Открытый урок по теме "Общение"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) по теме

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:

           Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

•           Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

•           Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

•           Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

•           Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

•           Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchenie.docx24.78 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Класс

Тема. Общение

Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:

        Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

•        Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

•        Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

Планируемые результаты:

•        Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

•        Предметные осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

•        Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: комбинированный

Средства обучения: учебник, презентация, раздаточный материал.

Ход урока

I. ОРГМОМЕНТ
Цель: Предварительная организация класса
Проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания.

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на нашем уроке!

Прежде, чем мы начнем новую тему, скажите, о чем мы говорили на прошлом уроке?

Как вы усвоили эту тему проверим с помощью игры «Да-нет».

II. Проверка домашнего задания

Игра «Да-нетка» Ответьте «да» или «нет» (карточки)
1. Межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения  (да)
2. Чувства не являются основой для межличностных отношений (нет)
3. Не обязательно в межличностных отношениях понимать другого (нет)
4. Толерантность – это признание, уважение и соблюдение прав и свобод всех людей без различения социальных, классовых, религиозных, этнических и иных особенностей. (да)

5.Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия.(дА)

Поменяйтесь работа и проведем взаимопроверку. (Слайд1).

А еще скажите, что деятельность? Какие виды деятельности вы знаете? Мы с вами рассмотрели три вида деятельности, а сегодня познакомимся еще с одним видом деятельности, а с каким, ответите на этот вопрос после просмотра фрагмента мультфильма «Лунтик»

III. Изучение нового материала

1. Создание мотивации.

Фрагмент мультфильма «Лунтик»

Вопросы классу:

- Скажите пожалуйста что делают герои мультфильма?

- Как называется процесс, когда кто-то с кем-то разговаривает о чем либо?

Назовите тему нашего урока.

Тема нашего урока называется: «ОБЩЕНИЕ» (Слайд 3)

(записывают дату и тему в тетради)

Сегодня мы познакомимся с четвертым видом деятельности – общением.

Скажите, а что мы должны узнать и поянть сегодня на уроке?

Учащиеся формулируют

План урока: (Слайд 5)

1. Понятие общения.

2. Способы общения.

3. Правила общения.

4. Роль общения в жизни людей

Значит какая цель нашего урока?

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей. (Слайд 4)

Итак, что же такое общение? Какие у вас возникают ассоциации, когда вы слышите слово «общение»? Вы назвали много разных ассоциаций. Сколько мнений, столько ассоциаций. Но наши ассоциации = это же не точное определение.  А где мы можем узнать точное значение понятия «общение»?

Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.

Работа в парах с разными словарями. Ваше задание: найти это понятие в словаре и внимательно прочитать.

Понятия озвучиваются

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”
Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В словаре Ожегова слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

Так и словари рассматривают понятия со своей направленности. Т.е. толковый словарь Ожегова дает лексическое толкование, философский – рассматривает определение с т.з. философии, а психологический словарь – с т.з. психологии.

Давайте, мы посмотрим, какое толкование предлагает нам учебник? Откройте учебники на стр. 66, найдите  определение общения. (читают вслух).

Общение –взаимные деловые и дружеские отношения (Слайд 7). Давайте запишем это определение в тетрадь.

Возвращаемся к плану. Итак, мы узнали, что такое общение, так что же такое общение? Какой пункт плана мы выполнили?

Ребята, а как мы с вами общаемся? С помощью чего мы общаемся? Что мы используемся при общении? С помощью чего мы общаемся – это средства. А теперь посмотрите в учебнике какие есть способы общения. (стр.68–69.)

О каких способах общения вы узнали?

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация).

 Запишем это в тетрадь (Слайд)

Давайте  посмотрим как это работает на практике.

Задания группам:

Передать полученную информацию предложенным способом. Другие группы определяют способ передачи информации и содержание.

Контролирует выполнение работы учащихся в группах.

1-я  и 2-я группа группа. Вербальное общение: Выразительно (по ролям) прочитать стихотворение

3-я и 4-я группа. Невербальное общение. Изобразить то, что написано у вас в карточке

1-я группа

Волк и лиса

Серый волк в густом лесу

Встретил рыжую лису.

-Лисавета, здравствуй!

- как дела зубастый?

- Ничего идут дела.

Голова еще цела.

-Где ты был?

- На рынке.

-Что купил?

- Свининки.

-Сколько взяли?

-Шерсти клок.

Ободрали правый бок,

Хвост отгрызли в драке!

-Кто отгрыз?

-Собаки!

-Сыт ли милый куманек?

-Еле ноги уволок!

2 группа

Старуха, дверь закрой!

Под праздник, под воскресный день, Пред тем, как на ночь лечь,

Хозяйка жарить принялась,

Варить, тушить и печь.

Стояла осень на дворе,

И ветер дул сырой.

Старик старухе говорит:

  • Старуха, дверь закрой!
  • Мне только дверь и закрывать, Другого дела нет.

По мне — пускай она стоит Открытой сотню лет!

Так без конца между собой Вели супруги спор,

Пока старик не предложил Старухе уговор:

  • Давай, старуха, помолчим.

