Памятки к заданиям части "С" (2) ЕГЭ по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Маньякин Иван Викторович

Памятки для работы с кчащимися по подготовке к решению сложных заданий ЕГЭ по обществознанию. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_s1-s4.doc35 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_s5.doc33.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_s6.doc27.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_s7.doc24 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_s8.doc35.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatki_k_esse_s_9.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование текстов, включенных в КИМы ЕГЭ на уроках обществознания

       В процессе обучения необходимо знакомить учащихся с текстами различных видов, показывая их своеобразие и xaрактерные особенности. Речь не идет, конечно, о серьезном текстологическом анализе. Достаточно приучить учащихся начинать работу с текстом с «узнавания» его видовой принадлежности — это облегчит его интерпретацию и анализ. «Эффект узнавания», как показывает практика, чрезвычайно важен для успешного выполнения экзаменационных заданий применительно к заданиям части С. Уместно воспользоваться описанными в методической литературе рекомендациями.

«Следует помнить:

  • если в тексте главное — утверждение, аргументация какой-либо истины, это скорее всего научный текст;
  • если изложены нормы поведения (запреты, предписания, возможности), это с наибольшей вероятностью правовой документ;
  •   если основой текста являются оценочные суждения, явно показано отношение к чему-либо — это публицистический текст;
  •  если представлены количественные показатели, отражающие состояние или тенденцию развития какого-либо объекта, это статические материалы;
  •  если в тексте содержатся оценки состояния общества и прогнозы, обещания, планы улучшения, это, по всей видимости, политический документ;
  •   если излагаются только факты (дано описание чего-либо, какие-либо действий или чьих-то суждений), это информационные материалы» (Л.Н. Боголюбов,  Е.Л. Рутковская).

        Как работать с текстом на экзамене

1. С чего начинать работу с текстом?

Необходимо внимательно прочитать как текст, так и вопросы к нему. «Сплошное» чтение полезно тем, что дает возможность сориентироваться в тексте, предварительно (не всегда в явном, чаще в снятом виде) определить его структуру, отметить ключевые положения, соотнести его содержание с заданиями и вопросами.

Важно в процессе предварительного чтения четко определить, к какой содержательной линии курса обществознания относится предложенный текст. Такое соотнесение необходимо, поскольку, как не раз отмечалось, часть заданий предполагает привлечение контекстных знаний.

2.  Нужно ли определять главную идею текста?

 Не обязательно искать точные формулировки (если, конечно, среди заданий нет такого, который прямо предписывает определить главную идею автора); достаточно ответить на вопрос: «О чем говорится в тексте?».

3.  В каком порядке отвечать на вопросы?

Общий принцип простой — отвечать в том порядке, в котором они представлены в работе. Выполнить последующее задание подчас невозможно, если не найден ответ на предыдущий вопрос.

Вместе с тем, если возникли затруднения, не следует останавливать работу над текстом. Оценивается каждое задание, и даже не слишком убедительный ответ может содержать в себе верные элементы, заслуживающие дополнительного балла.

4.  Как уяснить для себя искать ли ответ в тексте или нужно вспомнить то, что изучалось на уроках?

Внимательно прочитать задание. В нем даны соответствующие указания: найдите в тексте; что говорит автор; какие признаки называет автор; опираясь на знание курса и собственный опыт, охарактеризуйте; конкретизируйте мнение автора, опираясь на знание курса. Вывод очевиден: нужно внимательно читать задание.

5. На что обращать внимание при выполнении заданий?

 Важно:

  •   внимательно прочитать задание;
  •  понять, что именно требуется для успешного ответа;
  •   уяснить, из каких частей складывается задание;
  •   стараться выполнить все задание;
  •  если вы можете ответить только на часть задания, обязательно запишите ответ (оценивается каждый элемент ответа, неполный, но правильный ответ принесет вам лишние баллы);
  •   не выходите за рамки вопроса, не пытайтесь написать все, что вы знаете по проблеме, не оценивайте мнение автора и не стремитесь высказать свою точку зрения, если это прямо не предусмотрено заданием;



Предварительный просмотр:

Как правильно выполнять задание С5  (задание на перечисление признаков какого-либо явления, объектов одного класса).    Памятка для ученика

                                   

        1.   Задание С5. – задание повышенного уровня. Оно дает возможность оценить знание признаков основных понятий обществоведческого курса, различных социальных явлений, порождающих их причин и возможных последствий.

