Рабочая программа кружка "Человек и закон" 5 класс
рабочая программа по обществознанию (5 класс) на тему

Нефёдова Елена Марьяновна

Программа занятий  кружка "Человек и закон" позволит формировать  и развивать правовые знания и правовую культуру школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_chelovek_i_zakon-.doc67 КБ
Microsoft Office document icon kalendarno-_tematicheskoe_planirovanie.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Человек и закон » составлена на основе  примерной (авторской) программы  по правоведению Никитиной А.Ф. «Программа общеобразовательных учреждений. История. Обществознание 5-11 классы», образовательной  программы основного общего образования  МБОУ  СОШ № 11 г. Пензы для 5-9 классов, в соответствии с требованиями ФГОС ООО.

Цель - формирование и развитие правовых знаний и правовой культуры школьников, законопослушного поведения и гражданской ответственности; развитие правового самопознания;  оптимизация познавательной деятельности, профилактика  безнадзорности, правонарушений и преступлений школьников, воспитание основ безопасности

Задачи:

1.     Воспитание у школьников  уважения к Закону, правопорядку, позитивным нравственно-правовым нормам.

2.      Развитие интереса к правам человека среди учащихся, их родителей и  педагогов.

3.      Содействие повышению качества образования в области прав человека, законопослушного поведения школьников в образовательных  учреждениях города.

4.     Содействие профилактической  работе по предупреждению правонарушений, преступлений и асоциального поведения   школьников.

 5.   Раскрытие творческого потенциала школьников через актуализацию темы прав человека, норм законов и ответственности за их несоблюдение.

6. Развитие, становление и укрепление активной  гражданской позиции подростков.

Общая характеристика учебного предмета

Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе.

      Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников – это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решения споров, профилактики правонарушений.

Одним из важных  средств правового воспитания является юридическая ответственность. Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимо для поддержания правопорядка в школе,  городе, и в целом по стране.

Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения школьников необходимо рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. К структурным элементам правовой культуры личности относится знание системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутреннее уважение к праву, законам, законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию, активная жизненная позиция в правовой сфере и умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание школьников приобретает актуальность уже  в 11-12 лет, когда подростки учатся  сознательно воспринимать сущность законов.

Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям юридических норм. Центральной задачей правового  воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением школьника.

Важно, чтобы учащиеся хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка, знали правоохранительные органы, систему судов в РФ, ориентировались в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и юридическую ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морали, морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность  воспитания правовой культуры, формирования законопослушного поведения школьников.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 11 на изучение курса «Человек и закон» в 5 классе отводится 35 часов из расчёта 1 час в неделю.

Ценностные ориентиры содержания учебного  курса «Человек и закон»

Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т.е. интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования.  Существенен вклад правового образования в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, формирует  модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции РФ; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина. Курс содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений; играет существенную роль в формировании социальной компетентности подростков.

Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию в основной школе

Планируемые личностные, метапредметные, предметные результаты обучения и освоения содержания курса.

Личностные результаты  включают:

- формирование личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;

- формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденности необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление;

- развитие способностей делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

Метапредметные результаты  включают:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, так и по ходу его реализации;

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничение понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей);

- использование современных источников информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

- владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов.

Предметные результаты  включают:

Познавательные

• относительно целостное представление о роли норм права в жизни и деятельности людей;

• знание ряда ключевых базовых понятий, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения младшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные  термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном обществе социальных ценностей.

Ценностно-мотивационные

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила в реальных социальных ситуациях, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

Коммуникативные

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;

• понимание языка массовой коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; учиться различать факты, аргументы, оценочные суждения;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении.

Формы организации образовательного процесса:

Программа предусматривает проведение урочных и внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальную работу.

Формы  контроля

-Промежуточного

Контроль достижения планируемых результатов делится на промежуточный и итоговый. Контроль репродуктивных навыков проводится в форме защиты

мини-проектов связанных с усвоением материала по отдельным темам курса.

