Многообразие форм культуры
презентация к уроку по обществознанию (9 класс) на тему

ЧУНИНА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Форма урока - урок – лекция, с элементами эвристической беседы, работа учащихся над выполнением проблемных заданий. Ход урока: в качестве мотивации предлагается вспомнить самое широкое значение ключевого термина данного урока – культура. Используя полученные ранее знания, учащиеся должны вспомнить, что под культурой в наиболее широком значении подразумевается всё, что создано и будет создаваться человеческим обществом, всё, что не появилось бы в природе без деятельности человека и общества. Активизация учащихся: привести примеры результатов или продуктов культуры. Учитель: Разнообразие любых явлений с философской точки зрения, как правило, требует попыток классифицировать эти явления. В современном обществознании, в частности в социологии, сложилось представление, что в зависимости от того, кто создаёт культуру и каков её уровень, различают три – четыре её формы (элитарная, народная, массовая, экранная), и две её разновидности: субкультуру и контркультуру. Чтобы оптимизировать усвоение лекционного материала по данной теме и составление конспекта, учитель раздаёт каждому учащемуся заранее составленную и напечатанную таблицу. И предлагает заполнить пробелы в таблице совместно с учащимися в результате беседы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon urok_formy_kultury_9_klass.ppt1.87 МБ
Microsoft Office document icon urok.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы культуры Истинный показатель цивилизации — не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной. Эмерсон У.

Слайд 2

Цель: раскрыть особенности различных форм и разновидностей культуры План: Основные формы культуры Субкультура и контркультура – две разновидности культуры

Слайд 4

«Культура» происходит от лат. «возделывание», «воспитание», «образование». Само понятие вошло в обиход лишь во второй половине XVIII века, хотя представление о культуре существует на разных этапах истории. Культура – специфический способ человеческой жизнедеятельности, способ регуляции, сохранения, воспроизводства и развития общества, своего рода социальный ген жизнедеятельности людей, основа творческой активности человека. Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, сложная система идеалов, целей, смыслов, значимых для человека. Культура – социальный институт, определяющий нормы поведения людей в различных подсистемах культуры. Культура – своеобразный генотип общества, специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной в продуктах материального и духовного труда, системе социальных норм и духовных ценностей, в отношении человека к природе, самому себе и другим людям.

Слайд 6

Линия сравнения Формы культуры Элитарная Массовая Народная Экранная Кем создаётся? Привилегированной с точки зрения образованности частью общества. Талантливыми профессиональными творцами-«художниками» Коллективным автором – народом. Анонимными творцами Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях. Уровень идей и художественных образов, произведений этой формы культуры. Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия опережает уровень восприятия среднееобразованного человека. Большая часть образов понятна и доступна широкому кругу потребителей, в основном не требует значительных усилий для их понимания. Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от уровня технических достижений компьютерных технологий. Круг потребителей Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг её потребителей и поклонников. Примеры продуктов и жанров.

Слайд 7

Ориентация на коммерческий успех Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой Когда появилась? Термины «элитарное» и «массовое» искусство сформировалось в эстетике на рубеже XVIII – XIX веков. Рассматривалаь в работах философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета Часть социологов связывает её появление с утверждением индустриального общества, часть - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления. Линия сравнения Формы культуры Элитарная Массовая Народная Экранная

Слайд 8

Формы культуры Элитарная культура - изящное искусство, классическая музыка и литература, создаваемая и потребляемая элитой. “ Искусство ради искусства” Девушка сидящая спиной. С.Дали Кувшин с яблоками . Пикассо Девятый вал. И.Айвазовский

Слайд 9

Народная культура создаётся самим народом, часто неизвестными авторами. (Сказки, песни, фольклор, мифы, традиции, обычаи)

Слайд 10

Массовая культура культура, сложившаяся с развитием средств массовой информации, создаваемая для массы и потребляемая массой. кич-культура ( т. е. низкопробная, даже вульгарная культура); мид-культура (так сказать, культура «средней руки»); арт-культура (культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественного содержания и эстетического выражения).

Слайд 11

Экранная культура Является результатом взаимодействия человека с экранными средствами отображения информации-кино, телевизионной и компьютерной техникой. Три основных элемента: -кинокультура; -телекультура; -компьютерная культура.

