Урок по обществознанию "Конфликты между людьми"
методическая разработка по обществознанию (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Урок по обществознанию в 6 классе «Конфликты между людьми».
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи: 1. Способствовать формированию социальной и ценностно-смысловой компетентности школьников в ситуации конфликта через практическое усвоение информации о сущности и стадиях развития конфликта, о значимости конфликтов в отношениях между людьми, о формах цивилизованного поведения в межличностных конфликтах.
2. Содействовать развитию культуры отношений в группе.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: открытия новых знаний
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал для групповой работы, учебники, рабочие тетради.
Организационный момент.
- Формулирование темы урока.
Демонстрируется фрагмент выпуска №4 киножурнала «Ералаш»
Какая ситуация возникла между ребятами?
Так какую тему мы сегодня будем изучать?
- Правильно, тема нашего урока –« Конфликты между людьми».
Учащиеся записывают тему урока в тетради.
Что будем изучать? Чего мы не знаем?
Учитель подводит учащихся к правильной формулировке пунктов плана.
Учащиеся формулируют план урока:
- Понятие , виды , причины конфликтов.
- Основные этапы конфликта.
- Правила поведения в конфликтной ситуации.
- Актуализация знаний учащихся.
- При каком виде деятельности могут возникать конфликты?
- Что мы называем «общением»?
- Какие средства общения вам известны?
- Могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт?
- Открытие новых знаний.
1.ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ.
Учитель : Каждый из нас живет, учится и работает среди людей. Мы ходим в гости, встречаемся с друзьями, выполняем какие-то общие дела. В любой ситуации мы независимо от нашего желания общаемся с людьми: родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Одних мы любим, к другим относимся нейтрально, третьих ненавидим, с четвертыми вообще неизвестно зачем разговариваем. Но без общения человеку трудно прожить. Писатель Антуан де Сент-Экзюпери считал, что общение – единственная настоящая роскошь.
Назовите качества, которые помогают людям общаться, договариваться друг с другом ?
Доброта
Честность
Любовь
Уважение
Благородство
- Что происходит, когда люди утрачивают эти качества в процессе общения? (конфликт)
Конфликт – столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений, серьезное разногласие, острый спор, приводящий к борьбе.
Упражнение “Алфавит эмоций”.
Это у нас групповая работа. Сядьте удобнее, чтобы могли видеть и слышать друг друга.
Нужно записать названия эмоций и чувств в конфликте в алфавитном порядке (за исключением некоторых букв)
КОНФЛИКТ
1.Внутриличностные конфликты 2. Межличностные конфликты 3.Социальные конфликты
Упражнение “Ассоциации”.
Если конфликт – это еда, то какая? А если транспорт, то какой?
Возможные причины конфликтов (беседа):
Попадали ли вы когда-нибудь в конфликтные ситуации?
Бывают ли у вас конфликты с родителями? В чём их суть?
Что вы предпринимаете, чтобы избежать конфликтов в школе с друзьями и учителями, в семье?
Причины конфликтов.
Учитель предлагает конфликтные ситуации на примере сказок, определите, чем вызван конфликт. (ПРИЧИНА)
Р.н.с. “Заюшкина избушка”
… Вот лиса попросилась к зайчику переночевать, да его из избенки и выгнала…”
(Различия, связанные с положением в обществе)
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
… Воротился старик ко старухе,
Рассказал ей великое чудо…
Я сегодня поймал, было рыбку,
Золотую рыбку, непростую…
Не посмел я взять с неё выкуп,
Так пустил ее в синее море.
Старика старуха забранила:
“Дурачина, ты, простофиля,
Не сумел ты взять выкупа с рыбки…”(эмоциональное состояние)
Р.н.с. “По щучьему веленью”
“Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий – Емеля, прозвали его дурачком. Те братья работают, а Емеля лежит целый день на печке, знать ничего не хочет…”(различные представления о правилах или нормах поведения)
2.ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ КОНФЛИКТА.
В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней (этапов):
- Возникновение конфликтной ситуации
- Осознание конфликта
- Проявление конфликтного поведения
- Углубление конфликта
- Разрешение конфликта
Нам предстоит более подробно изучить каждый этап, который проходит конфликт в своем развитии.
Пожалуйста, разделитесь на группы по количеству этапов конфликта. Сколько групп нужно образовать?
Каждая группа будет изучать характеристику одного из этапов конфликтной ситуации.
Вам необходимо прочитать текст, который есть у вас на столах, назвать этап конфликта и дать краткую характеристику поведения людей на данном этапе.
