Методическая разработка урока обществознания Массовое сознание и его особенности
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Комбинированный урок обществознания с использованием технологии развивающего обучения. Используется презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока

Учителя: Постниковой Елены Анатольевны                                                 ГБОУ 454

Класс: 10 класс

Тип урока: комбинированный

Используемые образовательные технологии: развивающего обучения

Тема: Массовое сознание и его особенности.

Цели урока:

- образовательная: создать условия для закрепления терминов массовое сознание; признаки массы, особенности массового сознания, формы массового поведения, влияние массового сознания на общество;

- развивающая: способствовать развитию умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
- воспитательная: интерес к знаниям, способствовать выработке гражданской позиции учащихся,
 гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации

Информационно-обучающее обеспечение урока: учебник «Обществознание» под редакцией Л. Н. Боголюбова (профильный уровень); презентация «Массовое сознание и его особенности».

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Знакомство с темой, целями и планами урока.

 Актуализация: Австрийский психоаналитик Зигмунд Фрейд в одной из своих работ писал: «Масса импульсивна, изменчива и возбудима. Ею почти исключительно руководит бессознательное».

- Как Вы определите тему и цель нашего урока?

Учащиеся отвечают

Что такое масса? Каковы её признаки? Что такое массовое сознание, каковы его особенности? Какие существуют формы массового поведения? Что такое психология толпы? Каково влияние массового сознания на общество? На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся дать ответы.

  1. Изучение нового материала.

Учитель: У Вас на столах находится документ - отрывок из книги психолога Г. Лебона «Психология народов и масс. Душа толпы» (Приложение 1) прочитайте и ответьте на вопросы.

Учащиеся отвечают и обсуждают

Учитель: Таким образом, носителем сознания может быть отдельная личность, группа или масса. Выделяют следующие признаки массы:

- многочисленность;

- неорганизованность;

- размытость границ;

- ситуативность существования вокруг определённого вида деятельности;

- смешанный состав,

Массовое сознание, следовательно, также носит хаотичный, разнородный характер, подвержено быстрым и непрогнозируемым изменениям. Попробуйте сформулировать определение «массового сознания» и запишите его в тетрадь.

Учащиеся отвечают 

Учитель: На основании примеров (Приложение № 2), выделите особенности массового сознания и запишите в тетрадь.

Учащиеся отвечают

Учитель: Зачастую термин «массовое сознание» отождествляют с термином «общественное сознание», однако, они различаются тем, что первый является не политизированным, в отличие от второго. Также на конкретно-социологическом уровне понятие соответствует термину общественное мнение.

Массовое сознание может принимать различные формы и выражаться в разных видах. Рассмотрим некоторые из них:

Задание: Откройте Приложение № 3 и сравните виды массового сознания. Результаты внесите в таблицу.

Учащиеся выполняют задание

Вид массового сознания

Определение

Основные черты

Коллективное сознание

совокупность представлений, ценностей, норм и убеждений, которые общие для большой группы людей

- формируется и развивается в процессе взаимодействия и коммуникации между членами общества;

- включает в себя общие представления о морали, религии, политике и других аспектах жизни.

Массовая культура

набор культурных продуктов и форм, которые широко распространены и доступны для большого числа людей

- оказывает сильное влияние на формирование вкусов и предпочтений людей, а также на их образ жизни и стиль мышления;

- включает в себя кино, телевидение, музыку, литературу, моду и другие формы развлечений и искусства

Публичное мнение

представляет собой общие представления и оценки, которые формируются в обществе по поводу определенных вопросов и проблем

- выражается через различные формы общественного высказывания, такие как массовые медиа, социальные сети, демонстрации и т.д.;

- оказывает значительное влияние на принятие решений и формирование общественной политики.

Массовая психология

изучает психологические процессы и явления, которые возникают в коллективе людей

- исследует, как массовое сознание может влиять на эмоции, поведение и мышление индивидов;

- объясняет такие явления, как массовая истерия, коллективное безумие,

Учащиеся анализируют данные таблицы и делают выводы.

