конспект урока обществознания Политическая система и ее роль в жизни общества
методическая разработка по обществознанию (10 класс) на тему

Семечкова Ольга Алексеевна

Конспект урока обществознания в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskaya_sistema.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Политическая система и ее роль в жизни общества

Цели урока: 1. Формирование общей целостной характеристики современной политической сферы как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, их комплексное воздействие на окружающую среду.

                      2. Изучение и усвоение понятия «политическая система», структуры и функций политической системы.

                3. Раскрытие значимости политической системы для современного общества и человека.

Задачи урока:

Образовательные – закрепить навыки работы с основными понятиями темы, различными видами заданий; способствовать формированию умения от знания отдельных фактов переходить к их обобщению.

Развивающие – развить коммуникативные навыки,  навыки умения работать с текстом, способствовать развитию умения выделять главное, делать выводы, систематизировать знания по теме.

 Воспитательные - способствовать формированию политической  культуры обучающихся, их познавательного интереса к  изучению данной темы, привитию уважения к политике.

Ход урока.

Вступление учителя: Мы живем в мире людей. Этот мир называется ОБЩЕСТВО. Но общество не просто хаотическое множество людей, движущихся подобно броуновским частицам. Оно имеет стержень, целостность, у него есть четко организованная внутренняя структура.                       Представим себе общество в виде ДОМА, состоящего из нескольких этажей.

   Прежде чем построить дом строят фундамент – подвал, где находится система коммуникаций, подводящих в дом газ, воду, телефон…т.е. все, что необходимо для жизни в нем людей.

Что представляет собой фундамент общественного здания?

Экономика – производство, распределение, обмен и потребление материальных благ без которых не могут жить люди.

I этаж общественного здания составляют СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.

Что это за отношения? В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по экономическим признакам, но, например, демографическим, этническим и т.д.  Экономика и социальные отношения тесно связаны (существенные изменения экономических условий неизменно вызывают и изменения в социальной сфере).

II этаж очень важный т.к. здесь фокусируются все интересы и называется он ПОЛИТИКОЙ.

III этаж. Здесь мы найдем следы всех нижних этажей, здесь собираются наши идеи, знания, фантазии, желания, все, что мы чувствуем, о чем думаем, что хотим, о чем мечтаем и называется он ДУХОВНОЙ СФЕРОЙ.

Какой дом без крыши? Представьте себе здание без крыши. Оно развалится, стены осыплются. Крыша защищает дом от дождя, снега, разрушения.

Что является такой своеобразной крышей в общественном здании? Что необходимо, чтобы все сферы работали без конфликтов, кризисов, сбоев?  Право.

Отделить друг от друга этажи дома, как и сферы общественной жизни нельзя. Все общество пронизано прочными нитями – отношениями между людьми. Разорвать эти нити невозможно без угрозы для угрозы для целостности общества.

Очень часто связующим звеном в системе общественных отношений служит ПОЛИТИКА.

- Мы говорим о политике экономической, если деятельность государства обращена на сферу хозяйства.

- Мы говорим о социальной политике, если речь идет о ветеранах, пенсионерах, молодежи.

- Мы говорим о культурной политике.  И сегодня мы продолжаем разговор о ПОЛИТИКЕ?

I. Повторение изученного материала.

Вопросы для повторения:

В каких трёх измерениях рассматривается понятие «политика»?

1. Как вид человеческой деятельности

2. Как сфера общественной жизни, одна из подсистем общества

3. Как тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и общностями.

  Какие субъекты политики вам известны? (политические партии, политические организации, политическая элита, избиратели, государство и т.д.)

С левой стороны перечислены субъекты  политики. Справа – характеристика. Соотнесите понятия. (Проверим)  

Профессиональные политики

Главная цель – прийти к власти

.Политические партии

Политика - главное занятие жизни и главное условие существования

Государство

Оказывают наибольшее влияние на принятие политических решений

Политическая элита

Самый активный и самый главный  субъект политики

Политические организации и объединения

Главная цель - влияние на власть

Что такое политическая сфера?

    Политическая сфера – одна из четырёх сфер жизни общества, включающая различные формы политической деятельности: отношения между людьми, организации и учреждения для решения политических целей, политическое сознание людей.

Перечислите основные политические институты (государство, политическая партия)

Что характерно для политической партии? Дайте определение политической партии

-объединение группы  единомышленников;

- выражающая интересы определённых слоёв населения;

-  главной целью которой является завоевание власти;

О чём идёт речь?

?????? - это взаимосвязи и взаимодействия, возникающие между людьми в процессе политической деятельности, (политические отношения)

Заполните схему

???

Экономическая

???

Культурно-информационная

Принудительная

(власть, социальная)

Дайте характеристику данным видам власти        

Вид власти

Характеристика

Экономическая

Осуществляет контроль над экономическими ресурсами

Социальная

Влияет на положение различных слоёв населения, способность повышать и понижать социальный статус личностей и групп.

