Интерактивное обучение
статья по обществознанию на тему

  В статье описываются формы и методы интерактивного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon interaktivnoe_obuchenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Интерактивное обучение как средство развития познавательной самостоятельности и  выявления творческого

 потенциала учащихся.

Рудакова М.М.

учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ №18»

.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.

Правила успешной интерактивной деятельности

  1. Продуманность организации комфортного учебного пространства и дидактической оснащенности занятия.
  2. Психологическая готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе.
  3. Сочетание познавательной и социальной мотивации (нацелить учащихся не только на освоение учебного материала, но и поиск, открытие необходимых для жизни практических знаний и опыта).
  4. Вовлечение всех учащихся в диалоговую деятельностью Знание главной особенности интерактивного обучения: совместная деятельность приносит пользу каждому.
  5. Уважение прав каждого, недопустимо высказывать оценочные суждения в адрес партнеров.
  6. При управлении интеракцией настраивать учащихся на то, чтобы высказывал точку зрения каждый, а не одни и те же.

К интерактивным методам относят мозговой штурм, ролевые игры, игровое проектирование, решение ситуационных задач, групповые дискуссии и др.

«Мозговая атака», «мозговой штурм-» это метод, при котором принимается любой ответ учащихся на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов.

«Мозговая атака» применяется, когда нужно выяснить информированность и/или отношение участников к определенному вопросу. Можно применять эту форму работы для получения обратной связи. Алгоритм проведения:

  1. Задать участникам определенную тему или вопрос для обсуждения.
  2. Предложить высказать свои мысли по этому поводу.
  3. Записывать все прозвучавшие высказывания (принимать их все без возражений). Допускаются уточнения высказываний, если они кажутся вам неясными (в любом случае записывайте идею так, как она прозвучала из уст участника).
  4. Когда все идеи и суждения высказаны, нужно повторить, какое было дано задание, и перечислить все, что записано вами со слов участников.
  5. Завершить работу, спросив участников, какие, по их мнению, выводы можно сделать из получившихся результатов и как это может быть связано с темой тренинга.

После завершения «мозговой атаки» (которая не должна занимать много времени, в среднем 4-5 минут), необходимо обсудить все варианты ответов, выбрать главные и второстепенные. «Мозговая атака» является эффективным методом при необходимости:

  • обсуждения спорных вопросов;
  • стимулирования неуверенных обучаемых для принятия участия в обсуждении;
  • сбора большого количества идей в течение короткого периода времени выяснения информированности или подготовленности аудитории.

Примеры заданий для «мозгового штурма»: «Зачем человеку семья», «Как бороться с преступностью», «Каким должно быть современное образование», «Какова роль религии в современном мире».

Ролевая игра

Ролевая игра это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.

Ролевая игра проводится в небольших группах (3-5 участников). Участники получают задание на карточках (на доске, листах бумаги и т.д.), распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют (показывают) всей группе. Преподаватель может сам распределить роли с учетом характеров детей. Преимущество этого метода в том, что каждый из участников может представить себя в предложенной ситуации, ощутить те или иные состояния более реально, почувствовать последствия тех или иных действий и принять решение.

Данная форма работы применяется для моделирования поведения и эмоциональных реакций людей в тех или иных ситуациях путем конструирования игровой ситуации, в которой такое поведение предопределено заданными условиями.

Примеры заданий: тема «Гражданское общество».

Деловая игра «Однажды в городе С.»

Участники разбиваются на несколько групп по 5—7 человек. Каждая группа будет представлять (играть роль) на городском собрании (заседании мэрии города) определенную группу населения. Заседание (собрание) посвящено принятию решения о начале строительства развлекательного центра на месте парка — любимого места отдыха горожан. На стартовой беседе педагог ставит игровую задачу и поясняет, что подобная ситуация в демократическом обществе вполне реальна. Жители города вполне могут через общественные организации, через СМИ потребовать публичного и открытого обсуждения важной для всех проблемы — обсуждения проекта строительства развлекательного центра на берегу реки, там, где парк отдыха горожан и замечательная зеленая парковая зона. На заседание (собрание горожан, теледебаты) приглашены следующие группы:

  1. Председатель строительного АО, ведущего строительство развлекательного центра.
  2. Представители экологической организации.
  3. Представители городского комитета по строительству.
  4. Представители молодежных организаций.
  5. Жители района, где будет проводиться строительство.
  6. Представители ассоциации досуговых учреждений и организаций города.
  7. Представители МВД.

