гражданин – Отечества  достойный сын

1

комбинированный

Дать представление понятию гражданин, правам гражданина.

Рабочая тетрадь, презентация.

  17

 26

 27

5

6

Мы – многонациональный народ

2

комбинированный

Познакомить с многонациональной структурой России.

Рабочая тетрадь, презентация.

  18

 28

7

Урок-практикум «Родина»

1

повторит-обобщающ

Обобщить знания уч-ся.

Карточки с заданиями.

6. Добродетели (6 ч).

 29

 30

 1

 2

Человек славен добрыми делами

2

изучения нового материала

Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  19

 31

 3

Будь смелым

1

комбинированный

Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  20

 32

 33

 4

 5

Что такое человечность

2

комбинированный

Знать основные положения темы, уметь анализировать, делать выводы.

Рабочая тетрадь, презентация.

  21

 34

 6

Итоговая контрольная работа

1

повторит-обобщающ

Контроль и обобщение знаний уч-ся.

Тестовые задания

Итого

34

 

Учебно- методическое обеспечение предмета.

1.Основная учебно- методическая литература:

1. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Обществознание. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010.

2. Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова. Методические рекомендации к учебнику «Обществознание» 6 класс. – М.: Просвещение, 2010.

3. О.А.Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. 6 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2010

2. Дополнительная учебно- методическая литература.

      1.Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. — М., 1985. — Ч. 2, 3.
      2.
Богданов В. В. Истории обыкновенных вещей / В. В. Богданов, С. Н. Попова. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.
      3.
Боханов А. И. Коллекционеры и меценаты в России / А. И. Боханов. — М., 1989.
      Детский экономический словарь, или Маленькие рассказы не очень маленьким детям об экономике. — М., 1997.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение

«Владимировская средняя общеобразовательная школа»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №  7

от ___ _________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МОКУ Владимировская СОШ

Чулгаева Ирина Семеновна

__  ___________ 2014 г

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МОКУ Владимировская СОШ

 Миронова Валентина Николаевна

пр.№ __  ___ ________ 2014 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

 «Обществознание»

для  7 класса

на 2014-2015 учебный год.

                                                                                                                                                                 Составитель: учитель                      

                                                                                                                                                    Бычкова Т. Э.

с.Владимировка

2014 г.

Пояснительная записка

 

  Рабочая  программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта (основного) общего образования  и авторской программы  "Обществознание. 7 класс" под ред. Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.("Просвещение".2011 год). Рабочая программа ориентирована на 7 класс, рассчитана на 34 учебных часов из расчёта 1 час в неделю.

Цель: Формировать знания о сферах общества: социальной, политической и экономической.

Задачи:

—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.

         

Требования к уровню подготовки обучающихся.

  Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.  

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик должен

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации

       

        

        

Содержание программы учебного предмета

Введение (1ч)

Тема 1. Человек среди людей  (8 ч)

    Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками,  старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2. Человек и закон (13 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина –  необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (8 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики потребители, производители.Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (4 ч)

Человек –  часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу –  значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

        Тематическое планирование 7 класс 34 ч – 2 часа в неделю.

Дата

№ урока

№ урока в блоке

Тема

урока

Кол-во часов

Тип

урока

Научно- познавательные компетенции

Информационные компетенции

Дом.

задание

1

1

Введение. Курс обществознания: особенности и формы работы

1

вводный

Знать назначение предмета, ориентироваться в различных заданиях, предложенных на страницах учебника, выражать собственное отношение к изучению предмета.

Презентация, рабочая тетрадь.

Стр 3-6

1. Человек среди людей  (8 ч).

2-3

1-2

Отношения между людьми

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления материала

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Презентация, рабочая тетрадь.

*1

Рубрика

«В классе и дома»

4-5

3-4

Ты и твои товарищи

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления материала

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Презентация, рабочая тетрадь.

*2

Рубрика

«В классе и дома»

6

5

Зачем люди общаются

1

Комбинированный урок

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Презентация, рабочая тетрадь.

*3

Рубрика

«В классе и дома»

7-8

6-7

Почему надо быть терпимым

2

Комбинированный урок

Урок обобщения.

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Презентация, рабочая тетрадь.