       2.     За полное и правильное выполнение этих заданий можно получить 2 балла. При неполном правильном ответе выставляется один балл.

       3.   Максимальный балл присваивается  ответам учащихся, в которых отсутствуют  неверные содержательные позиции. В критериях оценивания встречаются указания: «при отсутствии неверных позиций»; «при отсутствии ошибочных позиций». В тех случаях, когда неверное положение искажает суть раскрываемого понятия, положения, данный ответ даже при наличии максимального количества верных ответов, не оценивается высшим баллом.

    4.       Задание С5 предполагает перечисление, называние некоторого количества элементов, свойств, характеристик, проявлений конкретного социального объекта (объектов). Это не очень сложное задание, однако,  его выполнение имеет свои особенности.

      5.     Встречаются две модели этого задания:

  • первая модель предполагает перечисление некоторого количества заданных элементов (свойств, проявлений и т.п.): «Назовите любые три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение». «Назовите любые три причины объединения людей в группы»;

  • вторая модель предполагает определение понятия и составление с ним двух информативных предложений, отражающих определенные теоретические или фактические обществоведческие данные: «Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «многопартийность»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о многопартийности». Предложения должны демонстрировать знание выпускником обществоведческого курса и содержать информацию о конкретном социальном объекте.

6. Начиная выполнять задание С5, уясните смысл требований:

  • при чтении задания обратите внимание, что и в каком количестве требуется назвать;
  • не приводите позиций больше, чем требуется в условии (иногда это порождает ошибки в ответе, что снижает оценку (система оценивания этого задания предусматривает снижение оценки при наличии в ответе ошибок наряду с верными позициями);
  • необходимо перепроверить свои ответы, отбросив сомнительные варианты ответа.


Предварительный просмотр:

Как правильно выполнять задание С6  (задание на раскрытие какого-либо теоретического положения, понятия на примере)?

    Памятка для ученика

1. Рассматриваемый тип заданий – задания со свободным развернутым ответом высокого уровня сложности.

2. В условии задания содержится указание на социальный объект или процесс и требование проиллюстрировать, подтвердить или раскрыть какую-либо его сторону или их взаимосвязь с помощью примеров из социальной жизни.

3. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.

4. Чаще всего используются задания двух моделей: «раскрыть на примере» (первая модель) или «проиллюстрировать примерами» (вторая модель).

5. Первая модель задания С6 содержит требование раскрыть какое-либо теоретическое положение на конкретных примерах. Эта модель не разворачивает перед экзаменуемым требований к конкретным «шагам» по выполнению заданий, она более сложна  для выполнения. Подобные задания могут быть решены двумя способами:

а)  элементами ответа являются комментарии, раскрывающие связь приведенного примера социального объекта с обозначенной проблемой или

б) оцениваемыми элементами ответа являются примеры социальных объектов с краткими комментариями, показывающими их связь с обозначенной проблемой. Требования данной модели заданий могут быть выражены в различных формах:

  • задания, требующие раскрыть на примере сущность объекта или его признаки: «На конкретном примере раскройте три признака трудового правонарушения»;

  • задания, требующие раскрыть на примере связь объектов  или процессов:   «Раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру», «Раскройте на трех примерах взаимосвязь массовой и народной культуры»;

  • задания, требующие раскрыть на примере значение объекта:  «Раскройте на трех примерах различные значения понятия «общество»; «Раскройте на трех примерах роль практики как критерия истины».

6. Вторая модель может формулироваться несколькими способами: «Назовите… и проиллюстрируйте примером», «Приведите положение с соответствующим примером», «Назовите и приведите соответствующий пример».

  • При выполнении заданий первой модели следует не просто привести пример, но и прокомментировать, показать, как проявляется конкретный социальный объект;
  • При выполнении данной модели задания следует сделать как минимум два «шага»: во-первых - развернуть положение, приведенное в условии и сформулировать ряд более частных утверждений, во – вторых – подкрепить это утверждение конкретными фактами.
  • В тех случаях, когда условие развернуть не удается, ответ получается неубедительным, а то и просто неверным.