На заседании присутствуют все желающие, жители города

(если ведется «трансляция по телевидению», работает «прямая связь» со студией). Каждая группа предварительно подробно знакомится с предложенным проектом строительства и готовит аргументы «за» и «против» (педагогу нужно активно помогать в подготовке каждой группы, вводя их в роль).

Начать заседание можно с предоставления слова строителям и будущим владельцам комплекса. Затем мэр (ведущий) открывает дебаты и предлагает выступить всем присутствующим на заседании. Ведущий руководит выступлениями и ходом обсуждения (возможно специальное время для ситуации «вопрос—ответ»). По результатам обсуждения мэр принимает решение о строительстве или запрете данного проекта (или решение принимается голосованием всех присутствующих).

На завершающем этапе упражнения (выйдя из роли) участники анализируют ход обсуждения проекта, обосновывают свое голосование и оценивают качество аргументов выступающих.

Разработка проекта

Этот метод позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект своих действий по обсуждаемому вопросу. Самое главное, что группа или отдельный участник имеет возможность защитить свой проект, доказать преимущество его перед другими и узнать мнение друзей.

Например: составить проект по снижению подростковой преступности в своем городе.

Участники могут обратиться за консультацией, дополнительной литературой в специализированные учреждения, библиотеки и т.д.

Можно предложить участникам собрать публикации из газет, фотографии, статьи, касающиеся вопросов темы, а затем обсудить эти материалы со всей группой.

Примеры проектов:

  • разработка программы политической партии;
  • составить бизнес-план производства определенного товара;
  • составить генеалогическое древо своей семьи.

Мини-исследование

Самостоятельные исследования могут осуществляться индивидуально или группой учащихся. Они потребуют в течении ряда дней или недель самостоятельной разработки плана выполнения исследования, сбора, изучения и интерпретации соответствующих материалов, оформление результатов.

Примеры исследований:

  • читательские интересы старшеклассников;
  • использование достижений научно-технологического прогресса в учебном процессе;
  • структура досуга старшеклассников;
  • жизненные планы старшеклассников;
  • участие людей из моего окружения в политической   жизни.

Учебная дискуссия

Дискуссия призвана выявить существующее многообразие точек зрения участников на какую-либо проблему и при необходимости инициировать всесторонний анализ каждой из них, а затем и формирование собственного взгляда ученика на ту или иную проблему.

Примеры дискуссий: «Демократия – за и против», «Гражданский брак – за и против», «смертная казнь – за и против», «Суд присяжных – за и против», «Культурный человек нашего времени: каков он?», «Эгоист или альтруист», «Конституция РФ – достоинства и недостатки».

Интерактивное обучение это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, раскрывает творческие способности, формирует активную жизненную позицию, что делает продуктивным сам процесс обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые роли участников образовательного процесса при интерактивном обучении

О необходимости принципиальных изменений ориентиров и задач педагогики, формирования нового отношения к учащимся, использование в школе современных форм и методов обучения, внедрение эффективных образ...

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Интерактивное обучение-как форма организации познавательной деятельности учащихся

Вопрося активизации учения школьников относяться к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. В работе  даётся основная характеристика  "интерактива", ...

Статья: Интерактивное обучение как основа развития познавательной компетенции

Дитя требует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразиемК. Ушинский...

Интерактивное обучение как один из инновационных методов обучения математике в школе

Каких бы концепций курса математики не придерживался учитель, по каким бы программам и учебникам не работал, одна из его задач состоит в том, чтобы научить детей самостоятельности мышления...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ И АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛА В СИСТЕМЕ СПО (НПО)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ (ТИО) иАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ (АМО)НА ЗАНЯТИЯХ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ЦИКЛАВ СИСТЕМЕ  СПО (НПО)...