*4

Рубрика

«В классе и дома»

9

8

Обобщение по теме «Человек среди людей»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Тестовые задания.

Повторен.

2. Человек и закон (13 ч).

10-11

1-2

Что значит жить по правилам?

2

Урок изучения нового материала

Урок обобщения и закрепления материала

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий, самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов.

Презентация, рабочая тетрадь.

*5

Подготовить пословицы и поговорки по теме

12-13

3-4

Права и обязанности граждан

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления материала

Знать: основные положения урока; термины: права человека, гражданские права, политические права и т.д.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; находить в СМИ информацию по заданной теме; приводить примеры правовых отношений.

Презентация, рабочая тетрадь.

*6

Вопросы. Перечислить свои права, сделать подборку статей из газетных материалов по теме

14

5

Почему важно соблюдать законы?

1

Комбинированный урок

Знать: основные положения раздела; термины: свобода, закон, справедливость. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Презентация, рабочая тетрадь.

*7

15-16

6-7

Защита Отечества

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления материала

Знать: основные положения урока; термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения; понимать важность выполнения священного долга – службы в армии; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.

Презентация, рабочая тетрадь.

*8

Нарисовать картинки по теме

17-18

8-9

Что такое дисциплина?

2

Комбинированный урок

Урок обобщения и закрепления материала

Знать: основные положения урока; термины: дисциплина, дисциплина внутренняя и внешняя, самоконтроль. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; оценивать поступки людей в рамках изучаемой темы; приводить примеры различных ситуаций по заданной теме; выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.

Презентация, рабочая тетрадь.

*9

Привести примеры из литературных произведений

19-20

10-11

Виновен - отвечай

2

Комбини-рованный урок

Знать: основные положения раздела; термины: преступление, виды преступлений, кража, грабёж, подстрекатели, соучастники. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; работать самостоятельно и высказывать свою точку зрения.

Презентация, рабочая тетрадь.

*10

Сделать подборку из газетных статей

21

12

Кто стоит на страже закона?

1

Комбини-рованный урок

Знать: основные положения урока; термины: правопорядок, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, нотариус, презумпция невиновности. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; понимать содержание и значение правовых норм; приводить примеры правовых отношений и ситуаций;

Презентация, рабочая тетрадь.

*11

Повторить материал раздела.

22

13

Обобщение по теме «Человек и закон»

1

Повторительно - обобщающий урок

Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Тестовые задания.

3. Человек и экономика (8 ч).

23

1

Экономика и ее основные участники

1

Урок изучения нового материала

Знать: основные положения урока; термины: экономика, производство, обмен, распределение, потребление, технология, производитель, потребитель; сущность совместной деятельности людей в сфере  экономики. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; решать познавательные и практические задачи в рамках материала.

Презентация, рабочая тетрадь.

*12

Написать мини-сочинение «Все работы хороши - выбирай на вкус!»

24

2

Золотые руки работника

1

Комбини-рованный урок

Знать: основные положения урока;  термины: квалификация. Труд, зарплата, виды зарплаты. Уметь анализировать, делать выводы. Отвечать на вопросы.

Презентация, рабочая тетрадь.

*13

Подоб. Послови-цы и поговорки о труде. Подготов сообщения по газетным статьям о людях труда

25

3

Производство, затраты, выручка, прибыль

1

Комбини-рованный урок

Знать: основные положения темы; основные понятия. Уметь решать задачи.

Презентация, рабочая тетрадь.

*14

26

4        

Виды и формы бизнеса

1

Комбини-рованный урок

Знать: основные положения урока; термины: бизнес., предпринимательство, виды бизнеса, формы бизнеса, акции.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты; приводить примеры из жизни по теме.

Презентация, рабочая тетрадь.

*15

27

5

Обмен, торговля, реклама

1

Комбини-рованный урок

Знать: основные положения курса; определения понятий: обмен, торговля, реклама, услуги. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; применять знания на

Презентация, рабочая тетрадь.

*16

Нарисовать рекламу

своего товара

28

6

Деньги и их функция

1

Комбини-рованный урок

Знать: основные положения урока; определения понятий: деньги, бартер.

Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; ориентироваться в типичной для подростка ситуации; осуществлять поиск необходимой информации.