Результаты вашей работы мы оформим в таблицу:
Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика |
(Проецирует таблицу на слайде на экран)
Таблица «Этапы конфликтной ситуации»
Этап конфликта | Варианты поведения и характеристика |
| Конфликта пока нет, есть только причина, способная его вызвать: Противоположные желания и интересы, смысловые барьеры, различия в положении в обществе, эмоциональный барьер, моральный барьер |
| противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам. Поведение: Сотрудничество - направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны Компромисс - для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Приспособление - только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами Избегание - заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. |
| необходим инцидент - «случай, происшествие, недоразумение»; конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте. |
| Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. При конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. |
| может быть полным или частичным. Поведение: Подчинение - одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Компромисс - обоюдные уступки смягчают причины конфликта Прерывание конфликтных действий - по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины, из-за объективного разделения конфликтующих Интеграция – наилучший исход; в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции и в результате сформировалось единое мнение. |
3. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ.
У конфликтов есть две стороны – негативная и позитивная. Конфликты в жизни неизбежны, если люди имеют свою собственную позицию, не являются бездумными исполнителями. Конфликтов нет только тогда, когда все люди одинаковые, как роботы: одинаково думают, одинаково чувствуют, живут без ссор. Нужно помнить, что практически по любому вопросу у разных людей взгляды отличаются. Люди – то разные! Эти отличия естественны и нормальны.
Арт-терапия “Рисунок вдвоем”.
Класс делится на пары. Каждая пара получает лист бумаги. С этого момента и до окончания упражнения разговаривать нельзя.
Необходимо взять одну ручку вдвоем и так, чтобы оба партнера держали ее, нарисовать рисунок на свободную тему.
Готовые рисунки обсуждаются по принципу, “почему нарисовали именно это”, “кто что рисовал”, “как вам рисовалось” и т. д. Выясняется, что школьники вели себя в этой ситуации совершенно по-разному: кто-то “рвался в бой” и рисовал сам, игнорируя партнера; кто-то пытался угадать намерения другого и предложить свои идеи, кто-то равнодушно рисовал “по очереди”, а кто-то вообще отдал рисунок на откуп напарнику.
Почему это так? Оказывается, в тех ситуациях, в которых наши интересы не совпадают с интересами другого человека (а именно так возникает конфликт!), можно вести себя совершенно по-разному.
1.Избегание.
2. Конкуренция.
3. Приспособление.
4. Компромисс.
5. Сотрудничество.
Определите стратегию поведения сказочных героев в ситуации острого конфликта. (ПОВЕДЕНИЕ)
Р.н.с. “Заюшкина избушка”
“… Идет дорогой зайчик, плачет. Ему на встречу – собака.
– Что, зайчик, плачешь?
– Как же мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы – ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня же и выгнала!
– Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу!
Подошли они к избенке, и собака залаяла.
– Тяф-тяф-тяф! Поди, лиса, вон!
А лиса им отвечает с печи.
– Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Собака испугалась и убежала. (Уклонение от конфликта. Она выражается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не разрешая ее).
А.С.Пушкин “Сказка о золотой рыбке”
“…Вот пошел старик к синему морю…
Стал он кликать золотую рыбку,
Приплыла к нему рыбка, спросила:
“Чего тебе надобно, старче?”
“…Смилуйся, государыня рыбка,
Разбранила меня старуха,
Надобно ей новое корыто…» (поведение– приспособление).
В.Г.Сутеев “Яблоко”
Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается. Вот тут-то Медведь и появился. Спорщики обратились к нему.– Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так тому и быть. И рассказали Медведю все, как было.– Вот что, – рассудил Медведь, – все вы правы, и потому каждый из вас должен яблоко получить...– Но тут только одно яблоко! – сказали Еж, Заяц и Ворона.– Разделите это яблоко на равные части, и пусть каждый возьмет себе по кусочку. (Стратегия компромисса позволяет урегулировать разногласия через взаимные уступки.)
Басня Эзопа.
Лев и вепрь боролись, пытаясь оттолкнуть друг друга от ручья, и вдруг увидели, как рядом с ними на дерево опустился гриф-падальщик. “Лучше пить вместе из ручья, – решили они, – чем кормить таких, как он”. (сотрудничество, выражается в совместном поиске решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон.)
РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТА
Перед вами пословицы и поговорки с одной стороны, и четыре варианта исхода конфликта с другой стороны. Найдите соответствие
“Худой мир лучше доброй ссоры” (компромисс)
“С глаз долой, из сердца вон” (прерывание конфликта)
“Сядем рядком да поговорим ладком” (интеграция)
+
- Первичное осмысление и закрепление
Учитель: Предлагаю сыграть в игру «Путаница». Каждая пара должна сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля.
