Политика и право. Конспект урока по обществознанию для 10 класса.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Политика и право. Урок изучения нового материала. 10 класс. Обществознание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обществознание. 10 - Б класс. Учитель: Ряписов Максим Алексеевич

Тема занятия: Политика и право.

Цель: Формирование знаний о политике и власти, видах политики и политических отношениях, о взаимодействии основных элементов политики.

Задачи:

личностные: ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные: формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими и применять на практике, самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия;

регулятивные: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение рассуждать и аргументировать свои ответы.

Тип: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: Фронтальная, индивидуальная, групповая работа, самостоятельная работа.

Оборудование: Компьютер, мультимедиа-проектор, экран, колонки, меловая доска, презентация, планшеты с заданиями, блок-схемы для учащихся, макет флага РФ.

Структура учебного занятия:  Время занятия -  30 мин.

1. Орг. момент. 2 мин

2. Постановка темы и задач. 2 мин.

3. Изучение нового материала. 21 мин.

        Теоретическая работа.8 мин.

        Практическая работа в малых группах. 8 мин.

        Работа с учителем 5 мин.

4.Подведение итогов. Оценка ответов учащихся. 2 мин.

5.Домашнее задание.  1 мин.

6.Рефлексия. 3 мин.

Ход занятия:

  1. Орг. момент.

 (На начало занятия учащиеся сидят за четырьмя смежными партами по 5 человек, в одной группе 6).

 Постановка темы и задач урока.

- Здравствуйте, уважаемые десятиклассники. Меня зовут Максим Алексеевич Ряписов и на сегодняшнем уроке я буду вашим помощником в получении новых знаний и применения их на практике. Пожалуйста присаживайтесь.

Надеюсь что наша работа будет плодотворной, творческой и полезной, как для вас так и для меня.

В течение урока вы будете работать в группах. Возьмите пожалуйста в руки вот такие листы с надписью "блок схема". Обратите внимание в левом верхнем углу стоит обозначение номера той группы, в которой вы будете работать. Возьмите, пожалуйста, ваш экземпляр блок-схемы и пересядьте в группы в соответствии с номером указанном на парте. (Показать на примере, "Если у вас стоит номер 1, то вы пересаживаетесь на соответствующую парту").

2.Постановка темы урока.

Уважаемые десятиклассники, посмотрите пожалуйста на экран. Перед вами афоризмы известных людей. (Слайд 1)

У политики нет сердца, а есть только голова. Наполеон Бонапарт

Политика подобна сфинксу из сказки: она поглощает всех, кто не может разгадать её загадок.

 французский писатель А. Ривароль

Подумайте пожалуйста, попробуйте предположить, о каком виде человеческой деятельности говорится в данных афоризмах? Если не называют, то подсказываю: "Когда вы включаете новости, то в первую очередь мы с вами слышим новости какого характера, а что это спортивные, культурные, ..." Учащиеся называют, меняется Слайд. Политика.

А с чем ассоциируется у нас политика в первую очередь. Совершенно верно. С властью. Сформулируйте мне пожалуйста тему нашего сегодняшнего занятия. Тема нашего занятия "Политика и власть". Наклеить тему

 

Посмотрите пожалуйста на экран. (Слайд 2)

Продолжите предложения:

Политика – один из видов человеческой деятельности, который включает в себя ...

Можете ли вы выполнить это задание?

Нет, затрудняемся. А почему вы затрудняетесь, или вам сложно выполнить его.

Взаимодействие политики и власти заключается в ...

Можете ли вы выполнить это задание?

Нет, затрудняемся. А почему вы затрудняетесь, или вам сложно выполнить его.

Сформулируйте цель нашего урока?

Цель: Раскрыть структуру политики и её взаимодействие с  властью.

        

3.Изучение нового материала.

Теоретическая работа.

Чтобы достичь цели, нам необходимо познакомится с основными терминами, которые мы будем использовать на уроке.

