Программа кружка "Мы - молодые избиратели России" (для учащихся 8-9 кл.)
методическая разработка по обществознанию (9 класс) по теме

Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Предмет изучения - вопросы избирательного права и избирательного процесса. Тема актуальна сегодня как никогда. С выборами человечество столкнулось  ещё на заре своей истории. Сегодня без выборов невозможно представить политическую жизнь страны, поэтому начиная со школьной скамьи подрастающее поколение обязано знать историю появления, становления и развития избирательной системы РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhki.docx89.48 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                            Средняя общеобразовательная школа с. Бисерово

                Дополнительная  образовательная программа кружка    

                              «Мы  - молодые избиратели России »

                                             ( для учащихся 8-9 класса)

                                        Срок реализации : 1 год    

2014-2015 уч.год

                                                                                                                 Артемихина Т.Г

                                                                            учитель истории и обществознании

                               

с. Бисерово

                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                        

Программа модифицированная, составлена на основе  элективного курса  по вопросам избирательного права журнал «Преподавание истории и обществознания  в школе» № 5 2012 , интеллектуальной игры «Мы - молодые избиратели России!»  журнал «Преподавание истории и обществознания  в школе» № 3 2013 .

Программа для учащихся 8-9 класса рассчитана 1 час в неделю, 34 часа в год. Образовательная область «Обществознание». Предмет изучения- вопросы избирательного права и избирательного процесса.

Тема актуальна сегодня как никогда. С выборами человечество столкнулось ещё на заре своей истории. Сегодня без выборов  невозможно представить политическую жизнь страны, поэтому начиная со школьной скамьи  подрастающее поколение  обязано знать историю появления, становления и развития избирательной системы РФ. В этом возрасте человек усваивает основные общественные ценности, мечтает, обладает неуемной энергией. Через несколько лет эти учащиеся станут совершеннолетними, получат право участвовать в государственных делах, избирательных действиях, голосовать на выборах  Президента России, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, органов государственной власти и местного самоуправления. Для этого им необходимы хорошие знания и серьёзная подготовка, чтобы сознательно делать собственный выбор, за который они будут нести ответственность перед собой и обществом

Цели кружка:

познакомить учащихся с различными  видами  избирательных  систем, сущностью и принципами избирательной системы РФ, процедурой выборов в РФ

сформировать аналитические умения и навыки (применять  полученные знания на практике, вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение)

воспитывать активную гражданскую позицию учащихся

Задачи кружка:

  • формировать чувства личной ответственности за свою гражданскую позицию и свой политический выбор,
  • повышать правовую грамотность и политическую культуру у подрастающего поколения как будущих избирателей,
  • воспитывать приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ

Формы проведения занятий:

Турнир, лекции, решение тестовых задач

                        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема № 1Основные источники по избирательному праву. 1 ч.

Конституция РФ, ФЗ от 12.06 2002, изм. от 14.11.2005 «Об основных  гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»,

ФКЗ от 28.06.2004 «О референдуме РФ», ФЗ от 10.01.2003 «О выборах президента РФ», ФЗ от 18.05.2005  «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ», ФЗ от 26.11.1996 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ  избирать и быть избранным в органы местного самоуправления»

Тема № 2 История выборов в России.3 ч.

Земский Собор1549 г., Правительствующий Сенат 1711 г., Земства 1864 г., Государственная Дума 1906 г.,  Учредительное Собрание 5 января 1918 г.,

Федеральное Собрание 1993 г.

Тема №3 Избирательное право в РФ.3 ч.

Понятие «Избирательное право», принципы участия в выборах ,право избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Тема № 4 Виды избирательных систем .2 ч

Пропорциональная система. Мажоритарная система

Тема № 5 Избирательный процесс, его основные стадии.7 ч.

Составление списков избирателей, образование и утверждение избирательных округов и избирательных участников, формирование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов, предвыборная агитация, голосование, подсчёт голосов и установление результатов выборов

Тема № 6 Роль избирателя.1 ч.

Изучение « Качеств настоящего гражданина» составил русский правовед, философ И.Ильин

  1. Чувство собственного достоинства
  2. Внутренняя свобода, превращённая в самостоятельную дисциплину
  3. Способность  быть истинным субъектом права
  4. Уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и к государственной власти
  5. Способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать  свои права как обязанности и свои обязанности  как права

Изучение «Памятки для будущего избирателя»

Будущий избиратель ! Ты стоишь на пороге важных изменений своего положения в обществе. У тебя в руках- паспорт ,а это значит, что государство признаёт тебя гражданином. К своему гражданскому статусу надо готовиться. Чтобы стать достойным его, нужны знания. Сегодня ты -ученик,  а завтра- избиратель. Сознательное участие в выборах- первейший долг гражданина, который  думает о своём будущем, о будущем своих детей, своей Родины.

Тема № 7  Практические занятия.15 ч.

Анкетирование, турнир, социологический опрос, составление синквейна, выполнение тестов

                               Занятие № 1 ( 1ч)  

 Анкетирование на тему «Моя политическая и правовая культура»

  1. Хорошо ли я знаю руководителей государства (фамилии, занимаемые должности)
  2. Есть ли у меня чёткая политическая позиция?
  3. Смогу ли я в споре о политическом положении отстоять свою точку зрения ?
  4. Могу ли я спрогнозировать политическую ситуацию?
  5. Часто ли я просматриваю в газетах статьи и другие материалы о внутренней и внешней политике государства?
  6. Если по телевизору идёт передача  на политическую тему, я обязательно смотрю эту передачу.
  7. Я хорошо представляю себе, что такое диктатура, демократия , республика, монархия, тоталитарный режим.
  8. Меня интересует юриспруденция(элементарная теория права, законы, правовые факты)
  9. Часто ли я специально смотрю телепередачи о праве и законах?
  10. Есть ли у меня убеждение в необходимости исполнять  все правовые нормы?
  11. Испытываю ли я возмущение (неприятное чувство), когда узнаю об очередном грубом правонарушении?
  12. Я хорошо представляю себе, что такое правовое государство, законы
  13. Я неплохо знаю основные нормы ряда отраслей права (конституционного, гражданского, трудового, семейного)
  14. Я понимаю необходимость хорошего знания  норм избирательного права и избирательного процесса.
  15. Когда идёт предвыборная кампания, я интересуюсь её развитием.
  16. Я считаю, что каждый человек  обязан проголосовать на выборах
  17. В будущем я хотел бы активно принимать участие в политической жизни страны, на основе хорошего знания права.

