ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА, УВАЖЕНИЯ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ И.И. Савинова, МКОУ Тойдинская СОШ Панинского муниципального района Воронежской области .
статья по обществознанию на тему

Савинова Ирина Ивановна

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение. Важнейшей составной частью урока истории в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формулирующее влияние. Так, например К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но мощным педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству…».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_uchashchihsya_v_duhe_patriotizma.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ДУХЕ ПАТРИОТИЗМА,

УВАЖЕНИЯ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ

И.И. Савинова, МКОУ Тойдинская СОШ

Панинского муниципального района Воронежской области [1].

В последнее время в России активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Следует отметить, что это направление деятельности педагогов школ всегда было актуальным и важным, занимало ведущее положение. Важнейшей составной частью урока истории в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине. Появляется чувство ответственности за её могущество, честь и независимость. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формулирующее влияние. Так, например К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но мощным педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству…».

Задачи патриотического воспитания в концепции стандартов второго поколения:

- Социализация школьников, формирование гражданской культуры, приобщение к ценностям демократического, правового государства, формирования гражданского общества;

- Воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;

- Восстановления образа человека нравственного как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей русской национальной истории и культуры.

История не только просвещает, учит, но и воспитывает. Это коллективная память народа, обращенная как в прошлое, так и в будущее. Организовывая учебную деятельность, педагог учитывает, что наше прошлое включает огромный идейный, нравственный заряд, помогающий делать личность мудрой, гордой за нашу Родину. На уроках истории особое значение приобретает воспитательный аспект образовательного процесса. На своих уроках я стараюсь сделать так, чтобы впечатления от событий прошлого вошли в духовный мир ученика. Дети учатся уважению к достижению предшествующих поколений, преодолевают отстраненность и равнодушие к изучаемой проблеме, а в этом есть немалый залог успеха образовательной и воспитательной составляющих урока. Современному поколению, как и любому другому нужен идеал. Пример деятельности исторических личностей иллюстрирует настоящий патриотизм и гражданскую ответственность за судьбу страны и народа. Поэтому при отборе исторического содержания считаю необходимым уделять внимание персоналиям в истории. Предлагая учащимся задания исследовательского уровня по подготовке сообщения, доклада, реферата по темам отечественной истории, я стараюсь сосредоточить их внимание на том, чтобы они мыслили самостоятельно, отказавшись от общепринятых штампов в оценке деятельности исторических личностей, высказывали свою точку зрения. Самостоятельная оценка патриотизма в деятельности Ярослава Мудрого, Александра Невского, Дмитрия Донского, Ивана III, Петра I, Александра II, Сперанского, декабристов будет иметь много более ценное воспитательное действие. В этом учебном году опорными историческими темами в направлении патриотического воспитания учащихся стали: в 8 классе «Отечественная война 1812 года», в 10 классе «Освобождение Москвы от польской интервенции», в 11 классе «Великая Отечественная война – 70 лет Великой Победы». Следовательно, важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием.

Немаловажную роль на уроках истории в школе играет процесс формирования исторической терпимости к культурным особенностям нашей страны. Чувство уважения к культуре других народов, изучение национальных традиций, попытка понять мировоззрение другого народа становится залогом к пониманию исторической судьбы и своего Отечества, залогом формирования чувства патриотизма и любви к своей Родине.

Учитывая то, что в классе часто учатся представители разных народов важно не допустить скатывания на позиции национализма. Патриотизм и уважение к историческому прошлому своего народа должно лишь подчеркивать место нашей страны в общемировом пространстве. В случае с изучением культурных и цивилизационных ценностей необходимо обращать внимание на общечеловеческие принципы в формировании морально-нравственных понятий. Культура современного мира носит кумулятивный характер, и каждый народ внес свой вклад в формирование современной морали. Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизни и деятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовность встать на его защиту.

