Рабочая программа обществознанию 7 класс
рабочая программа по обществознанию (7 класс) по теме

Давтян Татьяна Владимировна

В данном разделе размещены рабочие программы по предметам, которые я преподаю в 2015-2016 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon обществознание 7 класс140 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

протокол №        от

СОГЛАСОВАНО

председатель МО

Казакова Е.Н.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ №892

_____________ Н.А.Зуева

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

средняя общеобразовательная школа №892

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Обществознание»

 

Базовый уровень

7  КЛАСС

(34 часа)

                                                                          Давтян Татьяна Владимировна,

учитель истории и обществознания,

первая квалификационная категория

1.Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Рабочая программа составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часа).

Нормативно-правовая основа рабочей программы по обществознанию:

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (вступил в силу 1 сентября 2013 г.).
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03. 2004; Приказ Минобрнауки  «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год» № 253 от 31 марта 2014 г.  
  4. Учебный план  образовательного учреждения на 2015-2016 год .
  5. Годовой календарный график образовательного учреждения на 2015 - 2016 учебный год.

Материалы для рабочей программы разработаны на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации

Обществознание: программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. – М.: Просвещение, 2010.

Учебник: Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс. – М: Просвещение, 2009.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности.

В результате изучения обществознания ученик должен[1]

знать/понимать

  • Способы  взаимодействия человека с другими людьми;
  • содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.


Учебно-тематический план

Рабочая программа составлена с учетом изучения права в объеме 1час в неделю (34 (34) часа).

 

№ п\п

Название  раздела

Кол-во часов

1

РАЗДЕЛ I. Человек и другие люди

5 часов

2

РАЗДЕЛ 2. Человек и закон  

11 часов

3

РАЗДЕЛ 3. Человек и экономика  

10 часов

РАЗДЕЛ 4. Человек и природа

5 часов

Итого

34 часа

Содержание курса «Обществознание» 7 класс (34 ч)[2]

Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)

Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.

Социальные группы (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Тема 2. Человек и закон (11 ч)

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.

Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.

Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Тема 4. Человек и природа (5 ч)

Человек — часть природы. Взаимодействие общества и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.

Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.

Резерв учебного времени — 3 ч.


Календарно-тематическое планирование[3] «Обществознание»,  7 класс.

№ п/п

Раздел, тема урока

Кол-во уроков

Тип

урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Информационное сопровождение

Сроки

проведения

план

факт

Тема 1. Человек и другие люди (5 ч)

1.

Урок 1. Вводное занятие. 

Как работать с учебником?

1

Урок изучения нового материала

урок - беседа

Краткая характеристика изучаемого курса.

Структура учебника. Работа с понятиями, документами, справочными материалами

Знать и применять основы работы с текстом, документом.

Организация взаимодействия в группе

2

Человек и его ближайшее окружение Межличностные отношения

1

Урок

изучения нового материала

урок - рассказ с элементами беседы

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей.

Знать:

  • определение понятий: межличностные отношения, взаимодействие.

Уметь:

  • называть виды межличностных отношений;
  • объяснять значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств;
  • сравнивать деловые и личные отношения;
  •  характеризовать соперничество и сотрудничество как формы взаимодействия между людьми.

3

Социальные группы (большие и малые). Группы формальные и неформальные.

1

Урок

изучения нового материала

урок - беседа

Какие бывают группы. Социальные группы. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Санкции.

Знать:

  • определение понятий: группа, санкции, неформальная группа.

Уметь:

  • давать характеристику больших и малых социальных групп, называть их типичные отличия;
  • объяснять, какими качествами должен обладать лидер;
  • называть группы, к которым можно себя отнести.

4

Общение — форма отношения человека к окружающему миру

1

Комбинированный урок

Урок –беседа. Работа с материалами СМИ. Элементы игровой деятельности.

Общение. Виды и способы общения. Правила общения между сверстниками. Уважение к старшим. Роль социальных норм в отношениях.

Функции общения. Значение общения в жизни человека и общества.

  • Знать определение понятия общение, межличностные отношения, взаимодействие.
  • называть цели общения, особенности общения со сверстниками, старшими и младшими; объяснять значение общения в жизни людей; оценивать умение общаться.
  • Уметь объяснять значение межличностных отношений в жизни людей;

5

Межличностные конфликты Конструктивное разрешение конфликта

1

Комбинированный урок

Урок – групповая работа

Конфликт. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы решения конфликтов.  Арбитраж.

Знать:

  • определение понятий: конфликт, виды конфликтов, взаимодействие.

