Главные вкладки

    Рабочая программа 8 класс обществознание
    рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему

    Кравцова Валерия Анатольевна

    Рабочая программа 8 класс обществознание

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8_kl_obshch-e.docx112.67 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
    «Средняя общеобразовательная школа №40»

    РАССМОТРЕНА

    на заседании МО учителей  обществоведческого цикла

    протокол

    от«__» июня_2011 г. № ____

    СОГЛАСОВАНА

    заместитель директора

    МБОУ «СОШ № 40»

     

    _____/___________/

        (подпись)

    РАССМОТРЕНА

    на заседании педагогического совета

    протокол

    от «29»августа 2011 г.1

    УТВЕРЖДЕНА

    приказом МБОУ «СОШ №40»

    от«29» августа 2011г. № __

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

    по учебному курсу «Обществознание» 

    8 «А», 8 «Б», 8 «В», 8 «Д», 8 «Ж» классы      

                                    Составила: Кравцова В. А.

    Старый Оскол

    2011

    Пояснительная записка                                                                                                                           (к рабочей программе по обществознанию, 8 класс)

             Рабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом Государствен ного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 года и авторской программы А.И. Кравченко. «Обществознание». М.: Русское слово, 2009. Она рассчитана на 35 часов из расчёта 1 час в неделю.

    Цель:

    Формирование у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития прошлого человечества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции.

    Задачи:

    1. развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой)  информации и определение собственной позиции;
    2. развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
    3. воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
    4. овладение умениями познавательной, коммуникативной,  практической деятельности в основных социальных  ролях, характерных для подросткового возраста;
    5. формирование опыта, применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях; семейно – бытовых отношениях.

    Используемый учебно-методический комплект:

    1. Сборник: Обществознание. Программа курса для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. (общеобразовательный уровень) Кравченко А. И. Русское слово, 2009.
    2. Учебник. Обществознание. 8 класс Кравченко А. И. Русское слово, 2008.
    3. Рабочая тетрадь. И.С. Хромова. М.:Русское слово, 2010.
    4. Поурочные методические разработки. М.:Русское слово, 2010.

    Приемы, методы и формы организации учебного процесса включают разнообразные виды самостоятельной работы: составление плана, сравнительных таблиц, работа с учебником,  подготовка сообщений, написание сочинений, решение и составление познавательных задач, работа с документами, школьная лекция, семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечённых дополнительных материалов из хрестоматий и других источников, уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных как внутри и после текста параграфа. Основной формой промежуточного и итогового контроля является тестирование. Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

    Критерии оценки по истории являются следующие за устные ответы:

    Оценка «5» - материал усвоен в полном объеме, изложение логично, основные умения сформированы и устойчивы, выводы и обобщения точны и связаны с современной действительностью.                                                                                                

    Оценка «4» - в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное, отдельные умения недостаточно устойчивы, в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.      

    Оценка «3» -  в усвоении материала имеются пробелы, он излагается не систематизировано, отдельные умения недостаточно сформулированы, выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.                                  

    Оценка «2» - основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.                                                                                                                                            

    За письменные работы:                                                                                                                                  Оценка "5" - 81-100% выполненных заданий                                                                             Оценка "4" - 61-80%                                                                                                                                 Оценка "3" - 41-60%

    Требования к уровню подготовки

    В результате изучения обществознания ученик должен:

    знать /  понимать:

    1. биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, ме сто и роль человека в системе общественных отношений;
    2. тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;
    3. необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
    4.    особенности социально-гуманитарного познания;

    уметь:

    1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
    2. анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
    3. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов, (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
    4. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
    5. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;
    6. извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
    7. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
    8. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний

    собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    1. подготовить устное выступление, творческую работу по социальной

    проблематике;

    1. применять социально-экономические и гуманитарные социальным знания в процессе решения познава тельных задач по актуальным проблемам.

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседнев ной жизни для:

    1. успешного выполнения типичных социальных ролей, сознательного взаимодействия с различ ными социальными институтами;
    2. совершенствования собственной познавательной деятельности;
    3. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации, осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной соци альной информации;решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
    4. ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и граж данской позиции;
    5. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
    6. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
    7. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя занностей;
    8. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

    Календарно-тематическое планирование  8 класс

    № п/п

    Тема урока

    кол-во

    часов

    Плановые сроки прохождения

    Примечание

    8

    А

    1

    Введение. Курс обществознания. Его спе цифика, формы работы

    1

    02.09.11

    03.09.11

    02.09.11

    03.09.11

    02.09.11

    РАЗДЕЛ I .  Общество и человек (8 часов)

    2

    Что такое общество?