Презентация, рабочая тетрадь.

*17 Решить задачу:  рассчитать   реальные      и номинальные доходы предприят

29

7

Экономика семьи

1

Комбини-рованный урок

Знать: основные положения урока; термины: семейный бюджет, формы семейного бюджета. Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; самостоятельно составлять простейшие виды документов по теме; решать практические задачи в рамках темы.

Презентация, рабочая тетрадь.

*18

Написать мини-сочинение «Наш семейный бюджет»

30

8

Обобщение по теме «Человек и экономика»

1

Урок обобщения и систематизации знаний

Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Тестовые задания.

Повтор. вторую главу

4. Человек и природа (4 ч).

31

1

Воздействие человека на природу

1

Комбини-рованный урок

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Презентация, рабочая тетрадь.

*19

32

2

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

Комбини-рованный урок

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Презентация, рабочая тетрадь.

*20

33

3

Закон на страже природы

1

Комбини-рованный урок

Уметь высказывать своё мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий.

Презентация, рабочая тетрадь.

*21

34

4

Обобщение по теме «Человек и природа»

1

Урок обобщения и закрепления материала

Учащиеся должны знать все термины по изученной теме. Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Тестовые задания.

Повторе-ние

Учебно-методический комплект.

Данная рабочая программа ориентирована на использование следующего учебно-методического комплекса:

1. учебник Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др./, под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 256 с.:

2. ил., карт., материалы рабочей тетради к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 7 класс», авторы О.А. Котова, Т.Е. Лискова, издательство «Просвещение», 2011



Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение

«Владимировская средняя общеобразовательная школа»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №  7

от ___ _________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МОКУ Владимировская СОШ

Чулгаева Ирина Семеновна

__  ___________ 2014 г

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МОКУ Владимировская СОШ

 Миронова Валентина Николаевна

пр.№ __  ___ ________ 2014 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

 «Обществознание»

для  8 класса

на 2014-2015 учебный год.

                                                                                                                                                                 Составитель: учитель                      

                                                                                                                                                    Бычкова Т. Э.

с.Владимировка

2014 г.

Пояснительная записка:

          Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.

Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю. 

Цель: Формирование обществоведческих знаний в области экономической, духовной и социальной сфер.

 Задачи:

  -развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам

- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.

-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.

-формированию опыта применения полученных знаний  и умений  для решения типичных задач в области социальных отношений, в сферах гражданской и общественной деятельности, в межличностных отношениях, в отношениях между людьми разных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения  своих действий и действий других людей  с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Требования к уровню подготовки учащихся.

Знать/понимать

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации;

УМК

Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая «Обществознание 8 класс» М; Просвещение, 2011

Л.Ф.Иванова «Обществознание»  рабочая тетрадь . Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений, М. Просвещение 2012 г.

С.Н.Степанько «Обществознание 5-11 кл» развернутое тематическое планирование по программе Л.Н.Боголюбова. Изд «Учитель» Волгоград  2010 г.

Содержание курса.

Введение (1ч).

Общее представление об обществознании. Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру.

Личность и общество (4ч). 

Осознание связи цели жизни человека и потребностей. Общество, основные сферы общественной жизни. Виды обществ. Социальные нормы. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общество. Изменение человека в обществе в процессе развития. Многообразие современного мира. Глобальные проблемы современности. Пути решения мировых проблем. Единение мира.

Сфера духовной жизни (9ч)

Духовная и материальная культура. Наука. Художественное творчество. Истина. Сокровища человека и человечества. Понятие «культура» Мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми. Мораль, человечность, нравственность, добро, зло, моральная ответственность, общечеловеческие ценности, идеалы, нравственные принципы личности. Мораль ,долг, совесть, поведение. Мораль ставит оценки. Мораль регулирует деятельность человека. Внутренние духовные убеждения личности. Воспитательная роль морали. Закон РФ «Об образовании.» Конвекция о правах ребенка. Конституция РФ о праве на образование. Духовная и материальная культура. Наука. Истина. Наука в современном обществе. Религиозное верование. Свобода совести, гуманистический смысл религии, право на свободу совести и его гарантии.

Экономика (14ч). 

