Урок по обществознанию 10 класс "Религия, её роль в жизни общества"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Сороченко Любовь Ивановна

Использование на уроке различных форм работы с применением ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.                                                          10 класс.

Тема: Религия, её роль в жизни общества. Нравственная культура.

Сороченко Л.И.

Цели урока:

-дать обучающимся представление о религии как мировоззрении и особой древнейшей сфере духовной культуры;

-формировать объективные и корректные представления о роли религии в истории человека и общества;

- продолжить формировать умения обучающихся находить самостоятельно материал, выбирать главное, анализировать;

-развивать умение формулировать и аргументировать свою точку зрения;

Материалы и оборудование:

-презентация «Религия», м/м

- тест «Религия»

-Видеоролик

-слова

-словарь

Ход урока

  1. Организация на урок.

- Проблемная ситуация: Что общего между религией и моралью? Чем они отличаются друг от друга?

II. Изучение нового материала        

  1. Объяснение нового материала.

Важнейшую роль в духовной жизни общества играла и играет религия. Она появилась в глубокой древности. Истории неизвестны безрелигиозные народы и племена, на какой бы стадии развития они не находились.

Так что же такое религия? Какие формы и виды религии известны? Какие функции выполняет религия в обществе? На эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

1). Что такое религия? Структура религии.

Давайте же сначала дадим определение слову: РЕЛИГИЯ.  (Дети предлагают, находят в словаре, записывают в тетради)

СЛАЙД 1. Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога. Сам термин происходит от латинского слова religio  - благочестие, набожность.

Основными составляющими частями религии являются религиозное сознание, или религиозная вера, религиозный культ  (обряды) и организации верующих.

Религиозную веру часто называют минимумом религии. Человек может не относиться к какой-то религиозной общине, не следовать религиозным нормам, не участвовать в обрядах, и, тем не менее, быть верующим, если ему присуще религиозное сознание.

Особенностью религиозной веры является то, что она всегда сопровождается определенным и переживаниями и чувствами человека по отношению к божеству: любовь, страх, благоговение.

2). ВИДЕОРОЛИК.

Функции религии в обществе

Известный французский философ Вольтер писал: «Если бы Бога не было, его стоило бы выдумать». Этими словами он подчеркивал важные общественные функции религии.

Мировоззренческая. Она формирует у людей определенную картину мира, дает ответ на вопросы о происхождении всего, что нас окружает, о сущности человека, его места в мире и смысле его жизни.

Утешительно-компенсаторная. Религия помогает человеку найти утешение и надежду в сложных жизненных обстоятельствах. Уповая на помощь Бога, верующий человек находит в себе силы изменить отношение к тем проблемам, с которыми он столкнулся, увидеть новые жизненные ориентиры.

Регулятивная. Религия регулирует поведение человека в обществе. Она формулирует основные жизненные принципы, например, «не убий», «не укради», «не солги». Верующие должны соблюдать определенные нормы, следовать установленным правилам. Причем религиозные нормы подкреплены авторитетом Высшей силы, Бога. Человек может надеяться, что люди не узнают о его прегрешениях, но Бог по  определению вездесущ и всеведущ.

Интегрирующая (дезинтегрирующая). Религия часто выступает в роли объединяющей людей идеи. Правда, различия в верованиях могут порождать и конфликты, вражду, ненависть. Поэтому большую роль в обеспечении стабильного развития общества играет веротерпимость как государственная политики, и как черта личности.

Коммуникативная. Обеспечивает общение: верующих друг с другом, с Богом.

Культуротранслирующая. И, наконец, религия способствует накоплению и передачи от поколения к поколению целого пласта культурного наследия. К нему мы можем отнести религиозные верования и нормы, сочинения религиозных философов и писателей,  храмы с их внутреннем убранством … Религиозные сюжеты стали источником вдохновения для многих художников, скульпторов, писателей, драматургов …

3). Заполнение кластера: социальные функции религии (в тетради)

4). Формы и виды религии. Выступление детей.

У разных народов в разные времена встречались различные формы и виды религии.

Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.  

СЛАЙД 1 Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь коллектива людей, рода, с животным предком. Тотемом обычно называют объемное изображение этого животного и его самого. С ним были связаны различные обряды. Обычно мясо этого животного нельзя было употреблять в пищу, но в особые дни его, наоборот, ели, чтобы восстановить прежнее единство. В честь тотема устраивали праздники, переодевались в него, приносили жертвы или просто угощения. Скажем, некоторые племена восточных славян отмечали праздник «Комоедица». Весной, обычно в начале апреля, в лесу оставляли гороховую кашу – «комы», чтобы проснувшийся медведь не остался голодным.  

СЛАЙД 2 Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Люди считали, что некоторые вещи имеют особую, охранительную или вредящую силу. Их использовали в качестве амулетов, оберегов. Древние охотники носили на груди клыки или зубы убитых животных, считая, что они увеличат их силу или уберегут от нападения диких зверей. Охранительную роль играла и вышивка на одежде. Не случайно ее размещали там, где наиболее возможным было проникновение злых сил – на швах, отверстиях, прорезях.  

СЛАЙД 3  Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей. Для этого использовали слова (заговоры) или специальные действия. Иногда магические способности приписывались отдельным, особым людям. Иногда считали, что такие возможности есть у каждого человека, нужно только знать магические обряды и уметь их выполнять. Некоторые магические действия, например вызывание дождя, выполнялось коллективно. Различали белую, защищающую магию, и черную, вредоносную.

