Гражданское становление личности в условиях регионализации образования.
статья по обществознанию на тему

Изменения, происходящие в нашем обществе в начале XXI века, обостряют многие проблемы, в том числе и образовательные. Потребность в демократизации общественного   устройства влечет за собой небывалую гражданскую активность молодежи. Связано это с укреплением государственности, возрождением культурно-исторических традиций, глубоким проникновением в историю Отечества и роль исторической личности в ней (проект «Имя Россия»).                                                              В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей и гражданского патриотизма.                                                                                Гражданственность как нравственное качество и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом  укрепления Российской цивилизации.                                                   Будущее России зависит от степени готовности молодых людей к достойным ответам  на исторические вызовы времени, от их становления как граждан России. Вот почему система гражданского воспитания личности, имеющая прочные, проверенные временем традиции 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                               С.К. Лобанов, В.К. Григорова

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального  образования “Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия”, г. Биробиджан                                Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная школа №11 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Хабаровск

Гражданское становление личности в условиях регионализации образования.

            Изменения, происходящие в нашем обществе в начале XXI века, обостряют многие проблемы, в том числе и образовательные. Потребность в демократизации общественного   устройства влечет за собой небывалую гражданскую активность молодежи. Связано это с укреплением государственности, возрождением культурно-исторических традиций, глубоким проникновением в историю Отечества и роль исторической личности в ней (проект «Имя Россия»).                                                                В этих условиях особую значимость приобретает задача консолидации общества на основе демократических ценностей и гражданского патриотизма.                                                                        Гражданственность как нравственное качество и совокупность социально-политических отношений является мощным стимулом  укрепления Российской цивилизации.                                                 Будущее России зависит от степени готовности молодых людей к достойным ответам  на исторические вызовы времени, от их становления как граждан России. Вот почему система гражданского воспитания личности, имеющая прочные, проверенные временем традиции  [5;6] приобретает новый облик,  порожденный новым временем, новой социальной – культурной ситуацией, нуждается в совершенствии и обновлении в соответствие с новыми реалиями[3].                                        Гражданское воспитание в новых исторических условиях – это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная  деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций,  образовательных учреждений по формированию у молодежи высокого гражданского сознания, возвышенного чувства верности к своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важных конституционных обязанностей по защите интересов Родины.                         Основой гражданского воспитания является гражданское становление личности как длительный процесс  развития её гражданского сознания, формирования новых чувств, выражения этого сочетания  (сознания и чувств)  в поступках, активной деятельности, направленной на утверждение демократических взглядов, гражданских идеалов и личности.               Ядром гражданского становления личности является понятие “гражданственность”. Гражданственность как социально-педагогический феномен представляет собой целостное сочетание интеллектуальной, эмоционально-ценностной и поведенческой сфер личности.                Процесс гражданского становления личности включает два взаимосвязанных компонента:                                                                Первый компонент – социально-педагогический. Он включает в себя позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по историческим, социальным, политическим, нравственным, военным проблемам; важные нравственные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей и др.). Этот компонент является доминирующим. Ведь только сформировав личность гражданина с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, можно рассчитывать на готовность его к служению Отечеству и выполнению гражданских  функций.                        Второй компонент–специфический. Он отличается более конкретной  деятельностной направленностью. В современных условиях в содержании гражданского становления молодежи в качестве приоритетных выделяются такие нравственные ценности: гражданственность, надпартийность, надкорпоративность; общенациональность в государственном масштабе; лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе; патриотизм, преданность Отечеству; чувство собственного достоинства; социальная активность[4].                                                        Реализация этих двух компонентов гражданского становления личности осуществляется через различные направления работы с детьми и молодежью; духовно-нравственное (воспитание на культурно- исторических традициях); профессионально–деятельностное;  гражданско– правовое; психологическое (формирование психологической устойчивости).                                                                                Создание и реализация системы гражданского становления личности обеспечивается учетом разнообразных факторов, влияющих на него, и необходимых условий, способствующих повышению его эффективности. Среди них особое место занимает регионализация образования.                Региональная специфика гражданского становления личности приобретает сегодня исключительную значимость. Особенно ярко это проявляется в полиэтнических регионах России, каким является Европейская автономная область. По данным научных исследований (Б.М. Голубь) на территории ее проживает более ста национальностей [1]. Это, конечно, находит выражение в акценте гражданского воспитания на единство всех народов,  населяющих эту территорию,  для которых Россия была и остается родным Отечеством, в учете особенностей менталитета национальных общностей, гражданских традиций , с которыми связана история нации и региона.                                                                         Регионализация образования – это учет региональных особенностей (историко-культурных, этнографических, социально–экономических, экологических и др.). Можно выделить два ее уровня:                        Первый -  национально – этнический уровень.  Это состояние родства с  «малой» Родиной,  регионом,  жителем которого является данный гражданин как человек, обладающий национальным самосознанием. Реализуется этот уровень через приобщение к культуре наций, населяющих регион, их ценностям, традициям, обычаям, нормам.        Второй - социально–культурный уровень. Это культура: семейная, нравственная, политическая, экономическая, гражданская, правовая и др. Реализуется этот уровень через содержание гражданского воспитания,  ядром которого является гражданское становление личности [2].                  Важной стороной регионализации образования в Еврейской автономной области является то, что она становится хорошим средством создания собственного варианта  гражданского становления молодежи в данном полиэтническом пространстве Дальнего востока России. Показатель тому – принятый Правительством области закон  «Об образовании»  - базисный региональной  план общеобразовательных учреждений, позволяющий не только управлять сферой образования в ЕАО, но и передавать часть функций с областного на муниципальный уровень [ 2].                                                                                        Базисный план Комитета образования Правительства Еврейской автономной области, устанавливающий комплекс норм и требований к структуре, содержанию и уровню образования, создает предпосылки  для системного введения  регионального компонента государственных образовательных стандартов.         В этих целях разработаны в качестве регионального компонента образовательные модели по учебным дисциплинам, курсам, учитывающим природные, исторические, экономические, социокультурные особенности Еврейской автономной области.                                                                                                                                                     В настоящее время в автономии разработан и введен за основу национального - региональный компонент государственного образовательного стандарта по истории, литературе, географии Еврейской автономной области [ 2 ]. В разработке его заслуга Комитета образования Еврейской автономной области, Областного института усовершенствования учителей, Института комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии.                                                Региональный компонент в содержании общего среднего образования отражает образовательное и воспитательное пространство, которое гордо обозначается понятием «Еврейская автономная область». Содержание и объем его определяется необычным природно-географическим, социально-экономическим и историко-культурным единством этого дальневосточного региона России. НРК способствует формированию личности учащегося как достойного представителя региона, хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.                                                                        Региональный компонент гарантирует право на приобретение и    усвоение нормативных знаний о природе, истории, экономике и культуре области, повышает статус образования как фактора развития этого дальневосточного региона, расширяет комплекс гуманитарных и естественнонаучных методов познания, содействует формированию деятельной структуры личности молодого человека: познавательной, нравственной, коммуникативной, трудовой, физической; расширяет, углубляет и конкретизирует знания, предусмотренные федеральным компонентом.                                                                                        Таким  образом, высшеизложеное позволяет предположить, что имеются достаточные условия, чтобы учитывая региональные особенности, опираясь на собственный   опыт, на доступном материале формировать у школьников представление о прошлом и настоящем своей «малой»  Родины, вырабатывать положительное отношение к накопленным ценностям  и тем самым укреплять устойчивость учащихся к гражданственности – основе гражданского становления личности.

