Технологическая карта урока обществознания в 7 классе Тема: Что значит жить по правилам
методическая разработка по обществознанию (7 класс) на тему

Шишкина Елена Владимировна

Урок по теме «Что значит жить по правилам» открывает курс 7 класса. Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их знания и сознательного следования им во многом зависит успех человека, общественное признание и эффективность прилагаемых усилий. На последующих уроках эти знания будут дополняться на материале правовых норм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-_dlya_sayta.odt32.93 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект для учителя

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

У-0

Орг.момент

Приветствие учителя

Прочитай

Петр. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают.

Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы как поступить.

Ответь на вопросы

-Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор? Почему вы так думаете? 3.5

-Как сформулируем тему урока? слайд-1   1.3

Вся жизнь человека состоит из правил. Мы постоянно себя ограничиваем в том или ином смысле. Некоторые правила обязательны к исполнению, некоторые нет. Сегодня нам предстоит разобраться в том

-Давайте поставим цели урока слайд-1 Сопоставьте ваши цели с моими 2.5

(1.какие правила существуют, 2.для чего существуют правила)

-выскажи свое мнение о споре 2-х семиклассников.

-запишите тему и цели урока

У-1

Цель: подготовка к восприятию основного материала

Прочитайте стр.8-Многообразие правил и сделайте инсерт  2.9

(Правила или нормы регулируют действия людей)

-выскажите вслух свое мнение и запишите для чего существуют правила

У-2

Цель: усвоение новых знаний

Итак, мы сегодня говорим об общественных или соц.нормах. слайд-2 А где мы можем встречать соц.нормы,сегодня встречали?-когда здоровались с учителем

Правил или соц.норм существует множество. Познакомимся с некоторыми из них слайд-2

Стр.9-Таблица «социальные нормы» 3.2

Все запреты делятся на две основные группы: обязательные запреты или правила – законы. Они четко сформулированы, записаны специальным юридическим языком, и следование им гарантировано государством. Вторая половина – это так называемые необязательные правила. Их выполнение, тем не менее, во многом обеспечивает нормальную человеческую жизнь. И для большинства людей эти правила естественны, потому что большинство из этих норм поведения сформировалось много столетий назад. Правила, которые пришли к нам от наших далеких предков, называются обычаями. Слайд-3-4-5

-фронтальная беседа

У-3

Цель: первичная проверка понимания

С правилами, которые обязательны для исполнения (законы, правовые нормы) и их особенностями мы будем знакомится на следующих уроках, а сейчас поговорим о прочих социальных нормах, которые появились гораздо раньше норм права.

Прочитайте стр.9-11-Привычка свыше нам дана» Слайд-6

Привычки бывают полезные и опасные. Какие полезные привычки вы знаете-зарядка –ФИЗМИНУТКА  1.1

-выпишите в тетрадь новые определения и проверьте в парах 4.1

У-4

Цель: закрепление новых знаний

Выберите свой уровень и выполните задания:

1-уровень-№4   2.4

2 уровень--№1  2.8

3-уровень-№5  5.5

-проверка и оценивание

У-5

Рефлексия.

-Достигли ли вы своей цели на уроке?    3.6

- Что вы узнали сегодня на уроке? На основе своих размышлений определите, должны ли мы соблюдать те социальные нормы, о которых говорили, почему? В чем их значение?      5.4

-высказывания учащихся

У-6

Домашнее задание

§ -1 (пункт 1,2) прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (1 - 3).

1.Выполнить задания рубрики «В классе и дома» (1 - 4)  1.2

2. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их. 1.4  3. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов. Составьте доклад   4.2

1 зад-е-1 уровень

2 зад-е-2уровень

3 зад-е-3 уровень

 Технологическая карта урока обществознания в 7 классе

Тема: Что значит жить по правилам

Урок по теме «Что значит жить по правилам» открывает курс 7 класса. Урок выстроен с применением модульной технологии. Он дает общее представление о многообразии социальных норм в жизни общества. От их знания и сознательного следования им во многом зависит успех человека, общественное признание и эффективность прилагаемых усилий. На последующих уроках эти знания будут дополняться на материале правовых норм.