Учитель: Человечество на протяжении всей своей истории пыталось создать оружие, обладающее страшной разрушительной силой. Нет, это не атомная бомба! Это идея! Посели её в голову одному человеку, другому, сотням, тысячам. И вот уже гибнут и возрождаются целые цивилизации. Остановимся на формах массового поведения:

- демонстрации

- войны

- революции

- паника

- погромы

- слухи

Таким образом, массовое сознание играет значительную роль в формировании и функционировании общества. Оно оказывает влияние на различные аспекты жизни, включая политику, экономику, культуру и социальные отношения. Вот некоторые из основных способов, которыми массовое сознание влияет на общество:

1. Формирование общественных ценностей и норм

Массовое сознание играет важную роль в формировании общественных ценностей и норм, которые определяют, что считается правильным или неправильным, допустимым или недопустимым в обществе. Через процесс социализации и взаимодействие с другими людьми, индивидуумы усваивают и принимают общепринятые ценности и нормы, которые формируются в массовом сознании. Эти ценности и нормы влияют на поведение и принятие решений каждого члена общества.

2. Формирование общественных представлений и стереотипов

Массовое сознание также формирует общественные представления и стереотипы, которые влияют на восприятие и оценку различных групп людей и социальных явлений. Например, через массовые СМИ и культурные продукты, такие как фильмы и телешоу, формируются определенные представления о поле, расе, классе и других социальных категориях. Эти представления и стереотипы могут влиять на отношения и поведение людей в обществе.

3.Формирование общественного мнения и политического влияния

Массовое сознание играет важную роль в формировании общественного мнения и политического влияния. Через массовые СМИ, социальные сети и другие коммуникационные каналы, идеи, мнения и информация могут быстро распространяться среди большого числа людей. Это позволяет формировать общественное мнение по различным вопросам и влиять на политические процессы. Массовое сознание может оказывать давление на правительство и политические институты, влиять на выборы и принятие политических решений.

4.Формирование потребительского поведения

Массовое сознание также оказывает влияние на потребительское поведение людей. Через рекламу, маркетинг и другие коммуникационные стратегии, массовое сознание формирует предпочтения, вкусы и потребности людей. Оно создает определенные образы и идеалы, которые люди стремятся достичь через потребление товаров и услуг. Это влияет на рыночные процессы и экономическую деятельность в обществе.

Итак, можно сделать следующие выводы:

1. Массовое сознание является важным понятием в социологии, описывающим коллективные убеждения, представления и ценности, которые разделяются большим числом людей в обществе. Оно формируется под влиянием различных факторов, таких как средства массовой информации, социальные группы и культурные нормы.

2. Массовое сознание может быть различных видов, включая коллективное бессознательное, общественное мнение и стереотипы. Оно оказывает значительное влияние на поведение и действия людей, формирует их взгляды и представления о мире.

3. Понимание массового сознания позволяет нам лучше понять динамику общества и его изменения со временем. Изучение этого понятия помогает нам анализировать и объяснять социальные процессы и явления, а также предсказывать их последствия.

  1. Рефлексия.

Учитель проводит блиц-опрос:

1.Что я знал из изучаемой темы?

2.Что узнал нового по данной теме?

3.О чем хотел бы узнать больше по этой теме?

Учащиеся отвечают

Домашнее задание: п. 26

К изученной теме составить пять вопросов, которые будут начинаться словами:
1. Что ........?
2. Зачем ..........?
3. Почему .........?
4. Сравните ........?
5. Проанализируйте и докажите .....?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Массовое сознание и его особенности Обществознание 10 класс

Слайд 2

О трывок из книги психолога Г. Лебона Психология народов и масс. Душа толпы. … Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. <…> Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина – заразительность или зараза – также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <…> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы. Вопросы и задания: 1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание, общественное мнение?

Слайд 5

Особенности массового сознания «гипнотическое влияние толпы» «жертвенность во имя толпы» «снятие ответственности» Распни Его" Картина художника Ивана Глазунова.