Девизы:
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».(1)
«Чтобы я победил, ты должен проиграть». (2)
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» (3)
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» (4)
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть». (5)
Стили поведения в конфликте:
1. Избегание.
2. Конкуренция.
3. Приспособление.
4. Компромисс.
5. Сотрудничество.
Учитель: Ну и, как успешно разрешить конфликты?
Ученые говорят, что конфликта не следует бояться. Каждый конфликт можно разрешить рационально и конструктивно.
Путями конструктивного разрешения конфликтов являются: переговоры, медиация, арбитраж.
Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путем непосредственного обсуждения между собой.
При медиации в процесс вступает третья сторона – посредник, цель которой помочь первым двум договориться.
Арбитраж – третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта. Обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнять соответствующее решение.
Упражнение “Ответ с улыбкой”.
Можно обойти конфликт, если ответить улыбкой. Люди с чувством юмора редко конфликтуют, а уж если спорят, то всегда приятно, с шуткой, улыбкой (не с сарказмом, злой иронией, а с доброй, остроумной шуткой).
Разыграем ситуации, где необходимо улыбнуться, пошутить, не дать спору стать конфликтом.
Ситуация 1. Вы получаете записку с вашим именем: “А + В= Любовь”. Ваша реакция... Обсуждение. Реплика должна быть с улыбкой.
Ситуация 2. Вам очень смешно на уроке. Учительница делает вам замечание. Вы оправдываетесь (с улыбкой). Что скажете?
Ситуация 3. В автобусе ты нечаянно наступила на ногу рядом стоящему человеку. Твои действия?
5. Рефлексия.
1.Что нового и полезного вы узнали на уроке? Ответы запишите в тетрадях.
2.Оцените свои способности выходить из конфликтных ситуаций?
3.Схематично изобразите свой любимый способ разрешения конфликта.
4. Оцените свою работу в группе смайликом:
☺ активно работал
• делал то, о чем просили
☹ внимательно наблюдал за работой других
ДЛЯ ГРУПП
- Межличностный конфликт – это всегда столкновение нескольких участников (от двух и более), каждый из которых отстаивает свою позицию, выступая против интересов, мнений остальных участников события. В своем развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней.
На самой первой ступени конфликта пока нет, есть только причина, способная вызвать его. Например, какое-то высказывание приятеля кажется тебе несправедливым. Ты постараешься высказать свое недовольство. Вряд ли приятель будет доволен. Вот уже зарождается повод для взаимного раздражения, разногласий, спора.
Часто в основе конфликта лежат противоположные желания или интересы. Например, ты хотел бы побыстрее сделать уроки в тишине, а твой старший брат слушает любимые мелодии на всю громкость. Тут недалеко до ссоры.
Еще чаще причины конфликтов связаны с так называемыми смысловыми барьерами в общении. Например, одно и тоже слово (фраза, событие) имеет разный смысл для разных людей (специальный жаргон, выражения, имеющие разное значение в разных группах). Несколько лет назад фраза «Кинь мне на мыло» могла вызвать шок. Сейчас многие знают, что это означает «Отправь на мой электронный адрес».
Другой барьер – эмоциональный - заключается в разнице чувств и вызванных ими состояний, которая ведет к непониманию. Вот типичный случай: подруги играли на улице в снежки, барахтались в сугробах. Случайно одна из них толкнула Свету так, что та упала лицом в сугроб. Все расхохотались, а Света обиделась и начала кричать на подруг. Настроение испортилось. Света убежала домой.
Нередко причинами конфликтов могут быть различия, связанные с положением в обществе. Так, например, русская пословица гласит: «Сытый голодного не разумеет».
Наиболее острые конфликты возникают из-за моральных барьеров. Это случается из-за различного представления о правилах или нормах поведения.
2. Если противоречия осознаются людьми и становятся ясными противоположным сторонам, наступает вторая стадия развития конфликта. Здесь уместно вспомнить китайскую пословицу: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Конфликтовать в одиночку так же нелепо, как сражаться с ветряными мельницами.
В конфликтной ситуации у участников есть разные варианта поведения. Специалисты выделяют 4 основных варианта:
Сотрудничество,
Компромисс,
Приспособление и
Избегание.
Сотрудничество чаще всего направлено на поиск того решения, которое привело бы к примирению без ущерба для каждой стороны. В этом деле нужны усилия. Нужно постараться понять, чем вызван конфликт, что нужно делать, чтобы покончить с ним, к каким последствиям он может привести при своем развитии. Во всяком случае, такой вариант требует переговоров, контактов, желания понять другого.