СЛАЙД 4  Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души. Можно сказать, что анимизм – основа любой религии. Душа, считают верующие, есть у человека, она может существовать и после его смерти. Душой люди наделяли и окружающие предметы: животных, растения, даже реки, камни, горы, то есть предметы, на первый взгляд, абсолютно неодушевленные.

Некоторые проявления этих древних форм религии сохраняются и в современных верованиях.

СЛАЙД  5  Все существующие и ранее существовавшие религии можно также разделить на политеистические и монотеистические.

СЛАЙД  6   Политеизм, иначе его называют язычеством – это вера во множество богов. На уроках истории вы знакомились с языческими верованиями древних египтян, греков, славян. Языческие боги олицетворяют природные стихии: небо, землю, солнце, море. Позднее в языческих пантеонах (совокупности богов) появляются боги-покровители тех или иных занятий человека: земледелия, скотоводства, военного искусства, торговли, власти. Иногда боги имели равную силу, иногда выделялись главные и второстепенные божества.

СЛАЙД 7  Монотеизм – это вера в единого Бога. Древнейшей из монотеистических религий считают иудаизм – религию, возникшую у древних евреев в 11 – 9 веках до нашей эры. Из современных мировых религий монотеистическими являются христианство и ислам.

СЛАЙД  8  По территории распространения религии принято делить на национальные и мировые. К национальным религиям сейчас можно отнести, например, иудаизм, индуизм, даосизм, синтоизм. К мировым религиям обычно относят буддизм, христианство и ислам. Они распространяются в разных странах мира, независимо от национальной принадлежности их населения. Приверженцы мировых религий обычно ведут активную миссионерскую деятельность, стремясь распространить свою веру среди наибольшего количества людей. Буддизм, христианство и ислам проповедуют социальное равенство, они считают всех людей равными перед Богом.

5).  Составление кластера: формы и виды религий (в тетради)

СЛАЙД  2  

6). Составление кластера «Мировые религии». Работа со справочными материалами и учебником. Заполнение таблицы.

Линия сравнения

Буддизм

Христианство

Ислам

Время и место рождения

Источники вероучения

Основы учения

Количество последователей религии

Исламизация: Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизация», который очень противоречив. С одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия. Содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира, цель которых – построение «исламского общества». В настоящее время весь цивилизованный мир ведет борьбу с   экстремистским террористическим государством ИГил.

7). Признаки религии.

СЛАЙД 3 Являясь одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками:

-огромное число последователей во всем мире;

-эгалитарность (проповедует равенство всех людей всех социальных групп;

-космополитичность –носят меж- и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

-пропагандистская активность.

8). Новые религии.

СЛАЙД 4  Дзэн-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм….

Основаны на мистике (общение с Богом через озарение, откровение, экстаз)

Возглавляются хоризматическими лидерами

Обещают достижения счастья в земной жизни

Тяготеют к синкретизму (смешению)

9). Атеизм и свободомыслие.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ДЕТЕЙ.

2. Обобщение. Итог.

Подведем итог. (Дети)

О чем мы говорили сегодня на уроке?

•        Религией обычно называют мировоззрение, основанное на вере в существование сверхъестественных сил, Бога.

•        Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.

•        Принято выделять политеистические и монотеистические, национальные и мировые религии.

•        Религия выполняет важные общественные функции: она формирует картину мира верующих, регулирует их поведение, дает людям утешение и надежду, объединяет людей, способствует накоплению и передачи социокультурного опыта.

III. Закрепление нового материала.

Вокруг нас живут люди с разными религиозными взглядами и атеисты (те, кто отрицает существование Бога). Так важно помнить, что все мы – часть общества, живущего на этой прекрасной планете. И чтобы это общество продолжало существовать, нам надо научиться жить в мире.

  1. Работа в парах. Решение теста.
  2. Синквейн.

СЛАЙД 5  Религия. Христианство. Атеизм. Милосердие. Любовь. Сострадание. (предложить детям выбрать самостоятельно слово)

IV. Итог урока.

- В чем состоит роль религии в современном обществе?

-В чем заключается религиозная вера?

- Почему существует много разных религий?

- Что необходимо делать для предотвращения конфликтов на религиозной почве?

IV. Домашнее задание:

П. 10, с. 106-110 Документ с. 111-112, вопросы с. 112, написать эссе на тему:

«Смысл веры не в том, чтобы поселиться на небесах, а в том, чтобы поселить небеса в себе». (Т. Харди); подготовить сообщения на тему: «Мировые религии».

V. Рефлексия.

-урок понравился, мне было интересно;

-мало узнал на уроке, только время потерял;

-много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной теме;

-урок не понравился, мне было скучно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания "Семья, её роль в жизни человека и в обществе" 8 класс

Тема изучена учащимися в 8 и 10 классе. По итогам опроса общественного мнения она названа одной из наиболее интересных тем, т.е. лично значимой,  поэтому выбрана учителем в качестве темы дл...

Урок обществознания в 9-ом классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»

Урок обществознания в 9-ом классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»...

Методическая разработка урока по обществознанию в 11 классе : «Экономика и её роль в жизни общества»

Урок по обществознанию в 11 классе имеет цель обобщить и систематизировать знания по разделу "Экономика". Учащиеся получат возможность научиться анализировать, преобразовывать и использовать экономиче...

Конспект урока на тему «Право, его роль в жизни общества и государства» 9 класс

Конспект урока на тему«ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»Цель урокаСоздать условия для формирования представления о  значении права в жизни человека, общества, государств...

Методическая разработка урока обществознания в 11-м классе. Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».

Тема урока: «Политическая система и ее роль в жизни общества».Разделы: История и обществознание, искусствоЦель: закрепление раннее изученных знаний и навыков работы с заданиями ЕГЭТип урок...