Ключ к анкете и оценка результатов анкетирования

«Да»-3 балла, «не уверен»-2 балла, «нет»-1 балл

Особенности вашей политической  культуры(вопросы 1-7, 15-17)

26-30 баллов вы имеете чёткую политическую позицию

16-26 баллов  вы разбираетесь в политической ситуации в стране, но ваши взгляды не отличаются определённостью

Менее 16 баллов- ваши интересы далеки от политики

Особенности вашей правовой культуры (вопросы8-17)

26-30 баллов основа вашей правовой культуры на высоком уровне

16-26 баллов правовая сфера вам не чужда, но вам предстоит ещё многое освоить

Менее 16 баллов ваши интересы далеки от области права

                                       Занятие № 2  (2ч.)

Социологический опрос населения: «Выборы: кому это нужно»

Данные о респонденте:

  1. Возраст.
  2. Пол.
  3. Образование.
  4. Национальность

Вопросы:

  1. Знаете ли вы что-нибудь о выборах?
  2. Пойдете ли вы на выборы?
  3. Если нет или да, то почему?

В опросе приняли участие родственники, друзья, знакомые, прохожие. Опрошено всего 35 человек:

молодые: от 18 до 25 лет – 10 человек (5 женщин и 5 мужчин); 
среднего возраста: от 30 до 45 лет – 10 человек (5 женщин и 5 мужчин); 
пожилые: от 55 до 70 лет – 15 лет (10 женщин и 5 мужчин).

По результатам опроса участники группы сделали выводы о том, что чаще других на выборы приходят люди пожилого возраста: они считают, что это их гражданский долг, который они обязаны выполнять – так воспитаны.

Молодые избиратели также собираются идти голосовать: им интересно, и, может быть, дадут подарки.

Не собираются идти на избирательные участки люди среднего возраста. Они считают выборы бесполезными и говорят о занятости. Так отвечают мужчины из этой возрастной категории. Женщины этой группы респондентов более активны в политическом отношении: их волнует будущее детей , и они стремятся повлиять на него.

                   

                        Занятие № 3 (2ч)

Составление синквейна с использованием понятий “выборы”, “избиратель”.

  1. Выборы.
  2. Демократические, свободные.
  3. Определяют, обязывают, направляют.
  4. Выборы – право человека.
  5. Демократия.

 

  1. Избиратель.
  2. Грамотный, ответственный.
  3. Голосует, агитирует, выдвигает.
  4. Он определяет будущее страны.
  5. Народовластие.

  1. Выборы
  2. Важные, главные
  3. Обдумал, пришёл, проголосовал
  4. Найди время, сделай свой выбор!
  5. Будущее!

  1. Голосование-
  2. Тайное, свободное!
  3. Идём, думаем, выбираем…
  4. Наш выбор-будущее России-
  5. Интересно

              Занятие № 4 Решение тестов по теме :

                      «Избирательное право» (6 ч.)

                                   Тест № 1

"Избирательное право в демократическом государстве".

Обведите кружком правильные варианты ответов.

1.Свободные и честные выборы являются существенным признаком:

а) тоталитаризма

б) демократизма

в) авторитаризма

2. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

3. Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется:

        а) активное избирательное право

        б) пассивное избирательное право

        в) классическое избирательное право

4. Право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется:

        а) активное избирательное право

        б) пассивное избирательное право

        в) классическое избирательное право

5. Отметьте основы российского избирательного права:

        а) всеобщее

        б) прямое

        в) принципиальное

        г) элитарное

        д) равное

        е) при тайном голосовании

        ж) при открытом голосовании

6. По закону выбирают в России:

        а) министров

        б) телеведущих

        в) депутатов Государственной Думы

        г) Президента РФ

        д) Генерального прокурора РФ

        е) Патриарха Московского и всея Руси

        ж) членов Конституционного суда РФ

        з) президентов республик в составе РФ

        и) губернаторов областей и краев

        к) директоров школ

        л) депутатов законодательных органов субъектов РФ

        м) депутатов городской Думы

        н) членов органов местного самоуправления

7. По Конституции РФ можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

        а) с 18 лет

        б) с 21 года

        в) с 30 лет

8. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат, называется:

        а) пропорциональной системой

        б) селекционной системой

        в) мажоритарной системой

9. Избирательная система, при которой места в парламенте занимают представители партий, получившие на выборах количество голосов, превышающих установленных процентный «барьер», называется:

        а) пропорциональной системой

        б) селекционной системой

        в) мажоритарной системой

10. Заинтересованы в том, чтобы процентный «барьер» при пропорциональной системе выборов был выше:

        а) многочисленные и влиятельные партии

        б) малочисленные, но щедро финансируемые партии

        в) неорганизованные массы избирателей

11. В списке Партии любителей шоколадных конфет 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 250 000 избирателей. «Избирательный метр» - 50 000 голосов. Сколько членов этой партии получат мандаты в парламент по пропорциональной системе выборов, если пройдут процентный «барьер»:

        а) 5 членов партии

        б) 25 членов партии

        в) 50 членов партии

12. Избирательные комиссии, участвующие в организации выборов в Российской Федерации:

        а) муниципальные

        б) окружные

        в) кустовые

        г) субъектов РФ

        д) контрольные

        ж) Центральная избирательная комиссия

        з) Президентская избирательная комиссия

        и) территориальные

        к) партийно-государственные

13. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется:

        а) консилиумом

        б) всероссийским советом

        в) референдумом

14. Нельзя решать путем референдума:

        а) вопрос об объявлении войны

        б) вопрос о принятии Конституции

        в) вопрос о пересмотре действующего закона

15. Гражданам, необходимо участвовать в политической жизни:

        а) потому что это улучшает их материальное положение

        б) потому что отказ, например, от участия в выборах большого количества граждан в республике может парализовать государственную власть

в) потому что право принимать участие в управлении делами государства имеет хорошо ощутимый оттенок обязанности делать это

16. Самая массовая роль гражданина, принимающего участие в политической жизни страны:

        а) кандидата в депутаты

        б) кандидата в президенты

        в) избирателя

17. Совокупность голосующих граждан называется:

        а) конгломерат

        б) электорат

        в) корпорация

18. Для сложившейся политической культуры граждан:

        а) характерно следование рекомендациям политических комментаторов

        б) характерна ориентация в период выборов на гороскоп

в) характерно умение делать самостоятельные выводы из полученной политической информации.

19. Являются основными сторонами политической культуры:

        а) ношение значков с изображением политических деятелей

        б) политические знания

        в) понимание значения политики в общественной жизни страны

        г) участие «за компанию» в демонстрации

        д) цивилизованное участие в политической деятельности на основе четкого собственного выбора

е)обещание максимальных выгод избирателям в период проведения предвыборной компании

20. Самое мощное средство как повышения политической культуры граждан, так и политического оболванивания их:

        а) детективные романы

        б) средства массовой информации

        в) съезды партий.

