рабочая программа по обществознанию на 2014-2015 уч.год (10 класс, базовый уровень)
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Агафонова Галина Николаевна

Рабочая программа ориентирована на учебник  " Обществознание. 10 класс.Под ред. Л.Н. Боголюбова."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию (10-11 класс – базовое изучение предмета) составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).

Календарно-тематическое планирование курса обществознания в 10 классе (базовый уровень) составлено по программе общеобразовательных учреждений под редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.

В соответствии с учебным планом на изучение курса «Обществознание» в 10 классе отводится 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год.

- Программа: Обществознание, 10-11 классы (Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И.) (базовый уровень) // История. Обществознание: программы общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение.

- Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 10 класс. – М: Просвещение, 2010.

Цели

Изучение обществоведения (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

 развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

 воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

 освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

 овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

 формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществоведение» на этапе среднего  общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.).

- отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.

Содержание курса «Обществознание», 10 класс, базовый уровень

РАЗДЕЛ I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. ОБЩЕСТВО КАК СЛОЖНАЯ ДИНАМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа. Общество и культура. Науки об обществе. Структура общества. Общество как сложная динамичная система. Системное строение общества: элементы и подсистемы. Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер жизни общества. Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальные институты. Основные институты общества.

ТЕМА 2. ЧЕЛОВЕК КАК ТВОРЕЦ И ТВОРЕНИЕ КУЛЬТУРЫ 

Природа человека. Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Человек как духовное существо. Духовная жизнь человека. Мировоззрение. Ценностные ориентиры личности. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения. Потребности и интересы. Патриотизм и гражданственность.

Деятельность как способ существования людей. Мышление и деятельность Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.

Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Сознание и деятельность. Человек в системе социальных связей. Личность, факторы, влияющие на ее формирование. Самосознание и самореализация. Социальное поведение. Единство свободы и ответственности личности. Познание и знание. Проблема познаваемости мира. Философия. Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Многообразие форм человеческого знания. Социальное и гуманитарное знание.

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

Тема 3. Духовная культура

Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Многообразие культур1. Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Диалог культур. Средства массовой информации.

1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

Наука и образование. Наука, ее роль в современном мире. Виды человеческих знаний. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Философия. Проблема познаваемости мира Этика ученого. Непрерывное образование и самообразование.

Мораль и религия. Мораль, ее категории. Религия, ее роль в жизни общества. Нравственная культура. Искусство и духовная жизнь. Искусство, его формы, основные направления. Эстетическая культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Тема 4. Экономическая сфера  

Роль экономики в жизни общества. Экономика как подсистема общества. Экономика как основа жизнеобеспечения общества. Экономика и социальная структура. Взаимовлияние экономики и политики.

Экономическая культура. Экономический интерес, экономическое поведение. Свобода экономической деятельности и социальная ответственность хозяйствующего субъекта. Культура производства и потребления.

Тема 5. Социальная сфера

Социальные отношения. Социальная структура. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация. Социальные интересы. Социальная мобильность. Социальные взаимодействия. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Социальные аспекты труда. Культура труда. Виды социальных норм.

Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Многообразие социальных норм. Девиантное поведение, его причины и профилактика. Социальный контроль и самоконтроль.

Национальные отношения. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.. Культура межнациональных отношений.

Семья и брак. Семья как социальный институт. Семья в современном обществе. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Бытовые отношения.

Молодежь в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте. Молодежная субкультура.

Тема 6. Политическая сфера

Политика как общественное явление. Политика и власть. Политика и общество. Политические институты и отношения. Власть, ее происхождение и виды.

Политическая система. Структура и функции политической системы. Государство в политической системе, его функции.

Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Политическая жизнь современной России.

Гражданское общество и правовое государство. Основные черты гражданского общества. Правовое государство, его признаки. Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества. Демократические выборы и политические партии. Избирательные системы. Избирательная кампания в Российской Федерации.

Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология. Участие граждан в политической жизни. Политический процесс, его особенности в Российской Федерации. Политическое участие. Политическая культура.

РАЗДЕЛ III. ПРАВО  

Тема 7. Право как особая система норм

Право в системе социальных норм. Система российского права: основные отрасли, институты, отношения. Публичное и частное право.

Источники права. Правовые акты. Конституция в иерархии нормативных актов. Правоотношения и правонарушения. Виды юридической ответственности. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.

Современное российское законодательство. Основы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права. Правовая защита природы.

Предпосылки правомерного поведения. Правосознание. Правовая культура.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УРОКИ

Общество в развитии. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века.

