Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Моральный выбор", 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Крупенина Ирина Георгиевна

Разработка предназначена для проведения уроков по  обществознанию, в  8классе , раздел "Сфера духовной жизни" и связана с проблемой морального выбора и моральной ответственностью человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Моральный выбор человека. (8 класс)

Цели и задачи урока:

-обучающая: формировать знания о понятиях «нравственный выбор”, “нравственная оценка”, “ценностные ориентиры”;

-развивающая: развивать умения анализировать различные жизненные ситуации, оценивать поступки с точки зрения «добра» и «зла», формировать умение вести диалог с другими людьми;

-воспитательная: способствовать  воспитанию у учащихся чувства ответственности за свои поступки

Оборудование:  презентация, карточки-задания с психологическими заданиями.

  1. Организационный момент. Сообщение темы урока и задач урока.

Слайд 1. Запись темы урока. «Моральный выбор».

  1. Повторение пройденного материала.

Вступительное слово учителя.

Мы продолжаем вести разговор о морали и нравственности. Учёные, изучающие мораль, утверждают, что она в своём содержании она проста и элементарна. Так ли это на самом деле попытаемся разобраться на нашем уроке.

Работа с понятиями.

- Что такое мораль? Что такое нравственность? Чем мораль отличается от нравственности?

- Что относится к моральным ценностям?

                                    Слайд 2. ( Запись понятий: «Мораль», «Нравственность»)

Под ценностями понимается то, что людям дорого. Ценностей множество. Но есть  наиболее значимые ценности.

- О каких ценностях говорится в этой притче. ( Анализ и разбор притчи «О моральных ценностях»)

Когда-то давным-давно на Земле был остров, на котором жили все духовные ценности. Но однажды они заметили, как остров начал уходить под воду. Все ценности сели на свои корабли и уплыли. На острове осталась лишь Любовь.Она ждала до последнего, но, когда ждать уже стало нечего, она тоже захотела уплыть с острова. Тогда она позвала Богатство и попросилась к нему на корабль, но Богатство ответило: «На моём корабле много драгоценностей и золота, для тебя здесь нет места». Когда мимо проплывал корабль Грусти, она попросилась к ней, но та ей ответила: «Извини, Любовь, я настолько грустная, что мне надо всегда оставаться в одиночестве».Тогда Любовь увидела корабль Гордости и попросила о помощи её, но та сказала, что Любовь нарушит гармонию на её корабле. Рядом проплывала Радость, но та так была занята весельем, что даже не услышала о призывах Любви. Тогда Любовь совсем отчаялась. Но вдруг она услышала голос где-то позади: «Пойдём, Любовь, я возьму тебя с собой». Любовь обернулась и увидела старца. Он довёз её до суши, и, когда старец уплыл, Любовь спохватилась, ведь она забыла спросить его имя. Тогда она обратилась к Познанию:

— Скажи, Познание, кто спас меня? Кто был этот старец? Познание посмотрело на Любовь:

— Это было Время.

— Время? — переспросила Любовь

— Но почему оно спасло меня? Познание ещё раз взглянуло на Любовь, потом вдаль, куда уплыл старец:

— Потому что только Время знает, как важна в жизни Любовь

- Перечислите известные вам моральные общечеловеческие ценности.

- Среди перечисленных понятий выберите те, которые относятся к общечеловеческим ценностям.

                          Слайд 3.  (Перечень понятий: добро, честь, зло, гуманность, кража, убийство,  долг, жестокость,  подлость, клевета, гражданственность, патриотизм, совесть и т.д.)

Обобщающая беседа: Мы сегодня говорили о морали, моральных ценностях. Правы ли учёные, утверждая, что мораль элементарна?

- Мораль-это правила, которые регулируют поведение людей. Правил  много и только сам человек решает, как ему поступать с точки зрения добра или зла, справедливости или несправедливости.

3. Новый материал.

Вступительное слово учителя.

- Каждый раз, выбирая, как поступить – добродетельно или плохо, человек стоит перед выбором. И каждый раз он сам выбирает, руководствуясь своими соображениями.