Ключи к заданиям по избирательному праву.

1-б;

 2-а;

3-а;

4-б;

5-а,б,д,е; 6-в,г,з,л,м;

 7-б;

8-в;

9-а;

 10-а;

11-а;

12-б,г,ж,и;

13-в;

14-в;

15-в;

16-в;

17-б;

18-в;

19-д;

20-б.

                                                 Тест №2

1) История избирательных процедур берет свое начало на территории Древней Руси в:

        1) X веке;  2) IXвеке;  3) XIвеке; 4) XX веке

2)  Выборный орган местного самоуправления середины XVI века:

       1) Изборная палата;  2) губная, земская изба;  3) Земский собор;  4) Боярская дума

3) Как назывались выборные органы местного самоуправления, созданные в 1864 г.?

       1) вече; 2) губная, земская изба;  3) магистраты; 4) земства

4) Заполните пробелы.   Единственным источником власти в России является_____

5)  Что такое прямая демократия?

     1) форма правления, при которой решения принимаются непосредственно народом на том или ином собрании;  2) форма правления, при которой решения принимаются от имени народа избранными им представителями органов  власти; 3) правление одного человека во имя блага большинства

6)  Какой из перечисленных принципов является важнейшим для характеристики демократических выборов:

      1) свободного и добровольного участия граждан в выборах;  2) прямого избирательного права;  3) периодических выборов на основании всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании;

4) разделения властей

7) При каком условий  человек не имеет права голосовать?

       1) двойное гражданство;  2) отсутствие высшего образования;  3) долгое пребывание за границей;

      4) нахождение в местах лишения свободы  по вступившему в силу приговору суда

8)  Что такое активное избирательное право?        

       1) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, местного самоуправления вплоть до президента страны; 2) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; 3) право не участвовать в голосовании;

9) С какого возраста гражданин обладает пассивным избирательным правом?        

1) 21 год; 2) 18 лет; 3) 25 лет; 4) 35 лет

10) Избиратель наделен следующими правами

      1) назначать дату выборов;  2) давать указания членам участковой избирательной комиссии;  3) голосовать;

4) призывать к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;   5) участвовать в выдвижении кандидата

11) Неучастие граждан в выборах это:

    1) абсентеизм; 2) кумулятивный вотум; 3) оптация; 4) трансферт.

12) Что такое мажоритарная избирательная система?

13) В каком возрасте Вы можете стать кандидатом на пост Президента РФ?        

1)  30 лет; 2) 35 лет;  3) 40 лет; 4) 21 год

        

14) Государственная Дума состоит из

       1) 350 депутатов; 2) 400 депутатов; 3) 450 депутатов; 4) 166 депутатов.

15) Чтобы выдвинуть кандидата на должность Президента, нужно собрат не менее:

1) 500 тыс. подписей; 2) 1 млн. подписей; 3) 2 млн. подписей; 4) 1,5 тыс.подписей

16)  На выборах Государственной Думы РФ используется:                        

      1) пропорциональная система  с 5%-м барьером; 2) пропорциональная система  с 7%-м барьером;

3) смешанная система;  4) мажоритарная система относительного большинства

17) Какой процент от принявших участие в голосовании должен набрать кандидат в Президенты РФ, чтобы победить на выборах?        

1) 30%;  2) 75%;  3) 100 %;  4) 50% + 1 голос

18)  Избирательная кампания завершается:

    1) регистрацией кандидата на выборную должность; 2) подсчетом голосов и определением результатов выборов; 3) закрытием избирательных участков;  4) официальным выступлением победившего кандидата.

19) Кабины для голосования - это специально оборудованное место ...

    1) для размещения агитационных материалов; 2) для обеспечения тайного волеизъявления граждан; 3) для подсчета голосов избирателей;  4) для подтасовки результатов голосования

20) Могут ли иностранные граждане быть избирателями в РФ?

     1) да, если они достигли 18 лет, не признаны судом недееспособными, постоянно проживающие в РФ; 2) нет; 3) да, если они достигли 18 лет, не признаны судом недееспособными и не содержащиеся в местах лишения свободы по приговору, постоянно проживающие на территории муниципального образования, на выборах в органы местного самоуправления

21)  Предвыборная агитация должна быть прекращена:

       1) в ноль часов по местному времени в день голосования; 2) в ноль часов по местному времени за трое суток до дня голосования; 3) в восемь часов по местному времени в день голосования;  4) в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования 

22) Наблюдатель вправе:

       1) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; 2) выдавать избирателям избирательные бюллетени; 3) принимать участие в подсчете избирательных бюллетеней; 4) вести предвыборную агитацию среди избирателей.

23) Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении:

       1) паспорта гражданина Российской Федерации или загранпаспорта;  2) паспорта гражданина Российской Федерации, загранпаспорта или водительского удостоверения;  3) паспорта гражданина Российской Федерации или документа, заменяющего паспорт гражданина; 4) свидетельство о рождении

24) Открепительное удостоверение – это

     1)  документ, дающий возможность гражданину, в случае невозможности прибыть на избирательный участок в день голосования по месту жительства, проголосовать на любом другом избирательном участке; 2)   документ, содержащий волеизъявление избирателя на выборах; 3)   документ, которым выражается поддержка избирателем выдвижение кандидатов или списка кандидатов; 4)  документ, в котором фиксируется участие избирателя  в выборах.

25) В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указываются:

     1) в  алфавитном порядке; 2) в  произвольном порядке; 3) по дате и времени выдвижения кандидатов; 4) по дате и времени регистрации кандидатов.

26)  Избиратель получил, заполнил бюллетень для голосования и опустил его в ящик для голосования. После этого он обратился к члену участковой избирательной комиссии о выдаче ему нового бюллетеня в связи с тем, что при заполнении бюллетеня совершил ошибку, а в этом случае существует возможность получить новый бюллетень. Как должен поступить член участковой избирательной комиссии?

      1) выдать новый бюллетень;  2) разъяснить, что выдача нового бюллетеня не предусмотрена; 3)  разъяснить, что это можно только в случае, если бюллетень не был опущен в ящик для голосования; 4) разъяснить, что это возможно только на основании заявления избирателя и при условии разрешения председателя участковой избирательной комиссии.

Пусть ваш выбор всегда будет правильным!

                                                           

       

                                                    Тест № 3

)

1) Народное собрание в древней и средневековой Руси

     1) вече; 2) гильдия;  3) Земский собор; 4) земство

2) Сословно-представительный орган, образованный в середине XVI века:

     1) Изборная палата; 2) губная, земская изба; 3) Земский собор; 4) Боярская дума

3) Когда был опубликован  манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», который «даровал» гражданские свободы и учреждал Государственную думу?