На мой взгляд, необходимо включать как одно из условий патриотического воспитания изучение дополнительного исторического материала. Чтобы заинтересовать ученика в этом, учитель вместе с учениками ведет работу с документами, публицистикой, мемуарами, словарями, энциклопедиями и другими источниками. Применение источниковедческого метода способствует формированию у учащихся интереса к предмету, выработке навыков самостоятельного изучения документов и дополнительной литературы, углублению знаний по истории. Характер и результаты воспитания в процессе обучения определяются научностью, содержанием преподаваемых знаний, организацией и методами учебной работы, связью обучения с личным опытом учащихся, учетом особенностей их возрастного и индивидуального развития. Исследуя особенности системы мировоззренческих ценностей, принятых учащимися, выявляется следующее: для современных учеников понятия патриотизм, единство народа и территории государства, защита Отечества, дружба, труд, межнациональные отношения, Отчий дом, семья, работа не являются чем-то абстрактным. Эти понятия наполнены конкретным, реальным смыслом, и имеют значение в дальнейшем развитии их взглядов и убеждений

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что за молодежь надо бороться, не жалея сил. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Воспитаем патриотов, деловых и здоровых людей, - значит можно быть уверенными в развитии становления стабильного общества. Многовековая история свидетельствует, что без патриотизма нельзя создать сильную державу, невозможно привить понимание гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Литература

  1. Агапова И.А., Давыдова М А. Мы - патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М.: ВАКО, 2006. - 368 с.
  2. Беглова С.В., Бачурина С.О., Власова Е.А. Быть патриотом и гражданином своей страны // Народное образование. – 2012. -  № 9. - С 70-74.
  3. Берестовская С.Э. К вопросу о воспитании патриотизма: анализ уроков конкурса педагогических достижений // Воспитание школьников. - 2012. - С.35-41.
  4. Богуславский М.В. С чего начинается Родина // Народное образование. Победа. – 2012. - № 9. - С. 45.


[1]© Савинова И.И., 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение "Требования к одежде обучающихся Муниципального образовательного учреждения «Новоселецкая ООШ» Таврического муниципального района Омской области.

Это положение, разработано для того, чтобы поддержать в школе дисциплину и порядок, устранить различие в одежде детей, обеспечить нормальное функционирование учебно- воспитательного процесса  в М...

Презентация к интеллектуальной игре "Знатоки" Учитель математики МКОУ СОШ №1 г. Россошь Воронежской области Липницкая Вера Николаевна

Цель интеллектуальной игры - повышение интереса учащихся к математике, развитие личных качеств, повышение интереса к саморазвитию...

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Елань-Коленовская средняя общеобразовательная школа №2» Рабочая программа Основы безопасности жизнедеятельности Учитель: Фролов Владимир

Пояснительная записка  Основная  образовательная программа основного общего образования (ст. 32. п. 6,7 Закона РФ «Об образовании») Елань-Коленовской школы №2 предназначена для удовлетворени...

Сочинение " Дедом своим горжусь!" Охременко Андрея, ученика 7 класса МКОУ Новокиевской СШ Новоаннинского района Волгоградской области

Сочинение " Дедом своим горжусь!"  Работу выполнил ученик 7 класса Охременко Андрей. Его дедушка  воевал. К сожалению, он умер давно. Андрей гордится своим дедушкой.Фотография дедушки Охреме...

Отчет о природоохранной деятельности проводимой МКОУ "Ленинская СОШ №2 Ленинского муниципального района Волгоградской области в 2015 году

Отчет о природоохранной деятельности экологического объединения школьников "Экоспас" МКОУ "Лениская СОШ №2" Ленинского муниципального района Волгоградской области в 2015 году...

Конспект открытого урока по информатике для учащихся МОУ «СОШ № 26» Воскресенского муниципального района Московской области

Тема: Изучение нового материала по теме: «Условный оператор на языке Pascal».Цели урока:Образовательная: закрепить изученный материал и изучить с учащимися условный оператор языка программ...

Презентация Школьное лесничество Дубравушка МКОУ Козловская СОШ Бутурлиновского муниципального района Воронежской области

Презентация знакомит с  некоторыми событиями, которые состоялись в Лесной школе за время её существования....


 

Комментарии

Савинова Ирина Ивановна

статья напечатана в сборнике " психолого- педагогическое сопровождение в системе образования.№ 20 - Воронеж: ВГПУ, 2015г.- 312с