-Итогового

Итоговой формой контроля является участие в интерактивной игре «Знатоки».

Формы обучения

Беседа,  игра, практическая работа,  исследования (коллективные и индивидуальные),  самостоятельная работа, защита проектных работ, консультация.

Содержание учебного курса

Раздел 1. Школьные законы – 9 часов

Тема 1. Что такое закон?  Основные законы нашей страны.                      Знакомство нормативно-правовой базой  РФ.

Тема 2. Почему школьнику необходимо знать законы.                                                                         Место законов в жизни подростков.

Тема 3. Изучаем «Закон об образовании».                                                                      Знакомство с «Законом об образовании».  Права и обязанности участников образовательного процесса.

Тема 4.  Изучаем Устав школы.

Основные законы об образовании. Устав образовательного учреждения.

Тема 5.  Права и обязанности участников образовательного процесса.

 Права, обязанности участников образовательного процесса.

Тема 6. Как вести себя в конфликтной ситуации в школе.Конфликт. Виды конфликтов. Способы поведения в конфликте. Школьные конфликты.

Раздел 2. Основной закон государства – 5 часов

Тема 1. Изучаем Конституцию РФ.

Что такое Конституция РФ. Структура Конституции. Место Конституции в системе законодательных актов РФ.

Тема 2.  Права человека и гражданина.                                                         Права человека. Права Гражданина. Виды прав. Значение прав в жизни людей.

Тема 3. Обязанности.

Связь прав и обязанностей. Виды обязанностей. Чувство долга.

Раздел 3. Права ребенка – 3 часа

Тема 1. Изучаем закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Законы о правах детей: международные, законы РФ.

Раздел 4. Правопорядок и его охрана – 6 часов

 Тема 1. Правоохранительные органы.

Структура правоохранительных органов в РФ. Функции и роль органов в государстве.

Тема 2. Полиция. Изучаем закон «О полиции»

Функции  полиции. Роль полиции в охране правопорядка.

Раздел 5. В мире законов – 10 часов

Тема 1. Закон «О защите прав потребителя».                                              Знакомство с законом «О защите прав потребителя».  Сделка. Договор. Права и обязанности участников правоотношений.                                          

Тема 2.  Трудовой кодекс.                                                                         Знакомство с Трудовым кодексом. Время труда и отдыха. Труд подростков.

Тема 3. Гражданский , Административный, Уголовный  кодексы.     Знакомство с Гражданским, Административным, Уголовным кодексами. Сферы действия законов. Законопослушное поведение.

Тема 4. Подросток и закон.                                                                   Законодательство и подросток. Защита прав подростков. Юридическая ответственность  подростков. Виды и формы ответственности.

Итоговое повторение курса – 2 часа

Используемая литература

  1. Альбом «Ваши права». – Тамбов, 2001.
  2. Велигородная В.А. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию. – М., 2006.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Под редакцией Е.Н. Степанова. – М., 2000.
  4. Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах, Ростов на Дону, 2006.
  5. Журналы: «Классный руководитель», «Заместитель директора по воспитательной работе», «Воспитание школьников».
  6. Правовое воспитание школьников 5 – 9 классы. – Волгоград, 2005.
  7. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. – М., 2000.
  8. Фалькович Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях. – М., 2006.
  9.  Из опыта преподавания прав человека в начальной и средней школе: Сборник методических материалов. ~М.: Молодежный центр прав человека и правовой культуры. 1999.
  10.  Иоффе А.Н. Многообразие понимания толерантности: Учебно-методические материалы по курсу «Права человека». — М.: Изд.дом «Камерон», 2004.
  11.  Конституция РФ
  12.  Кодекс РФ об административных правонарушениях.
  13.  ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
  14.  Закон РФ «Об образовании»
  15.  ФЗ «О защите прав потребителей»
  16.  Закон «О полиции»
  17. Устав школы, Правила внутреннего распорядка
  18.  Хрестоматии (выдержки из нормативных правовых актов)
  19. Энциклопедии по праву



