Главные вкладки

    Разработка урока обществознания в 6 классе по теме "Что значит быть патриотом?"
    план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

    Зотова Оксана Владимировна

    Разработка содержит конспект урока и презентацию  по данной теме. Тема является первой при изучении раздела "Родина".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chto_znachit_byt_patriotom.pptx1.26 МБ
    Файл chto_znachit_byt_patriotom.docx23.52 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «С чего начинается Родина» на стихи М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса

    Слайд 2

    Тема урока: «Что значит быть патриотом Родины?»

    Слайд 3

    Цель урока: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о духовно-нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот», Родина. Задачи: Раскрывать значение понятия «патриотизм»; Развивать стремление быть патриотом своей страны; Воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.

    Слайд 4

    Глава 1. Статья 1. п.2 – Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны . Глава 1. Статья 3. п.1 – Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ .

    Слайд 5

    Карта Российской Федерации

    Слайд 6

    А.Невский- великий полководец, прославился своими победами над шведами и немецкими рыцарями.

    Слайд 7

    Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин создали народное ополчение и изгнали польских захватчиков.

    Слайд 8

    Л. Рошаль. Детский хирург.

    Слайд 9

    Ю.А.Гагарин – советский летчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полет в космос 12 апреля 1961 года.

    Слайд 10

    Я – гражданин России! Не правда ль, звучит красиво? Смело, достойно, гордо! Сказано как-то твердо! Я – гражданин России! И если б меня спросили, Чем же я так горжусь? Я бы ответил просто: Не надо пустых вопросов! Ведь моя родина – Русь!



    Предварительный просмотр:

    Тема урока: «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ?»

    Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;

    Задачи:
    - раскрывать значение понятия «патриотизм»;
    - развивать стремление быть патриотом своей страны;
    - воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.

    Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.

    Ход урока

    I.Орг.момент.

    Сегодня мы с Вами начинаем знакомиться с новым разделом  курса обществознания «Родина».

    II.Мотивация учебной деятельности.

    Звучит тихо песня «С чего начинается Родина» на стихи М.Матусовского в исполнении Марка Бернеса

     Что такое Родина?

    Что значит любить Родину?

    За что человек любит свою Родину?

    Чтобы помочь вам в этом, расскажу две истории:

    О душе без чувства Родины.

    Это была симпатичная девушка с внимательными, чуть ироничными глазами. Ее не считали легкомысленной: училась без троек, увлекалась английским языком и фотографией, писала философские стихи. Мать постоянно возила ее по театрам, выставкам – в общем, развивала.

    И вдруг… “По местам боевой славы? Ездила с классом. Забыла по каким. Музей? Открыли недавно. Ветераны приезжали. На следующий праздник опять приедут. О чем рассказывали? Да разве все упомнишь? Кто собирал экспонаты для музей? Собирал кто-то. Не из нашего класса. Что делала сама? В каком смысле? В смысле сбора материла? Так мне никто ничего не поручал. Знают, как я занята. Да и формализм все это…”

    Конечно формализм. Если приехать к вечному огню, а думать совсем о другом. Если не заметить рядом солдатскую вдову с выцветшими от слез глазами. И еще одну вдову – юную, недавно приезжавшую сюда невестой…  Если в сердце не осталось даже маленькой щелки для чужой беды. Спит душа у нашей девочки…

    Любит ли она свою Родину?  (ответы детей)

    О душе с чувством Родины.

    …До сих пор хранит штурман Черноморского пароходства Дмитрий Никитин письмо из сорок пятого года, письмо отца, которому не суждено было увидеть своего ребенка… “Будущему сыну Дмитрию или дочери Светлане. Я прошу тебя, мой дорогой ребенок, извини меня за то, что я не смог воспитать тебя, ибо любовь к Родине – самое высокое, несравнимое чувство, которому отдал я свою жизнь”. Эти слова торопливой рукой вывел солдат, знавший, что отправляется в последний бой…

    Так что же такое Родина?

     (ответы ребят)

    Наша родина –Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем её потому, что в ней мы родились, в ней мы говорим на родном русском языке. И все в ней для нас родное.  

    Мы с Вами сегодня попытаемся разобраться с тем а, что же такое Родина? Что значит любить Родину?

    III.Изучение нового материала.

    Рассмотрим новые для Вас понятия «федерация», «субъект РФ», «патриот», «патриотизм». Познакомимся с субъектами РФ и их правами.

    1.Работа с учебником.

    Я предлагаю вам выполнить следующее задание:

    1 вариант откройте учебники  стр156– В параграфе учебника найдите значение слова «ФЕДЕРАЦИЯ» (стр.156)

    2 вариант– в словаре учебника найдите термин «Федерация».

    Действительно, своей Родиной Россию считают не только русские, но и более 150 народов, населяющих ее просторы. Немало событий прошлого были общими для разных народов России. Люди многих национальностей  вместе: осваивали территорию, строили города, защищали ее от врагов, создавали промышленность, делали великие научные открытия.

    Каждая страна живет по своим законам. В Российской Федерации действует свод законов, который называется как? Кто-нибудь знает?

    2.Работа с документом. 

    «Конституция»  Глава 1, Статья 1, п1,    Найдите и запишите в тетрадях Что же такое Российская Федерация?

    • Глава 1 п.2. Какое же название правильное? Россия или Российская Федерация?
    • Глава 1, Статья 3, п.1.    Кто является носителем власти?