  • При выполнении заданий второй модели следует просто привести примеры или записать объекты и привести примеры (если оценивается перечень объектов и примеров)



Предварительный просмотр:

                     Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос.

2. Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:

-определите, какая полезная информация содержится в условии;

- подумайте,  не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).

3. Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи:

- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;

- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо вспомнить;

- соотнесите эту информацию с условием задачи.

4. Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием.

5. Продумайте        аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения.

6. Убедитесь в правильности полученного вами ответа:

- соответствует ли ответ существу вопроса  (предписания) задачи;

- если в задаче поставлено несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый из них;

- нет ли противоречий между вашими аргументами;

- нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;

- можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;

- не следует ли из условия задачи какие-либо другие выводы, помимо тех, которые намечены вами.

         На что должен обратить внимание ученик при решении заданий-задач?        

1. Четкое уяснение вопросов (требований) задачи: нередко ученики, не дочитав вопрос до конца, «вырывают» отдельные элементы условия, на их базе формируют собственный вопрос, на который и отвечают; случается, что в двухсоставном или трехсоставном вопросе остаются без внимания последние его части;

2) Соотнесение своего ответа на вопрос с условием конкретной задачи: часто ученики отвечают на вопрос в общем, игнорируя предложенную в условии конкретную ситуацию;

3) Понимание того, что приводимые в условии задачи высказывания философов, ученых, носят, как правило, дискуссионный характер и с ними не всегда нужно соглашаться;

4) Четкое формулирование, возможно, даже нумерация всех элементов ответа;

5) Проверка полученного ответа, соотнесение его с данными условия задачи и ее требованием



Предварительный просмотр:

Как правильно выполнять задание С8

 (задание на составление сложного плана).  

 Памятка для ученика

  1. Сущность задания.

Данное задание нацелено на проверку умения ученика составлять сложный план рассказа по обществоведческой тематике. Тему рассказа выбирать нельзя, она уже предлагается в задании. Тема рассказа, которая предлагается в задании, может носить как очень широкий характер (например, «Государство»), так и более узкий (Например, «Решение глобальных проблем», «Проблемы семьи в современной России»).

        Сложный план предполагает деление  всего содержания темы на разделы (пункты) и  подразделы (подпункты), может быть еще более детальное разделение. Минимальные требования в этом задании – разделение содержания на три пункта, два из которых делятся на подпункты (как минимум два)

Например, по теме «Глобальные проблемы человечества»:

  1. Сущность глобальных проблем
  2. Виды глобальных проблем
  1. Общепланетарные
  2. Общемировые
  3. Общечеловеческие
  1. Решение глобальных проблем
  1. Пессимистический подход
  2. Оптимистический подход
  1. Как оценивается выполнение задания?

За выполнение этого задания вы можете получить 2 балла:

При анализе ответа учитываются:

– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их

соответствия заданной теме;

– полнота отражения основного содержания в плане

– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного

типа.

В 2011 году за выполнение  данного задания экзаменуемый сможет получить 1 балл в следующих случаях:

Отдельные пункты плана не отражают содержание темы.

Структура ответа соответствует плану сложного типа

Формулировки пунктов плана отражают содержание темы.

Структура ответа не полностью соответствует плану сложного типа

(отсутствуют конкретизации отдельных пунктов)

  1. Как работать над заданием?

Вспомните всё, что вы знаете из курса обществознания по данной теме. Возможно, вы не помните всего  содержания, но помните порядок его изложения – это может вам помочь. Постарайтесь разделить известное вам содержание на части.  Если пункты плана получаются слишком мелкими – объедините их в группы. Если пункты плана получаются слишком крупными – разбейте их на более мелкие.

Например: Крупный пункт «функции семьи» можно разбить на подпункты: физиологические, социальные, экономические.

Мелкие функции семьи: репродуктивную, заботу о здоровье, сексуальное регулирование – можно, наоборот, объединить в физиологические функции.

Раскрывайте те пункты, которые вы лучше всего знаете, чтобы не сделать обществоведческих ошибок.