    1

    09.09.11

    10.09.11

    09.09.11

    10.09.11

    09.09.11

    3

    Человек, природа, общество

    1

    16.09.11

    17.09.11

    16.09.11

    17.09.11

    16.09.11

    4

    Типология обществ

    1

    23.09.11

    24.09.11

    23.09.11

    24.09.11

    23.09.11

    5

    Социаль ный про гресс и развитие общества

    1

    30.09.11

    01.10.11

    30.09.11

    01.10.11

    30.09.11

    6

    Личность и соци альная среда

    1

    07.10.11

    08.10.11

    07.10.11

    08.10.11

    07.10.11

    7

    Потребности человека

    1

    14.10.11

    15.10.11

    14.10.11

    15.10.11

    14.10.11

    8

    Социализация и воспитание

    1

    21.10.11

    22.10.11

    21.10.11

    22.10.11

    21.10.11

    9

    Общение

    Тест №1 «Общество и человек»        

    1

    28.10.11

    29.10.11

    28.10.11

    29.10.11

    28.10.11

    10

    Обобщающий урок по теме:

     «Человек в обществе и общество в человеке».

    1

    04.11.11

    19.11.11

    04.11.11

    19.11.11

    04.11.11

    РАЗДЕЛ II.    Экономическая сфера (11 часов)

    11

    Что такое экономика?

    1

    18.11.11

    26.11.11

    18.11.11

    26.11.11

    18.11.11

    12

      Товар и деньги

    1

    25.11.11

    03.12.11

    25.11.11

    03.12.11

    25.11.11

    13

    Спрос и предложение

    1

    02.12.11

    10.12.11

    02.12.11

    10.12.11

    02.12.11

    14

    Рынок, цена, кон куренция

    1

    09.12.11

    17.12.11

    09.12.11

    17.12.11

    09.12.11

    15

    Предпри нима тельство 

    Тест №2 «Экономика»

    1

    16.12.11

    24.12.11

    16.12.11

    24.12.11

    16.12.11

    16

    Роль государства в экономике

    1

    23.12.11

    14.01.12

    23.12.11

    14.01.12

    23.12.11

    17

    Роль государства в экономике

    1

    13.01.12

    21.01.12

    13.01.12

    21.01.12

    13.01.12

    18

    Бюджет государ ства и семьи

    1

    20.01.12

    28.01.11

    20.01.12

    28.01.11

    20.01.12

    19

    Бюджет государ ства и семьи

    1

    27.01.12

    04.02.12

    27.01.12

    04.02.12

    27.01.12

    20

    Труд, за нятость, безрабо тица

    1

    03.02.12

    11.02.12

    03.02.12

    11.02.12

    03.02.12

    21

    Станов ление рыночно го общества в России: общее и особен ное

    1

    10.02.12

    18.02.12

    10.02.12

    18.02.12

    10.02.12

    22

    Обобщающий урок по теме:

    «Экономическая сфера общества»

    1

    17.02.12

    25.02.12

    17.02.12

    25.02.12

    17.02.12

    РАЗДЕЛ III.   Социальная сфера. (11 часов)

    23

    Социаль ная струк тура

    1

    24.02.12

    03.03.12

    24.02.12

    03.03.12

    24.02.12

    24

    Социаль ная стра тифика ция

    1

    02.03.12

    10.03.12

    02.03.12

    10.03.12

    02.03.12

    25

    Богатые

    1

    09.03.12

    17.03.12

    09.03.12

    17.03.12

    09.03.12

    26

    Бедные

    Тест №3 «Социальная сфера общества»

    1

    16.03.12

    31.03.12

    16.03.12

    31.03.12

    16.03.12

    27

    Этнос: на ции и на родности

    1

    30.03.12

    07.04.12

    30.03.12

    07.04.12

    30.03.12

    28

    Этнос: на ции и на родности

    1

    06.04.12

    14.04.12

    06.04.12

    14.04.12

    06.04.12

    29

    Межна циональ ные от ношения

    1

    13.04.12

    21.04.12

    13.04.12

    21.04.12

    13.04.12

    30

    Конфликты в обществе

    1

    20.04.12

    28.04.12

    20.04.12

    28.04.12

    20.04.12

    31

    Конфликты в обществе.