Уметь:

  • называть виды межличностных отношений;
  • объяснять значение конструктивных решений в жизни людей;
  • уметь находить компромисс, отстаивать точку зрения

Тема 2. Человек и закон (11 часов)

6-7.

1) Что значит жить по правилам?

2) Правила этикета и хорошие манеры.

2

Урок изучения нового материала

работа в группах с тестом учебника и текстом документа

Многообразие правил. Социальные нормы. Виды норм. Санкции. Ритуал. Обряд. Церемония. Обычай.

Знать:

определение понятий: социальные нормы, санкция, обычай, правило, закон, этикет, мораль, ритуал.

Уметь:

  • объяснять, какую роль в нашей жизни играют привычки, в чём их значение;
  • характеризовать  основные виды социальных норм, объяснять их значение;
  • разъяснять особенности современного этикета, сравнивать социальные нормы.

8-10

1) Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Права ребенка и их защита.

2)Конституционные обязанности гражданина.

2

Урок изучения нового материала

урок-рассказ с элементами беседы

Гражданские, политические, экономические, культурные права человека. Всеобщая декларация прав человека. Обязанности.

Знать:

  • определение понятий: права человека; обязанности гражданина, права ребенка.
  • сущность политических, гражданских, экономических, культурных прав.

Уметь:

  • находить сходства и различия между правами и обязанностями человека и гражданина;
  • объяснять, в чём состоит всеобщий, неделимый и неотчуждаемый характер прав человека;
  • разъяснять,  каким образом государство обеспечивает права и свободы человека;
  • объяснять положение «нет прав без обязанностей»

11-12

 Почему важно соблюдать законы. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

.

2

Урок изучения нового материала

работа с докумен

том

 Законы и обычаи. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость. Система российского законодательства.

Знать:

  • почему для соблюдения порядка и стабильности в обществе важно соблюдать законы.

Уметь:

  • называть последствия несоблюдения законов и порядка;
  • соотносить понятия закон и справедливость.

13-14

1)Понятие правоотноше

ний.  Признаки и виды правонаруше

ний

2) Понятие и виды юридической ответственности

2

Урок изучения нового материала

групповая работа

Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Правонарушение. Преступление и проступки.  Виды ответственности

Знать:

  • определение понятий: преступление, проступки, юридическая ответственность.

Уметь:

  • характеризовать законопослушное поведение человека;
  • объяснять,  почему противозаконное поведение запрещено;
  • называть особенности наказания несовершеннолетних правонарушителей;
  • приводить примеры нарушения законности и правопорядка.

15-16

1)Правоохранительные органы. 2)Судебная система. Милиция. Адвокатура. Нотариат.

2

Урок изучения нового материала

урок - рассказ

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Криминальная и милиция общественной безопасности.

Знать:

  • какие органы относят к правоохранительным;
  • какие задачи стоят пред сотрудниками правоохранительных органов.

Уметь:

  • называть функции правоохранительных органов;
  • характеризовать основные принципы осуществления правосудия;
  • разрешать конкретные ситуации, используя материалы урока.

17

Контрольно-обобщающий урок по 1-2 разделу.

1

Контроль

ный урок

Основное содержание раздела

Знать:

  • определение основных понятий, применение понятий в устной и письменной речи.

Уметь:

  • давать развёрнутые ответы на поставленные вопросы, решение практических познавательных задач

Тема 3. Человек и экономика (10 ч)

18-19

 Экономика и её роль в жизни общества.

2) Основные участники экономики.

1

Урок изучения нового материала

урок-беседа

Экономика. Натуральное и товарное хозяйство. Основные сферы экономики. Производительность труда. Значение экономики. Производитель, потребитель. Прибыль.

Знать:

  • определение понятий: экономика, производитель, потребитель.

Уметь:

  • раскрывать подходы к определению экономики;
  • называть основные функции экономики;
  •  объяснять взаимосвязь основных участников рынка.

20.

Заработная плата и стимулирование труда. 

1

Урок изучения нового материала

работа с текстом учебника

Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Разделение труда, специализация. Заработная плата и стимулирование труда.

Знать:

  • определение понятий: труд, квалификация, заработная плата.

Уметь:

  • объяснять из каких элементов складывается мастерство работника;
  • раскрывать значение квалификации работника;
  • объяснять, чем определяется размер зарплаты работника;
  • составлять собственное резюме.

21-22

Производство производитель

ность труда. Факторы, влияющие на производительность труда.

2

Урок изучения нового материала

урок – рассказ с элементами беседы

Производство. Производительность труда.  Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Затраты: общие, постоянные и переменные. Выручка. Прибыль. Что и как производить.

Знать:

  • определение понятий: производство, затраты, прибыль.