В связи с этим возникает вопрос о том моральном выборе, который человек вынужден делать, и о его свободе в этом выборе.

Сегодня мы с вами узнаем, что такое свобода и как она соотносится с моральным выбором человека.

               Слайд 4. Текст. В древности существовало поверье, что на одном плече у человека сидит ангел, а на другом – дьявол, и каждый нашептывает своё. Кого послушает человек, так и поведёт себя. Но выбирает он сам.

Слово учителя: Это образное выражение. Но в том и другом случае человек сталкивается с проблемой морального выбора.

                 Слайд 5. Определение. Моральный выбор.

Моральный выбор - это выбор своего отношения к другим людям, когда человек выбирает свое моральное (доброе или злое) отношение, но действует в соответствии  со своим  выбором.

Работа с текстом. Факты из биографии польского педагога Яноша Корчака.

- Почему Янош Корчак не стал спасать себя, ведь у него была такая возможность? Почему он пошёл на смерть в одном строю с детьми, понимая, конечно же, что ничего не может изменить в их судьбе?

Ответ бесспорный,  поступок  великого педагога связан  с проблемой морального выбора Он любил детей и в этот трагический момент предпочёл идти на смерть, быть вместе со своими учениками. Иначе он поступить не мог.  

4.Выполнение в группах задания и обсуждение его в классе.

- Приведите примеры, когда людям приходилось делать моральный выбор, выбор между различными способами поведения (примеры из истории, художественных произведений, сказок и пр.), поясните, в чем именно этот выбор состоял, опишите свои чувства по этому поводу.

5. Анализ притчи о дровосеке.

- О чём идёт речь? Знал ли дровосек, куда его идут его дрова?

 -Безусловно, на каждом из нас, хотим  мы того или нет, всегда лежит ответственность за общественные результаты наших поступков. Быть  человеком ответственным – это значит правильно понимать свои и чужие проблемы, трудности, стараться предвидеть результаты своих поступков и отвечать за них.

6.Закрепление.

Тест

Ответь «да» или «нет» на каждую позицию теста.
Сумеешь   ли   ты:  

1)  пожертвовать   своим   временем, чтобы помочь тому, кто нуждается в помощи;

2)честно признаться и извиниться, если совершил дурной поступок;

3) простить своего обидчика;

4)оторваться от телевизора, если нужно заняться делом;

5) защитить несправедливо обиженного или более слабого;

6) сдержать слово, если обещал;

7) выполнить поручение, если даже столкнулся с трудностями?

Если ответишь «да» три раза, ты — приличный человек,

 если пять — ты очень приличный человек, а если семь — ты ангел

7. Подведение итогов.

- моральный выбор всегда непрост;

- моральный выбор всегда заставляет человека вспомнить, что для него важно и ценно;

- выбор в пользу правды и блага другого делает человека лучше и др.

-моральный выбор – это-ответственность, самый главный, это ответственность моральная, ответственность перед своей собственностью.

8 Рефлексия.

Слайд  6. Рефлексия.

Сегодня я узнал (а).

Я понял (а)...

Я почувствовал (а)...

Я научился (лась)...

Я смог (смогла)...

Было интересно...

Меня удивило...

Мне захотелось...

Урок дал моей жизни...

Домашнее задание. Найти ситуации из литературных произведений, истории, связанных с проблемой морального выбора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока №1 в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ

Использование современных образовательных технологий. Методическая разработка урока №1  в 8-м классе по УМК "Н.И. Сонина". УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ  Тема «Расы человека, их пр...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по химии в 8 классе Тема урока: «Основные классы неорганических соединений».

Мультимедийный урок с использованием технологической карты и презентации. Урок обобщения и систематизации знаний и умений  обучающихся по теме «Основные классы неорганических соединений», приобре...

Методическая разработка урока английского языка в 7 классе Тема урока «Известные люди России и англоязычных стран». Форма проведения: урок - дискуссия.

Данная методическая разработка может быть использована при проведении уроков английского языка в 7 классе....


 

Комментарии

Крупенина Ирина Георгиевна

Данная разработка предназначена для проведения уроков по обществознанию , в 8 классе , в разделе "Сфера духовной жизни"