Урок обществознания на тему "Этнос и нации" (профильное изучение, 11 класс)
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) по теме

Диденко Светлана Николаевна

Данный материал позволяет изучить основные признаки этноса и нации, структуру национального менталитета, сделать вывод об этническом многообразии современного человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_etnos_i_natsiya.rar21.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

Урок обществознания

на тему «Этнос и нация»

11 А класс

профильное изучение

Подготовила и провела:

учитель истории

и обществознания Диденко С.Н.

Тема урока «Этнос и нация»

Цели урока:

- образовательная: изучить основные признаки этноса и нации, структуру национального менталитета, сделать вывод об этническом многообразии современного человечества;

- развивающая: продолжить работу над выработкой у учащихся умения      анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах, умения получать и осмысливать социальную информацию, осваивать учебный материал с помощью практической деятельности,  использовать различные источники данных; представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать в группах, анализировать документы и самостоятельно формулировать выводы на основе изученного; аргументировано высказывать собственную точку зрения по поставленной проблеме.

- воспитательная: продолжить работу по формированию толерантности, активной гражданской позиции личности учащегося, эмоционально-личностного отношения к изучаемым явлениям социальной действительности.

Оборудование урока:

  1. Компьютер, проектор, экран.
  2. Компьютерная презентация по теме урока.
  3. Документы для исследовательской работы (исследования социологов по теме урока).
  4. Обществознание: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений: профильный уровень / (Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, А.Т. Кинкулькин и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова и др.— М.: Просвещение, 2008.
  5. Учебное пособие «Человек и общество. Дополнительные материалы к учебнику» под редакцией Л.Н. Боголюбова,  М., Просвещение, 2011.
  6. Видеофрагмент об особенностях российского менталитета.

Этапы урока:

  1. Орг момент,  вступительное слово учителя, создание благоприятной психологической обстановки.
  2.   Актуализация знаний учащихся. Сообщение учащимся целей и задач урока.
  3. Исследовательская работа с документами.
  4. Дискуссия по теме урока.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Рефлексия.

Тип урока – урок-исследование с элементами дискуссии.

Ход урока

  1. Орг. момент, создание позитивного психологического настроя        учащихся.

Здравствуйте, я рада вас видеть. Надеюсь, наше общение на уроке будет продуктивным и взаимно приятным.

Поскольку мы работаем в группах, и все мы – партнеры, я прошу вас отвечать не вставая.

II. Актуализация знаний учащихся.

1. На сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать тему «Этнос и нация».

Мы должны будем:

-  изучить признаки этноса и нации;

- проанализировав различные источники, сделать вывод об особенностях национального менталитета.

В завершении урока я предлагаю вам обсудить проблему, которая особенно остро проявилась в современной России – проблему национализма.

2. Итак, давайте освежим в памяти основные понятия темы:

  •  вспомните исторически сложившиеся формы сплочения людей;
  • о чем говорит тот факт, что человечество в своем развитии проходило через различные формы сплочения людей?
  • охарактеризуйте первые формы сплочения – род и племя;
  • выявите предпосылки перехода к следующей форме сплочения людей – народности;
  • какую новую черту нового сообщества отмечают этнологи?
  • когда и почему появляются нации?

III. Исследовательская работа в группах.

3. Итак, ключевыми понятиями с точки зрения национальных отношений являются этнос и нация.

Понятие «этнос» в переводе с древнегреческого означает «племя», «народ». Понятие «нация» - с латинского также означает «племя», «народ», однако в современном обществознании эти понятия не равнозначны.

Готовясь к сегодняшнему уроку, вы работали в группах, анализируя основные черты понятий «этнос» и «нация».

Итак, давайте выявим основные черты этноса и нации.

Задание классу: в ходе выступления групп вы должны будете составить тезисы о сущности понятий этнос и нация.

- выступление 1 группы – черты этноса;

- выступление 2 группы – черты нации.

Итак, мы проанализировали основные черты этноса и нации. Давайте проверим, что у вас получилось.

- представители обеих групп зачитывают составленные тезисы.

4. Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляют понятие «национальный менталитет». Часто это понятие заменяют понятием «национальный характер».

Давайте обратимся к материалу учебника на стр. 79, чтобы ответить на вопрос

«Что такое национальный менталитет?» и подискутировать на эту тему.

- самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Итак, какое определение национального менталитета мы запишем в тетрадях?

