Методическая разработка интегрированного урока
методическая разработка по обществознанию (10 класс) по теме

Розова Оксана Николаевна

В данной статье приводится разработка интегрированного урока "физика + обществознание"  для  10 классf по теме: "Наука и образование".

В основе урока лежит технология критического  мышления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Наука и образование.

Образование длиною в жизнь - единственное средство адаптации человека к изменяющейся среде и единственный способ сохранения идентичности человека.

С.Г. Вершловский

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут.

М.В. Ломоносов

Призвание науки – добывать новые знания.  Для этого нужно дерзание, желание и умение вырваться из плена сложившихся представлений,         необходимо "дум высокое стремление".                

Наука – творческая деятельность, направленная на достижение ее главной цели и основного результата: получение, обоснование и систематизация новых знаний о природе, обществе, человеке. Примеры известны: законы И. Ньютона, периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева, теория эволюции органического мира Ч. Дарвина и т.п. Понятие "наука" означает также совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки.

Основу науки составляют точно установленные факты, а также выявленные в ходе наблюдений и эксперимента, обобщения и систематизации полученных данных закономерные связи между ними - эмпирические законы. Эти факты и законы образуют эмпирический уровень научного знания. К нему относятся хорошо известные вам законы Шарля (зависимость давления газа от температуры), Гей-Люссака (зависимость объема газа от температуры), Ома (зависимость силы тока от напряжения и электрического сопротивления) и многие другие. Эти зависимости  были выявлены экспериментально.

        Другим уровнем научного знания является теоретическое познание. Оно имеет дело с такими связями и отношениями, которые охватывают очень широкий класс явлений, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, идеальными объектами (идеальный газ, абсолютно черное тело, общественно-экономическая формация и др.) Оперируя такими объектами, теоретическое познание способно достигать высокой степени обобщения, формулировать законы. Среди законов, открытых и обоснованных на теоретическом уровне, - закон сохранения и превращения энергии, закон всемирного тяготения, законы наследственности и т.д.

Любые явления, как и свойства конкретного тела, очень сложны. Поэтому надо начинать изучение явления с выделения главного, от чего оно зависит, и отбрасывания второстепенных факторов, не влияющих на него существенно. Подобное упрощение называют моделированием.

Моделирование – метод научного исследования, в котором изучаемый объект заменяется другим, сходным с ним – моделью. К материальным относятся такие модели, которые состоят из вещественных элементов и реально функционируют. Они предназначены для воспроизведения структуры объекта, характера протекания и сущности рассматриваемого процесса. Например, моделью жидкости может служить речной песок. Глобус – это модель земного шара.  К идеальным относятся такие модели, которые конструируются мысленно (материальная точка, математический маятник). Их можно фиксировать с помощью рисунков, мультипликации, определенных символов. С возникновением новых поколений ЭВМ в науке получило широкое распространение компьютерное моделирование с помощью специально созданных для этой цели программ.

 С помощью модели ученые пытаются объяснить различные явления (например, электризацию тел). Если объяснение удается, то модель признается правильной. Известны как плодотворные теории, так и ошибочные, не выдержавшие экспериментальной проверки, например теория теплорода. Эта теория объясняла нагревание тел увеличением, а охлаждения – уменьшением содержащегося внутри них теплорода. Но простейшие явления, например нагревание тел при трении, она объяснить не могла.

Новая теория чаще всего включает в себя старую как составную часть, т.е. является более широкой, всеохватывающей. Хорошо проверенные законы и соотношения остаются неизменными и в новой теории. Так, специальная теория относительности Эйнштейна изменила привычные представления о пространстве и времени, при этом она практически не изменила законы классической механики.

Преемственность между старой и новой теориями описывается принципом соответствия, согласно которому новая теория должна переходить в старую при тех условиях, для которых старая теория была установлена.