Слайд 12

Линия сравнения Формы культуры Элитарная Массовая Народная Экранная Кем создаётся? Привилегированной с точки зрения образованности частью общества, талантливыми профессиональными творцами-«художниками» Представителями шоу-бизнеса, то есть она является авторской. Коллективным автором – народом. Анонимными творцами Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях. Уровень идей и художественных образов, произведений этой формы культуры. Очень сложные, несут отпечаток идей автора. Они на десятилетия опережает уровень восприятия среднееобразованного человека. Понятны представителям всех социальных слоёв, обладают меньшей художественной ценностью, ,удовлетворяют сиюминутные запросы людей, отражают новые события. Большая часть образов понятна и доступна широкому кругу потребителей, в основном не требует значительных усилий для их понимания. Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от уровня технических достижений компьютерных технологий. Круг потребителей (аудитория) Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг её потребителей и поклонников. Самая широкая аудитория широкая аудитория Рассчитана на массового пользователя Ориентация на коммерческий успех Не преследует явных коммерческих целей Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой Не преследует коммерческих целей. Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой

Слайд 13

Когда появилась? Термины «элитарное» и «массовое» искусство сформировалось в эстетике на рубеже XVIII – XIX веков. Имеет глубинные корни. С распространением персональных компьютеров, с 70-х годов XX века. Рассматривалаь в работах философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета Имеет глубинные истоки в античности Часть социологов связывает её появление с утверждением индустриального общества, часть - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления. Примеры продуктов и жанров. Копьютерные игры, обучающие компьютерные программы с эффектами анимации. Линия сравнения Формы культуры Элитарная Массовая Народная Экранная

Слайд 14

Выполнить три задания, использую знания, полученные с помощью таблицы: 1. Определить и назвать, к какой форме культуры относятся пример или примеры продуктов культуры, которые называются в карточке. 2. Назвать не менее трёх аргументов в пользу своей точки зрения. 3. Выбрать из образцов данную форму культуры и создать коллаж .

Слайд 15

Общие черты массовой и народной культуры: Рассчитаны на широкую аудиторию Образы, в основном, понятны и доступны широкой аудитории Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием

Слайд 16

Общие черты массовой и экранной культуры: наиболее молодые явления культуры ориентированы на коммерческий успех, рекламу образы не отличаются высокой художественной ценностью доступны для усвоения представителям всех социальных слоёв

Слайд 17

Общие черты народной и элитарной культуры: Не преследует коммерческих целей Возникли раньше, чем массовая и экранная формы культуры Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием

Слайд 18

Субкультура ( подкульту́ра , лат. sub — под и лат. cultura - возделывание, земледелие, воспитание, почитание) в социологии и культурологии — часть культуры общества, отличающаяся от преобладающей, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами

Слайд 19

1. По-кайфу мне хорошо 2. Тащусь нравится 3. Чикса девушка 4. Шнуры родители 5. Ништяк хорошо 6. Корефан друг 7. Предки родители 8. Я в отпаде я удивлен 9. Без базара согласен 10. Прикол шутка 11. Башня голова 12. Чайник глупый 13. Муфлон друг 14. Балдею нравится 15. Кореш друг 16. Клево хорошо 17. Тыква голова 18. Крутой богатый 16. Клево хорошо 17. Тыква голова 18. Крутой богатый 19. Прикинь представь себе 20. Не фига себе ничего себе 21. Амба плохо 22. Тема хорошо 23. Атас бежим 24. В натуре правда 25. Отпад великолепно 26. Бомба хорошо 27. Фигово плохо 28. Облом разочарование 29. На понтах воображает 30. Стрелка встреча 31. Безбашенный глупый 32. Отстой немодно 33. Моришь шутишь

Слайд 20

Контркультура специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии контркультура — это течение, которое отрицает ценности традиционной культуры. маргинальные группы, характеризующиеся отклоняющимся поведением, которое представляет непосредственную угрозу общепринятым социокультурным нормам. тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру.

Слайд 21

Домашнее задание: Прочитать п.19, ответить на вопросы, выполнить практикум. Сообщение на тему «Религии мира»



Предварительный просмотр:

 Обществознание 9 класс

                          Тема урока:   «Многообразие  форм культуры».

(урок – лекция, с элементами эвристической беседы,

работа учащихся над выполнением проблемных заданий)

        

                                                                                       

Ожидаемые результаты.

В результате занятия учащиеся смогут

  • Узнать, какие    формы  и разновидности   культуры существуют
  • Знать основные  черты  таких   форм культуры  как массовая, элитарная, народная, экранная
  • сравнивать эти виды культуры
  • давать определения таким понятиям как элитарная, народная, массовая, экранная культура,  субкультура,  контркультура.
  • Научиться определять, к какому типу  культуры относятся  определённые  культурные продукты – произведения
  • работать в группах
  • Выступать публично

Тип занятия: урок изучения нового материала

Форма урока  - урок – лекция, с элементами эвристической беседы,  работа учащихся над выполнением проблемных заданий.   

Ход  урока:  в качестве мотивации   предлагается  вспомнить самое  широкое  значение ключевого термина данного урока – культура.

Используя  полученные ранее знания, учащиеся должны вспомнить, что под культурой в наиболее широком значении подразумевается всё, что создано и будет создаваться человеческим обществом, всё, что не появилось бы в природе без деятельности человека и общества.

