Рабочая программа 10 класс обществознание
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

Кравцова Валерия Анатольевна

Рабочая программа 10 класс по обществознанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchestvo_10_klass.doc457.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №40»

РАССМОТРЕНА

на заседании МО учителей обществоведческого цикла

протокол

от «__» июня 2012г. № ___

СОГЛАСОВАНА

заместитель директора

МБОУ «СОШ №40»

 

РАССМОТРЕНА

на заседании педагогического совета

протокол

от «29» августа 2012 г. № 1

УТВЕРЖДЕНА

Приказом МБОУ

«СОШ №40»

от «29» августа 2012г. №___

   РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА                                                                         по учебному курсу                                                                                             «Обществознание»                                                                                                                                                 10 «Д» класс                                                                                                           (базовый уровень)                                                                                             Составила: Кравцова В.А.

Старый Оскол

2012

Пояснительная записка

(к рабочей программе по обществознанию, 10 класс)

     

       Рабочая программа по обществознанию для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом  среднего (полного) общего образования  по обществознанию МО РФ 2004 года и авторской программы Кравченко А.И. «Обществознание». М.: Русское слово, 2009. Программа рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю.

Цель:

Формирование у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции.

Задачи:

  • развития личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимые для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношениях;

Перечень учебно-методического комплекта:

Программы Кравченко А.И. «Обществознание». М.: Русское слово, 2009.

А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. Обществознание. 10 класс. - М.: Русское слово, 2007;

Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. 10 кл. - М.: ВАКО, 2010 г.

Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа, так и заданий, ориентированных на вторую и третью часть ЕГЭ, написание сочинений-эссе.

Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе. Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:

Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.

Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

 Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

За письменные работы:

Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий

Оценка "4" - 61-80%

Оценка "3" - 41-60%

                                                   

                    Требования к уровню подготовки.

 В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

уметь:

-        характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

   - анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

-        раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-
экономических и гуманитарных наук;

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
  • совершенствования собственной познавательной деятельности;
  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;        
  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;
  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

Календарно – тематическое планирование по обществознанию 10 класс

№ п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Подготовка к ЕГЭ

Плановые сроки прохождения

Примечание

1

Обществознание:

задачи и особенности курса

1

02.09

Раздел 1. Научное познание общества

8

2-3

Познание окружающего мира

2

03.09

09.09

4

Истина и её критерии

1

10.09

5-6

Самопознание

2

Работа по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

16.09

17.09

7-8

История воззрений на общество

2

23.09

24.09

9

Человек, как творец и  творение культуры.

Тест по теме: «Научное познание общества»

1

Повторение темы по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

30.09

Раздел 2. Развитие общества

10

10

Строение общества

1

01.10

11-12

Цивилизация и общество

2

07.10

08.10

13

Современное общество

1

14.10

14

Модернизация

1

Работа по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

15.10

15-16

Глобализация

2

21.10

22.10

17

Мировая система

1

28.10

18

Основные проблемы и тенденции развития современного общества

1

Работа по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

29.10

19

Общество, как сложная динамическая система. Тест по теме: «Развитие общества»

1

Повторение темы по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

04.11

Раздел 3. Рыночная экономика.

12

20-21

Рыночное общество

2

18.11

19.11

22-23

Эволюция капитализма.

2

25.11

26.11

24-25

Переход России к рынку

2

Работа по материалам   ЕГЭ. Часть С

02.12

03.12

26-27

Рыночная экономика в условиях современной России

2

09.12

10.12

28-29

Отношение между трудом и капиталом

2

 

16.12

17.12

30-31

Рынок труда

Тест по теме: «Экономика»

2

Повторение темы по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

23.12

24.12

Раздел 4. Сфера производства.

19

32-34

Производитель на рынке

3

13.01

14.01

20.01

35-36

Предпринимательство и бизнес

2

 

21.01

27.01

37

Менеджмент и маркетинг

1

28.01

38-39

Инфраструктура рыночной экономики

2

Работа по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

03.02

04.02

40

Банковская система

1

10.02

41-42

Роль государства в экономики

2

11.02

17.02

43

Налоговая система

1

18.02

44-45

Мировая экономика

2

Работа по материалам   ЕГЭ. Часть С

24.02

25.02

46-48

Предпринимательство и бизнес в современной России

3

02.03

03.03

49-50

Экономика. Тест по теме: «Сфера производства»

2

Повторение темы по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

09.03

10.03

Раздел 5. Политическая система общества.

6

51

Политическая власть

1

16.03

52-53

Сущность и организация государства

2

17.03

30.03

54

Местное самоуправление

1

31.03

55-56

Модели политической системы современного государства

2

Повторение темы по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

06.04

07.04

Раздел 6. Политическая жизнь

общества.

14

57

Политическая жизнь

1

13.04

58

Формы управления политической жизнью механизмы участия граждан

1

14.04

59

Основные общественно-политические течения современности

1

20.04

60

Субъекты политической жизни

1

Работа по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

21.04

61

Политическая элита

1

27.04

62

Гражданское общество и государство

1

28.04

63

Политический процесс в России

1

04.05

64

Пенсионное законодательство современной России

1

Работа по материалам   ЕГЭ. Часть С

05.05

65

Я и политика

1

 

11.05

66-67

Пенсионный фонд.  

2

12.05

18.05

68-69

Политическая    система  общества

Тест по теме: «Политическая сфера»

2

Повторение темы по материалам   ЕГЭ. Часть А и В

19.05

25.05

70

Повторительно – обобщающий урок по всему курсу.

1

Решение заданий ФИПИ

26.05


Содержание

Раздел 1. Научное познание общества

Тема 1. Познание окружающего мира. Основное понятие темы: познание, сенсуализм, рационализм, исследование, истина, ложь, дедукция, индукция

Тема 2. История воззрений на общество. Основные понятия темы: общественные науки, экономика, политология, культурология, психология.