Помните, что почти для каждой обществоведческой темы вы можете выделять такие пункты как:

  • сущность явления, процесса
  • подходы к нему в науке
  • его структура,
  • его  типология,
  • его  функции (обычно позитивные и негативные)
  • примеры

Однако имейте в виду, что все эти пункты должны звучать более конкретно и показывать, что вы знаете соответствующий материал, а не просто выучили эту схему. Эта схема может только помочь вам вспомнить содержание темы  и логично ее структурировать.



Предварительный просмотр:

Как правильно выполнять задание С9.

На едином государственном экзамене по обществознанию при оценивании ответа по заданию С9 необходимо учитываются  следующие элементы:

  1. раскрытие смысла высказывания;
  2. представление и  пояснение  своей позиции;
  3. уровень приводимых суждений и аргументов (здесь учитывается характер аргументации, способность экзаменуемого сочетать теоретическое обоснование и фактическое подтверждение, выходящее за рамки повседневных представлений).  

Само оценивание идет по накопительной схеме: реализация каждой новой позиции прибавляет к уже накопленным новые баллы. Их количество  по критерию К1 и К3 колеблется от одного до двух баллов в зависимости от уровня реализации данной позиции.  

Среди критериев, по которым оценивается выполнение задания С9, критерий К1 является определяющим. Если выпускник в принципе не раскрыл проблему, поднятую автором высказывания, и эксперт выставил по критерию К1 0 баллов, то ответ дальше не проверяется. По остальным критериям (К2, К3) в протокол проверки заданий с развернутым ответом выставляется 0 баллов.

Последовательность действий педагога по оцениванию

 мини-сочинений (задание С9)[1]

Действия педагога (эксперта) по оценке задания С9 условно делятся на два этапа.

Название этапа

Содержание работы педагога

Подготовительный

  1. выявить смысл высказывания: определить, какова основная мысль автора, что именно он хотел подчеркнуть, раскрыть, на какие особенности того или иного социального явления указать;
  2. смоделировать возможный ответ и сформулировать основные  суждения и аргументы  в обоснование своей позиции  (т.е. поставить себя на место ученика и выполнить задание);
  3. очертить круг понятий, терминов, теоретических положений, конкретизирующего и иллюстративного материала, который может использоваться в аргументирующей части.

Аналитический

  1. обратить внимание на то, насколько понят  и раскрыт  смысл выбранного  авторского  высказывания;
  2. выявить наличие или отсутствие собственной позиции, отношения ученика  к  авторскому суждению или поднятой автором социальной проблеме;
  3. определить качество использования обществоведческих понятий (корректность, соответствие области научных знаний, контексту проблемы) или их отсутствие;
  4. оценить уровень аргументации (в его теоретической и конкретизирующей составляющих);
  5. проверить соотнесенность аргументов и примеров с соответствующей областью  социально – гуманитарного  знания.

   Основания для более высокого балла.

1.При раскрытии смысла высказывания выделены несколько взаимосвязанных аспектов.

2. Теоретические положения развернуты в систему обоснования.

3. Приводимые примеры взяты из различных областей общественной жизни.

4. В рассуждениях используется «доказательство от противного».

5. Уместно и корректно использованы примеры из личного социального опыта.

6.Используются примеры из других учебных курсов – истории, географии, литературы.

7. Работа отличается целостностью, завершенностью и соразмерностью частей.

Основания для более низкого балла.

1.Среди приведенных теоретических положений встречаются ошибочные суждения и неточности.

2.Содержится много «информационного шума» - положений, не имеющих непосредственного отношения к теме, повторы одной и той же мысли, поданной в другом словесном выражении.

3.Используемые примеры слабо связаны с теоретическим обоснованием.

Памятки для ученика. Этапы работы над эссе.[2]

1. Познакомьтесь с предложенными темами

2. Определите, к какой базовой науке относится каждая тема

3. Определите смысл предложенных высказываний, ответив  на вопрос: Что хотел сказать автор?

4. Осмыслите проблему в контексте базовых наук, ответив на вопросы:

  • С какими основными проблемами обществоведческого знания связана данная тема?
  • Что я должен знать, чтобы раскрыть ее?