Как  рождается экономика. Экономическая сфера общества: понятие и основные элементы. Техника и технология. НТР и её социальные последствия. Потребности и ресурсы: проблема выбора. Факторы производства. Главные ресурсы экономики.

Имущественные отношения. Собственность. Формы собственности. Защита права собственности. Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие. «Невидимая рука» рынка. Главный источник экономических благ. Производство. Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство. Роль государства в регулировании экономики. Налоговая система. Государственный бюджет. Статьи расхода, дефицит бюджета. Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения. Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей. Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги. Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости. Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

Социальная сфера (6ч) 

Социальная структура и социальное неравенство.  Социальная мобильность. Социальные группы. . Социальный конфликт. Социальный статус. Современный этап социального развития. Социальная роль. Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношении. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Разновидности отклоняющегося поведения. Алкоголизм и наркомания.

Календарно – тематическое планирование по обществознанию  

8 класс 34 ч (1 час в неделю).

Дата

№ урока

№ урока в блоке

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Научно- познавательные компетенции

Информационные компетенции

Домашнее задание

1

1

Введение

1

Изучение нового материала

Знать структуру  курса обществознания; понятия человек и человеческое отношение к окружающему миру.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

С.7

1. Личность и общество (4 ч).

2

1

Быть личностью

1

Комбинирован-ный

Знать  связи цели жизни человека и потребностей.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§1

3

2

Общество как форма жизнедеятельности

1

Комбинирован-ный

знать понятия общество, основные сферы общественной жизни. Видами обществ. Социальными нормами. Уметь давать представление о традиционном, индустриальном и постиндустриальным обществом, изменение человека в обществе в процессе развития.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§2

4

3

Развитие общества

1

Комбинирован-ный

Уметь давать представление о многообразии современного мира;

знать  о  глобальных проблемах современности; о пути решения мировых проблем. Единение мира.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§3

СМИ

5

4

Обобщение «Личность и общество»

Повторительно–обобщающий урок

Контроль и обобщение знаний уч-ся.

Тестовые задания.

Стр.27

2. Сфера духовной жизни (9 ч).

6

1

Сфера духовной жизни

1

Изучение нового материала

Знать основы  духовной и материальной культуры.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§4

7

2

Мораль

1

Комбинирован-ный

Уметь показать как мораль помогает человеку жить сообща с другими людьми.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§5

8

3

Долг и совесть

1

Комбинирован-ный

Знать  понятия :мораль ,долг, совесть, поведение.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§6

9

4

Моральный выбор – это ответственность

1

Комбинирован-ный

Знать  о том как  мораль регулирует деятельность человека.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§7

10

5

Образование

1

Комбинирован-ный

Знать  Закон РФ «Об образовании.» Конвекцию о правах ребенка. Конституцию РФ о праве на образование.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§8

11

6

Наука в современном обществе

1

Комбинирован-ный

Знать основы  духовной и материальной культуре.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§9

12

7

Религия как одна из форм культуры

1

Комбинирован-ный

Знать  о религиозных верованиях; свободе совести, гуманистическом смысле религии, праве на свободу совести и его гарантии.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§10

13

8

Практикум

1

Практическая работа

Уметь выполнять практические задания.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

14

9

Обобщение «Сфера духовной жизни»

1

Повторительно–обобщающий урок

Контроль и обобщение знаний уч-ся.

Тестовые задания.

3. Экономика (14 ч).

15

1

Экономика и её роль в жизни общества

1

Изучение нового материала

знать как  рождается экономика, основы экономической сферы общества: понятия  и основные элементы.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§11

16

2

Главные вопросы экономики

1

Комбинирован-ный

знать  потребности и ресурсы:

  факторы производства; главные ресурсы экономики.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§12

17

3

Собственность

1

Комбинирован-ный

Знать  о имущественных отношениях.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§13

18

4

Рыночная экономика

1

Комбинирован-ный

Знать сущность  рынка и условия его функционирования.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§14

19

5

Производство – основа экономики

1

Комбинирован-ный

Знать  главный источник экономических благ.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§15

20

6

Предпринимательская деятельность

1

Комбинирован-ный

Знать  роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и её основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§16

21

7

Роль государства в экономике

1

Комбинирован-ный

Знать  роль государства в регулировании экономики.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§17