    1

    27.04.12

    05.05.12

    27.04.12

    05.05.12

    27.04.12

    32

    Семья.        

    1

    04.05.12

    12.05.12

    04.05.12

    12.05.12

    04.05.12

    33

    Отклоняющееся поведение

    1

    11.05.12

    19.05.12

    11.05.12

    19.05.12

    11.05.12

    34

    Обобщающий урок по теме:

    Социаль ная струк тура рос сийского общества: проблема бедности и нера венства

    Тест №4 «Итоговое тестирование»

    1

    18.05.12

    26.05.12

    18.05.12

    26.05.12

    18.05.12

    35

    Обобщающее повторение по всему курсу.

    1

    25.05.12

    31.05.12

    25.05.12

    31.05.12

    25.05.12

    Содержание программы

    1. Что такое общество

    Типы обществ: доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное. Общество в узком и широком смысле. Страна. Государство. Общество. Признаки общества. Институты общества: семья, производство, государство, образование, религия. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная. Мировое сообщество. Глобализация.

    1. Человек, природа, общество.

    Природа в широком и узком смысле. Биосфера. История взаимоотношений природы и общества. Экологические проблемы современности. Глобальные проблемы человечества. Необратимый и неконтролируемый характер разрушения   природы. Международный союз охраны природы (МСОП), «Гринпис» Всемирный фонд охраны природы. Всероссийское общество охраны природы (ВООП).

    1. Типология обществ.

    Дописьменные и письменные общества. Простые и сложные общества. Общество охотников  и собирателей, огородничества, скотоводов, земледельческое, индустриальное. Типология обществ по К.Марксу: по способу производства и форме собственности. Общественно – экономические формации: первобытная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая (социализм). Современная типология:     доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное.

    1. Социальный прогресс и развитие общества.

    Закон ускорения истории. Уплотнение исторического времени. Разная скорость развития наций. Социальный прогресс: экономический, технический, культурный. Революция и эволюция. Реформа. Виды реформ: социальные, экономические, политические. Реформы прогрессивные и регрессивные. Революция: кратковременная и долговременная. Неолитическая революция и промышленная революция.

    1. Личность и социальная среда.

    Диоген в поисках личности. Одаренность. Личность. Человек. Индивидуальность.

    1. Потребности человека.
    2. Социализация и воспитание.

    Социализация. Роль. Культурные нормы. Жизненный цикл человека: детство, юность, зрелость, старость. Воспитание. Социализация и воспитание.

    1. Общение

    Социальная среда. Общение: речевое и неречевое. Формы общения:  служебное (деловое), повседневное (бытовое), убеждающее,  ритуальное, межкультурное (межэтническое) и др. Письменное  общение.

    1. Что такое экономика

    Основные вопросы экономики. Ключевые сферы экономики: производство, распределение, обмен и потребление. Экономика как наука. Потребности и способы их удовлетворение. Экономические отношения. Деньги. Ресурсы (факторы производства): земля, труд, капитал, предпринимательство, информация.

    1.  Товар и деньги.

    Товар. Свойства товара. Деньги. Презентация «Заменители денег». Функции денег: средство обращения, мера стоимости, средство накопления, средство платежа, мировые деньги. Стоимость денег. Инфляция. Основной закон бизнеса. Конечная стоимость товара: начальная цена товара, издержки, прибыль. Посредничество.

    1. Спрос и предложение.

    Спрос. Величина спроса  Q (d). Предложение. Величина предложения  Q (s). Зависимость между Q (d) и Q (s). Факторы влияющие на спрос: доход, потребность, мода, цены на товары – заменители и др. Маркетинг. Закон спроса. Искусство компромисса.

    1. Рынок, цена, конкуренция.

    Взаимосвязь обмена и рынка. Рынок. Цена. Функции цены: ограничение потребления ресурсов и мотивация производства. Равновесная цена. Идеальный рынок. Конкуренция. Олигополия. Монополия. Конкуренция производителей. Конкуренция потребителей. Условия работы рынка.

    1.  Предпринимательство

    Предпринимательство как явление современного мира. Репетиторство. Предприниматель. Прибыль. Характеристики предпринимательской деятельности. Менеджер и предприниматель. Риск предпринимательства. Формы предпринимательства: корпорации, индивидуальное, партнёрское (работа по схеме стр. 87). Пример успешного бизнеса.