Уметь:

  • объяснять, какова роль разделения труда в развитии производства;
  • давать характеристику основным видам затрат;
  • решать экономические задачи.

23

Предпринимательство .Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.

1

Урок

изучения нового материала

урок-беседа

Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Предпринимательство: виды и формы. Малое предпринимательство. Условия успеха в предпринимательской деятельности.

Знать:

  • определение понятия: бизнес, предпринимательство

Уметь:

  • давать характеристику основным видам бизнеса;
  • называть формы бизнеса.

24-25

Обмен, торговля. Формы торговли и реклама.

2

Урок изучения нового материала

урок - беседа

Обмен, торговля: понятие, формы. Рынок. Цена товара, стоимость. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.

Знать:

  • определение понятий: обмен, цена, торговля, реклама.

Уметь:

  • объяснять,  каким образом обмен решает задачи экономики;
  • разъяснять сущность стоимости и цены товара;
  • давать характеристику торговле и её основным формам;
  • объяснять функции рекламы в современном мире.

26

Деньги. Инфляция.

1

Урок изучения нового материала

урок-рассказ

Бартер. Функции денег. Исторические формы эквивалента стоимости. Современные виды денег. Денежная система.

Знать:

  • определение понятий: бартер, эквивалент, деньги, инфляция

Уметь:

  • называть основные функции денег;
  • объяснять, почему бартер со временем уступил своё место деньгам;
  • объяснять, чем отличаются монеты от банкнот.

27- 28

Экономика семьи.

  1. Ресурсы семьи.
  2. Что такое семейный бюджет.

2

Урок изучения нового материала

 работа с текстом учебника

Ресурсы семьи: понятие, виды. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Оптимизация домашнего хозяйства. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.

Знать:

  • определение понятий: ресурсы семьи, бюджет.

Уметь:

давать характеристику основных ресурсов семьи;

объяснять из чего складываются доходы семьи;

называть основные значения понятия бюджет.

29.

Обобщающий урок по теме «Человек и экономика».

1

Урок обобщения

Практикум. Проверочная работа.

Основное содержание раздела

Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела, решение практических познавательных задач

Тема 4. Человек и природа (5 ч)

30.

1) Человек  - часть природы.

1

Урок изучения нового материала

работа с тестом учебника

Цели и ценность человеческой жизни. Наследственность. Инстинкты. Отличия человека от животного. Индивидуальность человека.

Знать:

  • определение понятий: инстинкт, наследственность.

Уметь:

  • объяснять, в чём состоит ценность человеческой жизни;
  • какие свойства человека относят к биологическим;
  • называть основные отличия человека от животного.

31.

Взаимодействие общества и природы

1

Урок изучения нового материала

групповая работа

Экология. Взаимодействие человека и природы. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы. Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.

Знать:

  • определение понятия: экология.

Уметь:

  • объяснять в чём значение «золотого экологического правила»;
  • называть основные причины загрязнения воды, почвы, атмосферы;
  • приводить примеры нерационального использования природных ресурсов и способы решения экологических проблем.
  • Находить информацию по теме урока в СМИ

32

Охранять природу - значит охранять жизнь.

1

Урок изучения нового материала

работа с текстом учебника

Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.

Знать:

  • определение понятия: браконьер.

Уметь:

  • объяснять,  почему ответственное отношение к природе называют истинно человеческим; в чём состоит главный смысл экологической морали;
  • называть черты безответственного поведения человека;
  • определять свою позицию отношения к природе.

33.

Закон на страже природы.

1

Урок изучения нового материала

урок-беседа

Законы РФ, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранной деятельности.

Знать:

  • определение понятий: заповедник, Красная Книга.

Уметь:

  • объяснять,  почему необходима активная деятельность по охране природы;
  • называть законы РФ, направленные на охрану окружающей среды; виды наказаний, за вред, нанесённый природе.

34

Обобщающий урок по разделу «Человек и природа».

1

Урок обобщения

Основное содержание раздела

Закрепление и углубление знаний, умений, навыков, полученных при изучении раздела.



[1] В соответствии с положениями стандарта 2004 года, соотнесенным с уровнем содержания курса обществознания в 6 классе

[2]  В тексте содержания курса подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта 2004 г. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который, в соответствии со стандартом,  подлежит изучению, но не включается в «Требования к уровню подготовки выпускников».

[3]  В тексте планирования (КТП)  подчеркиванием выделено содержание Государственного образовательного стандарта 2004 г. Подчеркнутым курсивом в тексте выделен материал, который, в соответствии со стандартом,  подлежит изучению, но не включается в «Требования к уровню подготовки выпускников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...