Компромисс близок к первому варианту поведения. Разница в том, что для урегулирования разногласий необходимы уступки обеих сторон. Скорее всего, обе стороны не получат желаемого в полной мере, зато сохранят общение, возможно, укрепят взаимопонимание.
Если в конфликтной ситуации только одна из сторон стремится сгладить противоречия путем односторонних уступок, готова поступиться своими интересами – говорят о приспособлении.
Ну а избегание заключается в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая, но и не настаивая на своем немедленно. Чаще всего такое развитие ситуации отодвигает конфликт, но порождает более сложные противоречия, поскольку причина остается. Значит, рано или поздно конфликт может возникнуть вновь с новой силой.
3.Для того, чтобы возникла третья стадия развития конфликта, необходим инцидент. Слово это в переводе означает «случай, происшествие, недоразумение». Иными словами, конфликт из внутреннего состояния должен перейти во внешнее действие. В период инцидента конфликтующие стороны так или иначе проявляют свою позицию в конфликте.
В своем развитии конфликт может то затихать на время, то вспыхивать как костер от порыва ветра.
4.На стадии углубления конфликта возможны различные варианты его развития. Конфликты бывают конструктивными и неконструктивными. Основное различие между ними состоит в том, что при конструктивном конфликте стороны не выходят за рамки деловых аргументов. Их отношения не переходят границ приличия. Конфликтующие не опускаются до оскорблений и грубости. При неконструктивном конфликте стороны не гнушаются недостойных средств ради достижения цели. Последствия неконструктивного конфликта в межличностных отношениях могут быть самыми драматическими.
5.Даже самый затяжной конфликт рано или поздно заканчивается. И тогда наступает последняя стадия - разрешение конфликта. Оно может быть полным или частичным. Как и в конфликтной ситуации, предшествующей развитию инцидента, на заключительной стадии также есть четыре варианта исхода: подчинение, компромисс, прерывание конфликтных действий, интеграция.
В первом случае одна из сторон полностью или частично принимает правила, навязанные другой стороной. Нетрудно догадаться, что особой радости такое завершение конфликта у побежденного не взывает. Скорее всего, при иных обстоятельствах конфликт может возобновиться. Уступившая сторона будет стараться взять реванш.
Компромисс вполне соответствует пословице «Худой мир лучше доброй ссоры». В этом случае обоюдные уступки смягчают причины конфликта. Возможно, что такое положение устроит конфликтующие стороны больше, чем стычка и продолжение противостояния.
Прерывание конфликтных действий возможно по разным причинам: по желанию сторон или в результате исчерпания самой причины. Возможно прерывание конфликтных действий из-за объективного разделения конфликтующих (например, если один из участников уезжает в другой город или переходит в другую школу).
Наилучшим исходом конфликта можно считать интеграцию. Слово это обозначает «объединение каких-то элементов в единое целое». Такая интеграция возможна, если в процессе конфликта обе стороны сделали для себя важные выводы для изменения позиции, если в результате сформировалось единое мнение. Такой исход можно считать наилучшим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/13/picture-123865-1350121056.jpg)
Олимпийские игры как основа дружеских взаимоотношений и взаимного уважения между людьми разных стран и национальностей.
Цели:Развивать интерес учащихся к олимпийскому и параолимпийскому движению в мире и в России, познакомить учащихся с известными спортсменами; прививать учащимся уважение к культурам других...
![](/sites/default/files/pictures/2010/11/10/picture-4719.jpg)
Презентация по экологии 8 класс "Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях"
Презентация к уроку по учебнику «Экология человека. Культура здоровья», авторы М.З.Федорова, В.С.Кучменко...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/02/picture-142113-1535885345.jpg)
Внеурочная работа по английскому языку как одно из средств достижения взаимопонимания между людьми разных сообществ
Методические рекомендации по организации внеурочной работы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/27/picture-253378-1369675078.jpg)
Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку в 6 классе Тема: «Опасность агрессивности между людьми»
Цель.Выявить уровень агрессивности учащихся, понимание ими опасности конфликтных ситуаций, умение находить выход из конфликтных ситуаций, понимание юридических последствий агрессивности. Сообщить учащ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/07/picture-272769-1373199923.jpg)
Методическая разработка урока "Отношения между людьми" 7 класс
Методическая разработка с использованием краеведческого материала....
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/30/picture-28205.jpg)
Урок обществознания для интерактивной доски Elite Panaboard "Отношения между людьми", 7 класс
Ссылка "Отношения между людьми"...