Возьмите пожалуйста для работы цветные листочки. В первом разделе вы видите определение понятия политика, внимательно и вдумчиво прочитайте пожалуйста его.

Политика – один из видов человеческой деятельности, активности личностей, социальных групп, политических организаций, направленной на общество в целом и все стороны его жизни. Прочитали.

Посмотрите на блок-схему. Исходя из определения, которое вы только, что прочитали, выделите Субъекты политики и впишите их в кружочки схемы.

        Заполнили. Назовите мне субъектов политики. Называют - личности, социальные группы, политические организации.

        Хорошо. Молодцы. Скажите мне пожалуйста, есть ли в ваших блок-схемах, среди субъектов, незаполненный элемент. Кто может сказать с чем это связано. Потому что, понятие политика значительно шире и сложнее того определения, которое вам дано. Подумайте, посовещайтесь в группах, и назовите главный субъект политики.

        Главный субъект политики государство. Актуализация признаки государства по группам. (вспомнить)

В группах в течении минуты поработайте и из предложенных вариантов, которые указаны у вас ниже, выберете те, которые могут являться объектами политики и впишите их в схему.

Субъекты политики

Объекты политики

        Заполнили. Назовите мне объекты политики, которые вы выбрали.

        Молодцы. В результате вашей групповой работы ваши блок схемы должны выглядеть следующим образом (Слайд 3), проверьте пожалуйста себя.

        Посмотрите, пожалуйста внимательно на схему и скажите, оказывают ли воздействие друг на друга субъекты и объекты политики. Совершенно верно, субъекты и объекты тесно взаимодействуют друг с другом и оказывают друг на друга влияние. (щелчок мыши и появление стрелочки на Слайде 3)

        

        Один из самых главных способов взаимодействия субъектов и объектов политики это власть (щелчок и на слайде 3 появляется слово власть) и связанные с ней властные отношения. Дополните свои схемы.

        Прочитайте, пожалуйста в разделе II, определение власти и ответьте на вопрос, "Каким образом взаимодействуют политика и власть?" (ВЫКЛ)

        Власть - это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые взгляды, установки и цели. Политическая власть использует различные способы и средства воздействия политических субъектов, в первую очередь государства, на поведение социальных общностей людей, организаций для управления, координации, согласования интересов всех членов общества и подчинения их единой политической воле.

        ? А как именно вы можете повлиять на власть, стать участником властных отношений.

Если вы прочитали и подготовили ответы, пожалуйста поднимите руки. Первая группа пожалуйста, ваш ответ, вторая и т.д.

Все вы правы, через участие в выборах, в органы местного самоуправления, на референдуме, участие в демонстрациях, торжественных шествиях, в выборах в Государственную Думу и т.д. человек может стать участником властных отношений.

Разминка для глаз

Положите пожалуйста ручки и поднимите свои глаза.

Посмотрите по сторонам. Найдите изображение флага Российской Федерации. Сколько изображений вы видите. Какие два изображения флага расположены правильно. Кто знает, что символизируют цвета в флаге России - белый это благородство и откровенность (свобода) , синий это верность и честность (богородица), красный это символ мужества и любви (символ державности).

В 2016 году Вам всем исполнится по 18 лет и вы будете принимать участие в выборах депутатов и политических партий в Государственную Думу 6 созыва, таким образом выражая своё политическое мнение и от вас будет зависеть будущее России. В настоящее время у вас только складываются политические предпочтения, но давайте ради практического интереса посмотрим какие политические партии есть в Государственной думе и сколько мест закреплено за каждой из них.(ВКЛ. Слайд 4) 

Мы видим, что всего в Государственной Думе 450 мест, из них анализ графика.

На планшетах, (Иду включаю, как только включил, выключаю проектор) которые есть в каждой группе, посмотрите пожалуйста, диаграмму распределения мест между политическим партиями в Государственной Думе РФ в 2011 году и сравните её с распределением мест между политическим партиями в 2007 году.

В каком году и какой политической партии было проще принять необходимый закон, если известно, что для того чтобы принять закон, нужно чтобы 50% плюс 1 голос депутатов проголосовало за него, а это 276 голосов.