Тема 3. Строение общества. Основные понятия темы: общество, социальный институт, экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, культурная сфера

Тема 4. Цивилизация и общество.  Основные понятия темы: цивилизация, культурно-исторический тип, менталитет

Раздел 2. Развитие общества

Тема 5. Современное общество. Основные понятия темы: закон ускорения истории, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, урбанизация, индустриализация

Тема 6. Модернизация. Основные понятия темы: органическая и неорганическая модернизация, технический прогресс

Тема 7. Глобализация человеческого общества. Основные понятия темы:  глобализация, наднациональные единицы, СМИ

Тема 8. Мировая система. Основные понятия темы: мировое сообщество, ядро мировой системы, полупериферия, периферия мировой системы, третий мир.

Раздел 3. Рыночная экономика

Тема 9. Рыночное общество. Основные понятия темы: рыночная экономика, конкуренция, рыночное производство

Тема 10. Эволюция капитализма. Основные понятия темы: обмен, торговля, торговый капитализм, смешанная экономика

Тема 11. Отношения между трудом и капиталом. Основное понятие темы: капитализм, специализация, квалификация

Раздел 4. Сфера производства

Тема  12. Экономическая наука. Экономические блага. Основные понятия темы:  потребности, блага и услуги, экономические блага, производство, факторы производства, продукт, производительность, разделение труда

Тема 13. Ограниченность ресурсов. Основные понятия темы: ограниченность, ограниченные блага, конкуренция, убывающая полезность, цена выбора, граница производственных возможностей.

Тема 14. Экономическая система и её функции. Основные понятия темы: экономическая система, традиционная экономика, централизованная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.

Тема 15. Закономерности формирования спроса. Основные понятия темы: величина спроса, закон спроса, кривая спроса, нормальные товары, товары низшей категории, эластичность спроса, товары-заменители, дополняющие товары.

Тема 16. Закономерности формирования предложения. Основные понятия темы: величина предложение, закон предложения, издержки производства, эластичность предложения, равновесная цена

Тема 17. Производитель на рынке. Основные понятия темы: валовой национальный продукт, предприятие, фирма, отрасль, закон спроса и предложения, маркетинг

Тема 18. Предпринимательство и бизнес. Основные понятия темы: предпринимательство, бизнес, малый бизнес, товарищество, корпорация, акционеры

Тема 19. Инфраструктура рыночной экономики. Основные понятия темы: рынок, биржа, банк, брокеры, дилеры.

Тема 20. Роль государства в экономике. Основные понятия темы: государственный бюджет, налогообложение, прямые налоги, государственный долг

Раздел 5. Политическая система общества

Тема 21. Политическая власть. Основные понятия темы: харизматическая власть, традиционная власть, легальная власть, легитимная власть.

Тема 22. Сущность и организация государства. Основные понятия темы: государство, унитарное государство, федерация, конфедерация

Тема 23. Местное самоуправление. Основные понятия темы: местное самоуправление, земство, территориальная община

Раздел 6. Политическая жизнь общества.

Тема 24. Условия политической жизни. Основные понятия темы: политический режим, авторитарный режим, тоталитарный режим, демократический режим, гражданство, натурализация

Тема 25. Формы и механизмы политического участия. Основные понятия темы: избирательное право, референдум, политическая партия, политическая программа, коммунизм, либерализм, консерватизм, фашизм

Тема 26. Субъекты политической жизни. Основные понятия темы: группа давления, группа интересов, лобби, элита

Формы и средства контроля

  1. Промежуточный контроль (тестирование) – 5

«Научное познание общества»                                                                                                                                           «Развитие общества»                                                                                                                                                      «Экономика»                                                                                                                                                                     «Сфера производства»                                                                                                                                                                      «Политическая сфера»                                                                                                       

  1. Фронтальный опрос
  2. Составление  сравнительных таблиц
  3. Самостоятельная  работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.  
  4. Составление тематических творческих рассказов на основе использования нескольких источников
  5. Работа с документами                               

                 

 

                Учебно- методические средства обучения

Основная литература для учителя:

1. А.В. Махоткин. Обществознание в схемах и таблицах. М. 2010 г.

2. Л.Д. Ибрагимов. Методические рекомендации по использованию учебников «Обществознание» 10-11 классы. М.: «Русское слово» 2006 г.

3. Певцова Е.А. Обществознание: Книга для учителя. Методическое пособие к учебнику А.И Кравченко «Обществознание 10-11 класс»

4. Бегенеева Т.П. Поурочные разработки по обществознанию. 10 кл. - М.: ВАКО, 2010 г.      

Дополнительная литература для учителя:                                             

1. Кишенкова О.В. ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник. – М.: Эксмо. 2008 г.

2. О.В. Кишенкова. Единый государственный экзамен 2012. Обществознание. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся. М.: ЭКСМО,  2011;

Основная литература для обучающихся:                                                                                                                                                                                

1. Кравченко А.И. , Обществознание. Учебник для 10 класса.  – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009 г.

2. Кравченко А.И.  Задачник по обществознанию 10-11 классы.

3. Лазебникова А.Ю. Обществознание. ЕГЭ 2011. Типовые тестовые задания – М.: «Экзамен», 2011.

4. Единый государственный экзамен. Обществознание: справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом. Учебное пособие 10-11 класс/ Борисов С.В - Челябинск: Взгляд, 2008.

5. Олимпиадные задания по обществознанию. 9-11 классы/ Степанько С.Н. - Волгоград: Учитель, 2007 г.

6. А.Ю. Лезебникова. ЕГЭ 2012. Обществознание. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ – М.: Издательство «Экзамен», 2012.