- запись в тетрадях определения (стр. 79)

Беседа по вопросам:

  • Что такое национальный менталитет?
  • В чем проявляется национальный менталитет?
  • С чем связаны черты характера  определенного народа?
  • Приведите примеры, подтверждающие тезис: национальный менталитет – явление устойчивое, но не застывшее.

5. Теперь я предлагаю вам с опорой на следующий пакет документов (комплект документов № 2) проанализировать и обсудить ментальные черты российского народа.

- работа в группах, анализ документов.

Итак, давайте составим обобщенный портрет российского народа. Какой он? Какие ментальные черты ему присущи?

- беседа

6. Теперь, когда мы обсудили с вами черты присущего нам менталитета, я хочу познакомить вас с понятием «ментальный стереотип».

Как вы думаете, что означает это понятие?

- ответы учащихся

Да, ментальный стереотип – это упрощенное и зачастую искаженное восприятие какого-либо народа, устоявшееся мнение и каких-либо чертах определенного народа.

- запись определения в тетрадях

В качестве иллюстрации к данному понятию я предлагаю к просмотру и обсуждению следующий видеофрагмент:

- видеофрагмент о ментальных стереотипах русского народа;

7. Итак, какие ментальные стереотипы отразил российский и украинский режиссер, театральный деятель Сергей Викторович Стрижак?

- беседа

И теперь мы вплотную подошли к главному проблемному вопросу нашего урока

- Согласны ли вы с высказыванием академика Д.С. Лихачева: «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными»?

- дискуссия по данной проблеме

8. Ученые утверждают, что в мире не существует «чистой нации». Ведь история народов – непрерывный этногенез, т.е. процесс непрерывного возникновения и развития человеческих общностей. Современное человечество представлено многообразием этносов.

В этой связи особенно опасным становится явление, получившее название «национализм».

Давайте  рассмотрим предложенную вам схему:

- работа в группах (комплект документов № 3 «Виды национализма»)

Дискуссия по теме:

- можете ли вы привести примеры различных видов национализма?

- каково ваше отношение к этому явлению?

Вывод: из истории мы знаем, к каким катастрофическим последствиям приводят попытки сделать национализм государственной идеологией.

Все люди – разные, но в этом и заключается богатство человеческой цивилизации.

V. Подведение итогов урока

Итак, на сегодняшнем уроке мы

- проанализировали понятия «этнос» и «нация»,

- изучили понятие «национальный менталитет»,

- сделали вывод о национальных ментальных стереотипах и опасности националистических идей, когда они овладевают умами людей.

VI. Рефлексия

Теперь в завершение урока я попрошу вас отметить наиболее интересные моменты урока.

- краткие ответы учащихся

- может быть составление синквейна по теме урока.

Ребята, на сегодняшнем уроке вам был предложен высокий уровень сложности материала.

Как вы считаете, насколько успешно вы справились со своими задачами исследователей? (дети говорят)

Обращаюсь к…: Каких оценок вы заслуживаете за работу на уроке? (…говорит).

Да, я согласна с мнением …. Все вы заслуживаете высоких оценок.

Д/З: п. 8, выполнить задания к параграфу.

Большое всем спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация урока обществознания. Тема:"Деятельность-способ существования человека".10 класс.

Презентация предназначена для проведения урока обществознания в 10 классе на  базовом уровне....

урок обществознания по теме Социальный статус личности 11 класс

УРОК ПРОВЕДЕН В 11 КЛАССЕ ВО ВРЕМЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ. РАЗРАБОТКА ПРИНИМАЛА УЧАСТИЕ В РАЙОННОМ КОНКУРСЕ "лУЧШИЙ УРОК"...

Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)

Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....

Урок обществознания "Роль религии в современном обществе", 11 класс

Урок подготовлен для класса социально-экономического профиля, занимающегося по программе Боголюбова Л.Н....

Презентация к уроку обществознания "Деятельность как способ существования людей" 10 класс

Презентация  иллюстрирует материал учебника (автор Боголюбов Л.Н.) . Данная работа  призвана сформулировать представление о значении деятельности в жизни человека и развитии общества.  ...

Разработка урока обществознания на тему "Социальный конфликт" (профильное изучение, 11 класс)

Данный урок призван сформировать у учащихся представление о сущности понятия «социальный конфликт,  его причинах,  участниках,  основных видах,  способах разрешения. Позволяет подв...

Разработка урока обществознания «Право на жизнь и эвтаназия» 9 класс

учебная – определить значение права на жизнь. Познакомиться с понятием «эвтаназия». Продолжать развивать основные компетенции: предметную, информационную.воспитательная – осознать ценность человеческо...