Разработка урока на тему "Знание и сознание"
методическая разработка по истории (10 класс) по теме

Королёв Алексей Олегович

Урок построен по методике Шадрикова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_shadrikovu_.docx101.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок Знание и сознание                                                                        11

Цели: образовательная Создать условия для изучения терминов «общественное сознание», «индивидуальное сознание», «общественная психология», «идеология», «сознание», «обыденное сознание», «массовое сознание», «общественное мнение»; категорий «сознание» и «знание»;

Развивающая: Способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;

 Воспитательная: способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок –изучения нового материала

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация знаний: про знания

Французскому философу Р. Декарту принадлежит известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую». Как вы понимаете эту мысль? На сколько биологичен человек?

Ролик о мозге

о чем этот ролик?..... каким образом мы можем говорить что изначально чисто биологическая сущность человека приобретает социальный характер?

Вывожу на подтему «Знание»  

Попытайтесь сформулировать тему урока. Тема урока: «Знание и сознание».какова будет цель урока? Мы рассмотрим 1. Что такое «сознание»

2  какова связь сознания и знания? Вопросы по этой теме включены в ЕГЭ. в конце урока в качестве закрепления изученного материала проведем тестовую работу.

II. Новый материал

- Изучением сознания занимаются психология и философия. Как вы думаете, что же такое сознание? Ответы учеников

Давайте теперь посмотрим как объясняется сознание в параграфе 26 вам на работу 3 минуты

1. Что такое «сознание»

Таким образом, сознание рассматривается как:

Вывожу схему на экран:

СОЗНАНИЕ

Способность человека оперировать образами социального взаимодействия, природных и культурных связей, отделенными от непосредственных контактов с людьми и актов деятельности, рассматривать эти образы в качестве условий, средств, ориентиров своего поведения

Это высшая, свойственная лишь человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией, а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий

Вокруг сущности сознания с давних времен идут споры, все мнения можно объединить в три точки зрения

Вывожу схему:

Богословы рассматривают сознание как крохотную искру величественного племени божественного разума

Идеалисты отстаивают

мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривают сознание как самостоятельную и созидательную сущность бытия

Материалисты  отстаивают мысль о вторичности сознания, признавая сознание функцией мозга и

отражением внешнего мира

Как вы думаете что общего между этими взглядами, и в чем принципиальная разница? Ответы учеников.

Т.О. Сознание трактуется как проблема человеческого бытия, как способ отражения проблемности общественного прогресса, многомерности окружающего мира. Безусловно говоря о связи сознания с окружающим миром, мы не можем не затронуть проблему накопления знаний о нем и проблему социализации личности в обществе.

  1. Что такое знание? Знание – результат познания, неотъемлемая часть сознания;
  2. Знание – не только то, что человек знает, но и то, о чем он в данный момент не думает и не осознает, но может сделать достоянием своего сознания.

Сейчас мы с вами посмотрим видеоролик и ваша задача найти связь между знанием и сознанием. Включаю ролик. Какова связь знания и сознания? Что такое стереотип мышления, в чем заключаются особенности религиозного и научного сознания?

Мы с вами можем сказать что - В каждый момент времени сознание человека к чему-то привлечено, на чем-то зафиксировано. Оно определяется волей человека, его потребностями. В нем отражаются различные отношения человека к людям, вещам, природе, подкрепленные различным характером деятельности, в которой он обособлен от людей и зависим от них.

Найдите противоречие в нашем выводе, (при необходимости повторить)))))чем оно объясняется?

Сознание зависит от знаний полученных человеком в процессе жизнедеятельности, от его памяти, воли и уровня притязаний в удовлетворении потребностей. К сожалению, не возможно измерить сознание. Сознание является своего рода объектом, не поддающимся обычным способам исследования и разъяснения. Таким образом, важнейшими компонентами сознания являются воля, потребность, память. Как вы думаете исходя из компонентов сознания какими свойствами оно должно обладать?

        

Свойства сознания

Рефлексия: какие вопросы мы рассмотрели на уроке?

Что такое сознание?

Что такое знание?

Какова связь между знанием и сознанием?

Как понималась сущность сознания сторонниками различных точек зрения?

Какими свойствами обладает сознание?

Что осталось непонятным и что вызвало трудности?

Достигли ли целей поставленных в начале урока?

Домашнее задание- разобрать § 26 Выполните задания к параграфу

 Теперь проведем тест на закрепление изученного материала. Тест.

III. Итог урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема: Право. Разработка урока в 9 классе по истории. Тема: "Всё для фронта! Всё для победы!"

Разработка урока в 9 классе по обществознанию. Тема "Право". Урок проводится на основе програмированной технологии.1 шаг: информативность-учащиеся получают определенные знания по данному вопросу.2 шаг...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта

Разработка урока по теме "Кто Вы, господин Чичиков? (урок-исследование). К разработке прилагается информационная карта...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка по теме "Разработка урока немецкого языка согласно ФГОС. Тип урока: комбинированный"

Переход на ФГОС позволил переориентировать усилия гигантского преподавательского состава страны с традиционного узкопредметного обучения (предметные результаты) одновременно и на развитие каждого обуч...

Методическая разработка урока обществознания Массовое сознание и его особенности

Комбинированный урок обществознания с использованием технологии развивающего обучения. Используется презентация...