Результаты обучения

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,  место и роль человека  в системе общественных отношений;
  •  тенденции развития общества в целом  как сложной динамичной  системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,  механизмы правового регулирования;
  • особенности социально-гуманитарного познания.

 

Уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;  
  • анализировать актуальную  информацию о социальных объектах, выявляя  их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

  • раскрывать на примерах  изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять  поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам;  систематизировать, анализировать  и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации,  с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные  суждения и аргументы по определенным проблемам;
  •  подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  •         применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения   познавательных задач  по актуальным социальным проблемам.

Использовать приобретенные  знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  •  успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
  • предвидения    возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;                                                      
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Календарно-тематическое планирование по обществознанию

10 класс (70 часов)

Оборудование: Обществознание: учебник для учащихся 10 кл.:

базовый уровень.- под редакцией Л.Н. Боголюбова.- М., 2010.

п/п.

Дата  

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Основное

содержание

Термины, персоналии.

Домашнее задание

Раздел 1.        «Общество» ( 4 часа)

1

Что такое общество

1

Изуч.

нового

Общество как совместная жизнедеятельность людей. Общество и природа.

Общество

П. 1

2

Общество и культура

1

Комб.

урок

Общество и культура. Науки об обществе.

Культура

Наука

С12-16, выполнить задания с.17

3

Общество как сложная динамическая система

1

Комб.

урок

Общество как сложная динамичная система. Причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни.

Социальная система

П.2

4

Социальные институты

1

Комб.

урок

Важнейшие институты общества.

Социальные институты. Самодостаточность.

Интеграция.

Общественные потребности.

С21-25, выпол. зад. с 25

Раздел 2.  «Человек»   (12 часов)

5

Природа человека

1

Комб.

урок

Человек как продукт биологической, социальной и культурной эволюции.

Цель и смысл жизни человека. Науки о человеке.

Антропогенез,

Возрождение

П. 3

6

Человек как духовное существо

1

Комб.

урок

Духовные ориентиры личности: мораль, ценности, идеалы.

Духовность.

Мораль.

Категорический императив.

Идеал.

Патриотизм.

Гражданственность.

П. 4

7

Мировоззрение и его роль в жизни человека

1

Комб.

урок

Мировоззрение и его роль в жизни человека.

Мировоззрение.

С.40-44

8-9

Деятельность - способ существования людей

2

Комб.

урок

Деятельность человека: основные характеристики. Структура деятельности и ее мотивация. Многообразие деятельности. Сознание и деятельность.

Деятельность.

Потребность.

Цель, мотив.

Сознание

П.5

10-11

Познания и знание

2

Комб.

урок

Познаваемый ли мир?  Познание чувственное и рациональное.  Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания.  Многообразие человеческого знания.

Знание. Социальное знание.

Агностицизм.

Гносеологизм.

Чувственное познание.

Понятие.

Суждение.

Мышление.

Язык.

Сенсуализм.

Рационализм.

П.6

12

Истина и её критерии

1

Комб.

урок

Истина (абсолютная, относительная). Паранаука. Истина и её критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания. Многообразие человеческого знания.

С.58-65

13

Человек в системе социальных связей

1

Комб.

урок

Биологическое и социальное в человеке.

Нравы.

Обычай.

П.7

14-15

Личность

2

Комб.

урок

Личность. Социальное поведение  и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

Личность.

Самосознание.

Самореализация.

16

ПОУ «Человек»

1

Повт. - обобщ.

Раздел 3.  «Духовная культура»      (8 часов)

17

Культура и духовная жизнь общества

1

Изуч.

нового

Культура и духовная жизнь.

Функции культуры.

Духовная жизнь.

П.8

18

Формы и разновидности культуры

1

Комб.

урок

Многообразие культур. Массовая и элитарная культуры.

Культура (народная, массовая, элитарная).

Культурология.

С. 84-87

19

Наука

1

Комб.

урок

Наука в современном обществе. Этика науки.

Наука.

П.9

20

Образование

1

Комб.

урок

Цели и функции образования в современном мире. Основные элементы системы образования. Образование как ценность. Самообразование. Значение образования для самореализации.

С.95-97

21

Мораль.

1

Комб.

урок

Сущность морали. Мораль как регулятор социального поведения. Категории морали. Высшие духовные ценности. Истина, добро и красота. Моральный идеал. Нравственная оценка деятельности.

Мораль.

Нормы морали.

Принципы морали.

Нравственные категории.

Смысл жизни.

П.10

22

Религия

1

Комб.