     1) 17 октября 1905 г.;  2) 29 января 1649 г.;  3) 1 января 1810 г.;  4) 21 сентября 1993 г.

4) Заполните пробелы.  Народ осуществляет свою власть непосредственно  и путем__________

5) Что такое представительная демократия?

     1) Форма правления, при которой решения  принимаются непосредственно народом  на том или ином собрании;  2) форма правления, при которой решения  принимаются от имени народа  избранными им представителями органов  власти;  3)  правление одного человека во имя блага большинства

6)  Какие из этих принципов избирательного права относятся к основным (конституционным):

     1) демократизм;  2)  тайное голосование; 3)  прямое избирательное право; 4)  наличие единых выборных дней

7) При каком условий  человек не имеет права голосовать?

    1) двойное гражданство;  2) отсутствие высшего образования;  3) долгое пребывание за границей;

4) признание по суду недееспособным

8)  Что такое пассивное избирательное право?        

     1) право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления; 2) право избирать в представительные и исполнительные органы власти, начиная от органов государственной власти, местного самоуправления вплоть до президента страны;  3) право не участвовать в голосовании;

9) С какого возраста гражданин обладает активным избирательным правом?         

1) 21 год; 2) 35 лет;  3) 25 лет; 4) 18 лет 

10) Кандидат имеет следующие права                        

     1) назначать дату выборов;  2) давать указания членам участковой избирательной комиссии; 3) вести предвыборную агитацию; 4)  призывать к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации; 5) назначать представителей

11) Что такое абсентеизм?

     1) признание итогов голосования, результатов выборов недействительными; 2) признание выборов несостоявшимися; 3) неучастие избирателей в выборах

12)  Что такое пропорциональная избирательная система?

13) Кандидат на пост Президента должен постоянно проживать в России, т. е. быть ее гражданином, не менее

1) не менее 5 лет;  2) не менее 10 лет; 3) не менее 15 лет; 4) с рождения

14) Сколько депутатов работает в Совет федерации?

1)  450 депутатов; 2) 166 депутатов; 3) 100 депутатов; 4) 260 депутатов

15) К участию в выборах допускаются только партии, которые

      1) имеют численность не менее 100 человек;  2) победили на региональных выборах; 3) прошли государственную регистрацию, а также зарегистрировали региональные отделения более чем в половине субъектов Федерации; 4) любые политические объединения, проявившие желание участвовать в выборах

16) На выборах Президента РФ используется:                        

     1) мажоритарная система относительного большинства; 2) пропорциональная система; 3) мажоритарная система квалифицированного большинства; 4) мажоритарная система абсолютного большинства 

17) Какой процент от списочного состава избирателей должен принять участие в голосовании по выборам Президента РФ, чтобы эти выборы были признаны состоявшимися?         

1) 25%;  2)  50%;  3) 75%;  4) 100 %

18) Избирательная кампания – это…

     1) деятельность по подготовке выборов и референдумов; 2) деятельность по подготовке и проведению выборов; 3) деятельность кандидата по проведению выборов; 4) это период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении дня выборов до дня официального опубликования результатов выборов.

19) Тайное голосование...

      1) исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей; 2) исключает возможность обнародования результатов голосования; 3) исключает возможность присутствия при проведении подсчета голосов избирателей, представителей средств массовой информации; 4) исключает возможность агитации иностранными гражданами и организациями

20) Постоянно проживающие в РФ иностранные граждане, с государствами гражданской принадлежности которых заключён соответствующий договор имеют право участвовать в выборах:                        

      1) федеральных; 2) субъектов РФ; 3) муниципальных

21) Голосование проводится...

     1) с 8 до 20 часов по московскому времени; 2) с 8 до 18 часов по московскому времени; 3) с 10 до 20 часов по московскому времени; 4) с 8 до 20 часов по местному времени

22) Наблюдатели на выборах могут быть                        

      1) международными;  2) корпоративными;  3) иностранными; 4)  ведомственными

23) Может ли избиратель проголосовать за других граждан?

    1) да, если он представит паспорт другого гражданина;  2) да, вместо членов своей семьи;  3) нет, каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается; 4) да, если представит доверенность лица, за которого будет голосовать

24) Список избирателей – это

    1)  документ, в котором фиксируется участие избирателя  в выборах; 2)   документ, содержащий волеизъявление избирателя на выборах; 3)   документ, которым выражается поддержка избирателем выдвижение кандидатов или списка кандидатов; 4)  документ, дающий возможность гражданину, в случае невозможности прибыть на избирательный участок в день голосования по месту жительства, проголосовать на любом другом избирательном участке

25) Какой знак должен поставить избиратель в бюллетене в квадрате (квадратах), относящемся (относящихся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор?

    1) крестик;  2) «галочку»; 3) кружок;  4) любой знак

26) В участковую избирательную комиссию в день голосования обратился гражданин, который сообщил, что он сможет проголосовать только вечером и на другом участке и поэтому хотел бы получить открепительное удостоверение. Обязана ли участковая комиссия выдать его?

    1) нет, причина не является уважительной;  2) нет, открепительные удостоверения не выдаются в день голосования; 3) нет, открепительные удостоверения, имевшиеся в участковой избирательной комиссии, уже погашены до начала голосования; 4) да, обязана.

               

                                            Занятие № 5   (2 ч.)

                     Турнир   «Избирательное право РФ»

Мотивация. (На интерактивной  доске высвечивается отрывок из

стихотворения И. Губермана «Гарики на каждый день»)

Сильна Россия чудесами

И не устала их плести:

Здесь выбирают овцы сами

Себе волков себя пасти.

Боюсь, как дьявольской напасти,

Освободительных забот:

Когда рабы приходят к власти ,Они куда страшней господ.

Вопросы: -Какая актуальная тема поднимается в стихотворении?

-Каково отношение поэта к выборам?

-Как это можно объяснить?

-Согласны ли вы с его позицией?

-Как вы понимаете слова поэта «Когда рабы приходят к власти, они куда

страшней господ»

-Какие же люди должны «приходить к власти»?

Вступительное слово.

-Людям свойственно выбирать: уже в первобытное время люди выбирали

предводителей родов на совете взрослых сородичей. Зрелую форму управления

представляют собой народные собрания древних греков. В V веке до н.э. в

Афинах уже наблюдается расцвет демократии. Выборность, отчетность – все

это обеспечивало управлению Афин ярко выраженный демократический

характер. Шли годы, столетья. Сменялись государства и формы народовластия.