 Активизация  учащихся: привести примеры результатов или продуктов культуры.  

 Учитель: Разнообразие любых явлений с философской точки зрения, как правило, требует попыток классифицировать эти явления.

   

   В современном обществознании, в частности в социологии,   сложилось представление, что в зависимости  от того, кто создаёт культуру и каков её уровень,   различают  три – четыре её формы (элитарная, народная,  массовая, экранная),   и  две её разновидности:  субкультуру и контркультуру.

   

Чтобы оптимизировать усвоение лекционного материала по данной теме и составление конспекта,   учитель раздаёт каждому учащемуся заранее составленную и напечатанную  таблицу. И предлагает  заполнить  пробелы  в таблице совместно с учащимися в результате   беседы.

Таблица «Формы культуры»

Линия сравнения

Формы культуры

Элитарная

Массовая

Народная

Экранная

Кем создаётся?

Привилегированной с точки зрения  образованности  частью общества. Талантливыми профессиональными  творцами-«художниками»  

Коллективным автором – народом.  Анонимными творцами

Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях.

Уровень  идей и художественных образов,   произведений  этой формы культуры.  

Очень сложные,  несут отпечаток идей автора.  Они  на  десятилетия опережает  уровень восприятия среднееобразованного человека.

Большая часть образов понятна и доступна  широкому кругу  потребителей,  в основном не требует  значительных усилий для их понимания.

Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от  уровня технических достижений  компьютерных технологий.

Круг потребителей

Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг  её потребителей и поклонников.

Ориентация на коммерческий успех

Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой

Когда появилась?  

Термины «элитарное» и «массовое» искусство  сформировалось  в эстетике на рубеже XVIII – XIX веков.

Рассматривалаь в работах  философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета

Часть социологов связывает её появление с  утверждением  индустриального общества, часть  - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления. 

Примеры продуктов и жанров.

После совместного обсуждения  особенностей  форм культуры  таблица  должна выглядеть  примерно следующим образом.

 Таблица «Формы культуры»

Линия сравнения

Формы культуры

Элитарная

Массовая

Народная

Экранная

Кем создаётся?

Привилегированной с точки зрения  образованности  частью общества, талантливыми профессиональными  творцами-«художниками»  

Представителями  шоу-бизнеса, то есть она является  авторской.

Коллективным автором – народом.  Анонимными творцами

Программистами, т.е. профессионалами в компьютерных технологиях.

Уровень  идей и художественных образов,   произведений  этой формы культуры.  

Очень сложные,  несут отпечаток идей автора.  Они  на  десятилетия опережает  уровень восприятия среднееобразованного человека.

Понятны представителям  всех социальных слоёв,  обладают меньшей художественной ценностью, ,удовлетворяют сиюминутные запросы людей, отражают новые события.  

Большая часть образов понятна и доступна  широкому кругу  потребителей,  в основном не требует  значительных усилий для их понимания.

Уровень идей и образов разнообразен, но находится в зависимости от  уровня технических достижений  компьютерных технологий.

Круг потребителей

(аудитория)

Высокообразованная часть общества. Чем выше уровень образования общества, тем шире круг  её потребителей и поклонников.

Самая широкая аудитория

широкая аудитория

Рассчитана  на  массового пользователя  

Ориентация на коммерческий успех

Не преследует явных коммерческих целей

Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой

  Не преследует коммерческих целей.

Рассчитана на коммерческий успех., тесно связана с рекламой

Когда появилась?  

Термины «элитарное» и «массовое» искусство  сформировалось  в эстетике на рубеже XVIII – XIX веков.

Имеет глубинные корни.    

С распространением персональных компьютеров, с 70-х годов XX  века.    

Рассматривалаь в работах  философов Шопенгауэра, Ницше, Ортеги-и-Гассета

  Имеет глубинные истоки в античности

Часть социологов связывает её появление с  утверждением  индустриального общества, часть  - с сер. XX в., когда в ряде стран утвердилось общество массового потребления. 

Примеры продуктов и жанров.

Копьютерные игры, обучающие компьютерные программы с эффектами анимации.

Учитель говорит, что каждая группа получит  свой перечень примеров продуктов культуры и культурных жанров, но всем   группам  необходимо выполнить три  задания, использую знания, полученные с помощью таблицы:

1.  определить и назвать, к какой  форме культуры относятся пример или  примеры продуктов культуры, которые называются в карточке.

2. назвать не менее трёх аргументов в  пользу своей точки зрения.

3. выбрать из   образцов данную форму культуры  и создать коллаж .

Класс разделён на 3 группы,   каждая  получает карточку со  своим списком      

Карточка 1.