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование кружка «Человек и закон»

№ уроков

Наименования разделов и тем

Кол-во часов

Основное содержание темы

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по темам

Раздел 1. Школьные законы

1

Что такое закон?  Основные законы нашей страны

1

Что такое закон

 

Основные законы об образовании

Устав образовательного учреждения

Права, обязанности обучающихся

Конфликты и как не стать их жертвой в школе

Изучают основные законы об образовании;

-работают с текстом закона, выявляют его основное содержание;

-используют новые знания в практических примерах;

-формулируют основные понятия;

-формулируют  проблемы и предлагают способы их решения.

2

 Почему школьнику необходимо знать законы

1

3-4

Изучаем «Закон об образовании»

2

5

Изучаем Устав школы

1

6-7

Права и обязанности участников образовательного процесса

2

8

Как вести себя в конфликтной ситуации в школе

9

Практикум «Я и школа»

1

Раздел 2. Основной закон государства

10

Изучаем Конституцию РФ

    1

Что такое Конституция РФ

Структура Конституции

Права человека и гражданина

Обязанности

Анализируют закон;

-классифицируют права человека и права гражданина в законе; обязанности;

-используют новые знания в практических ситуациях.

11-12

Права человека и гражданина

2

13

Обязанности

1

14

 Практикум «Пишем Конституцию»

1

Раздел 3. Права ребенка

15-16

Изучаем закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

2

Законы о правах детей: международные, законы РФ.

Общие черты в законодательствах.

-работают с текстом закона, выявляют его основное содержание;

-исследуют несложные практические ситуации, связанные с применением закона

17

Практикум «Мои права»

1

Раздел 4. Правопорядок и его охрана

18-19

Правоохранительные органы

2

Структура правоохранительных органов в РФ.

Особенности работы полиции.

Роль полиции в охране правопорядка.

Знакомятся с профессиями, связанными с охраной правопорядка;

- объясняют значимость работников правоохранит. органов;                                           -приводят практические примеры;                                         - классифицируют данные;           - работают с текстом закона, выявляют его основное содержание;                                     - исследуют несложные практические ситуации.

20

Полиция

1

21-22

Изучаем закон «О полиции»

2

23

Практикум «Я и полиция»

1

Раздел 5. В мире законов

24-25

Изучаем  закон «О защите прав потребителя»

2

Закон «О защите прав потребителя».

Как защитить себя в практической ситуации.

- работают с текстом закона, выявляют его основное содержание;                                     - исследуют несложные практические ситуации;                      - определяют собственное отношение к различным примерам нарушения закона.

26

Практикум «Я в магазине»

1

27

Изучаем Трудовой кодекс

1

Знакомство с Трудовым кодексом. Определение времени труда и отдыха. Труд подростков.

- работают с текстом закона, выявляют его основное содержание;  

28

Практикум «Я и труд»

1

- умение применять теоретические знания в практических ситуациях.

29-30

Знакомство с законами РФ (ГК, АПК,УК и др.)

2

Знакомство с Гражданским, Административным, Уголовным кодексами.

Определение сферы действия  каждого законодательства.

- знакомятся с нормативно-правовой базой РФ;                       -классифицируют и анализируют;                                 -используют полученные знания в несложных практических ситуациях.

31

Подросток и закон. Как не стать правонарушителем

1

Законодательство и подросток. Защита прав подростков.

 Период наступления юридической ответственности  подростков за правонарушения. Виды и формы ответственности.

- используют  дополнительные источники информации для решения практических задач; 

- исследуют несложные практические ситуации.

32-33

Интерактивная игра «Знатоки»

2

34

Роль законов в жизни человека

1

Важность и полезность законов в жизни взрослых и подростков.

35

Итоговое обобщение курса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...