5. Выбирая тему, вы должны быть уверены, что:

  • имеете неплохие знания по той базовой науке, к которой эта тема относится;
  • ясно понимаете смысл высказывания ( что хотел сказать автор);
  • можете выразить свое отношение к высказыванию (согласиться полностью или частично, попытаться опровергнуть его);
  • владеете обществоведческими терминами, необходимыми для грамотного, основанного на теоретическом знании обсуждения темы (при этом термины и понятия, которые вы хотите употребить должны относиться непосредственно к теме эссе);
  • сумеете привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта в поддержку своей позиции

Помните, что Вы  должны строить свой ответ на основании именно конкретного высказывания, а не области знаний в целом.            

6. Сформулируйте свое отношение к высказыванию, ответив на вопросы:

  • Согласен ли я с автором? Или не согласен? Или согласен не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данному вопросу?

7. Выявите  основные аспекты проблемы.

8. Определите обществоведческие термины, понятия и обобщения, необходимые вам для выражения и обоснования позиции на теоретическом уровне. Ответьте на вопросы:

  • Какие известные вам из курса обществознания понятия и термины вы должны использовать?
  • Какие теоретические обобщения вы должны учесть?

8. Отберите факты, примеры из общественной жизни и личного социального опыта, убедительно обосновывающие вашу позицию. Ответьте на вопросы:

  • Какими фактами, примерами вы можете подтвердить свое мнение?
  • Убедительны ли они?

9. Напишите  текст своего мини-сочинения. Перечитайте его. Помните, что суждения и аргументы  в эссе должны быть раскрыты с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал, а в самом тексте должны быть освещены  различные аспекты проблемы.

Аргументированное эссе[3]

Цели аргументированного эссе:

1) убедить оппонента в правильности своей точки зрения и склонить его на свою сторону

2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.

Примерная структура эссе:        

Введение.    Формулировка темы, ее актуальности, значимости; расхождение линий относительно предложенного суждения, взгляда; переход к основному суждению.

Основная часть.  Суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3), определение основных понятий, использованных при выдвижении тезисов; доказательства и поддержки – факты или примеры, поддерживающие суждения, точку зрения; рассмотрение и опровержение контраргументов. Необходимо показать, почему автор считает их слабыми, а собственные утверждения – предпочтительными.

Заключение.    Повторение основного суждения, мнения; краткий обзор аргументации в защиту главного вывода. Общее заключение о важности, правильности данного утверждения, позиции.


[1] Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий ЕГЭ с развернутым ответом М.: ФИПИ, 2010, с. 31 

[2] Использованы материал: Лазебникова А.Ю. ЕГЭ – 2007: Обществознание: Репетитор. – М.: Просвещение, Эксмо, 2007

[3] О.Н.Журавлева, Т.И.Пашкова. История России с древнейших времен до середины ХIХ века. – М.: Вентана-граф, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программированные задания по истории и обществознанию

Этого рода задания можно выполнять как с применением компьютеров, так и без них. В последнем случае учащиеся используют бумагу в клетку. На осях ОХ и ОУ даны вопросы и ответы. Выбирая правильные ответ...

Мастер-класс "Учимся решать задания на анализ экономических графиков" (задание №7 ЕГЭ по обществознанию"

Материал содержит разбор основных типов задания №7 и алгоритмы их выполнения...

Памятка для задания №10 ЕГЭ

Памятка  выпускникам для распознавания гласных в суффиксах и окончаниях разных частей речи...

памятка написания эссе в ЕГЭ по обществознанию

памятка написания эссе в ЕГЭ по обществознанию...

Памятка для выпускников 11 классов сдающих обществознание

Памятка для выпускников 11 классов сдающих обществознание...

Памятка для учащихся сдающих ОГЭ по обществознанию

ИНФОРМАЦИЯ УЧАЩИМСЯ9 КЛАССА ПРИ СДАЧЕ ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ...

Статья «Как выполнить задание 28 ЕГЭ по обществознанию». Бубникова Александра Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91, Петроградского р-на, г. Санкт-Петербург

Бубникова Александра Николаевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №91, Петроградского р-на, г. Санкт-ПетербургСтатья «Как выполнить задание 28 ЕГЭ по обществознанию»Предмет общест...