А кто откроет рот

И первый вымолвит словцо,

Тот двери и запрёт!

3-я группа

Изобразить певца

4-я группа

Изобразить человека, который одевается

Вы все поняли, что хотели сказать нам ребята? А с помощью чего это поняли? А к какому выводу можно прийти? В общении можно учитывать вербальную и невербальную информацию.

Какой способ вам больше нравится? Вы правы.

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Оказывается, что слова (которым мы придаем такое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % – позы и жесты.
(Слайд 8) 

Вы, наверное, устали. Давайте отдохнем. Проведем небольшую физкультминутку(Видео физминутки)

С помощью какого способа общения мы проводили физминутку (вербального и невербального)

(Вернулись к плану). Как вы думаете, может мы можем вычеркнуть еще один пункт нашего плана? Какой?

Ребята, скажите, а всегда ли общение приносит людям удовольствие? А что нужно для того чтобы общение приносило удовольствие? (Выработать правила общения)

И мы сейчас с вами выработаем свои правила общения.

1ряд.с родителями, 2.с друзьями, 3 и 4 с одноклассниками.

Учащиеся самостоятельно формулируют правила общения, а затем представитель от пары представляет свою работу. Правила общения с родителями (Слайд 9), правила общения с одноклассниками (Слайд 10), правила общения с друзьями(Слайд 11).

Итак, чтобы общения было полным, интересным, полезным важно при общении соблюдать все предложенные вами правила.

Ноеще при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен как вы сами поэтому:

“Попробуйте

не наступать, а уступать.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а руку протянуть.

Не спрятать, а поделиться.

Не криать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить”. (Слайд 12)

Мы разобрались с правила общения? Вы поняли, для чего они нужны? Мы можем вычеркнуть еще один пункт плана. Что мы еще не узнали из нашего плана? А сами можете выполнить четвертый пункт. Скажите для чего мы общаемся? Какую роль играет общение в жизни людей.

Итак, какую же роль играет общение в жизни и деятельности людей?

Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленным опытом, осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами, согласовываются стремления, потребности и цели людей, складывается психологическая общность, достигается взаимопонимание. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.

Не зря ученые считают общение самой первой и самой главной формой отношения человека к окружающему миру.

Итог урока:

Итак, ребята мы с вами со всеми задачами справились? Все пункты плана рассмотрели? Скажите, мы достигли цели урока?

Тогда нам остается закрепить полученные знания  с помощью игры «крестики-нолики», которая даст возможность заработать дополнительные баллы. Вы любите играть в эту игру. На партах у вас лежать листочки с игровым полем. Возьмите их. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – ставите Х, если не верное – 0.

1. Общение – это взаимные деловые и дружеские отношения (Х)

2. Мы можем общаться с помощью и речи и жестов (Х)

3. Для того, чтобы общение приносило удовольствие надо придерживаться правил общения (Х)

4. Неречевое общение существует только в форме жестов. (0)

5. В ходе общения происходит обмен информацией.(Х)

6. Общение происходит только в семье (0)

7.Общение всегда приносит удовольствие( О)

8.Результатом общения можно считать развитие самого человека (Х)

9.Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (0)

Проверка (Слайд 14) (подсчет общих баллов и выставление оценок) (Слайд 15)

Две линии 2,5 б.

Одна линия 1,5 б.

Всего баллов:

Поднимите руку – у кого оценка 5, у кого – 4, у кого – 3.

Домашнее задание

Читать параграф 8, для тех, кто хочет на следующий урок получить оценку 5, вам нужно будет составить кроссворд из пяти слов с ключевым словом «общение».

Рефлексия

Ребята, вам все было понятно на уроке?

Что вы узнали нового из нашего урока?

Какое настроение у вас было на уроке?

Я попрошу вас выразить неречевыми средствами общения своё отношение к уроку.

Ребята общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Благодарю вас за урок и желаю приятного общения. (Слайд 16)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной». Открытый урок по алгебре в 7 классе «А» тема: «Уравнения с одной переменной».

Открытый урок по алгебре в 7 классе «А»тема: «Уравнения с одной переменной».презентация по данной теме...

Открытый урок (мастер-класс) по русскому языку, проведённый на Фестивале инновационных идей в региональном образовании «Педагогические открытия 21 века» по теме Урок – исследование. «Предлог». (7 класс)

Тема: Предлог. (Закрепление знаний)Цель урока а) учебная: систематизировать и обогатить знания учащихся о предлоге, на основе заданий-исследований предупредить возможные ошибки в употреблении предлого...

Открытый урок по английскому языку. Открытый урок на активность обучения английского языка». (2 е—5 е классы обучения предмету)

Применение различныхвидов игр на уроке с целью закрепления лексических и грамматических навыков в обучении английскому языку....

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист оценивания, протокол посещения второго открытого урока от МО муниципального уровня)

3.2.Совершенствование методов обучения и воспитания через проведение  открытых уроков/занятий на МО муниципального уровня (экспертный лист  оценивания, протокол посещения второго открытого у...