Слайд 6

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений массовое сознание - это низший уровень общественного сознания, его неотъемлемая часть, подсистема общественного сознания. Оно отражает простые, зримые отношения между людьми, между людьми и вещами, человеком и природой

Слайд 7

Таблица сравнения видов массового сознания Вид массового сознания Определение Основные черты

Слайд 8

Формы массового поведения. Демонстрации Войны Революции Паника Погромы Слухи

Слайд 9

Р еволюция 1905-1907 г.г . С оляной бунт в Москве

Слайд 10

Влияние массового сознания на общество: Формирование общественных ценностей и норм Массовое сознание играет важную роль в формировании общественных ценностей и норм, которые определяют, что считается правильным или неправильным, допустимым или недопустимым в обществе. Через процесс социализации и взаимодействие с другими людьми, индивидуумы усваивают и принимают общепринятые ценности и нормы, которые формируются в массовом сознании. Эти ценности и нормы влияют на поведение и принятие решений каждого члена общества. Формирование общественных представлений и стереотипов Массовое сознание также формирует общественные представления и стереотипы, которые влияют на восприятие и оценку различных групп людей и социальных явлений. Например, через массовые СМИ и культурные продукты, такие как фильмы и телешоу, формируются определенные представления о поле, расе, классе и других социальных категориях. Эти представления и стереотипы могут влиять на отношения и поведение людей в обществе.

Слайд 11

Формирование общественного мнения и политического влияния Массовое сознание играет важную роль в формировании общественного мнения и политического влияния. Через массовые СМИ, социальные сети и другие коммуникационные каналы, идеи, мнения и информация могут быстро распространяться среди большого числа людей. Это позволяет формировать общественное мнение по различным вопросам и влиять на политические процессы. Массовое сознание может оказывать давление на правительство и политические институты, влиять на выборы и принятие политических решений. Формирование потребительского поведения Массовое сознание также оказывает влияние на потребительское поведение людей. Через рекламу, маркетинг и другие коммуникационные стратегии, массовое сознание формирует предпочтения, вкусы и потребности людей. Оно создает определенные образы и идеалы, которые люди стремятся достичь через потребление товаров и услуг. Это влияет на рыночные процессы и экономическую деятельность в обществе.

Слайд 12

Вывод: Массовое сознание является важным понятием в социологии, описывающим коллективные убеждения, представления и ценности, которые разделяются большим числом людей в обществе. Оно формируется под влиянием различных факторов, таких как средства массовой информации, социальные группы и культурные нормы. Массовое сознание может быть различных видов, включая коллективное бессознательное, общественное мнение и стереотипы. Оно оказывает значительное влияние на поведение и действия людей, формирует их взгляды и представления о мире. Понимание массового сознания позволяет нам лучше понять динамику общества и его изменения со временем. Изучение этого понятия помогает нам анализировать и объяснять социальные процессы и явления, а также предсказывать их последствия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 11 классе "ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР"

Политическая активность,политическое лидерство, политический лидер... за этими общими  понятиями  стоит чрезвычайно сложное, ёмкое содержание.  Оно включает в себя ряд очень важ...

Методическая разработка урока обществознания в 10 классе по теме «Рынок» Автор-составитель: учитель истории и обществознания ГБОУ школы №476 Санкт-Петербурга Песочина И.А.

На уроке происходит знакомство с видами рынка, законами рынка и проблемами в развитии современных рыночных отношений...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"Цель урока:Личностные  умение организовываться к работе, развитие сотрудничества при работе в группах, проявление заинтересованности не только в ли...

Методическая разработка урока обществознания в 7 классе Тема урока: "Обмен, торговля, реклама"

Методическая разработка урока обществознания  в 7 классе( в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения)Учитель истории – Хингеева Аюна РобертовнаШкола – МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНО...

Методическая разработка урока обществознания в форме круглого стола по обществознанию «Лидеры России» для учащихся 10-11 классов.

Цели урока: Образовательная цель:дать характеристику института  лидерства в современной России,раскрыть понятие «политический лидер»,определить характерные черты лидера,охарактеризова...

Методическая разработка урока на тему: «Подготовка к ЕГЭ. Особенности поведения конденсаторов в цепях постоянного тока» Автор: Учитель физики, к.т. н , эксперт ЕГЭ В.А. Комшилова.

При подготовке к сдаче ЕГЭ у учащихся возникают большие сложности при решении задач, связанных с применением конденсаторов в цепях постоянного тока. Это связано с малым количеством часов, отведё...