Дополнительная литература для обучающихся:                                                                                          1. Кравченко А.И. Введение в социологию: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 1997.                                                       2. Лазебникова А. Ю., Брандт М. Ю. Обществознание. Е Г Э: методическое пособие для подготовки. - М.: Экзамен, 2007;

Оборудование:

Мультимедийный проектор-1

Компьютер-1

Экран-1

Комплект плакатов 6-11 классы Агафонов С.В. Обществознание.

Электронный вариант пособия Обществознание в таблицах и схемах/ Махоткин А.В., Махоткина Н.В.

Учебное электронное издание «Обществознание»

Учебное электронное издание «Экономика и право 9-11 классы»

Тест по теме: «Научное познание общества»                                                                                                                                          

A1. И чувственное, и рациональное познание

    1)формирует знания и представления о предмете          

    2)использует логические умозаключения          

    3)начинается с ощущения          

    4)дает наглядный образ предмета        

A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то,

    что они

    1)носят объективный характер          

    2)предполагают доказательства          

    3)могут передаваться из поколения в поколение          

    4)необходимы человеку для рациональной деятельности        

A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?

    А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения    

       предшественников.

    Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие  

       теории.

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны        

A4. Понятие – это форма мысли, которая

    1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

      органы чувств          

    2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

      и явлений  

    3)формирует наглядный образ предмета          

    4)фиксирует различные комбинации ощущений человека        

A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной  

    власти изучает

    1)экономика          

    2)социология          

    3)культурология          

    4)политология        

A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

    А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

    Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому  

       что существуют явления, недоступные для практического  

       воздействия на них.

    1)Верно только А.          

    2)Верно только Б.          

    3)Верны оба суждения.          

    4)Оба суждения неверны.        

A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

    1)расширяет знания об окружающем мире          

    2)формирует наглядный образ предмета          

    3)осуществляется в форме ощущений и восприятий            

    4)использует логические умозаключения        

A8. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –  

    является результатом

    1)теоретического анализа          

    2)социального эксперимента          

    3)непосредственного наблюдения          

    4)обобщения повседневного опыта        

A9. Верны ли следующие суждения о социальном знании?

    А.Социальное знание связано с интересами субъектов    

      социального познания.          

    Б.Социальное знание характеризуется единообразием взглядов и  

      подходов.  

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны        

A10. Какой из названных факторов делает в наши дни особенно  

     актуальной проблему социальной ответственности ученых?

    1)современная наука стремится к познанию истины          

    2)последствия научных исследований становятся все более  

      неоднозначными  

    3)активизировалась борьба на рынке высоких технологий          

    4)все ученые прежде всего стремятся к получению коммерческой  

      прибыли от своих исследований        

A11. Верны ли следующие суждения, характеризующие науку?

    А.Для науки характерно постижение закономерностей развития  

      природы, общества и мышления.          

    Б.Для науки характерно описание, объяснение и предсказание

      процессов и явлений действительности.        

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны

А12. Из перечисленных наук познанием общества как целостной  

     динамичной системы занимается

    1)психология        

    2)социология         

    3)политология        

    4)культурология

А13. Верны ли следующие суждения об истине?
   А.Истинны только те знания, которые получены  

      экспериментальным путем.          

    Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным

      представлениям людей.        

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны                                                                                                                            

А14. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:

  1. представлениями
  2. ощущениями
  3. гипотезами
  4. понятиями

А15. Рациональное — это познание:

         1) с помощью наблюдения

         2) прямого контакта

         3) с помощью интуиции

         4) с помощью мышления

А16. Возможность получения истинного знания отрицается:

  1. философами
  2. социологами
  3. агностиками
  4. духовенством

А17. Отражение общих и существенных признаков называется:

  1. сознанием
  2. суждением
  3. понятием
  4. ощущением

А18. Методом эмпирического познания не является:

1) эксперимент

2) наблюдение
3)аналогия

4) описание

А19. Верны ли суждения:

А. Любая истина объективна и относительна.

Б. Абсолютная истина практически недостижима.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно А и Б
  4. оба суждения неверны

А20. Верны ли суждения:

А. Противоположностью истины может быть другая истина.

Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верно А и Б        

4)        оба суждения неверны

В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

      «Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков,      

      сознательная группировка их в определенной последовательности, оценка

      результатов действий, способы действий»

Ответ: ________________________________________

В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных    

        свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в  

        жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»

Ответ: __________________________________

В3. Вставьте пропущенное слово: «… - это самые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».

Ответ: ________________________________________

В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности»

Ответ: ________________________________________

В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельности», называется ... к данной деятельности.

Ответ: _________________________________________

В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие позиции из второго.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1. Анатомия

А. Наука о строении организмов

2. Философия

Б. Наука о воспитании и обучении

3. Педагогика

В. Наука об обществе и общественных отношениях

4. Биохимия

Г. Наука о биологической природе человека

5. Физиология

Д. Наука о процессах психической деятельности  

     человека

6. Антропология

Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

7. Социология

Ж. Наука о входящих в состав организмов химических веществах

8. Психология

З. Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

5

6

7

8

Ответы к тесту по теме: «Научное познание общества»                                                                                                                                          

№ задания

                 ответ

1

1

2

3

3

1

4

2

5

4

6

3

7

4

8

1

9

1

10

2

11

3

12

2

13

4

14

1

15

4

16

3

17

3

18

3

19

2

20

2

№ задания

ответ

1

Умения

2

Личность

3

Навыки

4

Способности

5

Талант

6

А;З;Б;Ж;Е;Г;В;Д

Тест по теме: «Развитие общества»

A1. Характерной чертой индустриального общества является

    1)широкое использование внеэкономического принуждения к  

      труду          

    2)слабость и неразвитость демократических институтов          

    3)преобладание коллективного сознания над индивидуальным          

  4)преобладание частной формы собственности        

A2. Верны ли следующие суждения о традиционном обществе?