Менялся калейдоскоп форм народного представительства: Английский

парламент, Новгородское вече, Земские соборы…Современная Россия. За последние десятилетия в РФ произошли существенные изменения в структуре избирательного права, основанного теперь на принципах

народовластия. Граждане выбирают партии, лидеров, систему взглядов,

любимые книги и газеты, собственные политические позиции и многое другое. Гражданин, живущий в демократическом  обществе, вынужден силой самих обстоятельств самостоятельно решать и выбирать постоянно.

Сегодня в ходе турнира, так или иначе, будут подниматься вопросы, связанные с существующей в России избирательной системой. Оценивать ваши знания будет строгое, но справедливое жюри (представление жюри).

Конкурс «Разминка» (проводится в форме «блиц - опроса»)

1. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и

подсчета голосов (избирательный участок).

2. Действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию

государственных решений, выбор представителей в институты власти

 (политическое участие).

3. Наименьшее  число голосов, необходимое для избрания одного депутата

(избирательная квота).

4. Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ

(Федеральное Собрание РФ).

5. Всенародное голосование с целью принятия наиболее важных решений

(референдум).

6. Наличие в обществе двух или более партий (многопартийность).

Конкурс «Мысли мудрых» Задание: завершите приводимые высказывания.

1. Вольтер заметил: «Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то…» ( чтобы вы могли их свободно высказать).

2. Э. Севрус утверждал: « Главная опасность для демократии - …»

(равнодушие народа к политике)

3. Л. Питер говорил: «Меньшинство нередко становится большинством, потому  что…» (встаёт с постели и голосует).

4. Л. Питер доказывал: «Выборы – единственная гонка, в которой…»

(выигрывает большинство участников)

Конкурс «Прочти высказывание»

Задание: замените цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, и

у вас получится высказывание, принадлежащее И. А. Ильину (побеждает

команда, которая быстрее прочтет высказывание).

17 16 13 10 20 10 25 6 19 12 1 33

15 6 25 6 19 20 15 16 19 20 30

17 16 13 30 9 21 6 20 19 33

20 6 14 15 16 20 16 11

15 1 18 16 5 1

«Политическая нечестность пользуется темнотой народа»

-Как вы понимаете данное высказывание?

Конкурс «Проверяем орфографию»

Задание: напишите правильно слова.

Б- - л - тень (Бюллетень)

Д- - у - - т (Депутат)

К- -д-да- (Кандидат)

Конкурс «Найди пару»

Задание: соотнесите слова из предыдущего конкурса с определением:

1. Лицо, выдвинутое в установленном законом порядке в качестве

претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность

или членство в органе государственной власти или органе местного

самоуправления, либо зарегистрированное соответствующей

избирательной комиссией в качестве кандидата (кандидат).

2. Лицо, избранное избирателями соответствующего избирательного округа

в муниципальный или федеральный представительный орган на основе

всеобщего прямого и равного избирательного права при тайном

голосовании (депутат)

3. Избирательный документ для тайного голосования, напечатанный по

установленной форме и содержащий фамилии, имена и отчества

кандидатов или наименование партий, участвующих в выборах

(бюллетень).

Конкурс «Черный ящик»

-То, что находится в ящике, имеет высшую юридическую силу, прямое

действие и применяется на всей территории РФ (Конституция РФ)

Конкурс «Ситуация»

1. Гражданин N накануне выборов сломал ногу. Не желая оставаться в

стороне от политической жизни страны и принять участие в выборах

президента, он попросил жену проголосовать вместо него. Однако в

избирательной комиссии в просьбе Петрову отказали. Правомерен ли

отказ избирательной комиссии? Свой ответ аргументируйте.

2. В ходе предвыборной агитации епископ N во время воскресной

проповеди призвал всех католиков России проголосовать за гр. C,

являющегося их единоверцем. Правомерны ли данные действия? Свой

ответ аргументируйте.

3. Во время голосования рядом с голосующим стоит некий человек в черном

костюме и следит за тем, возле фамилии какого кандидата в бюллетене

проставляется галочка. Нарушен ли закон? Свой ответ аргументируйте.

Конкурс «Кого мы выбираем?»

Задание: из слов, записанных на доске, укажите, кого, по законодательству

РФ, выбирают.

 Диктор телевидения

 Министр

 Начальник отделений милиции Депутат Государственной Думы

 Депутат городской Думы

 Генеральный прокурор РФ

 Член Конституционного Суда РФ

 Президент РФ

 Президент республики в составе РФ

 Депутат законодательных органов власти субъектов федерации

 Член органов местного самоуправления (советов, дум, собраний  т.п.)

 Патриарх всея Руси

 Директор школы

Конкурс «Построй пирамиду»

Задание: необходимо построить необычную пирамиду. Она состоит из

стадий избирательного процесса. Необходимо вписать эти стадии на плакат

с изображением пирамиды. (Побеждает команда, которая быстрее и

правильно заполнит пирамиду).

В пирамиду должны быть вписаны следующие стадии:

1.Назначение даты выборов

2.Выдвижение кандидатов.

3. Регистрация кандидатов,

4. Предвыборная агитация,

5. Голосование.

6. Подведение итогов выборов.

Конкурс «Придумай лозунг»-Участие в выборах – дело добровольное. Но это проявление ответственности и правовой культуры каждого гражданина. Гражданин постоянно выбирает – в политической, социальной сферах и делает это, потому что неравнодушен к судьбе своей страны, города или села. Вряд ли можно назвать настоящим гражданином человека, который в день выборов отсиживается дома. Сейчас у вас есть прекрасная возможность призвать к участию в выборах тех, кто не верит в выборы, кто колеблется.,

Например: «Учись делать выбор!», «Вместе мы – сила!», «Выбирай сейчас,

иначе завтра ты потеряешь будущее!»

Занятие № 6 (2ч.)Написание эссе

Примерные темы:

 «Там, где заканчиваются выборы, начинается рабство» (Джон Локк)

«Правительство- паруса, народ- ветер, государство- корабль ,

    время-море»(Карл Берне, немецкий публицист XIX в.)

Тема № 8 Итоговое занятие (2 ч.)

Подведение итогов работы кружка .Просмотр презентации

 «Моя Родина- Россия». Награждение  лучших.

                                          Учебно-тематический план

         №

            Тема

Количество часов

 Форма занятий

Основные источники по избирательному праву

1

Лекция

История выборов

      В России          

3

Лекции

Избирательное право в РФ

3

Лекции

       Виды  избирательных

    систем

2

Лекции

Избирательный     процесс, его основные стадии

7

Лекции

 Роль избирателя

1

Лекция

    Практические          занятия

15

Занятие № 1  

1

Анкетирование

Занятие № 2  

2  

Социологический         опрос

Занятие № 3

2

Составление

  синквейна

Занятие № 4

6

  Решение  

    тестов         

       Занятие № 5

2

      Турнир                                

   

  Занятие № 6

2

Написание эссе

Итоговое занятие

2

Подведение  

   итогов

        Игра по избирательному праву для учащихся старших классов.