22

8

Распределение доходов

1

Комбинирован-ный

Знать о доходах граждан и прожиточном минимумоме, о  неравенстве доходов.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§18

23

9

Потребление

1

Комбинирован-ный

Знать  о потреблении, семейном потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы прав потребителей.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§19

24

10

Инфляция и семейная экономика

1

Комбинирован-ный

Знать что такое номинальные и реальные доходы.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§20

25

11

Безработица, её причины и последствия

1

Комбинирован-ный

Знать  о безработице – спутнике рыночной экономики. Уметь показать причины безработицы, экономические и социальные последствия безработицы, роль государства в обеспечении занятости.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§21

26

12

Мировое хозяйство и международная торговля

1

Комбинирован-ный

Знать что такое мировое хозяйство, внешняя торговля,  внешнеторговая политика, обменные курсы валют.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§22

27

13

Практикум

1

Практическая работа

Уметь  выполнять практические задания.

Практическ. задания. Мультимедий-ная поддержка.

28

14

Обобщение «Экономика»

1

Повторительно–обобщающий урок

Контроль и обобщение знаний уч-ся.

Тестовые задания.

4. Социальная сфера (6 ч).

29

1

Социальная структура общества

1

Изучение нового материала

Знать  о социальной структурой  и социальным неравенством. Уметь характеризовать   социальную мобильность, социальные группы, социальные конфликты.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§23

30

2

Социальные статусы и роли

1

Комбинирован-ный

Знать  о социальном статусе. Уметь показать современный этап социального развития.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§24

31

3

Нации и межнациональные отношения

1

Комбинирован-ный

знать о этнических общностях, уметь объяснять   понятие «нация».

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§25

32

4

Отклоняющееся поведение

1

Комбинирован-ный

Знать  социальные  нормы и отклоняющееся поведение,   разновидности отклоняющегося поведения, об  алкоголизме и наркомании.

Рабочая тетрадь, презентация. Мультимедий-ная поддержка.

§26

33

5

Практикум

1

Практическая работа

Уметь выполнять практические задания.

Практическ. задания. Мультимедий-ная поддержка.

34

6

Обобщение «Социальная сфера»

1

Повторительно–обобщающий урок

Контроль и обобщение знаний уч-ся.

Тестовые задания

 

УМК

Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая «Обществознание 8 класс» М; Просвещение, 2011

Л.Ф.Иванова «Обществознание»  рабочая тетрадь . Пособие для уч-ся общеобразовательных учреждений, М. Просвещение 2012 г.

С.Н.Степанько «Обществознание 5-11 кл» развернутое тематическое планирование по программе Л.Н.Боголюбова. Изд «Учитель» Волгоград  2010 г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное  общеобразовательное учреждение

«Владимировская средняя общеобразовательная школа»

 

РАССМОТРЕНО

на заседании

педагогического совета

Протокол №  7

от ___ _________ 2014 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

 МОКУ Владимировская СОШ

Чулгаева Ирина Семеновна

__  ___________ 2014 г

УТВЕРЖДАЮ

 Директор

МОКУ Владимировская СОШ

 Миронова Валентина Николаевна

пр.№ __  ___ ________ 2014 г

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

 «Обществознание»

для  9 класса

на 2014-2015 учебный год.

                                                                                                                                                                 Составитель: учитель                      

                                                                                                                                                    Бычкова Т. Э.

с.Владимировка

2014 г.

Пояснительная записка

          Тематическое планирование составлено в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта  основного общего образования, примерной программы основного общего образования по обществознанию и программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др.

Программой отведено 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю. 

Цель: Формирование правовой грамотности уч-ся.

Задачи :

  -развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам

- усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации.

-овладение умениями познавательной коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.

-формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области экономической и гражданско-правовой деятельности.

Требования к уровню подготовки выпускников по обществознанию

        – установленные стандартом результаты освоения выпускниками обязательного минимума федерального компонента государственного стандарта общего образования, необходимые для получения государственного документа о достигнутом уровне общего образования. Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются

 • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

 • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

 • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.

Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:

 • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

 • умении объяснять явления и процессы социальной дейст-вительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий  и возможных перспектив;

 • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);

 • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

 • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:

 1) использование элементов причинно-следственного анализа;

 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;

 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:

 познавательной

 • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной  жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

 • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

 • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

 • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей;

 ценностно-мотивационной

 • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

 • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

 • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

 трудовой

 • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

 • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

 эстетической

 • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

 • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

 коммуникативной

 • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

 • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

 • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

 • понимание значения коммуникации в межличностном общении;

 • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

 • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Элементы содержания.

Введение (1ч).

Структура курса обществознания; человек и человеческое отношение к окружающему миру.

1. Политика (12ч).

Что такое политика? Политическая власть. Роль политики в жизни общества. Политическая жизнь и СМИ

Происхождение государства. Признаки государства. Формы государства. Гражданство. Тоталитарный режим. Авторитарный режим. Демократия. Понятие правового государства. Соединение силы и справедливости. Власть в правовом государстве. Признаки правового государства. Что такое гражданское общество. Местное самоуправление. Общественная палата. Выборы, референдумы. Право на равный доступ к  государственной службе. Обращения в органы власти. Пути влияния на власть. Общественно-политические движения. Политические партии.

2. Право (20ч).

 Что такое право? Мера свободы, справедливости и ответственности Норма права. Закон. Система законодательства. Право и закон. Сущность и особенности правоотношения. Субъекты правоотношения. Правонарушение и его признаки. Виды правонарушений. Юридическая ответственность. Виды ответственности. Какие органы называют правоохранительными. Суд. Прокуратура. Адвокатура. Этапы развития Конституции. Закон высшей юридической силы. Конституционный строй. Основы государства. Основные принципы. Основы статуса человека и гражданина. Что такое права человека? Юридические нормы. Общечеловеческие правовые документы. Права и свободы человека и гражданина. Права ребёнка. Сущность гражданского права. Особенности гражданских правоотношений. Гражданская дееспособность несовершеннолетних. Право на труд. Трудовые правоотношения. Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Семейные правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Юридические понятия семьи и брака. Условия и порядок заключения брака. Семейные правоотношения. Правоотношения супругов. Правоотношения родителей и детей. Административное право. Понятие и черты  административного правоотношения. Административное правонарушение. Особенности уголовного права и уголовно-правовых отношений. Понятие преступления.  Уголовное наказание и ответственность несовершеннолетних. Социальная политика государства. Право на жилище. Право на социальное обеспечение. Здоровье под охраной закона. Международное гуманитарное право. Значение международного гуманитарного права. Законодательство в сфере образования.

Итоговое повторение по курсу (1ч).

Календарно – тематическое планирование по обществознанию

9 класс 34 ч (1 час в неделю)

Дата

№ урока

№ урока в блоке

Тема урока

Кол-во       часов

Форма урока

Научно- познавательные компетенции

Информационные компетенции

Домашнее задание

1

Введение

1

Изучение нового материала

Знать  понятия обществознание, человек, общество, государство, политика, право

Мультимедийная поддержка.

С.4

1. Политика (12 ч)

2

1

Политика и власть

1

Комбинир

Уметь давать представление определениям :Политика, сфера политики

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§1

3

2

Власть и СМИ

1

Комбинир

знать сущность любой власти, особенности политической власти, «четвертая власть»

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§1

СМИ

4

3

Государство

1

Комбинир

Знать о единстве территории, публичной власти, суверенитете, законодательной деятельности, налоговых сборах, формах гос. власти.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§2

СМИ

5-6

4-5

Политические режимы

2

Изучение нового материала

Комб.

Уметь давать определение тоталитаризму, авторитаризму, демократии.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

$3

7

6

Правовое государство

1

Комби-нирован-ный

Знать  о трех ветвях власти: законодательной, исполнительной и судебной.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§3

8

7

Принципы правового государства

1

Комбинированный

Знать  о верховенстве права, незыблемости права.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§4

9

8

Гражданское общество и государство

1

Комбинированный

Знать и уметь давать представление о гражданском обществе.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§5

10

9

Местное самоуправление

1

Комбинированный

Знать о  муниципальной собственности, общественной палате.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§5

11

10

Участие граждан в политической жизни

1

Комбинированный

Знать о всеобщем избирательном праве, тайном голосовании, политическом экстремизме.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§6

12

11

Политические партии и движения

1

Комбинированный

Знать  о политике, оппозиции, многопартийности.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§7

13

12

Обобщение «Политика»

1

Повто-рительно–обобщаю-щий урок

Обобщить знания уч-ся по теме.