    А.Уважение к обычаям, веками складывавшимся нормам,

      преобладание коллективных начал над частными отличают

      традиционное общество.
   Б.В традиционном обществе высоко ценятся индивидуальные

      способности человека, поощряются инициатива и  

      предприимчивость.

    1)верно только А          

    2)верно только Б          

    3)верны оба суждения          

    4)оба суждения неверны

A3. Процесс приобщения к ценностям человеческого общества,

    знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями,

    называется

    1)наукой          

    2)искусством          

    3)образованием          

    4)творчеством        

A4. Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?

А. В традиционном обществе право как регулятор общественных отношений еще не сложилось, его место занимали неписаные традиции и обычаи.

Б. В постиндустриальном обществе завершается промышленный переворот, формируется массовое производство.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

A5. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

А. Все глобальные процессы являются следствием усиления международных контактов.

Б. Развитие массовой коммуникации делает современный мир целостным.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

A6.. Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?

А. Современные представления об общественном прогрессе подтверждают его противоречивость.

         Б. Понятия «прогресс» и «регресс» условны.

         1) верно только А

         2) верно только Б

         3) верно А и Б

         4) оба суждения неверны

A7. Верны ли следующие суждения о глобальных проблемах человечества?

А. Сегодня существует реальная угроза выживанию человечества как биологического вида.

Б. В целях выживания человечество должно серьезно заняться сохранностью окружающей среды.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

A8. Верны ли следующие суждения?

     А. «Последний эксплуататорский строй, капитализм, в  

     результате обострения классовой борьбы неизбежно должен  

     быть заменён на строй социалистический, а потом и    

     коммунистический».

     Б. «Капитализм вечен и нерушим, потому что человечество не  

     придумало ничего более совершенного, соответствующего    

     человеческой натуре».

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

A9 . С точки зрения марксизма-ленинизма история вершилась под

     воздействием:

  1. высших непознаваемых сил
  2. экономических процессов
  3. выдающихся личностей – вождей, диктаторов и т.д.
  4. изменений в культурной жизни обществ

Ответ: __________________________

A10. Взаимодействие социальных групп, слоёв, классов, страт,

     наций, религиозных сообществ осуществляется:

  1. в экономической сфере
  2. в политической сфере
  3. в духовной сфере
  4. в социальной сфере

Ответ: _________________________

A11. Экология изучает воздействие человеческой деятельности:

  1. на развитие всемирных религий
  2. на совершенствование домашнего хозяйства, быта людей и древних времён
  3. на окружающую природу, взаимоотношения природы и общества
  4. на культурную среду

Ответ: _______________________

A12. Верны ли следующие суждения?

     А. «Естественная окружающая человека среда отступает перед

     искусственной средой, но в конечном счёте нужна человеку  

     больше последней».

     Б. «Современному человеку искусственная окружающая среда  

     может заменить среду естественную».

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны и А, и Б
  4. оба суждения неверны

A13. В отличие от природы, общество

     1)является системой          

     2)находится в развитии          

     3)выступает в качестве творца культуры          

     4)развивается по собственным законам        

A14. Для современного постиндустриального общества характерна

     ведущая роль

     1)добывающей промышленности          

     2)обрабатывающей промышленности          

     3)сельского хозяйства          

     4)информации и информационных технологий        

A15. Верны ли следующие суждения о процессе глобализации?

     А. Развитие массовой коммуникации делает современный мир

        целостным.

     Б. Все глобальные проблемы являются следствием    

        экономической интеграции.

     1)Верно только А.          

     2)Верно только Б.          

     3)Верны оба суждения.          

     4)Оба суждения неверны.        

A16.         Общность лиц, объединённых потребностями и интересами,    

     которые могут быть в наилучшей степени удовлетворены только  

     совместными усилиями, совместной деятельностью, называется:

  1. конгломератом
  2. обществом
  3. системой
  4. очередью

А17. А. Тойнби сформулировал закон:

  1. единства и борьбы противоположностей
  2. смены общественно-экономических формаций
  3. классовой борьбы
  4. «вызов — ответ»

A18. Автором культурологического подхода в изучении истории был

  1. А. Камю
  2. Д. Белл
  3. О. Шпенглер

          4)Г. Плеханов

A19. Какой признак присущ нации как этнической общности?

     1)национальное самосознание          

     2)федеративное государственное устройство          

     3)наличие национальной армии          

     4)разделение властей        

A20. Какой из признаков относится к традиционному обществу?

     1)преобладание рутинных технологий          

     2)быстрое развитие промышленности          

     3)внедрение в производство научных достижений          

     4)интенсивное развитие информационных технологий        

В1. Вставьте пропущенное в следующей фразе слово:

«... среда — это природа, которая окружает человека и от которой во многом  зависит его существование».                                                                                                                          Ответ: _____________________________________________

В2.    Какому понятию соответствует следующее определение?

«Форма общественного развития, противоположная прогрессу, возврат к старым, изжившим себя формам, застой и деградация».

Ответ: ____________________________________________

В3.        Цивилизация — это:

А. Определенный этап общественного развития

Б. Высокий уровень культуры и воспитанности

В. Совокупность определенных норм, отличающих одну общность людей от другой

Г. Особое состояние общества с правами и свободами

1) верно АБ

2) верно БГ

3) верно АГ

4) верно АБВГ

В4.        Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и           приведенными во втором столбце понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

1. Взаимодействие социальных групп, слоев и классов

А. Политическая сфера

2. Отношения в сфере власти, вопросы государства, права

Б. Экономическая сфера

3. Различные формы и уровни общественного сознания

В. Социальная сфера

4, Производство материальных благ, их обмен и распределение

Г. Духовная сфера

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

В5.    Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Социальные институты обеспечивают границы и формы совместной
деятельности людей в разных сферах и отличаются друг от друга свои
ми          (1).   Главными  институтами  общества  являются

        (2). Без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может: институты создают условия, в
которых протекает человеческая жизнь, а жизнь людей порождает
и изменяет институты. Развитие социальных институтов происходит

в ходе        (3) общества».