Принцип соответствия был сформулирован датским ученым Н. Бором в 1923 г. Как косвенное подтверждение правильности выдвинутой им в 1913 г. Теории строения атома и спектров излучения и поглощения. Бор установил, что между предложенном им неклассической теорией излучения и традиционном (классической) существует соответствие. Новая теория не отменяет ранее установленные законы, а лишь уточняет их, помогает определить область их применимости.

Избегать ошибок в науке позволяет принцип причинности: положение о том, что причина предшествует следствию. Ежедневно мы убеждаемся, что событие-причина предшествует событию-следствию, - например, удару грома предшествует вспышка молнии. Если спутать причину со следствием или принять за причину случайно сопутствующее обстоятельство, может возникнуть серьезная ошибка, заблуждение или суеверие. Известно, что перед дождем раки зарываются в песок. Если поменять местами причину и следствие, то получится абсурдная ситуация: чтобы пошел дождь, надо закопать рака в песок. Беспричинных событий не может быть, иначе их существование вступило бы в противоречие с законом сохранения энергии, ибо это означает возникновение чего-либо из ничего.

Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей; образование без науки - пустой звук.

Наука и образование – сообщающиеся сосуды, имеющие общим источником текущие и перспективные запросы общества. Но образование в первую очередь должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня. В этих условиях особенно значимо непрерывное образование на протяжении всей жизни – с детства до старости. Среди функции непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базом образовании), адаптивную (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе "Об образовании" определения: образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает к человеку и реализует новые требования, связанные с XXI веком. К числу главных можно отнести:

  • Обучаемость, т.е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, осваиванию новых видов деятельности,
  • Интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий,
  • Креативность, т.е. способность мыслить и действовать творчески,
  • Патриатизм и гуманность.

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. основная форма самообразования – изучение литературы, прослушивание лекций, докладов, концертов, посещение музеев и выставок.

Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры.

 

всегда

иногда

никогда

Наука - совокупность систематизированных знаний в какой-либо отрасли науки.

Наука – творческая деятельность

Закон сохранения и превращения энергии открыт  экспериментальным путем

При постоянном объеме давление газа данной массы пропорционально его абсолютной температуре (закон Шарля)

Моделирование – метод научного исследования, в котором изучаемый объект заменяется другим.

Общественно-экономическая формацию можно наблюдать в повседневной жизни

При постоянном давлении объем газа данной массы пропорционален его абсолютной температуре (закон Гей-Люссака)

Новая теория не отменяет ранее установленные законы, а лишь уточняет их, помогает определить область их применимости.

Теория теплорода объясняет нагревание тел трением.

К идеальным относятся такие модели, которые конструируются мысленно.

Образование должно ориентироваться на перспективу, отвечать запросам не только сегодняшнего дня.

  Специальная теория относительности Эйнштейна изменила привычные представления о пространстве и времени, опровергнув законы классической механики.

Новая теория должна переходить в старую при тех условиях, для которых старая теория была установлена.

Непрерывное образование необходимо на протяжении всей жизни – с детства до старости.

Глобус – это идеальная модель земного шара.

Событие-причина предшествует событию-следствию.

Образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.

Беспричинных событий не может быть.

Науки юношей питают.

Наука не может осуществлять свои функции без хорошо образованных людей.

Образование длиною в жизнь.

Современный человек должен быть креативным.

Законы И. Ньютона – систематизированные знания о природе.

Самообразование – это управляемая самой личностью познавательная деятельность, приобретение систематических знаний.

Отечественная наука и образование являются важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира.

Обучаемость - способность человека к постоянному повышению уровня знаний, осваиванию новых видов деятельности.



Предварительный просмотр:

   Технологическая карта  урока

Название урока

Наука

Предмет

Физика и обществознание

Класс

10 класс

Тип урока

интегрированный

Цели урока

для учителя

для ученика

 Сформировать понятия о сущности  образования и особенностях науки, а также продолжить формирование навыков общения в группе и развивать навыки работы с текстом.

Собственные цели обучения.