    На Земле существуют около 250 государств. Если мысленно поделить всю земную сушу на шесть равных частей, то получится, что территория России занимает одну такую (то есть одну шестую) часть. Значит, всем остальным государствам остается пять шестых всей твердой поверхности земли.

    3.Работа с картой.

    Посмотрите на современную карту России.

    (учебник стр. 158-159). 

    • Что вы видите?

    Какая она разноцветная. На ней обозначены республики, края, национальные округа, области, Москва, Санкт-Петербург. Это субъекты РФ.

    4.Работа по карточкам.

    • Что означает слово «СУБЪЕКТ»?
    • Какими правами обладает каждый субъект РФ?

    1 вариант в учебнике ищет информацию о том, что такое субъект российской федерации

    2 вариант на карточке выявляет права субъектов РФ

    Да, наша страна самая большая в мире. И это вызывает у нас чувство гордости. Часто эти чувства называют патриотическими чувствами. Такое качество человека, как патриотизм,  не подвластно времени: оно не имеет «возраста» и ценится так дорого как ничто другое.

    Как вы думаете, можно ли назвать этих людей патриотами?

    Портреты А.Невского, Д.Пожарского и К. Минина, Леонида Рошаля

     Ю.А.Гагарина.

    Краткая информация о героях:

     Александр Невский - великий полководец, прославился своими победами над шведами и немецкими рыцарями.

    Полководец Дмитрий Пожарский и городской староста Нижнего Новгорода Кузьма Минин создали народное ополчение, и изгнали польских захватчиков.

    5.Сообщение учащегося.

    Леонид Рошаль-детский хирург, председатель Комитета по оказанию помощи детям мира, пострадавшим в войнах и катастрофах.

    Весь мир с замиранием сердца следил за событиями, связанными с захватом террористами заложников театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы  кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей. Трагические события в Москве  показали России её настоящих героев. Это не только бойцы спецназа, но и те, кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. Потом доктор Рошаль,  побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней,  расскажет журналистам «Бандиты разговаривали жёстко, очень жёстко. У человека страшные боли в животе - надо делать операцию, иначе он умрёт» «Ну и что,- говорит один. Я сам его пристрелю, чтобы он быстрее умер». Так они и делали. Душное помещение, всё время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться и спорить. На них нацелены автоматы и женщины-террористки-смертницы  в любую минуту готовы нажать на кнопку. Но заложники держались мужественно. Однако  для 130 заложников этот мюзикл в театре стал последним.

    После Норд – Оста Рошалю была вручена премия «Национальный герой». Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тысяч  операций детям. Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. О себе доктор Рошаль говорит «Я не герой, таких как я, сотни»

    Юрий Алексеевич Гагарин – советский лётчик-космонавт, первый человек в мире, совершивший полёт в космическое пространство 12 апреля 1961 год.

    Что объединяет эти имена?

    «Целью  их жизни были – защита Родины и  служение Отечеству. Они не жалеют ради нее даже самое дорогое – свою жизнь…»

    Таких людей  называют патриотами.

    - Патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны или патриотизм – это явление, важное и необходимое во все времена? (ответы учащихся)
    Ситуация
    Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?

    ВЫБОР
    1.Поехать по местам боевых сражений
    2. Поиграть в компьютерную игру

    ПОСЛЕДСТВИЯ

    +
    узнает свою родословную
    узнает историю своей страны

    устанет
    потратит много времени

    +
    получит удовольствие
    улучшит навыки работы с компьютером

    испортит зрение
    не дышит свежим воздухом

    РЕШЕНИЕ - ?

    - Кого мы можем назвать патриотом своей страны?

    IV.Закрепление.

    Давайте попробуем составить портрет патриота.

    Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение

    Патриот – это человек, который
    любит_____________________________________________________________
    хранит___________________________________________________________
    уважает__________________________________________________________
    переживает________________________________________________________
    гордится_________________________________________________________
    помогает_________________________________________________________

    - Расскажите, что у вас получилось….

    V.Итог урока.

    Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины.

    Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся.
    Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.
    Я – гражданин России!
    Не правда ль, звучит красиво?
    Смело, достойно, гордо!
    Сказано как-то твердо!
    Я – гражданин России!
    И если б меня спросили,
    Чем же я так горжусь?
    Я бы ответил просто:
    Не надо пустых вопросов!
    Ведь моя родина – Русь!

    Выставление оценок.
    Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока в 7 классе. Игра "Физика в быту"

    Представленное игровое занятие по физике  позволяет в интересной форме обощить и закрепить знания, полученные при изучении физики 7-го класса, а также научить  видеть проявления изученных ра...

    Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

    Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

    Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

    Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

    разработка урока обществознания 7 класс по теме "Правоотношения"

    Урок разработан на основе учебника А. Кравченко Обществознание 7 класс. Инновационная школа. Данный урок продолжает тему "Правовое регулирование поведения человека в обществе" . Учащиеся знакомятся с ...

    "Нации и межнациональные отношения". методическая разработка урока обществознания 8 класс

    Методическая разработка урока обществознания для 8 класса "Нации и межнациональные отношения" стала победителем Третьего открытого профессионального конкурса педагогов «Активные методы обуче...

    Методическая разработка урока обществознания, 6 класс "Быть гражданином"

    Программа курса "Обществознание" Л.Н.Боголюбова...

    Разработка урока обществознания 11 класс "Политическая сфера современного общества" ( с приложением)

    Представленный урок можно использовать как обощающий по теме Политическая сфера общества....