Выберите из предлагаемого списка соответствующие понятия, приведенные в именительном падеже. Выбирайте каждое понятие одно за другим, мысленно заполняя пробелы. При этом вариантов понятий больше, чем пробелов.

А) частный бизнес

Б) государство

В) функциональные качества

Г) экономика, семья, образование, религия

Д) общественные потребности

Е) эволюция

Ж) совместная деятельность

1

2

3

В6. Установите соответствие между сферами жизни общества и элементами общественной жизни: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую ей позицию из второго столбца.

СФЕРА ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Экономическая

А. Деятельность парламента

2. Политическая

Б. Взаимодействие классов (страт)

3. Социальная

В. Обмен продуктами

4. Духовная

Г. Религиозные организации

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

1

2

3

4

Ответы к тесту по теме: «Развитие общества»

№ задания

 ответ

1

4

2

1

3

3

4

4

5

2

6

1

7

3

8

4

9

2

10

4

11

3

12

4

13

3

14

4

15

1

16

2

17

4

18

3

19

1

20

1

№ задания

ответ

1

естественная

2

регресс

3

АБВГ

4

В;А;Г;Б

5

В;Г;Ж

6

В;А;Б;Г

Тест по теме: «Экономика»

А1. Неценовая конкуренция предусматривает...

а) рост качества продукции;

б) снижение цен;

в) скидки, премии;

г) дешевые распродажи.

А2. В каждой экономической системе фундаментальные вопросы «что, как и для кого производить» решаются на микро- и макроуровнях. Какой из предложенных вопросов может решиться на микро- экономическом уровне?

а) каким образом достичь уровня полной занятости;

б) что и сколько производить;

в) как избавиться от инфляции;

г) как стимулировать экономический рост.

А3. Проблема ограниченности возникает, потому что...

а) при торговле стран друг с другом устанавливаются таможенные барьеры, чтобы не допустить ввоза дешевых товаров;

б) для удовлетворения неограниченных потребностей ресурсов всегда не хватает;

в) прибыль недостаточно высока, чтобы заинтересовать производителей расширять производство;

г) продавцы придерживают товар, чтобы вызвать повышение цен.

А4. Альтернативная стоимость хранения денег в сейфе банкира...

а) равна нулю, так как деньги не являются факторами производства;

б) растет, если растет процент по вкладам в банках;

в) падает, если растет процент по банковским вкладам;

г) падает, если растет процент по ссудам.

А5. Ценовая конкуренция предусматривает...

а) особые формы рекламы;

б) дополнительные гарантии;

в) снижение цен;

г) качество продукции.

А6. В рыночной экономике в отличие от командно-административной экономики производителя характеризует...

а) экономное ведение дела;

б) экономическая самостоятельность;

в) соблюдение трудовой этики;

г) стремление повышать квалификацию.

А7. Экономические системы, существующие в обществе, различает признак...

а) объем инвестиций в экономику;

б) способ распределения ограниченных ресурсов;

в) количество денежной массы в обращении;

г) уровень квалификации работников.

А8. Альтернативная стоимость товара измеряется

а) затратами ресурсов на производство данного товара;

б) количеством денег, затраченных на производство данного товара;

в) количеством другого товара, от которого пришлось отказаться ради производства другого товара.

А9. Экономика как наука изучает...

а) исторический аспект развития общества;

б) юридические законы;

в) развитие науки и техники;

г) различные аспекты экономических отношений людей.

А10. Необходимым признаком рыночной экономики является...

а) свободное ценообразование;

б) использование ресурсосберегающих технологий;

в) высокое качество продукции;

г) внешнеэкономическая деятельность государства.

А11. Верны ли следующие суждения?

А. Конкуренция производителей не влияет на качество товаров.

Б. Конкуренция оказывает влияние на установление рыночных цен.

а) верно только А;

б) верно только Б;

в) верно и А, и Б;

г) оба суждения неверньт.

А12. Ограниченность - это проблема, которая...

а) существует только в бедных странах;

б) есть только у бедных людей;

в) есть у всех людей и обществ;

г) никогда не возникает у богатых людей.

А13. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательства.

А14. Проблемы «что, как и для кого производить» могут иметь отношение...

а) только к планово-директивной экономике;

б) только к рыночной экономике;

в) только к отсталой экономике;

г) к любому обществу, безотносительно его социально-экономической и политической организации.

А15. Главная проблема экономики состоит в том, что...

а) человеческие желания ограничены;

б) ресурсы безграничны;

в) люди должны всегда делать выбор при использовании ограниченных ресурсов;

г) только в слаборазвитых странах существуют проблемы дефицита.

А17. В государстве Эколандия экономические блага производятся с незапамятных времен старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве...

а) традиционная экономика;

б) рыночная экономика;

в) командная экономика;

г) смешанная экономика.

А18. Государство в условиях командно-административной экономики...

а) законодательно закрепляет господство единой формы собственности;

б) предоставляет экономическую самостоятельность производителя;

в) разрабатывает законы, ограничивающие деятельность монополий.

В1. Установите соответствие характеристик экономических систем и их типов.

