Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Разработка предназначена для проведения уроков по обществознанию, в 8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока по теме "Моральный выбор, 8 класс | 20.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока. Моральный выбор человека. (8 класс)
Цели и задачи урока:
-обучающая: формировать знания о понятиях «нравственный выбор”, “нравственная оценка”, “ценностные ориентиры”;
-развивающая: развивать умения анализировать различные жизненные ситуации, оценивать поступки с точки зрения «добра» и «зла», формировать умение вести диалог с другими людьми;
-воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся чувства ответственности за свои поступки
Оборудование: презентация, карточки-задания с психологическими заданиями.
- Организационный момент. Сообщение темы урока и задач урока.
Слайд 1. Запись темы урока. «Моральный выбор».
- Повторение пройденного материала.
Вступительное слово учителя.
Мы продолжаем вести разговор о морали и нравственности. Учёные, изучающие мораль, утверждают, что она в своём содержании она проста и элементарна. Так ли это на самом деле попытаемся разобраться на нашем уроке.
Работа с понятиями.
- Что такое мораль? Что такое нравственность? Чем мораль отличается от нравственности?
- Что относится к моральным ценностям?
Слайд 2. ( Запись понятий: «Мораль», «Нравственность»)
Под ценностями понимается то, что людям дорого. Ценностей множество. Но есть наиболее значимые ценности.
- О каких ценностях говорится в этой притче. ( Анализ и разбор притчи «О моральных ценностях»)
Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь.Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве».Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:
— Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец? Познание посмотрело на Любовь:
— Это было Время.
— Время? — переспросила Любовь
— Но почему оно спасло меня? Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:
— Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь
- Перечислите известные вам моральные общечеловеческие ценности.
- Среди перечисленных понятий выберите те, которые относятся к общечеловеческим ценностям.
Слайд 3. (Перечень понятий: добро, честь, зло, гуманность, кража, убийство, долг, жестокость, подлость, клевета, гражданственность, патриотизм, совесть и т.д.)
Обобщающая беседа: Мы сегодня говорили о морали, моральных ценностях. Правы ли учёные, утверждая, что мораль элементарна?
- Мораль-это правила, которые регулируют поведение людей. Правил много и только сам человек решает, как ему поступать с точки зрения добра или зла, справедливости или несправедливости.
3. Новый материал.
Вступительное слово учителя.
- Каждый раз, выбирая, как поступить – добродетельно или плохо, человек стоит перед выбором. И каждый раз он сам выбирает, руководствуясь своими соображениями.
В связи с этим возникает вопрос о том моральном выборе, который человек вынужден делать, и о его свободе в этом выборе.
Сегодня мы с вами узнаем, что такое свобода и как она соотносится с моральным выбором человека.
Слайд 4. Текст. В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам.
Слово учителя: Это образное выражение. Но в том и другом случае человек сталкивается с проблемой морального выбора.
Слайд 5. Определение. Моральный выбор.
Моральный выбор - это выбор своего отношения к другим людям, когда человек выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но действует в соответствии со своим выбором.
Работа с текстом. Факты из биографии польского педагога Яноша Корчака.
- Почему Янош Корчак не стал спасать себя, ведь у него была такая возможность? Почему он пошёл на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не может изменить в их судьбе?
Ответ бесспорный, поступок великого педагога связан с проблемой морального выбора Он любил детей и в этот трагический момент предпочёл идти на смерть, быть вместе со своими учениками. Иначе он поступить не мог.
4.Выполнение в группах задания и обсуждение его в классе.
- Приведите примеры, когда людям приходилось делать моральный выбор, выбор между различными способами поведения (примеры из истории, художественных произведений, сказок и пр.), поясните, в чем именно этот выбор состоял, опишите свои чувства по этому поводу.
5. Анализ притчи о дровосеке.
- О чём идёт речь? Знал ли дровосек, куда его идут его дрова?
-Безусловно, на каждом из нас, хотим мы того или нет, всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Быть человеком ответственным – это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и отвечать за них.
6.Закрепление.
Тест
Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста.
Сумеешь ли ты:
1) пожертвовать своим временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи;
2)честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок;
3) простить своего обидчика;
4)оторваться от телевизора, если нужно заняться делом;
5) защитить несправедливо обиженного или более слабого;
6) сдержать слово, если обещал;
7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?
Если ответишь «да» три раза, ты — приличный человек,
если пять — ты очень приличный человек, а если семь — ты ангел
7. Подведение итогов.
- моральный выбор всегда непрост;
- моральный выбор всегда заставляет человека вспомнить, что для него важно и ценно;
- выбор в пользу правды и блага другого делает человека лучше и др.
-моральный выбор – это-ответственность, самый главный, это ответственность моральная, ответственность перед своей собственностью.
8 Рефлексия.
Слайд 6. Рефлексия.
Сегодня я узнал (а).
Я понял (а)...
Я почувствовал (а)...
Я научился (лась)...
Я смог (смогла)...
Было интересно...
Меня удивило...
Мне захотелось...
Урок дал моей жизни...
Домашнее задание. Найти ситуации из литературных произведений, истории, связанных с проблемой морального выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ
Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ Тема «Расы человека, их пр...
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)
Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...
Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».
Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...
Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.
Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....
Комментарии
Моральный выбор, 8 класс
Данная разработка предназначена для проведения уроков по обществознанию , в 8 классе , в разделе "Сфера духовной жизни"