Тестовые задания.

Стр66

2. Право (20 ч).

14

1

Право, его роль в жизни общества и государства

1

Изучение нового материала

Знать о  естественном праве, нормативных актах,  нормами праве, отраслях права, институтах  права.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

$8

15-16

2-3

Правоотношения и субъекты права

1

Изучение нового материалаКомбинир

знать о правоотношениях, правоспособности, дееспособности.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

.§9

17-18

4-5

Правонарушения и юридическая

 ответственность

2

Комбини-рованный

Знать  о противоправности, , причинении вреда, наличии вины,  преступлении, проступке, презумпции невиновности.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§10

19

6

Правоохранитель-ные органы

1

Комбини-рованный

Знать  о прокуратуре, МВД, ФСБ, народных заседателях, суде присяжных, равенстве граждан перед законом.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§11

20

7

8

Конституция РФ

2

Комбини-рованный

Знать о  нравственных ценностях, ценностями демократии, ценностях патриотизма, ценностях  международного сотрудничества, ценностях социального мира.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§12

22

9

Основы конституционного строя РФ

1

Комбинированный

знать о выборах, референдуме, многопартийности, суверенитете, самоопределении.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§13

23

10

Права и свободы человека и гражданина

1

Комбинированный

Знать  о праве на достойное существование,  Декларации прав человека и гражданина,  юридическими гарантиями.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§14-15

24

11

Гражданские правоотношения

1

Комбинированный

Знать  о сделке, договоре, частичной дееспособности, недееспособности,  моральным вредом.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§16

25

12

Право на труд. Трудовые правоотношения.

1

Комбинированный

Знать о трудовой кодексе, трудовом договоре, трудовой книжке, профсоюзе, дисциплине труда

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§17

26

13

Семейные правоотношения

1

Комбинированный

Знать о Семейном кодексе, браке.

Презентация, рабочая тетрадь.

§18

27-28

14-15

Административные правоотношения

2

Изучение нового материала

Практичес-кая работа

Знать об антиобщественном и противоправном деянии, административном наказании.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

$ 19

29

16

Уголовно-правовые правоотношения

1

Изучение нового материала

Знать об уголовном кодексе РФ, общественной опасности, противоправности, виновности, наказуемости, необходимой обороне.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§20

30

17

Социальные права

1

Комбини-рованный

Знать о соц. и труд. пенсии, пенсионном фонде.

Презентация, рабочая тетрадь.

§21

31

18

Международно-правовая защита жертв вооружен-ных конфликтов

1

Комбини-рованный

Знать об ООН, Красном кресте, военных преступлениях.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§22

32

19

Правовое регулирование отношений в сфере образова-ния

1

Комбини-рованный

Знать о законе «Об образовании», ступенях образования.

Презентация, рабочая тетрадь. Мультимедийная поддержка.

§23

33

20

Обобщение «Право»

1

Обобщ.

Обобщить знания по теме.

Тестовые задания.

Подготов. к тестиров.

34

1

Итоговое повторение по курсу.

1

Повтори-тельно–обобщ. урок

Повторить и обобщить знания уч-ся по курсу «Обществознание».

Тестовые задания.

 

УМК

1.Учебник  Обществознание: учебник  для 9 классов  общеобразовательных  учреждений / Л. Н. Боголюбов,  А.И.Матвеев и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, А.И.Матвеева— М.: Просвещение, 2011. – 223с.(Академический школьный учебник).

2. ил., карт., материалы рабочей тетради к учебнику Л.Н. Боголюбова «Обществознание. 9 класс»,

авторы О.А. Котова, Т.Е. Лискова, издательство «Просвещение», 2011


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию для 5 класса по программе Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа является методической разработкой учителя истории и обществознания ГБОУ гимназии № 498 Павловича Романа Сергеевича. Состоит из пояснительной записки, календарно-тематического планиро...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...