урок

Религия. Религиозное сознание.

Религиоведение.

Светское сознание

Религия. Религиозное сознание.

Религиоведение.

Светское сознание.

П.10

23

Искусство и духовная жизнь

1

Комб.

урок

Искусство как вид духовного производства. Сущность искусства, его происхождение и основные формы. Искусство как эстетическая деятельность. Формы и основные направления искусства. Тенденции духовной жизни современной России.

Искусство.

Эстетическая культура.

П.11

24

ПОУ «Духовная

культура»

1

Повт-обобщ.

Раздел  4.       «Экономическая сфера»             (4 часа)

25-26

Роль экономики в жизни общества

2

Изуч.

нового

Комб.

урок

Экономика как подсистема общества. Экономика и уровень жизни. Экономика и социальная структура общества. Экономика и политика

Экономическая сфера.

Уровень жизни.

ВВП.

П.12

27

Экономическая

 культура

1

Комб.

урок

Сущность и структура экономической культуры. Экономические отношения и интересы.

Экономическая культура.

П.13

28

Экономическая свобода и социальная ответственность.

1

Экономическая свобода и социальная ответственность. Связь экономической культуры и экономической деятельности.

Экономическая свобода.

П.13

5 раздел.  «Социальная сфера» (14 часов)

29-30

Социальная структура общества

2

Комб.

урок

Многообразие социальных групп. Социальное неравенство. Социальная стратификация.

Структура общества.

С.151-156

31

Социальная мобильность

1

Комб.

урок

Социальная мобильность. Социальные интересы.

П.14

32

Социальные взаимодействия

1

Комб.

урок

Социальные отношения и взаимодействия. Многообразие социальных групп. Неравенство и социальная стратификация.

Стратификация.

П.15

33

Социальный конфликт

1

Комб.

урок

Социальный статус. Социальная мобильность. Социальные процессы в современной России.

П.15

34-35

Социальные нормы и отклоняющееся поведение

2

Комб.

урок

Социальные нормы. Элементы социального поведения. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль.

Преступность,

Социальная опасность.

С.173-176

П.16

36-37

Нации и межнациональные отношения

2

Комб.

урок

Этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Национальная политика.

Этнос,

Народ,

Национальное самосознание

П.17

38-39

Семья и быт

2

Комб.

урок

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи в современном обществе. Семейно-демографическая структура общества.

Семья

Бытовые отношения

П.18

40-41

Социальное развитие и молодежь

2

Комб.

урок

Молодежь как социальная группа. Молодежная субкультура. Проблемы молодежи в условиях социальных перемен. Молодежь как субъект социального развития.

Группа социального риска

Социально-демографическая группа

Семьянин

Гражданин

П.19

42

ПОУ «Социальная сфера»

1

Повт. - обобщ.

Раздел  6. «Политическая сфера» (12 часов)

43-44

Политика и власть

2

Изуч.

нового

Комб.

урок

Власть, ее происхождение и виды. Политический режим. Типы политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический.

Политическая партия,

Макиавелли,

Субъект и объект политики,

Политическая сфера. Политические институты. Политические отношения,

Политическая власть, политология.

П.20

45-46

Политическая система

2

Комб.

урок

Политическая система общества. Государство, его признаки, формы, функции

Конституционное право,

Политический режим,

Правовое государство, политический плюрализм.

П.21

47-48

Гражданское общество и правовое государство

2

Комб.

урок

Гражданское общество, его основные черты. Правовое государство. Местное самоуправление. Соотношение правового государства и гражданского общества.

Парламентская республика.

Полупрезидентская (смешанная)

Республика.

Муниципальное образование.

П.22

49-50

Демократические выборы и политическая партия

2

Комб.

урок

Государственный аппарат. Избирательные системы. Политическая жизнь современной России.

Избирательное право,

Многопартийность

П.23

51

Участие гражданина в политической жизни

1

Комб.

урок

Политическая идеология и ее структура. Функции политической идеологии. Различия и взаимодействие политической идеологии и политической психологии.

Политический процесс, политическое участие.

Политическая культура.

С.262-268

52

Политическая культура

1

Комб.

урок

Политическая идеология и политическая деятельность.

Политическая культура.

П.24

53-54

ПОУ «Политическая сфера»

2

Повт. - обобщ.

Политическая культура. Типы политической культуры. Функции политической культуры. Пути и формы политической социализации личности.

Раздел 7. «Право как особая система норм» (12 часов)

55-56

Право в системе

социальных норм

2

Изуч.

нового

Комб.