Цели игры: 

1.      Знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства.

2.      Подведение участников игры к выводу, что способность самостоятельно приходить к политическим решениям – основной элемент политической культуры человека.

Оборудование и подготовка игры: 

1.      две команды по 7 человек;

2.      мультимедийный проектор, экран;

3.      карточки с заданиями;

4.      слайды с названием игры;

5.      ватман – 4 листа, маркеры – 4 штуки.

ХОД ИГРЫ

Ведущий: Мы рады приветствовать команды-участницы на игре “ ВЫБОР ЕСТЬ ВСЕГДА!”, посвящённой избирательному праву. 
Предлагаем нашим участникам придумать названия своих команд, ориентируясь на тематику встречи. 
Представление жюри. 
Первый конкурс: “Блиц-опрос”. (Задаются по очереди вопросы двум командам, ответ дается сразу. Задание проецируется на экран). 

1.      Имеет ли право голосовать человек с двойным гражданством? (Да).

2.      Как называется Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ).

3.      Что необходимо иметь при себе для получения избирательного бюллетеня? (Паспорт).

4.      Всенародное голосование по вопросам государственного значения (Референдум).

5.      Верховный Главнокомандующий вооруженных сил РФ (Президент).

6.      Кто может быть лишен гражданства? (никто)

7.      Подписи избирателей вправе собирать лица, достигшие какого возраста? (18 лет)

8.      Являются ли избирательные комиссии субъектов Российской Федерации юридическими лицами? (да)

9.      Вправе  ли получать избирательный бюллетень за избирателя его представитель по доверенности? (не вправе)

10. В каком году впервые (после 1917 года) состоялись выборы в Государственную Думу? (1993 г.)

Ведущий: Наш первый конкурс “Блиц-опрос” окончен. 
Предлагаем жюри оценить участников. 
(1 балл за каждый правильный ответ). 
Ведущий: 
Объявляем наш следующий конкурс 
“Конкурс капитанов”
Каждому капитану задается ряд вопросов в течении 30 секунд, на которые он должен дать как можно быстрее свой вариант ответа. За правильный ответ 1 балл.
1) Как назывался первый парламент в России? (Государственная Дума)
2) Среди законов высшей юридической силой обладает (Конституция)
3) Сколько Конституций принималось в нашей стране (РСФСР, СССР, РФ) после Октября 1917года. (5)
4) Впервые Конституция в России была принята… (1918)
5) Действующая Конституция РФ была принята… (1993)
6) Депутатам Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший какого возраста? (21 год)
7) Торжественный акт введения в должность вновь избранного президента, сопровождающиеся ритуальными действиями (инаугурация)
8) Гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с какого возраста?  (18)
9) Президентом РФ может быть избран гражданин не моложе … лет? (35) 
10) Уклонение граждан, обладающих активным избирательным правом, от участия в выборах и референдумах, обозначается термином… (абсентеизм)
11) Высший законодательный орган в США (Конгресс)
12) Автор слов российского гимна (С.В. Михалков)
13) Где находится международный суд по правам человека? (в Стратсбурге)
14) Председатель Государственной Думы РФ (Борис Вячеславович Грызлов)
15) Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является… (многонациональный народ)
16) Конституционный суд состоит из скольки судей? (14)
Ведущий: жюри подводят итоги. А мы объявляем третий конкурс: 
«История избирательного права»

По правилам этого конкурса на обдумывание ответа каждой команде дается 1 минута. За каждый правильный и полный ответ дается по 2 балла. Задача команды дать правильный ответ раньше соперника. Отвечает капитан. Если ответ неправильный, отвечает другая команда. Если команды ответа не знают, могут принять участие в конкурсе зрители. За подсказки с команды снимается 1 балл.

1.      В этой стране первым и последним президентом был один и тот же человек (СССР, М.С. Горбачев)

2.      В основе мажоритарной избирательной системы в РФ лежит принцип… (большинства)

3.      Царь, впервые даровавший народам Российской империи гражданские права и политические свободы (Николай II)

4.      Кто по приказу Николая II в августе 1905г. разработал избирательный закон о выборах в законосовещательную Государственную думу (Министр внутренних дел А.Г.Булыгин)

5.      Когда вышло постановление Верховного Совета Удмуртской Республики о государственных символах УР? (1993 г.)

6.      Какой возрастной ценз был определен «Положением о выборах в Государственную Думу» от 6 августа 1905г. В Российской империи (25 лет)

7.      Какие цвета используются в государственной символике УР? (белый, красный, черный)

8.      Первые выборы в органы местного самоуправления в Удмуртской Республике были проведены (1994 г.)

9.      Председателем Центральной Избирательной комиссии РФ является (Владимир Евгеньевич Чуров)

10. Председателем ЦИК УР является (В.А. Пономарев)

Жюри подсчитывает баллы.
Мы переходим к четвертому конкурсу:
«Термины по избирательному праву»

Приведите в соответствие названия и определения (10 баллов).

1. Избиратель

А. Установленное Конституцией или избирательным законом условия для получения или осуществления избирательного права.

2. Избирательные комиссии

Б. Полномочный представитель населения в органах центральной или местной власти.

3. Избирательный ценз

В. Общественное объединение, устав которого предусматривает участие в выборах посредством выдвижения кандидатов.

4. Депутат

Г. 1.Система правовых норм, регулирующих порядок формирования выбранных государственных норм

   2. Право гражданина избирать и быть избранным в государственные органы.

5. Избирательное объединение

Д. Гражданин государства, обладающий активным избирательным правом.

6. Избирательное право

Е. Денежная сумма, которую кандидат в депутаты обязан внести государству при своей регистрации и которая не возвращается ему, если в итоге выборов он собирает менее определенной доли поданных по округу голосов.

7. Избирательная квота

Ж. Территориальная единица, создаваемая для проведения голосования и подсчета голосов.

8. Избирательный участок

З. Комиссии, организующие проведение выборов на федеральном уровне, уровне Субъектов Федерации и местного самоуправления.

9.Избирательный бюллетень

И. Избирательный документ для тайного голосования утвержденной формы.

10. Избирательный залог

К. Наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата.

Ответ:1______;2_______;3_______;4______;5______;6______;

7_____;8______;9_______;10______.

1-Д; 2-З; 3-А; 4-Д;  5-В; 6-Г; 7-К; 8-Ж; 9-И; 10-Е.