 

Сделают  задание, кто готов.

Выполните в группах задание №3 и подготовьте полный, развёрнутый ответ, на стоящий перед каждой группой вопрос, по образцу.  (Хожу по партам и проверяю работу.)

        Группа 1. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "Единая Россия". Подготовьте полный ответ. Единая Россия на выборах 2011 года потеряла 77 мест или 24,44%.

        

        Группа 2. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "КПРФ". Подготовьте полный ответ.

 КПРФ на выборах 2011 года получила дополнительно 35 мест или 61,4%.

Группа 3. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "Справедливая Россия". Подготовьте полный ответ. 

Справедливая Россия на выборах 2011 года получила дополнительно 26 мест или 68,4%.

Группа 4. Проанализируйте количественные изменения и просчитайте в процентах как изменился расклад мест для политической партии "ЛДПР". Подготовьте полный ответ.

ЛДПР на выборах 2011 года получила дополнительно 16 мест или 40%.

Спросить готовность по группам. Группы озвучивают ответы.

Давайте сверим ваши полученные данные. (Слайд 5) (если вы видите ошибки в расчётах, то исправьте их, обратите внимание, что это задание составлено в формате ЕГЭ по математике и дома потренируйтесь в решении подобных задач) Переведите планшеты в спящий режим кратковременным нажатием на кнопку обозначенную красным маркером и отложите их в сторону.

От нашего с вами участия в политической власти путем выборов депутатов в Государственную Думу зависит количество мест, которые займут политические партии в законодательных органах, а от этого зависят политические решения и эффективность взаимодействия государства и общества. Именно поэтому  на нашей блок схеме, личность и государство как субъекты политики стоят в одном ряду.

В какой случае один человек как личность символизирует собой государство?

Если это человек является главой государства (президент, монарх)

Главой нашего государства является В.В. Путин - президент, я предлагаю посмотреть отрывок из послания Президента России Федеральному собранию 2014 года и найти в нем  ответы на поставленные перед вами вопросы. У каждой группы свой вопрос. Это задание №4 в ваших карточках. Найдите его и ознакомьтесь с вопросом. Готовы. (видео)

Пожалуйста Группа 1 зачитайте свой вопрос и озвучьте получившийся на него ответ

1? Что по мнению Президента РФ является гарантией успешного развития страны?

Группа 1. (Вы сегодня самые активные, пожалуйста - Гарантией успешного развития страны по мнению Президента России является успешная совместная деятельность государства и общества в атмосфере сотрудничества и доверия ?)

2? Какие качества личности формируют социальный гражданский потенциал России? Воля, великодушие, поступки.

3? Какое обращение к политическим партиям озвучивает В. В. Путин в своём послании? Рассчитываю на нашу совместную, консолидированную работу, превыше политических амбиций Президент считает интересы России.

4? От какого субъекта политики по мнению Президента РФ зависит решение государственных проблем? Граждане не только ставят перед властью вопросы, но и сами участвуют в их решении, решении проблем, понимают что от их личных усилий многое зависит.

        

4. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся. Рефлексия.

        Подводя итог сегодняшнего урока, давайте вспомним, какова структура политики (говорят отношения между субъектами и объектами политики).

        В чем выражается взаимодействие политики и власти. Оно выражается в том, что политика регулирует всех сфер жизни общества - экономика, и социальная сфера, и образование, здравоохранение, культура, национальная политика, экология, демографическая политика.

        Вставка по времени понятий из раздела

        Посмотрите, на 5 раздел, здесь находятся понятия, которые использовались сегодня в течении урока, подчеркните из них те, которые остались Вам непонятны и дома, пожалуйста, ещё раз поработайте с ними.

        Скажите. Достигнута ли цель нашего сегодняшнего урока.

        Что нового вы узнали на уроке.

        Что запомнилось больше всего.

        Я хочу обратить ваше внимание, что по этой теме вы еще будете работать с Еленой Валерьевной и сможете найти многие вопросы связанные с изучением этой темы.