Характеристики экономических систем

Типы экономических систем

1. Многообразие форм собственности

2. Контроль за производством и распределением со стороны государства

3. Действие закона спроса и предложения

4. Плановое ценообразование

5. Экономическая независимость товаропроизводителей

А. Командно - административная

Б. Рыночная

1

2

3

4

5

В2. Установите соответствие между примером экономической деятельности и экономической системой.

Пример экономической деятельности

Экономическая система

1. Правительство не ограничивает деятельность фирм

2. Натуральный характер хозяйства

3. Преобладание аграрного сектора экономики

4. Конкуренция свободных товаропроизводителей

5. Самообеспеченность средствами производства

А. Рыночная

Б. Традиционная

1

2

3

4

5

Ответы к тесту по теме: «Экономика»

№ задания

 ответ

1

а

2

б

3

б

4

б

5

в

6

б

7

б

8

в

9

б

10

г

11

в

12

в

13

б

14

г

15

в

16

а

17

а

18

г

№ задания

ответ

1

БАБАБ

2

                                АББАБ

Тест по теме: «Сфера производства»

А 1 . Рыночная система хозяйствования  функционирует при обязательном условии

1) низкого уровня безработицы

2) высокого потребительского спроса

3) внедрения достижений науки в производство

4) частной собственности на средства производства

А2 Установленный государством налог в виде надбавки к цене на определенные товары – это

1) прямой налог

2) косвенный налог

3) государственная пошлина (сбор)

4) натуральный налог

А 3 Открывающийся салон сотовой связи объявляет условия конкурса на вакантное место главного инженера. Это пример функционирования рынка

1) информации

2) труда

3) товаров и услуг

4) капитала

А 4 Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Налоги в Российской Федерации взимаются в денежной форме.

Б . Налоги в российской Федерации являются основным источником государственного бюджета.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 5. Доход получаемый собственником акций, называется

1) прибылью

2) капиталом

3) рентой

4) дивидендом

А 6. К функциям рынка относятся

1) обеспечение централизованного ценообразования

2) увеличение инвестиций в производство

3) регулирование обмена

4) поддержка высоких прибылей производителей

А 7. Рыночные цены на товары в экономике

1) определяют налоги на производителя

2) увеличивают издержки производства

3) рационально соизмеряют производство с потреблением

4) всегда зависят от производителя

А 8  Верны ли следующие суждения об ограниченности ресурсов?

А. Материальные потребности общества всегда превосходят имеющиеся возможности их удовлетворения.

Б. Проблема распределения ограниченных ресурсов – одна из основных проблем экономики.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 9. Экономика изучает проблему использования ограниченных ресурсов в целях

1) создания условий для роста спроса на них

2) удовлетворения общественных потребностей

3) достижения стабильного развития экономики

4) снижения загрязнения окружающей среды

А 10. Индивидуальное частное предприятие  отличается от акционерного тем, что

1) является формой частной собственности

2) обладает хозяйственной самостоятельностью

3) владелец предприятия единолично решает вопросы управления

4) доходы каждого собственника непосредственно зависят от прибыли предприятия

А 11. В обществе с рыночной экономикой государство воздействует на экономическую жизнь через

1) систему налогообложения

2) централизованное установление цен

3) директивное планирование производства

4) снабжение населения товарами

А 12. Что является обязательным расходом потребителя

1) транспортные расходы

2) приобретение ценных бумаг

3) оплата услуг дизайнера интерьера квартиры

4) страхование имущества

А 13. В развитых странах действуют системы социального обеспечения населения, содействующих росту жизненного уровня, развитию образования и здравоохранения. Это вид экономической деятельности в сфере

1) производства

2) обмена

3) распределения

4) потребления

А 14 Верны ли следующие суждения о монополиях?

А. Возникновение в условиях рыночной экономики монополистических объединений устраняет конкуренцию.

Б. Цель антимонопольного законодательства – ограничить на рынке диктат монополий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А 15 Составление расходной части государственного бюджета иллюстрирует экономическую деятельность в сфере

1) потребления

2) обмена

3) производства

4) распределения

А 16. Перепроизводство бытовой техники привело к снижению цен на нее. Этот пример иллюстрирует функционирование рынка

1) средств производства

2) труда

3) товаров

4) сырья и материалов

А 17. Исполнение бюджета в нашей стране обеспечивается

1) парламентом

2) судебными органами

3) правительством

4) правоохранительными органами

А 18. Спрос потребителя непосредственно определяется

1) уровнем его индивидуальных доходов

2) ограниченностью природных ресурсов

3) затратами на производство товаров

4) качеством трудовых ресурсов

А 19. Увеличение налогов на производителя

1) снижает расходы потребителя

2) увеличивает прибыль производителя

3) снижает рост производства

4) увеличивает производительность труда

А 20. Что отличает товарное хозяйство от натурального?

1) используются орудия труда

2) увеличиваются расходы материалов на единицу продукции

3) продукция производится на продажу

4) существует разделение труда

А 21. Русский промышленник и меценат А.П. Бахрушин подарил собранную им коллекцию предметов русской старины и книг Историческому музею. Какое право собственника иллюстрируется этим примером?

1) владеть

2) распоряжаться

3) пользоваться

4) наследовать

А 22. Государство воздействует на рыночную экономику

1) контролируя цены

2) централизованно распределяя ресурсы

3) директивно планируя производство

4) применяя антимонопольное законодательство

А 23. Действие рыночного механизма проявляется в том, что

1)  рекламируются товары и услуги

2)  доходы производителей постоянно растут

3)  государство поддерживает убыточные предприятия

4)  цены зависят от спроса и предложения

А 24. Как дефицит государственного бюджета влияет на развитие экономики?