Образовательные результаты

Предметные

  • Формирование у учащихся понимания особенностей  научного знания и сущности образования, его возрастающей значимости для человека.
  • Расширение и углубление знаний о законах физики.

Метапредметные

Познавательные:

  • развитие познавательной активности;
  • переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение).

Коммуникативные:

  • планирование и согласование общих способов работы в группе;
  • обмен знаниями между членами группы для эффективного выполнения поставленной задачи.
  • Регулятивные:
  • выявление и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению (на стадии рефлексии)

Личностные

  • формирование самостоятельности мышления;

Образовательная среда урока

  •  наборы «полей» для игры: «Как вы думаете?» ( 3шт.);
  •  вопросы на карточках (24 шт);
  •  тексты и схемы по материалу урока;
  • маркеры;
  • презентация.

Форма работы на уроке

группы постоянного состава

 (примерно 3 группы по 6 учеников)

                                   Этапы урока

Этап

Действия учителя

Действия ученика

Организационный

  • предлагает разделиться классу на группы, ставит и поясняет цели урока.
  • вытягивают жребии, объединяются в группы.

Вызов

  • выбирает ведущих, раздает карточки, поля;
  • координирует ход обсуждения, а также, по необходимости, задает наводящие вопросы;
  • записывает результаты работы групп на доску.
  • учащиеся индивидуально выкладывают карточки на соответствующие поля;
  • обсуждение каждой карточки в группе. По результату работы группы, карточка либо остается на своем месте, или перекладывается на поле, по мнению группы, или откладывается как спорная карточка.

Осмысление

  • раздает ученикам текст;
  • контролирует временные рамки прохождения этапа;
  • записывает результаты работы групп на доску.
  • ученики получают текст;
  • индивидуально прочитывают и подчеркивают утверждения из карточек в тексте;
  • обсуждают каждую карту в группе и перекладывают на основе полученной информации.

Рефлексия

  • рассказывает правильные ответы на вопросы (аргументация карточек);
  • выслушивает мнение учеников;
  • представляет материал для саморефлексии;
  • подводит итоги.
  • соглашаются или нет с учителем, задают вопросы уточняющего характера;
  • заполняют таблицу;
  • ученики анализируют все этапы урока, своё участие в работе группы, заполняют таблицу.

Домашнее задание

  • Задает домашнее задание: заполнить часть схемы – теоретические методы познания.
  • выслушивают домашнее задание, задают уточняющие вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока литература,история,православие "Я верую..."

Данный урок был создан для областных Пасхальных чтений.  Ключевые понятия урока: война и Вера...

Методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека -воплощение трагической судьбы народа"

Методическая разработка интегрированного урока (литературы и истории)Тема: «Судьба человека – воплощение трагической судьбы народа» (по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека»)Класс...

методическая разработка интегрированного урока "Судьба человека" - воплощение трагической судьбы народа в годы войны"

Методическая разработка интегрированного урока Тема:  «Судьба человека» - воплощение трагической судьбы русского народа в годы Великой Отечественной войны. Класс: 11 Преподаватель: Бирюкова На...

Тема урока: Методическая разработка интегрированного урока( английский + ОБЖ) по теме "Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни." Здоровое питание) 6 класс

Интегрированный урок Английский+ОБЖ  в 6 классе по теме  Health and healthy lifestyle. Healthy food (Здоровье и здоровый образ жизни. Здоровое питание)...

Обобщение опыта учителя математики Бирюковой Галины Анатольевны по использованию игровой технологии на уроках. Методическая разработка интегрированного урока в 5 классе по теме «Путешествие по Московскому Кремлю».

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем моти...

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)

Методическая разработка интегрированного урока русского языка и географии по теме «Имя прилагательное. Систематизация и обобщение изученного» (урок – экскурсия)...

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»

Методическая разработка Интегрированный урок истории и литературы. Тема урока «Начало Великой Отечественной войны и отражение этого периода в литературе»...