урок в 10 классе «Знание и сознание».
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Архипова Елена Владимировна

Тема урока: «Знание и сознание».

1.     Цели урока:

§  Образовательная цель: ознакомить с особенностями категорий «знание» и «сознание»;

§  Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; 

§  Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

 

2.       Понятия: знание, сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание

3.       Тип урока: комбинированный урок

4.       Оборудование урока:

Ø  Мультимедиа

5.       Литература:

·         Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;

·         Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. 

·         Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;

·         Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288

·         Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

       7.План урока:

•      Что такое сознание

•      Сознание индивидуальное и общественное

•      Сущность и особенности общественного сознания

•      Теоретическое и обыденное сознание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_ur._znanie_i_soznanie.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Знание и сознание». 

  1. Цели урока: 
  • Образовательная цель: ознакомить с особенностями категорий «знание» и «сознание»;
  • Продолжить развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;  
  • Воспитательная цель: способствовать выработке гражданской позиции учащихся; воспитание стремления к реализации своих коммуникативных способностей.

  1. Понятия: знание, сознание, общественное сознание, индивидуальное сознание
  2. Тип урока: комбинированный урок
  1. Оборудование урока:
  • Мультимедиа
  1. Литература:
  • Обществознание: Учебник для 10 класса. Часть 1./А.И. Кравченко;
  • Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. - М.: Просвещение, 2010. 
  • Обществознание: учебник для 10 кл.: базовый уровень. Боголюбов Л.Н. и др. 5-е изд. - М.: Просвещение, 2009. — 351 с;
  • Поурочные разработки по обществознанию. Базов.уровень. 10кл. Бегенеева Т.П. 2010- с.288
  • Школьный словарь по обществознанию. 10 — 11 кл. - М.: Просвещение, 2010.

       7.План урока:

  • Что такое сознание 
  • Сознание индивидуальное и общественное
  • Сущность и особенности общественного сознания
  • Теоретическое и обыденное сознание

Ход урока.

Методы и методические приемы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный момент.

мотивационный момент

объяснение

таблица

Здравствуйте! Я очень рада вас всех видеть.

Давайте с вами отметим отсутствующих.

Проверьте наличие учебника, тетради и письменных принадлежностей у вас на столах.

Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание:

«я мыслю, следовательно, я существую». Ученные же до сих пор спорят о сущности, происхождении и функциях сознания. Обсуждается ими вопрос об отличиях понятий «знание» и «сознание». Попытаемся и мы выработать первичные представления по данным вопросам.

Тема урока: «знание и сознание»

Мы рассмотрим с вами следующие вопросы:

  • Что такое сознание 
  • Сознание индивидуальное и общественное
  • Сущность и особенности общественного сознания
  • Теоретическое и обыденное сознание

Сознание - важнейшая сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в себя и бессознательное.

Тогда что такое знание?

Хорошо, Знание – результат познания, неотъемлемая часть сознания;

Знание – не только то, что человек знает, но и то, о чем он в данный момент не думает и не осознает, но может сделать достоянием своего сознания.

А давайте функции сознания зафиксируем по блокам:

Отражательная:

Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Креативная:

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Рефлексивная :

Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Оценочная:

Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Времяобразующая:

Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

Преобразующая:

Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению,  преобразуя окружающий мир.

Ребята, сознание бывает общественное и индивидуальное, занесем это в таблицу из 2х колонок:

Общественное

  • представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

 

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.

Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.

Индивидуальное

- это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.

Как вы думаете: Как связано общественное сознание с индивидуальным?

В чем же состоит  сущность и особенности общественного сознания:

Формы общественного сознания:  1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);
2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);
3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);
4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);
5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);
 6) идеология (практически-преобразовательное
 отношение к миру).

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Особенности общественного сознания:

1.Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

2. Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.

Переходим к последнему вопросу - Теоретическое и обыденное сознание.

Структура общественного сознания

(уровень, глубина отражения социальной действительности):
     1) общественная психология, обыденное сознание;
     2) идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп

Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни. 

Признаки массы как субъекта сознания:
     1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;
     2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;
     3) ситуативность существования;
     4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;
     5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами. 

Формы выражения и функционирования массового сознания
   

  1) общественное мнение;                    2) общественное настроение.

«Человек — самая ничтожная былинка в природе, но былинка мыслящая».

Именно этими словами Блез Паскаля я и хочу закончить наш урок.

Теперь запишем задание нам дом: учебник -§26 (Л.Н. Боголюбов),  

Спасибо, за урок.

Выставляю оценки…

 

Ученики записывают в тетради тему и план урока.

Отвечают

записывают

Чертят и

записывают

Думают и отвечают

Записывают определения

Записывают домашнее задание

знать, ведать, разуметь — значит обладать информацией

Индивидуальное, зависит от общественного, что очень характерно для нашего общества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока на тему "Знание и сознание"

Урок построен по методике Шадрикова....

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

Конспект и презентация к повторительно-обобщающему уроку по обществознанию для 10 класса по разделу "Сознание и познание"

Данный материал представляет собой конспект урока и презентацию к повторительно-обобщающему уроку обществознания в 10 классе по разделу "Сознание и познание".   Урок разработ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Презентация. Знание и сознание. 10 класс. Профильный уровень.

Презентация. Знание и сознание. 10 класс. Профильный уровень....

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр Иванович Класс: 6 класс Тип урока: урок усвоения новых знаний Тема: «Художественная обработка металла (тиснение по фольге)»

План – конспект урока по технологии Учитель: Горбунёв Александр ИвановичКласс: 6  классТип урока: урок усвоения новых знанийТема: «Художественная обработка металла (тиснение по ф...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...