Пока команды работают, я обращаюсь к зрителям: в каких важнейших международных и общественных документах зафиксированы права человека?
(“Международный пакт о гражданских и политических правах”, “Всеобщая декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”, “Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах”, “Конституция РФ”) 
После конкурса со зрителями – выступление команд, оценки жюри. 

Мы объявляем пятый конкурс по правовой схеме«Система управления Российской Федерацией». (по Конституции 1993г.) (10 баллов).

Впишите необходимые политические институты в указанные столбцы, выстройте их по мере соподчинения:

Президент, Федеральное собрание, Совет Федерации, Верховный Суд, Совет безопасности, Генеральная прокуратура, Государственная Дума, Конституционный Суд, правительство, Администрация Президента.

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть


Схема должна выглядеть следующим образом:

Исполнительная власть

Законодательная власть

Судебная власть

Президент

Федеральное Собрание

Конституционный суд

Правительство

Совет Федерации

Государственная Дума

Верховный суд

Администрация президента

Арбитражный суд

Совет безопасности


Жюри подводит итоги.

Команды приступают к следующему конкурсу (время 6 минут)

«Разгадай кроссворд». (10 баллов)

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

По горизонтали:

1.       Деятельность граждан и общественных объединений по подготовке и распространению информации среди избирателей.

2.       Глава государства.

3.       Форма самоорганизации наиболее активных граждан.

4.       Образ поведения, мышления и действий человека.

5.       Форма государственного устройства.

6.       Высший законодательный представительный орган власти, формируемый целиком или частично на выборных началах.

7.       Депутатские полномочия, а также подтверждающий их документ.

8.       Форма организации политической власти.

9.       Лицо, выдвигаемое для избрания депутатом в законодательное учреждение.

По вертикали:

10.   Человек, обладающий всей совокупностью прав и обязанностей, установленных в государстве, к которому он принадлежит.

ОТВЕТ:

10

а

Г

И 

т

а 

ц

и

я

п

Р

е

з

и

д

е

н 

т 

п

А

р 

т 

и 

я 

и

м 

и

д

Ж

ф

е

Д

е

р

а

ц

и

я

п

а

р

л

А

м

е

н

т

м

а

Н

д

а

т

р

е

с

п

у

б

л

И

к

а

к

а 

Н

д

и

д

а

т

Жюри подводят итоги по кроссвордам.

Ведущий: Любая избирательная кампания предлагает встречи с избирателями, умение убедить их в чём-либо. 
Название нашего следующего конкурса
“Риторика”. На конкурс от каждой команды готовятся по 2 человека. Командам предлагается тема, которую вы должны раскрыть и убедить нас, слушателей в своей правоте. Подумайте и ответьте, согласны ли вы с приведенным ниже утверждением, Свой ответ аргументируйте.«Плохие власти выбираются гражданами, которые не голосуют». Д.Нейтан.  Время на подготовку 3 минуты. На выступление 2 минуты. (10 баллов)
Для других членов команды объявляется следующий конкурс. Он называется
“Агиткампания”. Какие же выборы обходятся без агитации: плакаты, листовки, призывы – все это окружает нас в предвыборной кампании. 
Предлагаем командам-участницам придумать свой плакат или листовку, призывающие принять участие в выборах. (На столах подготовлен необходимый инвентарь). Время на выполнении этого задания – 5 минут. Максимальная оценка – 5 баллов. 

Последний конкурс для команд Правовой тест «Выборы в демократическом обществе».(30 баллов).

Обведите кружком правильные варианты ответов.

1.      Свободные и честные выборы являются существенным признаком:

а) тоталитаризма

б) демократизма

в) авторитаризма

2. Выборы в России – это:

а) действия граждан, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по формированию различных органов власти.

б) действия органов государственной власти по назначению кандидатов на выборные должности

в) закрепление путем голосования заранее определенных сотрудников исполнительных органов.

3. Право избирать в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления называется:

      а) активное избирательное право

      б) пассивное избирательное право

      в) классическое избирательное право

4. Право быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления называется:

      а) активное избирательное право

      б) пассивное избирательное право

      в) классическое избирательное право

5. Отметьте основы российского избирательного права:

      а) всеобщее

      б) прямое

      в) принципиальное

      г) элитарное

      д) равное

      е) при тайном голосовании

      ж) при открытом голосовании

6. По закону выбирают в России:

      а) министров

      б) телеведущих

      в) депутатов Государственной Думы

      г) Президента РФ

      д) Генерального прокурора РФ

      е) Патриарха Московского и всея Руси

      ж) членов Конституционного суда РФ

      з) президентов республик в составе РФ

      и) губернаторов областей и краев

      к) директоров школ

      л) депутатов законодательных органов субъектов РФ

      м) депутатов городской Думы

      н) членов органов местного самоуправления

7. По Конституции РФ можно стать кандидатом в депутаты Государственной Думы:

      а) с 18 лет

      б) с 21 года

      в) с 30 лет

8. Избирательная система, при которой в каждом округе большинством голосов избирается один депутат, называется:

      а) пропорциональной системой

      б) селекционной системой

      в) мажоритарной системой

9. Избирательная система, при которой места в парламенте занимают представители партий, получившие на выборах количество голосов, превышающих установленных процентный «барьер», называется:

      а) пропорциональной системой

      б) селекционной системой

      в) мажоритарной системой

10. Заинтересованы в том, чтобы процентный «барьер» при пропорциональной системе выборов был выше:

      а) многочисленные и влиятельные партии

      б) малочисленные, но щедро финансируемые партии

      в) неорганизованные массы избирателей

11. В списке Партии любителей шоколадных конфет 12 человек. За эту партию во всех избирательных округах проголосовало 250 000 избирателей. «Избирательный метр» - 50 000 голосов. Сколько членов этой партии получат мандаты в парламент по пропорциональной системе выборов, если пройдут процентный «барьер»:

      а) 5 членов партии

      б) 25 членов партии

      в) 50 членов партии

12. Избирательные комиссии, участвующие в организации выборов в Российской Федерации:

      а) муниципальные

      б) окружные

      в) кустовые

      г) субъектов РФ

      д) контрольные

      ж) Центральная избирательная комиссия

      з) Президентская избирательная комиссия

      и) территориальные

      к) партийно-государственные

13. Всенародное голосование граждан по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения называется:

      а) консилиумом

      б) всероссийским советом

      в) референдумом

14. Нельзя решать путем референдума:

      а) вопрос об объявлении войны

      б) вопрос о принятии Конституции

      в) вопрос о пересмотре действующего закона

15. Гражданам, необходимо участвовать в политической жизни:

      а) потому что это улучшает их материальное положение

      б) потому что отказ, например, от участия в выборах большого количества граждан в республике может парализовать государственную власть

в) потому что право принимать участие в управлении делами государства имеет хорошо ощутимый оттенок обязанности делать это

16. Самая массовая роль гражданина, принимающего участие в политической жизни страны:

      а) кандидата в депутаты

      б) кандидата в президенты

      в) избирателя

17. Совокупность голосующих граждан называется:

      а) конгломерат

      б) электорат

      в) корпорация

18. Для сложившейся политической культуры граждан:

      а) характерно следование рекомендациям политических комментаторов

      б) характерна ориентация в период выборов на гороскоп

в) характерно умение делать самостоятельные выводы из полученной политической информации.

