Трудовая деятельность. Обществознание 10 класс план-конспект урока
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Закора Валентина Викторовна

Цель урока: рассмотреть структуру материального производства, технологический способ производства, социологические факторы, элементы сущности трудовой деятельности, резервы повышения эффективности трудовой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu_v_10.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Трудовая деятельность

урок по обществознанию в 10-Б классе

Учитель  Закора  В.В.

Курганинск

Цели:        

Образовательные:        рассмотреть структуру материального производства, технологический способ производства, социологические факторы, элементы сущности трудовой деятельности, резервы повышения эффективности трудовой деятельности

Дидактические:        структурные схемы, составление таблицы в процессе изучения нового материала, навыки работы с дидактическим материалом

Воспитательные:        содействовать формированию у учащихся установки на сознательный выбор профессии, высококвалифицированный труд, воспитывать положительные качества современного работника, показывая их роль в  достижении успеха

Основные понятия:        материальное производство, труд, производительность труда, технологический способ производства, разделение труда, профессия, квалификация, трудовая дисциплина, культура труда, гуманизация труда, технология, профессионализм

Оборудование урока:        учебник «Человек и общество» под редакцией        Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой;  

Кравченко А.И. Социология. Справочное пособие;

Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. Кодоскоп

ПЛАН

(урока) изучение нового материала

  1. Материальное производство.
  2. Трудовая деятельность.
  3. Черты современного работника.
  4. Проблемы гуманизации труда.

ХОД урока:

  1. Повторительная беседа по ранее изученному материалу как вводно-мотивационный этап в ходе урока.
  • что такое деятельность?
  • какова ее структура? (схему изобразить на доске)
  • назовите виды деятельности.

Заполнение сравнительной таблицы «Материальное и духовное производство», сделать самостоятельный вывод.

  1. Изучение нового материала. Фронтальная работа с учащимися. Учитель записывает тему урока на доске, просит учеников записать ее в тетрадях и произносит вводную речь, в которой обобщает все ранее изученное по данной теме, логически подразумевая изучение новой темы. Учитель говорит о важности материального производства в жизни человека, переходит к раскрытию содержания схемы

Материально производственная деятельность

Материальное производство

Непроизводственная сфера

Производство материальных благ

Производство материальных услуг

Оказание материальных услуг

Создание нематериальных благ

Сфера услуг

        По ходу рассказа учитель характеризует три важных элемента производства: (учащиеся записывают в тетради)

  1. Предмет  труда (то, из чего можно изготовить;
  2. Средства труда, то с помощью чего изготавливают;
  3. Целенаправленная деятельность человека, его труд.

Вывод: материальное производство – есть процесс трудовой деятельности человека.

        Учитель переходит к изучению второго вопроса. Задает вопрос: Что такое труд? Обобщая ответы учащихся,  учитель подчеркивает важность сознательной цели в трудовой деятельности (для сравнения «Сизифов труд».

        Учащиеся для примера приводят пословицы и поговорки о труде. Делается вывод о важности труда в жизни человека, существовании и становлении личности.

        Структуру трудовой деятельности учитель рассматривает, опираясь на схему:

Структура трудовой деятельности

Трудовая деятельность

Цель труда

Предмет труда

Средства труда

Технология

Трудовые операции

        Каждый элемент схемы характеризуется учителем и записывается в рабочие тетради учащимися.

        Далее учитель знакомит учащихся с понятием «содержание индивидуального труда». Оно выражает распределение функций на рабочем месте. Функции различают в зависимости от роли работника.

Схема 2. Содержание индивидуального труда.

а) энергетическая (работник приводи в движение средства труда);

б) технологическая (наблюдение и контроль за движением предмета труда (наладка));

в) управленческая (подготовка производства и руководство исполнителями).

Что влияет на изменение функций? (НТП) рассмотрение какого-то вида труда по схеме.

        Схема вручается каждому ученику и, при наличии времени, они анализируют  какой-то вид трудовой деятельности  самостоятельно. Если не успевают на уроке, завершают эту работу дома.

        Завершая разговор о трудовой деятельности, учитель спрашивает учащихся «Что такое разделение труда?»

Вывод: трудовая деятельность – жестоко регламентированный ряд операций и функций совершаемых работником.

        Учитель переходит к третьему вопросу. Каким должен быть современный работник?

        Современное сложное производство требует работников разнообразных профессий. Что такое профессия? Приводятся примеры различных профессий. Краткая беседа школьного психолога о выборе профессии.

Профессионализм – степень мастерства – результат обучения и опыта работы.

Квалификация – определяет уровень профессиональной подготовки, финансируется в определенном документе.

Трудовая дисциплина –

Технологическая дисциплина –

Договорная дисциплина –

Инициатива и исполнительность –

Культура труда – в научной организации труда.

        Самостоятельная работа с учебником в конце § 16 выписывают компоненты культуры труда в тетради.

        В заключение учитель рассматривает проблему гуманизации труда, т.е очеловечивания труда так как в век индустриального общества человек превращается в «фактор производства». Знакомит учащихся с системой Тейлора.

        Условия труда также влияют на характер труда.

Вывод: читают в слух учебник в конце § 16.

В заключение работа с заданием № 6.

Домашнее задание. § 16 учить, написать дома сообщение о наиболее знакомой профессии и проанализировать по схеме № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект интегрированного урока английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность"

Интегрированный урок английского языка и обществознания в 9 классе на тему: "Правовая ответственность" ставит своей целью на основе имеющихся у учащихся знаний расширить понятие «право»; сформир...

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект интегрированного урока по профессионально-трудовому обучению (швейное дело,7 класс). "Снятие мерок для построения чертежа основы прямой юбки".

Реализация общеобразовательной, коррекционно-воспитательной и практической задач по ПТО осуществляется в тесной связи с преподаванием других учебных предметов. Каждый учитель коррекционной школы...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ ТЕМА: «ВАРИАНТЫ СКЛАДЫВАНИЯ САЛФЕТОК»

Тема: «Варианты складывания салфеток»Цели урока:Ознакомить учащихся с основными приёмами складывания салфеток и создать условия для формирования умения по их выполнению;Способствовать восп...

"Travel around the city" (Путешествие по городу), УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) 5 класс, план-конспект открытого урока

quot;Travel around the city" (путешествие по городу), УМК "Английский в фокусе" ("Spotlight"), план-конспект открытого урока...