  • Русские народные сказки
  • народные песни, в том числе такие «застольные»,  как «Из-за острова на стрежень...»,  или     «Ой, мороз, мороз, не морозь меня...»
  • анекдоты про Вовочку
  • советы народной медицины (например, если простужен, пей чай с малиновым вареньем или отвар липового цвета)

Карточка 2.

  • Телевизионные проекты – «Ледниковый период»,  «Цирк со звёздами»
  • Развлекательные программы  «Минута славы»,  «Две звезды»
  • Ток – шоу «Пусть говорят»

Карточка 3.

             Репродукция картины русского  художника  Василия Кандинского «Разнообразные действия» , классическая и салонная музыка.

 На обсуждение  и  выполнение  задание группе отводится  5 минут.

Через 5 минут,  начиная с первой группы,  один ученик от каждой группы сообщает  мнение  группы.

 Предполагается, что  группа 1  определяет  те продукты культуры, указанные в карточке как примеры народной  культуры.  Группа 2  относит все перечисленные в её карточке  передачи и проекты  к  примерам проявления массовой культуры, а группа 3  относит  репродукцию картины Василия Кандинского, классическую и салонную музыку к  примеру элитарной культуры.

 Обратить  внимание учащихся на условность деления культуры на  рассмотренные на уроке формы, и  утверждает, что между этими видами культуры есть много общего.  Чтобы убедиться в этом, учитель даёт новое задание группам, которое они могут выполнить, используя данные таблицы.   Учитель напоминает, что группы получают задание, обсуждают совместно 5 минут, и  один представитель от группы озвучивает  позицию группы.

Задания на карточках для групп:

 Группа 1  Должна найти не менее  трёх общих черт,  характерных для  массовой и народной культуры.

Группа  2 Отмечает  не менее трёх признаков, сближающих  народную и элитарную  формы культуры

Группа 3  Находит общие черты, объединяющие массовую  и экранную формы культур.

После выступления  каждой группы, на экране  через  проектор появляется правильный  ответ

Общие черты   массовой и народной культуры:

  • Рассчитаны на широкую аудиторию
  • Образы, в основном,   понятны и доступны широкой аудитории
  • Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием

 

 Общие черты   народной  и элитарной культуры:

  • Не преследует   коммерческих целей
  • Возникли раньше, чем  массовая и  экранная формы культуры
  •  Каждая из указанных форм отличается жанровым разнообразием

Общие черты   массовой и   экранной  культуры:

  • наиболее молодые явления культуры
  • ориентированы на коммерческий успех, рекламу
  • образы не отличаются  высокой художественной ценностью
  •  доступны для усвоения  представителям всех социальных слоёв

 В начале урока уже говорили, что в современной социологии выделяются не только формы культуры, но и её два известных типа: субкультура  и контркультура.

Понятие субкультуры объясняется через  пояснение доминирующей культуры, как совокупности  ценностей, традиций, образов, которые воспринимает большая часть общества.  Однако, общество распадается на множество групп, постепенно  у каждой группы формируется собственная культура. Субкультура – часть общей культуры, система ценностей, традиций  присущих большой социальной  группе.(молодёжная субкультура, субкультура пожилых, субкультура  профессиональной группы)

Но если субкультура не просто отличается от доминирующей, но и противостоит ей, находится в конфликте, то следует говорить о контркультуре.

Домашнее задание:  1) привести по одному примеру субкультуры  и контркультуры, указывая не менее трёх   признаков  этих типов культур,  2) выучит теоретический материал урока, используя конспект.    

     

Учитель подводит итоги совместно с учащимися.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прививка любви к физической культуре должна быть сделана в школе (роль учителя физической культуры)

Я считаю, что физическая культура среди других предметов занимает одно из приоритетных мест. Она закладывает основы физического и духовного здоровья, на базе которого только и возможно...

"Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура"- учебно-методический материал для проведения уроков Мировой художественной культуры и искусства в 8-9 классах.

Данный материал "Предшественники античной культуры. Крито-Микенская культура" знакомит учащихся 8-9 классов с историей и образами древнейших представителей раннего периода античной культуры, рассказыв...

Предмет «Физическая культура» в соответствии с ФГОС вхо-дит в предметные области: «Физическая культура» на ступени на-чального общего образования; «Физическая культура и основы безо-пасности жизнедеятельности» - на ступени основного общего обра-зования;

Настоящие методические рекомендации разработаны с целью разъяснения подходов к преподаванию предмета «Физическая культура» в условиях реализации примерного учебного плана для общеобразовательных...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в школьные годы. Культура речи – важнейший регулятор системы «ч

Слово, речь – показатель общей культуры человека, его интеллекта, его речевой культуры. Вот почему овладение культурой речи, её совершенствование особенно активно начинается и продолжается в шко...

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника».

Доклад учителя физической культуры на тему_ «Повышение роли предмета «Физическая культура» в формировании культуры здоровья и здорового образа жизни школьника»....