        

        Если времени нет то в домашку. Посмотрите, на 5 раздел, здесь находятся понятия, которые использовались сегодня в течении урока, подчеркните из них те, которые остались Вам непонятны и дома, пожалуйста, ещё раз поработайте с ними.

        Вы сегодня отлично поработали, показали себя очень активно.

         Сегодня вы получаете диски со всей информацией, которая использовалась на уроке. На этих дисках вы найдете файл с домашним заданием и комментариями к его выполнению. За плодотворную работу вы все получаете отлично.

Закончит наш сегодняшний урок я хочу выражением Гюстава Лебона, знаменитого французского историка и социолога конца 19 начала 20 веков

В политике настоящие великие люди – те, которые предвидят зарождающиеся потребности, события, подготовленные прошлым, и указывают путь, которого следует держаться.

Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами поработать. До свидания.

Самоанализ

        Учебное занятие проводилось в 10 классе. На занятии присутствовало ___ учащихся. Учащиеся отличаются высоким уровнем подготовки, были настроены на активную работу и проявляли интерес к предоставляемой информации.

        Учебное занятие направлено на изучения нового материала с применением средств ИКТ и является первым в разделе "Политическая сфера".

        Тема занятия: Политика и власть. Во время занятия использовались системно-деятельностный подход, элементы и методы проблемного обучения, здоровьесберегающие и информационно-коммуникационные технологии.

        При разработке занятия была поставлена цель Формирование знаний о политике и власти, видах политики и политических отношениях, о взаимодействии основных элементов политики. И задачи

личностные: ориентации в социальных ролях и межличностных отношениях;

познавательные: формирование умения систематизировать и ориентироваться в полученных знаниях, свободно владеть ими и применять на практике, самостоятельное выделение и формулирование цели; поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия;

регулятивные: формирование навыков самоконтроля и взаимоконтроля; сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий, выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

коммуникативные: определение цели, функций участников, способов взаимодействия; умение рассуждать и аргументировать свои ответы,

в соответствии с ФГОС.

На занятии использовалась «тактика сотрудничества». Чтобы вовлечь всех учащихся в работу за основу взял развитие познавательного интереса и активной деятельности учащихся.  Были использованы межпредметные связи, с применением заданий в формате подготовки ЕГЭ.

Применение мультимедийных средств позволило активно вовлечь учащихся в атмосферу учебного занятия и сконцентрировать их внимание на изучении нового материала.

Все этапы занятия логически связанны и соответствуют принципам научности и последовательности обучения. Главным этапом считаю получение учащимися новых знаний посредством анализа инфографиков, видеоматериала и соотнесения полученной теоретической информации путём её практического применения.

В результате учебного занятия учащиеся систематизировали полученные знания, использовали средства ИКТ для обработки полученной информации, соотносили качество и уровень усвоения материала,  рассуждали и аргументировали свои ответы.

Считаю, что цель и задачи занятия были достигнуты. На протяжении всего учебного занятия в группах было взаимопонимание и высокая работоспособность. Временные рамки занятия были выдержаны.

Получив домашнее задание на СD дисках учащиеся имеют возможность повторить пройденный на уроке материал и закрепить полученные знания.

 

Сказать от себя. Типо с большим классом интереснее работать.

Рефлексия направлена на оценку личного психологического состояния учащихся и дает возможность оценить результативность урока. Ребята показали достаточный уровень восприятия материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

План-конспект урока по Обществознанию - 11 класс - "Процессуальное право: уголовный процесс"

План-конспект: с практическими заданиями (в формате ЕГЭ), с указанием на видеоматериалы....

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

План-конспект урока по обществознанию 9 класс "Уголовное право"

Разработка урока для учителя по обществознанию 9 класс "Уголовное право"...

Конспект урока по обществознанию 9 класс по теме "Политика и власть".

Что такое политика, политическая власть, роль политики в жизни общества, политическая жизнь и средства массовой информации?...