1)  сдерживает экономический рост

2)  увеличивает размеры кредитования фирм

3)  усиливает социальное расслоение  

4)  ведет к снижению налогов

А 25. К причинам неравенства доходов потребителей в  рыночной экономике относится

1) тип избирательной системы

2) уровень образования и квалификации

3) установление минимального размера оплаты труда

4) ограничение ресурсов в экономике

В 1 Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 2   Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 3   Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 4   Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 5 Установите соответствие между характеристиками и типами экономических систем: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

А)

многообразие форм собственности

1)

Административно-командная

Б)

контроль за производством и распределением со стороны государства

2)

Рыночная

В)

действие закона спроса и предложения

Г)

централизованное ценообразование

Д)

экономическая независимость товаропроизводителей

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

д

В 6. Установите соответствие между видами налогов и их конкретными примерами: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИМЕРЫ НАЛОГОВ

ВИДЫ НАЛОГОВ

А)

подоходный налог

1)

прямой налог

Б)

налог с продаж

2)

косвенный налог

В)

акцизный сбор

Г)

налог на наследство

Д)

налог на имущество

Е)

налог на добавленную стоимость

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

д

е

Ответы к тесту по теме: «Сфера производства»

№ задания

ответы

А 1

4

А 2

2

А 3

2

А 4

3

А 5

4

А 6

3

А 7

3

А 8

3

А 9

2

А 10

3

А 11

1

А 12

1

А 13

3

А 14

2

А 15

4

А 16

3

А 17

3

А 18

1

А 19

3

А 20

3

А 21

2

А 22

4

А 23

4

А 24

1

А 25

2

         

№ задания

ответ

В 1

бюджет

В 2

прямые

В3

как производить

В4

подъем

В5

21212

В6

122112

Тест по теме: «Политическая сфера».

А1 К организационной подсистеме относится:

1) государство

2) нация

3) класс

4) идеология

А 2 Что является функцией исполнительной власти?

1)  создание законов

2) разработка государственного бюджета

3) осуществление правосудия

4) разработка предвыборных программ

А 3. Для консервативной идеологии характерно признание

1) ценностей традиций, преемственности

2) классовой борьбы в качестве двигателя истории

3) государственной собственности как основы экономики

4) имущественного равенства

А4 Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) развитое гражданское общество

А 5. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. В политическую партию обязательно входят представители одной социальной группы, класса.

Б. Политическая партия объединяет приверженцев близких идейных позиций.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

А 6. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим

2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

А 7 Ведущими принципами какой идеологии являются поддержание в обществе традиционных семейных ценностей, уважение к устоям и заветам предков?

1) консервативной

2) либеральной

3) социал-демократической

4) радикальной

А 8. К отличительным признакам правового государства относится

1) наличие армии и полиции

2) разделение и независимость ветвей власти

3) деятельность по поддержанию общественного порядка

4) суверенитет государства

А 9. Государство А. имеет единую внешнюю границу и валютную систему. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что государство А. – унитарное?

1) Государство обладает многонациональным и многоконфессиональным составом населения.

2) В государстве действует единая система законодательства.

3) В составе государства выделены только административно-территориальные единицы.

4) Высшие органы государства формируются выборным путем

А 10.Верны ли следующие суждения о формах государства?

А. Термины «монархия» и «республика» обозначают формы государственного правления и характеризуют порядок устройства высших органов власти.

Б. Термины «федерация» и «конфедерация» обозначают формы политического режима и характеризуют степень политических прав и свобод граждан.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

А 11.Конституция РФ была принята

1) Федеральным Собранием

2) думским комитетом

3) Государственным Советом

4) всенародным референдумом

А 12  Функцией государства является

1) разделение властей

2) суверенитет

3) поддержание общественного порядка

4) наличие государственного аппарата

А 13 Любую политическую партию характеризует

1) широкий круг сторонников

2) наличие в партийных рядах членов правительства

3) близость политических позиций

4) критика правительственного  курса

А 14. Отличительным признаком тоталитарного режима является

1) монополия на власть одной политической партии

2) обязанность граждан подчиняться законам

3) невмешательство государства в дела гражданского общества

4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе

А 15 Верны ли суждения о государстве?

А В любом государстве существует верховенство права.

Б. В правовом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

А 16 К основам конституционного строя РФ отнесено положение о

1) государственном контроле средств массовой информации

2) финансировании органов местного самоуправления

3) приоритете частной формы собственности

4) политическом и идеологическом многообразии

А 17. Любое государство характеризуется

1) верховенством права

2)  наличием аппарата управления

3)  политическим плюрализмом

4) соблюдением прав человека

А 18. Понятие «одномандатный округ» характерно для избирательной системы

1)  мажоритарной

2)  пропорциональной

3)  прямого делегирования

4)  многопартийной

А 19. Одной из ведущих черт демократического режима является

1) наличие одной партии, сросшейся с государством

2)  стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан

3) гарантированность прав и свобод человека законами государства

4) наличие органов судопроизводства

А 20.Верховная власть в государстве N . передается по наследству. Какая дополнительная  позволит сделать вывод о том, что государство N. Является абсолютной монархией?

1)  монарх утверждает главу кабинета министров

2)  парламент утверждает ежегодную сумму, выделяемую на содержание двора

3)  власть монарха  не имеет законодательных ограничений

4)  монарх является верховным главнокомандующим

А 21 Верны ли следующие суждения о государстве?

А. Задачей любого современного государства является защита интересов страны на международной арене.

Б. Задачей любого современного  государства является завоевание новых территорий и борьба за сферы влияния в мире.

1)  верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждений

4) оба суждения не верны

А 22.Нацеленность на завоевание политической власти – это

1) принцип деятельности парламента

2) ведущая задача профсоюза

3) особенность политической культуры

4) цель деятельности политической партии

А 23. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и ее независимость во внешней политике – это

1) политический режим

2) форма правления

3) форма административного устройства

4) государственный суверенитет

А 24. Что относится к институтам политической системы?