                                            Библиографический список:

  1. Голубь, Б.М. К вопросу об этапах в региональном развитии: Тезисы-ч.2 /Отв. ред. Ф.Н. Рянский. -Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН,1993.  
  2. Закон Еврейкой автономной области «Об образовании», - Биробиджан, 2000.
  3. Закон «Об образовании», - М., 1999.
  4. Кострулева, И. В. Содержание и организация патриотического воспитания учащихся в условиях регионализации образования: Диссертация на соискание учёной степени кандидата пед. наук. – Ставрополь, 2004г.
  5. Макаренко, А. С. Воля. Мужество. Целеустремленность / Собрание сочинений в 11-ти томах. -  Т. 2. – М., 1982.
  6. Сухомлинский, В. А. Рождение гражданина; Родина в сердце/ Собрание сочинений в 4-х томах. – Т. 3 – М., 1984.

Сведения об авторах

Лобанов Сергей Кимович – учитель истории и обществознания, заместитель директора по научно-методической работе МОУ СОШ №11 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Хабаровск.                        Служебный адрес: 680000, г.Хабаровск, Трубный переулок, дом 7,МОУ СОШ № 11.                                                                Служебный телефон: 8-4212-21-51-16                                                Домашний адрес: 679015, ЕАО, г.Биробиджан- 15, ул. Пушкина 3, квартира 19.                                                                        Домашний телефон: 2-10-05.                                                                Контактный телефон: 8-924-106-36-83.                                        Григорова  Владилена Константиновна – профессор кафедры педагогики и психологии  ГОУ ВПО «ДВГСГА», кандидат педагогических наук , профессор.                                                                                        Служебный адрес: 679015,  ЕАО , г.Биробиджан – 15, Широкая, 70а, кабинет 205 .                                                                                        Служебный  телефон: 6-01-07                                        Домашний адрес: 680021, Хабаровск – 21, Амурский бульвар, 48, квартира 33.        Домашний телефон: 8-4212-32-91-60.                                                Контактный телефон:  8-924-303-84-27.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в образовательном учреждении, как основа гражданского становления личности

Данная статья предназначена для социальных педагогов, классных руководителей и заместителей директора по УВР. В статье представлена модель воспитательной системы ОУ....

Публикация статьи "Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение"

Статья "Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение"...

Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности/ООО "Издательство Молодой ученый", ноябрь 2017г.

quot;Экскурсия как форма исследовательской деятельности в гражданском становлении личности". Авторы делятся опытом работы ....

Экскурсия как форма исследовательской деятельности обучающихся в гражданском становлении личности /Сборник научных статей международной научно -практической конференции, Курск, 2016, под ред. Т.А.Антопольской

В статье рассматриваются инновационные методы и приемы в изучении краеведения, что позволяет сформировать ценностное отношение личности к окружающему миру через приобщение к православно-ориентированны...

Программа Инновационного подхода в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности обучающегося.

Cовременный период развития российского образования – это время серьезных перемен, в том числе в содержании образовательного процесса, внеурочной деятельности, управлении образовательным учрежде...

Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления личности в условиях сельской школы

Доклад на семинаре на тему "Гражданско-патриотическое воспитание как средство  становления личности в условиях сельской школы"...

Проект «Кадетское воспитание как одно из условий создания системы гражданского становления личности в общеобразовательной школе»

Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в ...