Культурно-информационная

Контроль над СМИ

Принудительная

Контроль над людьми с помощью физической силы. Опирается на армию, полицию, прокуратуру и т.д.

Так что же такое политическая власть?

-это право, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.

II. Изучение нового материала.

План.

 1).Структура и функции политической системы.

2). Государство в политической системе.

3). Политические режимы.

Британский премьер-министр Уильям Гладстон говорил: «Политика – это лабиринт, из которого выбраться труднее, чем войти» Как же не заблудится в этом лабиринте?

Сегодня перед нами возникает проблема – разобраться «Политическая жизнь – это хаос событий или нечто упорядоченное?» Для того что бы ответить на этот вопрос  наука о политике (назовите её?) – политология предлагает использовать для этого модель политической системы.

 1).Давайте подумаем, что такое система?

Какие системы вам известны, приведите пример из биологии, химии, физики и т.д.

Систеìма (от др.-греч. σύστημα — целое, составленное из частей; соединение) — множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство. В любой системе можно выделить отдельные части, выполняющие некоторые функции и взаимодействующие друг с другом.

   Для того чтобы определить составляющие политической системы. Я предлагаю поиграть в «Снежный ком».

Предлагаю  по очереди называть ассоциации  связанные с  понятием «Политическая система». Каждый последующий повторяет слово предыдущего и далее произносит своё. Можете делать себе пометки на черновике.

 А теперь давайте обратимся к нашему учебнику заполним таблицу, структурируем ваши ассоциации.

Политическая система

Подсистема

Составляющие

Институциональная

Государство, партии, общественно – политические движения,

Нормативная

Политические принципы, правовые нормы, политические традиции, нормы морали (воплощённые в законах), программы партий, уставы.

Функциональная

Формы, направления, методы осуществления власти

Коммуникативная

Совокупность связей и взаимодействий

Культурно - идеологическая

Идеология, культура, ценности, учения, образцы поведения, которые влияют на политическую деятельность

Как вы думаете, какие функции выполняет политическая система?

- руководство всеми сферами жизни общества. Сколько сфер? Какие?

- объединяет общество, предотвращает его распад (интеграция)

 2).Какой институт является главным в политической системе?

Государство.

Государство как политический институт выполняет определённые функции.

Ориентируясь на текст учебника,давайте заполним таблицу.

Внутренние

Внешние

Регулирование общественных отношений, защита конституционного строя, предотвращение социальных конфликтов,  проведение политики в сферах жизни общества,

оборона страны, сотрудничество с другими странами.

  3)  В курсе права вы уже частично знакомились с составляющими формы государства. Назовите их.

Форма государства:

- форма правления

- форма государственно - территориального устройства

- политический режим.

Какие политические режимы вам известны?

Демократический (власть народа осуществляется через выборы и референдум)

Недемократический  (власть народа отсутствует)

Одному мудрецу задали вопрос: «Какая разница между демократией и диктатурой?» На это мудрец, подумав, ответил: «Демократия - это когда народ открыто проявляет недовольство своим правительством. Диктатура - когда народ открыто проявляет недовольство чужим правительством».

Насколько правдива рассказанная история? Порассуждаем

Вашему вниманию на рабочем листе представлена сравнительная характеристика политических режимов. Проанализируйте основные черты политических режимов (РАБОТА С ДОКУМЕНТОМ)

Русский философ Иван Александрович Ильин (1882–1954) о тоталитарном режиме 

Что же такое тоталитарный режим? Это есть политический строй, беспредельно расширивший свое вмешательство в жизнь граждан, включивший всю их деятельность в объем своего управления и принудительного регулирования. Слово «тотус» означает по-латыни «весь», «целый». Тоталитарное государство есть всеобъемлющее государство. Оно отправляется от того, что самодеятельность граждан не нужна и вредна, а свобода граждан опасна и нетерпима. Имеется единый властный центр: он призван все знать, все предвидеть, все планировать, все предписывать. Обычное правосознание исходит от предпосылки: все не запрещенное – позволено; тоталитарный режим внушает совсем иное: все непредписанное – запрещено. Обычное государство говорит: у тебя есть сфера частного интереса, ты в ней свободен; тоталитарное государство заявляет: есть только государственный интерес, и ты им связан. Обычное государство разрешает: думай сам, веруй свободно, строй свою внутреннюю жизнь, как хочешь; тоталитарное государство требует: думай предписанное, не веруй совсем, строй свою внутреннюю жизнь по указу. Иными словами: здесь управление – всеобъемлющее; человек всесторонне порабощен; свобода становится преступной и наказуемой.

Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к установлению абсолютного (тотального контроля) над различными сторонами жизни каждого человека и всего общества в целом.

