Главные вкладки

    Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по обществознанию (11 класс) на тему:
    К вопросу о возможности использования повести Дж. Оруэлла "Скотный двор" при написании эссе по обществознанию

    Каракин Илья Сергеевич

    В статье раскрывается потенциал повести Дж. Оруэлла "Скотный двор" при написании эссе по обществознанию. Очерчены темы, поднимаемые в произведении с наложением их на возможные проблемы, затрагиваемые в различных разделах ЕГЭ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon statya_-_1_oruell.doc35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Каракин Илья Сергеевич

    учитель истории МБОУ "Вяткинская СОШ"

    Судогодский р-н

    Владимирская обл.

    2015 г.

    К вопросу о возможности использования повести Дж. Оруэлла "Скотный двор" при написании эссе по обществознанию

            В последние годы наблюдается увеличение процента выпускников, сдающих ЕГЭ по обществознанию1. Это вызвано как объективными, так и субъективными причинами. Подготовка к экзамену и его сдача требует напряжения всех сил учащихся, демонстрации солидного багажа компетенций. Кроме того, проверяя свои знания, многие школьники участвуют в конкурсах и олимпиадах по обществознанию различного уровня. Не секрет, что написание эссе на этих испытаниях является одним из самых сложных, но одновременно высоко оцениваемых заданий. Все сказанное повышает актуальность работы участников образовательного процесса в данном направлении. Соответственно, обучение написанию эссе по обществознанию должно занимать особое внимание у педагогов.

            Мы не будем подробно разбирать всю структуру эссе. Ограничимся описанием работы по аргументации своей позиции на основе различных источников (К 3, задание № 36 ЕГЭ по обществознанию)2. Главная проблема здесь состоит в том, что современные среднестатистические дети мало читают. А те, кто все же читают, преимущественно интересуются низкопробной популярной литературой3. Естественно, она не совсем подходит для аргументации своей точки зрения на ЕГЭ или олимпиаде, не будет высоко оценена экспертами. Наша задача - подобрать такие произведения, которые отвечают трем главным критериям:

            1) маститый автор;

            2) охват произведением большого круга вопросов из различных сфер жизни общества;

            3) интерес читателя к произведению.

            Повесть Дж. Оруэлла "Скотный двор"4 успешно отвечает всем заявленным пунктам. Рассмотрим преимущества данного произведения по сравнению с современной популярной литературой:

            1) охват всех сфер жизни общества (можно использовать практически под любую тематику);

            2) огромная смысловая нагрузка (это "сильное произведение");

            3) аллегоричность и метафоричность повествования;

            4) небольшой объем (многие читатели пугаются толстенных книг);        

            5) интересный сюжет;

            6) простой, доступный язык;

            7) маститость автора;

            8) повесть относится к элитарной культуре;

            9) большое уважение экспертов к автору и произведению;

            10) выход на другие произведения элитарной культуры;

            11) возможность использования аргументации с различных позиций;

            12) мотивация к изучению предметов гуманитарного цикла;

            13) огромный импульс для самообразования;

            14) возможность поддержать разговор на разнообразные темы в интеллектуальной компании.

            Разберем вопросы, поднимаемые в повести по сферам жизнедеятельности общества и разделам в задании № 36 ЕГЭ по обществознанию5:

            1) экономическая (экономика):

    а) способы производства (капиталистический / социалистический)

    б) особенности организации работы фермы

    в) специализация труда

    г) производительность труда

    д) уровень жизни

    е) экономическая культура

    ж) экономический рост и развитие

            2) политическая (политика и право)

    а) революционный путь развития

    б) субъекты политики

    в) политические институты

    г) политические отношения

    д) политическая власть

    е) политическая система

    ж) политический режим

    з) правовое государство и гражданское общество (на противовесе)

    и) участие граждан в политической жизни

    к) политическое сознание, политическая идеология, политическая психология

    л) политическое поведение, его регулирование, формы политической активности

    м) политическая элита, политическое лидерство

    н) политическая оппозиция и борьба за власть

    о) источники права, норма права, система права

    п) правоотношения и правонарушения, экстремизм, юридическая ответственность

    р) правовая культура

    с) права и обязанности

    т) процессуальное право

            3) социальная (социология, социальная психология)

    а) общественные отношения

    б) социальные институты

    в) структура деятельности

    г) социальная дифференциация и стратификация

    д) социальная мобильность

    е) социальный конфликт

    ж) социальные нормы, социальный контроль, санкции

    з) отклоняющееся поведение

            4) духовная (философия)

    а) духовность, мораль, ценности

    б) истина, ложь, заблуждение

    в) проблема свободы

    г) культура

    д) смысл бытия, самореализация

            В итоге, если Вы хорошо знаете содержание произведения, любой вышеописанный пункт может быть с легкостью раскрыт на основе текста. Например, если мы говорим о 2 м, н, то на ум сразу же приходит конфликт Наполеона и Снежка. Берем 2 о, р, с  и вспоминаем "амбарные законы". Необходимо раскрыть 4 в - описываем наивного трудягу Боксера. И так далее.

            Таким образом, повесть Дж. Оруэлла "Скотный двор", имеющая огромный образовательный потенциал, может быть с успехом рекомендована к прочтению участникам образовательного процесса для последующей работы по написанию эссе.

    Примечания

    1. См. напр.: http://www.examen.ru/add/ege/8933/rezultaty-ege.

    2. См. подр.: Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2016 года по обществознанию, с. 18 // http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.

    3. См. напр.: http://www.ozon.ru/context/detail/id/4101448/; https://bookmate.com/books/EQWusb4q; http://www.livelib.ru/book/1000323383/reviews

    4. http://www.livelib.ru/work/1000261551.

    5. См. подр.: Демонстрационный вариант ..., с. 18, 32-34 // http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

    Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

    Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

    Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

    Клише для написания эссе по обществознанию

    На  3 балла эссе по обществознанию написать можно используя клише ......

    Методические рекомендации к написанию эссе по обществознанию

    В материале предоставлен комплекс приемов для успешного написания эссе по обществознанию....

    Алгоритм написания эссе по обществознанию

    Даётся алгоритм написания эссе по обществознанию (задание по ЕГЭ - С9)...

    Алгоритм написания эссе по обществознанию

    Материал содержит методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию в 11 класса(задание С9)...

    Презентация "Подготовка к написанию эссе по обществознанию"

    Презентация "Подготовка  к написанию эссе по обществознанию"...