урок

Право в системе социальных норм. Система права: основные отрасли, институты, отношения.

Право.

Мораль,

система права,

отрасль права,

институт права.

П.25

57

Источники права

1

Комб.

урок

Международные документы по правам человека. Социально-экономические, политические и личные права и свободы. Система судебной защиты прав человека.

Источники права,

Естественное право,

Нормативно-правовой акт,

П.26

58-59

Правоотношения и правонарушения

2

Комб.

урок

Гражданское право. Право собственности юридических и физических лиц. Обязательства в гражданском праве. Трудовое право. Трудовой договор. Заработная плата. Трудовая дисциплина. Трудовые споры и порядок их разрешения.

Правоотношение,

Конституционный суд,

Судебная система, кодекс

П.27

60

Юридическая ответственность

1

Комб.

урок

Юридическая ответственность

Юридическая ответственность , П.27

61-62

Современное российское законодательство

2

Комб.

урок

Государственное право. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации об основах конституционного строя. Административное право. Органы государственного управления. Административная ответственность.

Конституционное право.

Брак,

Преступление, уголовное наказание

П.28

63-64

Предпосылки правомерного поведения

2

Комб.

урок

Уголовное право. Преступление и наказание в уголовном праве. Ответственность за преступления против личности. Уголовная ответственность за другие виды преступлений.

Правосознание,

Правовая идеология,

П.29

65

Правовая культура

1

Правовая культура, правомерное поведение.

Правовая культура, правомерное поведение.

П.29

66

ПОУ «Право как особая система норм»

1

Повт. - обобщ.

Раздел 8.  «Общество в развитии» (4часа)

67-68

Общество в развитии

2

Изуч.

нового

Многовариантность общественного развития,

Целостность и противоречивость современного мира, проблема общественного прогресса

П.30

69-70

Итоговое повторение

2

Список литературы

Литература для учителя

Боголюбов Л.Н. и др. Обществознание. 10 – 11 класс. Базовый уровень // Программы общеобразовательных учреждений: История.

Обществознание: 10 –11 кл. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66 – 73.Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву», 10-11 классы, М.: «Глобус», 2009

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2011

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2012

Дополнительно! –

Кравченко А.И., Певцова Е.А. «Обществознание», 11 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений:- М.: ООО «Русское слово – учебник»,2012.

Методические пособия

 Т.П.Бегенеева «Поурочные планы по обществознанию», 10 класс, М., Издательство «ВАКО», 2010

 Методические рекомендации по курсу Человек и общество», в 2-х частях, под редакцией Л.Н.Боголюбова, М.: «Просвещение», 2007

Дидактические материалы

 МП.А.Баранов Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество.:Просвещение, 2010

 В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2006

 «Духовная жизнь общества», М.: Издательство «АСТ»,2008

 Певцова Е. А. Обществознание. 10 кл. Книга для учителя. - М.: Русское слово, 2005;

 Кравченко А. И. Хрестоматия по обществознанию. - М.: Русское слово, 2002.

 Единый государственный экзамен 2006-2010. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ-

Центр, 2006-2010;

 Ф Сборники КИМов за 2009, за 2010, за 2011,2012,2013 годы

 А. Ф. Щеглов «Обществознание», Экономика / Схемы. Тесты –М.: Материк – Альфа,2006

Литература для учеников

Л.Н.Боголюбов «Обществознание», 10 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень, М.: «Просвещение», 2011

В.В.Румынина «Обществознание», учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы, М.: «Дрофа», 2006

«Духовная жизнь общества», М.: Издательство «АСТ»,2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по учебнику Гольцовой. 11 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основании федерального базисного учебного плана, государственного стандарта образовательной области «Филология», требований к обязательному минимуму содержания ос...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по элективному курсу. Лингвистический анализ текста 9 класс. Базовый уровень

Элективный курс русского языка «Лингвистический анализ текста» предназначен для обучающихся 9 класса. Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к Г...

Рабочая программа по учебному курсу «Общая биология» для 11 класса базовый уровень (по программе В.Б.Захарова)

Рабочая  программа по биологии для 11 класса составлена на  основе  авторской  программы В.Б.Захарова с внесенными в неё изменениями. Изменения сделаны с учетом  примерной про...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ГЕОГРАФИИ ДЛЯ 7 КЛАССА БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ 2014-2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе:Федерального государственного стандарта общего образования;примерной программы основного общего образования по географии «Геогра...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС 2021 года)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для   5-9 классов (базовый уровень) (Приложение к основной общеобразовательной программе основного общего образования, реализу...