19. Являются основными сторонами политической культуры:

      а) ношение значков с изображением политических деятелей

      б) политические знания

      в) понимание значения политики в общественной жизни страны

      г) участие «за компанию» в демонстрации

      д) цивилизованное участие в политической деятельности на основе четкого собственного выбора

е)обещание максимальных выгод избирателям в период проведения предвыборной компании

20. Самое мощное средство как повышения политической культуры граждан, так и политического оболванивания их:

      а) детективные романы

      б) средства массовой информации

      в) съезды партий.

1-б; 2-а; 3-а; 4-б; 5-а,б,д,е; 6-в,г,з,л,м; 7-б; 8-в;9-а; 10-а; 11-а; 11-а; 12-б,г,ж,и; 13-в; 14-в; 15-в; 16-в; 17-б;18-в; 19-д; 20-б.

Задание для зрителей:на экране кроссворд:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

По горизонтали:

1.         Соглашение о взаимных обязательствах.

3.         Общее обязательное правило.

6. Прения, обсуждение вопроса.

8.         Лицо, которое предполагается к избранию.

10.      Постановление верховного органа власти, имеющее any закона.

13.      Право заявлять свое мнение при решении государственных вопросов.

15.      Представление о внутреннем облике, внутреннем мире, образе кандидата.

17.      Заранее намеченная система деятельности, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения действий в избирательном процессе.

18.      Ящик на избирательном участке с отверстием для бюллетеней.

По вертикали:

2.         Эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях.

4.         Деятельность, имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за кандидата.

5.         Административное политическое подразделение государственной территории. Их «нарезают» в период выборов депутатов.

7. Правовое положение участников избирательной кампании.

9.         Его выдают избирателям в день голосования на избирательном участке.

11.      Действие, предпринимаемое для какой-нибудь цели.

12.      Собрание, обычно сельское.

14.      Что вы берете с собой, отправляясь голосовать

16.      Процентный камень преткновения для политических партий

По горизонтали

1

Договор

3

Закон

6

Дебаты

8

Кандидат

10

Указ

13

Голос

15

Имидж

17

План

18

Урна

По вертикали

2

Герб

4

Агитация

5

Округ

7

Статус

9

Бюллетень

11

Акция

12

Сход

14

Паспорт

16

Барьер

Дополнительный вопрос: В чем разница между понятиями «правоспособность» и «дееспособность»? (1-е с рождения, 2-е с 18 лет; дееспособность – это способность самостоятельно распоряжаться своей правоспособностью, а правоспособность – это присвоение прав и распространение на человека обязанностей)

Поведение итогов (максимальное количество баллов - 116); награждение команд, активных зрителей.

Ведущий: Итак, наша игра окончена.

Большинство великих людей, которые добились больших успехов в науке и творчестве, были любопытными в детстве. Любопытство не что иное, как жажда знать больше. Разве не любопытно побольше узнать о том, о чём взрослые могут говорить часами – о политике?

Вы уже не просто дети. Вы самостоятельные личности, которые могут принимать решения, делать выбор и влиять на решение серьёзных вопросов! В вашей жизни будет ещё много выборов – маленьких и больших, простых и сложных. Будете ли вы голосовать за кандидата в Президенты, или решать по какой дороге пойти – вы будете делать выбор, от которого, так или иначе, будет зависеть ваша дальнейшая судьба в следующие несколько минут или лет. Ты сам отвечаешь за все! Выбор есть всегда! Главное сделать его правильно!

                                         Литература и Интернет-ресурсы

1. Конституция РФ. Москва, издание Центральной избирательной комиссии РФ, 2009 г.

2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (в действующей редакции).

3. Федеральный закон  от 10 января 2003 года  № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (в действующей редакции).

4. Федеральный закон от 05.08.2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующей редакции).

5. Федеральный закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в действующей редакции).

6. Федеральный закон от 01.04.2005 года № 182-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (в действующей редакции).

7.  Федеральный закон Российской Федерации от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в действующей редакции).

8. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 года № 5-ФКЗ «О референдуме в Российской Федерации» (в действующей редакции).

11.  Плаксин А.В. Избирательное право и избирательный процесс в схемах и таблицах /РЦОИТ-М., 2007 (с изменениями)

12. Авторский коллектив ЦИК России. Рекомендации для избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний, иных нарушений в сфере информационного обеспечения выборов – М. 2011

13. Арановский К.В., Игнатенко В.В., Князев С.Д. Избирательное право России (понятие и основные институты): Учеб. пособие. Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2007. 232 с.

14.  Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б.  Избирательное право: Учебник. – М.: Юстицинформ, 2008. – 308с.

15. Димова И.Г., Курганова М.С. Экзамен на гражданственность // Журнал о выборах. 2007. № 1. С. 46-48.

16. Большаков С.В., Головин А.Г. Информационное обеспечение выборов и референдумов в Российской Федерации: 2-е изд., перераб. и доп. – М.: РЦОИТ, Издательство «Весь Мир», 2007. – 304 с.

17.  Ж. «Право в школе» № 1, 2007

18.http://www.rcoit.ru/ - Российский центр обучения избирательным технологиям при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации (РЦОИТ при ЦИК России)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Политические выборы (ко Дню молодого избирателя), ролевая игра для школьников

Это ролевая игра может использоваться во внеучебное время и как урок- практикум по обществознанию к темам "Выборы в демократическом обществе",  "Процедура выборов"  и "Политическая культура ...

Сценарий День Молодого избирателя 2012

традициооное мероприятие, направленное на повышение правовой грамотности учащихся...

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения учащихся «Молодое поколение России – за безопасность дорожного движения»

Мы живем в поселке, где из года в год стремительно растет число транспорта. Часто выезжаем в город. Случаются ситуации, когда не знаешь, как поступить при переходе улицы без пешеходного и подземного п...

Образовательная программа для учащихся 1-11 классов «Молодой гражданин России»

Цель воспитания и обучения в нашей школе: социально-компетентная личность с выраженной гражданской идентичностью (рассматриваемой как осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан Росс...

Рабочая программа Клуба молодого избирателя

Рабочая программа клуба молодого избирателя...