Задачи  урока:

1.Познакомить учащихся с разнообразием социальных норм, определяющих отношения между людьми в обществе, и вариантами их классификации.

2.Создать условия для практического освоения социальных норм (правил этикета, правил работы на уроках обществознания)

3.Способствовать развитию УУД по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 Предметные

Научатся называть различные виды правил, приводить примеры индивидуальных и групповых привычек, объяснять, зачем в обществе приняты различные правила этикета

Мета предметные

Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу

Личностные

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неспешности учебной деятельности

Цели урока:

  • подвести учащихся к пониманию роли правил, социальных норм в жизни человека;
  • продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока;
  • воспитывать у учащихся уважение к нормам поведения , установленным в обществе, воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Основные понятия: социальные нормы и правила общественной жизни; общественные нравы, традиции и обычаи; правила этикета и хорошие манеры.

Основные вопросы урока:

  1. Многообразие правил
  2. Привычка свыше нам дана: привычка, обычай, ритуал, обряд, церемония

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Вид деятельности учащихся на уроке: индивидуальная работа, работа в парах

Планируемый результат (требования к уровню подготовки обучающихся):

Уметь:

  • объяснять значение понятий:  социальные нормы, правила общественной жизни, общественные нравы, традиции, обычаи, правила этикета,  хорошие манеры
  • характеризовать на примерах общественные нормы и их роль в общественной жизни.

Информационно-методическое обеспечение:

Выставка рисунков по теме,

компьютерная презентация, иллюстрирующая правила этикета,

учебник,

рабочая тетрадь.

Для закрепление новых знаний используются карточки с разно уровневыми заданиями.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Подготовка к восприятию основного материала-изучение нового материала
  3. Усвоение новых знаний
  4. Первичная проверка понимания.
  5. Закрепление новых знаний.
  6. Рефлексия.
  7. Д/З

Самоанализ урока

В данном классе 25 человек. В неполных семьях воспитывается 1 человек, из многодетных семей – 3 чел. Из 48 родителей – высшее образование 12 человека, 16 человек – среднее – специальное, остальные среднее. Отношение к учёбе позитивное, работоспособность средняя, навыки учебно- познавательной деятельности сформированы, интерес к предметуистория, математика, окружающий мир, физкультура.

Каждый этап урока был выдержан:

1.На первом этапе была проверена готовность учащихся был прочитан диалог, учащиеся высказали свое мнение, ответили на вопросы, самостоятельно определили тему урока. Поставили свои цели и сравнили их с целями учителя.

2.На втором этапе выполнили маркировку текста и выписали ответ на вопрос

3.Фронтальная беседа с опорой на таблицу в учебнике и слайды.

4.На этапе первичного понимания работали с текстом учебника по нахождению новых понятий и их значений. Была осуществлена взаимопроверка в парах Этап закончился физминуткой.

5.На этапе закрепления новых знаний ребята работали с разноуровневыми заданиями. В конце была проведена проверка и оценивание.

6.На этапе рефлексия ребята высказались достигли ли они поставленных целей. Высказались о том, что узнали нового, должны ли соблюдать правила о которых говорили в жизни

7.Записали разноуровневые  д\з

  Урок по теме: «Что значит жить по правилам» соответствовал поставленным задачам. Цели урока достигнуты. Урок включал разнообразные виды деятельности учащихся. Такая работа учащихся, на мой взгляд, способствует развитию разносторонних универсальных учебных действий. На уроке были использованы различные педагогические технологии

 -критического мышления –инсерт

-модульная технология

-методика Д. Толлингеровой

-использовались информационные технологии и др.) . Учащиеся на уроке работали активно, старались адекватно оценивать правильность выполнения заданий.

На уроке наблюдались благоприятные и эмоционально – деловые отношения. Чувствовался положительный эмоциональный настрой. Была создана творческая атмосфера. Мыслительная деятельность учащихся на уроке способствовала росту их интеллектуального уровня. Выбран оптимальный объем и сложность домашнего задан

Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Я тщательно подошла к выбору ТСО и наглядных пособий, исключив все лишнее. Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, спокойная. Общение учащихся и учителя было доброжелательное. На этом уроке дети и учитель работали в сотрудничестве друг с другом.

 Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря хорошей мотивации, смены учебной деятельности, правильным подбором наглядности, доступной возрасту информации.

    Если учитель на уроке должен планомерно управлять учеб ными действиями учащихся, если хочет, чтобы учащийся восп роизводил, сопоставлял, абстрагировал и т.д., ему необходимо создать для этого такие условия, чтобы эти действия появились в обучении. Тем, что вызывает активные учебные действия, это учебные задачи. Поэтому задача номер один для учителя — это научиться составлять учебные задачи так, чтобы их операционная структура соответствовала преследуемым педагогическим целям и учебному материалу. Итак, если анализ учебного материала ведет к определению того, что учащийся в конце обучения будет знать, то анализ учебных действий ведет к определению того, что учащийся с усваиваемыми познаниями должен сделать — определить их, сопоставить, дедуцировать, применять и т.д., чтобы преобразо вать их в знания. К первой категории относятся задачи, требующие от учаще гося мнемических операций, содержание которых предусматри вает узнавание или репродукцию отдельных фактов или их це лого. Чаще всего они начинаются со слов: какая из: что это:как называется; кто был; дайте дефиницию и т.д.[1]

Во вторую категорию включены задачи, при решении которых уже необходимы элементарные мыслительные операции. Это за дачи по выявлению, перечислению, сопоставлению, обобщению и т.п. Начинаются они обычно словами: установите, какого размера;

опишите, из чего состоит; перечислите части: составьте перечень:

опишите, как протекает; скажите, как проводится; как действуем при: чем отличается: сравните; определите сходства и различия;

почему; каким способом; что является причиной и т. п.

      Третья категория охватывает задачи, решение которых тре бует сложных мыслительных операций. Сюда относятся задачи по индукции, дедукции, интерпретации, верификации и др. На чинаются они обычно со слов: объясните смысл; раскройте зна чение: как вы понимаете; почему думаете, что;  определите;  до кажите и т.д. Следует указать, что к категории 3.1 относятся все задачи, в которых учащиеся должны перевести что-то с одного “языка” на другой, например, выразить словами формулу, прочитать что-либо, перевести текст с родного языка на ино странный и т. д.

     .В четвертую категорию включены задачи, предусматриваю щие для их решения помимо мыслительных операций еще ка кой-нибудь речевой акт. устный или письменный. Следовательно, сюда относятся все задачи, требующие не только проведения определенных операций, но и высказываний о них. Учащийся в этих задачах дает показание не только о результате решения, но также и о его ходе, условиях, фазах, компонентах, трудностях

      В пятую категорию входят задачи, которые предполагают самостоятельность при решении задач. Начинаются они обычно словами: придумай практический пример; обрати внимание: на основании собственных наблюдений определи и т.п. Это уже те задачи, которые предполагают не только знание всех предше ствующих операций, но и способность комбинировать их в более крупные блоки, структуры, секвенции, стратегии и пр. так, чтобы они создавали нечто новое, пусть даже только субъективно, т.е. для учащегося, новое.

Как показала проверка обучения в школах разного типа и на разных предметах, эта таксономия подходит для проектиро вания учебных задач по заранее заданным параметрам, напри мер. сложности, операционного состава, интеллектуальной тре бовательности и т.п. В качестве пособия для проектирования задач Д. Толлингерова разработала несколько приемов, описан ных также в вышеупомянутых “Методах программирования”. Это таксация, исчисление индекса вариабельности, а на ее основе и дидактической ценности учебных задач.

     Таксация — это выявление операционного качества задачи, а именно тем, что задачи подводятся под одну из вышеуказанных категорий и обозначаются числом десятичной классификации.

Раздатка для учащихся

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

У-0

Орг.момент

Приветствие учителя

Прочитай

Петр. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают.

Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы как поступить.

Ответь на вопросы

-Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор? Почему вы так думаете?

- Как сформулируем тему урока?

-Давайте поставим цели урока. Сопоставьте ваши цели с моими

-выскажи свое мнение о споре 2-х семиклассников.