Признаки тоталитарного режима: 1. Культ вождя. 2. Единственная массовая партия. 3. Отсутствие разделения властей. 4. Монопольно существующая, разделяемая всеми идеология. 5. Централизованная система контроля и управления экономикой. 6. Монополия на средства массовой информации.7. Опора власти на карательные органы.

 Контрастным по отношению к тоталитарному режиму является режим демократический. Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима. По мнению Новгородцева П. И., “демократия всегда есть распутье… система открытых дверей, расходящихся в неведомые стороны дорог… Отнюдь не создавая твердого равновесия жизни, она более чем какая-либо другая форма возбуждает дух исканий”. Практическая группа работает с документом:

Русский философ и общественный деятель П.И. Новгородцев (1866–1924) о демократии. Древний мир знал только непосредственную демократию, в которой народ сам правит государством через общее народное собрание. Понятие демократии совпадало здесь с понятием демократической формы правления, с понятием непосредственного народоправства. Из новых писателей это греческое словоупотребление воспроизводит Руссо: и для него демократия есть форма правления, в которой народ непосредственно не только законодательствует, но и управляет. Но, с другой стороны, именно Руссо дал основание теоретическое для того более широкого понимания демократии, которое утвердилось в XIX и XX столетиях. Поскольку он допускал, что с верховенством народа совместимы различные формы правительственной власти – и демократическая, и аристократическая, и монархическая, – он открыл теоретическую возможность для нового понимания демократии как формы государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в виде непосредственного народоправства, соединяющего законодательство с исполнением. Те формы правления, в которых народ оставляет за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передает монарху или коллегии немногих, он признавал законными с точки зрения народного суверенитета, но не называл их демократическими. При этом, он вообще ни в каких правовых формах не допускал представительства. В отличие от Руссо позднейшая теория распространила понятие демократии на все формы государства, в котором народу принадлежит верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускается, что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и через представителей.

Демократический режим - это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении широким кругом прав и свобод.

Признаки демократического режима: 1. Политическая власть принадлежит большинству. Источником власти является народ. 2. Власть формируется путем свободных выборов. 3. Уважение большинством права меньшинства на оппозицию. 4. Принцип разделения властей. 5. Наличие конкурентной партийной системы. 6. Гарантия гражданских, политических и социальных прав личности.

Как мы видим политический режим проявляется во всех компонентах деятельности политической системы

- в деятельности политических институтов

- в нормах, её регулирующих

- во взаимоотношениях между субъектами политики

- политической культуре

   Поэтому по характеру политического режима выделяют и политические системы.  Какие это системы?

Демократические, авторитарные, тоталитарные.

Закрепление. 

  • 1. Определите, в условиях какого режима могло произойти следующее событие:

 Писатель критически изображал жизнь и правление в стране; правящий режим хотел его как – то «одёрнуть», но ничего не мог с ним сделать.

  • 2. Этот режим характеризуется насаждением единой идеологии, существование каких-либо иных теорий не допускается. Поддерживается установленный порядок с помощью мощной карательной системы, направленный на устрашение людей, подавление их воли.

III. Подведение итогов урока

Рефлексия.

Итак, какой вывод можно сделать из всего выше сказанного?

Вывод:

  • Для того чтобы разобраться в политике и самостоятельно её оценить, нужно ориентироваться на модель политической системы. Оценивая решения власти, следует подумать, какое влияние на его принятие оказали различные компоненты политической системы.
  • Оценить характер политического режима в той или иной стране на определённом историческом этапе можно, лишь собрав информацию о том, как возник данный политический режим; каким методам осуществления власти отдаётся предпочтение; каковы возможности участия граждан страны в политике, в системе управления государством; допускается ли существование оппозиции; используется ли идеологическая защита существующего в стране политического порядка; каково положение личности в стране; интересы каких групп населения выражает режим.

IY.  Домашнее задание: § 21. выучить понятия темы, составить рассказ по плану, стр.229-232 (учебник). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания в 10 классе по теме «Сферы жизни общества»

Содержание работы по обществознанию представляет собой  комплекс вопросов, отражающих основные объекты изучаемого курса обществознания: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическ...

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме: Роль СМИ в политической жизни.

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме:Роль СМИ в политической жизни. Цели и задачи: Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализирова...

Урок по обществознанию 10 класс "Религия, её роль в жизни общества"

Использование на уроке различных форм работы с применением ИКТ...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...

Конспект урока литературы в 9 классе "Война и духовная жизнь общества. "Строки, опалённые войной"

На уроке литературы в 9 классе "Строки, опаленные войной" учащиеся знакомятся со стихотворным наследием  периода Великой Отечественной войны. Цель урока: прививать любовь к русской поэи...

Рабочий лист к уроку по теме "Экономика и ее роль в жизни общества"

Основные понятия: потребности, ресурсы,  свободные блага, экономические блага, товары, услуги, альтернативная стоимость...