1) политические организации, главной из которых является государство

2) совокупность отношений и форм взаимодействия между социальными группами и индивидами

3) нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4)  совокупность различных по своему содержанию политических идей

А 25. В коммуникативную подсистему политической системы входят

1) политические организации и учреждения

2) отношения между государством и гражданином

3)  нормы и традиции, регулирующие политическую жизнь общества

4) политические идеи, взгляды, представления

А 26. Государство в отличие от политической партии

1) имеет сформулированные цели своей деятельности

2) является объединением людей

3) создает правовые нормы

4) является институтом подсистемы

А 27. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно

1) обладает исключительным правом следить за исполнением законов

2) стоит на защите частных интересов граждан

3) имеет политического лидера и правящую партию

4) разрабатывает и реализует определенную политику

А 28. Какая из названных функций является внешней функцией современного государства?

1) обеспечение участия граждан в управлении делами общества

2) организация воспитания подрастающего поколения в духе демократических ценностей

3) обеспечение законности и правопорядка

4) отстаивание государственных интересов на международной арене.

А 29. Укажите форму правления, которая соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства

1) унитарное государство

2) президентская республика

3) парламентская республика

4) федеративное государство

А 30. Объединением нескольких суверенных государств, созданным для решения общих проблем, является

1) федерация

2) конфедерация

3) унитарное государство

4) республика

А 31. Пропорциональная избирательная система отличается от мажоритарной тем, что

1) выборы являются всеобщими и равными

2) победителем признается кандидат, получивший большинство в своем округе

3) голосование на избирательных участках является тайным

4) избиратель голосует за списки кандидатов от избирательных объединений или партий

А 32. Что является характерной чертой тоталитарного политического режима?

1) концентрация власти в руках выборных органов

2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством

3) свободные от цензуры средства массовой информации

4) высокая степень развитости гражданского общества

А 33. Отличительной чертой демократического режима является (-ются)

1) наличие разветвленной системы законов

2) существование средств массовой информации

3) верховенство судебной власти над законодательной и исполнительной

4) гарантии свободы средств массовой информации

В 1   Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В 2. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

Ответ_____________________________________

В 3  Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

А)

голосование осуществляется по партийным спискам

1)

мажоритарная

Б)

победителем считается тот кандидат, который набрал голосов больше соперников

2)

пропорциональная

В)

распределение мест между партиями в парламенте осуществляется пропорционально числу подданных за каждую голосов

Г)

голосование осуществляется  по избирательным округам за одного  или нескольких кандидатов.

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

В 4  Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками: к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ

А)

разделение государственных властей

1)

тоталитарный

Б)

господство единой общеобязательной идеологии

2)

демократический

В)

политический плюрализм

Г)

широкий круг прав и свобод граждан

Д)

всесторонний контроль государства за жизнью общества

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

д

В 5  Установите соответствие между : к каждой позиции, указанной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А)

процесс разработки, принятия и реализации политических решений

1)

политическая система

Б)

правовые, политические и моральные правила, лежащие в основе жизнедеятельности политической системы

2)

политическая коммуникация

В)

механизм формирования и осуществления политической власти

3)

политическое управление

Г)

распространение и передача политической информации как между элементами политической системы, так и между политической системой и обществом.

4)

политические нормы

Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

а

б

в

г

В 6 Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

« Большое распространение в политологии получила классификация, выделяющая в зависимости от оснований и условий приобретения партийного членства кадровые и массовые _____________(1). Первые отличаются тем, что они формируются вокруг группы политических ____________(2), а  основой их строения является комитет активистов. Кадровые партии формируются обычно «сверху» на базе различных  парламентских ________(3), объединений партийной бюрократии. Такие партии обычно активизируют свою деятельность только во время  ___________(4). Другие партии представляют собой централизованные, хорошо дисциплинированные организации. Большое значение в них придается идеологическому _________(5) членов партии. Такие партии чаще всего формируются «снизу», на основе профсоюзных и иных общественных ____________(6), отражающих интересы различных социальных групп.»

     Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

А) единство

Б) фракция

В) выборы

Г) движение

Д) лидер

Е) социум

Ж) партия

З) группа

И) членство

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков . Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1

2

3

4

5

6

В 7. Завершите фразу: «Институтом политической системы , отражающим весь существующий в обществе спектр политических интересов, выполняющим роль посредника  между обществом и государством являются  политические ____________»

В 8. Вставьте пропущенное слово: « На общенациональный __________ выносятся вопросы, касающиеся важнейших проблем политической жизни».

В 9.  Вставьте пропущенное слово: « В обществе возникает борьба  за __________ и за ее использование для проведения той или иной политики» .

В 10. Ниже приведен перечень социальных групп. Все из них, за исключением одной, образованы по политико-идеологическому признаку.

   Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы.

 Найдите и выпишите термин, выпадающий из этого рядя.

Ответ _______________________________

Ответы к тесту по теме: «Политическая сфера»

№ задания

ответ

А1

1

А 2

2

А 3

3

А 4

2

А 5

2

А 6

4

А 7

1

А 8

2

А 9

3

А 10

1

А 11

4

А 12

3

А 13

3

А 14

1

А 15

2

А 16

4

А 17

2

А 18

1

А 19

3

А 20

3

А 21

1

А 22

4

А 23

4

А 24

1

А 25

2

А 26

3

А 27

1

А 28

4

А 29

2

А 30

2

А 31

4

А 32

2

А 33

4

         

№ задания

ответ

В 1

суверенность

В 2

правительство РФ

В3

2121

В4

21221

В5

3412

В6

ЖДБВАГ

В7

партии

В8

референдум или плебисцит

В9

власть или политическая власть.

В10

католики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...