-запишите тему и цели урока

У-1

Цель: подготовка к восприятию основного материала

Прочитайте стр.8-Многообразие правил и сделайте инсерт

-выскажите вслух свое мнение и запишите для чего существуют правила

У-2

Цель: усвоение новых знаний

Прочитайте Стр.9-Таблица «социальные нормы»

-фронтальная беседа

У-3

Цель: первичная проверка понимания

Прочитайте стр.9-11-Привычка свыше нам дана»

Какие полезные привычки вы знаете?

-выпишите в тетрадь новые определения и проверьте в парах

У-4

Цель: закрепление новых знаний

Выберите свой уровень и выполните задания:

1-уровень-№4     2 уровень--№1       3-уровень- №5

-проверка и оценивание

У-5

Рефлексия.

-Достигли ли вы своей цели на уроке?    

- Что вы узнали сегодня на уроке? На основе своих размышлений определите, должны ли мы соблюдать те социальные нормы, о которых говорили, почему? В чем их значение?   

-высказывания учащихся

У-6

Домашнее задание

§ -1 (пункт 1,2) прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (1 - 3).

1.Выполнить задания рубрики «В классе и дома» (1 - 4)  

2. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их. 3. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов. Составьте доклад 

1 зад-е-1 уровень

2 зад-е-2уровень

3 зад-е-3 уровень

УЭ

Учебный материал с указанием заданий

Рекомендации по выполнению заданий, оценка

У-0

Орг.момент

Приветствие учителя

Прочитай

Петр. Правила мешают людям жить, поэтому люди их часто нарушают.

Лариса. Правила необходимы. Если бы правил не было, люди просто не знали бы как поступить.

Ответь на вопросы

- Что нам нужно знать, чтобы разрешить этот спор? Почему вы так думаете?

- Как сформулируем тему урока?

-Давайте поставим цели урока. Сопоставьте ваши цели с моими

-выскажи свое мнение о споре 2-х семиклассников.

-запишите тему и цели урока

У-1

Цель: подготовка к восприятию основного материала

Прочитайте стр.8-Многообразие правил и сделайте инсерт

-выскажите вслух свое мнение и запишите для чего существуют правила

У-2

Цель: усвоение новых знаний

Прочитайте Стр.9-Таблица «социальные нормы»

-фронтальная беседа

У-3

Цель: первичная проверка понимания

Прочитайте стр.9-11-Привычка свыше нам дана»

Какие полезные привычки вы знаете?

-выпишите в тетрадь новые определения и проверьте в парах

У-4

Цель: закрепление новых знаний

Выберите свой уровень и выполните задания:

1-уровень- №4     2 уровень--№1      3-уровень- №5

-проверка и оценивание

У-5

Рефлексия.

-Достигли ли вы своей цели на уроке?    

- Что вы узнали сегодня на уроке? На основе своих размышлений определите, должны ли мы соблюдать те социальные нормы, о которых говорили, почему? В чем их значение? 

-высказывания учащихся

У-6

Домашнее задание

§ -1 (пункт 1,2) прочитать, ответить на вопросы рубрики «Проверь себя» (1 - 3).

1.Выполнить задания рубрики «В классе и дома» (1 - 4)

2. Вспомните несколько обычаев русского народа, запишите их.3. Найдите из Интернет-ресурсов несколько заинтересовавших вас традиций других народов. Составьте доклад 

1 зад-е-1 уровень

2 зад-е-2уровень

3 зад-е-3 уровень


[1] Технология Д.Толлингеровой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...

Технологическая карта урока обществознания 10 класс на тему "Деятельность- способ существования людей"

Конспект урока обществознания в 10 классе посвящен изучению темы "Деятельность- способ существования людей". Данная тема является частью главы"Человек и общество" и раскрывает поня...

КОНКУРС "УЧИТЕЛЬ ГОДА 2022" Конспект и технологическая карта урока обществознания 10 класс. Тема: «Право в системе социальных норм»

Урок обществознания 10 классТема: «Право в системе социальных норм» с элементами ЕГЭ....

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»

Технологическая карта урока обществознания. 10 класс. Тема урока: «Государство»...