    1. Роль государства в экономике

    Государство как субъект экономики. Таблица сравнения экономических систем: традиционная, командная, рыночная. Способы воздействия государства на экономику и население. Налоги: прямые и косвенные. Федеральные, региональные и местные налоги. Другие классификации налогов. Социальная политика государства.

    1. Бюджет государства и семьи.

    Бюджет как финансовый план. Фазы составления бюджета: постановка финансовых целей, оценка доходов, планирование расходов. Государственный бюджет. Схема принятия государственного бюджета. Государственный долг.  Способы решения проблем дефицита государственного бюджета (работа по схеме стр.102). Социальные программы.

    1. Труд

    Труд: производительный и непроизводительный. Работа. Заработная плата и её виды: сдельная и повременная. Карьера. Безработица. Безработный. Причины безработицы.

    1. Социальная структура.

    Социальная структура. Страта. Статус и социальное положение. Социальная группа. Критерии социальной группы. Социальные и межличностные отношения. Знаки отличий группы. Одежда и статус. Статусные символы: жильё, язык, жесты, манера поведения. Имидж. Социальная роль.

    1. Богатые. Бедные.

    Неравенство, богатство, бедность. Наследство. Работа с документом – М. Гиблов «Дом в Москве, два – в Париже». Социальное неравенство и уровень жизни.  «Новые русские» и «новые бедные».

    19.  Этнос: нации и народности

    Этнос. Социальные факторы. Семья. Клан. Признаки этноса: общность исторической судьбы, общие традиции, культура, особенности быта, язык, территория. Этническое самосознание. Родина. Миграция. Племя. Народность. Нация. Признаки нации.

    1. Конфликты в обществе.

    Конфликт.  Субъекты и предмет конфликта. Разряды конфликтов: внутриличностные, межличностные, социальные. Повод для конфликта. Виды конфликтов: политические, экономические, культурные и религиозные, профессиональные, этнические. Виды конфликтов по способу протекания: конфронтация, соперничество, конкуренция. Цель конфликта. Разрешение конфликта. Семейные конфликты. Способы разрешения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы, власти, закона.

    1. Семья.

    Семья. Признаки семьи. Жизненный цикл семьи и его стадии. Нуклеарная семья. Расширенная семья. Развод, его причины и последствия.

    Формы и средства контроля

                                                                     

    1. Промежуточный контроль (тестирование)                                                          

    Тест №1 «Общество и человек»

    Тест №2 «Экономика»

    Тест №3 «Социальная сфера общества»

    Тест №4  Итоговое тестирование

    1. Фронтальный опрос
    2. Мини-исследования
    3. Составление  сравнительных таблиц
    4. Графические работы (схемы)
    5. Самостоятельная  работа учащихся с учебником по понятиям, с последующей беседой.  
    6. Составление тема тических творческих рассказов на основе ис пользования нескольких источников
    7.  Работа с документами

     

            Перечень учебно- методических средств обучения

    Основная литература:

    1. Учебник. Обществознание. 8 класс Кравченко А. И. Русское слово, 2008.
    2. Рабочая тетрадь. И.С. Хромова. М.:Русское слово, 2010.
    3. Сборник: Обществознание. Программа курса для 8-9, 10-11 классов общеобразовательных учреждений. (общеобразовательный уровень) Кравченко А. И. Русское слово, 2009.
    4. Поурочные методические разработки 8 класс. М.: Русское слово, 2010.

    Сайты в помощь учителю:

    Название сайта

    Электронный адрес

    Русский образовательный портал

    http://www.gov.ed.ru

    Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области

    http://www.beluno.ru

    Белгородский региональный институт ПКППС

    http://ipkps.bsu.edu.ru/

    Академия повышения квалификации работников образования

    http://www.apkro.ru

    Федеральный российский общеобразовательный портал

    http://www.school.edu.ru

    Федеральный портал «Российское образование»

    http://www.edu.ru

    Портал компании «Кирилл и Мефодий»

    http://www.km.ru

    Образовательный портал «Учеба»

    http://www.uroki.ru

    Журнала «Вестник образования»

    http://www.vestnik.edu.ru

    Дополнительная литература:

    1. Баранов П.А.  Воронцов А.В. Шевченко С.В. Обществознание полный справочник для подготовки к ЕГЭ . Москва Астрель 2011 г.
    2. Баранов П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА– М.: АСТ: Астрель 2009 г.
    3. А.В.Махоткин, Н.В. Махоткина Обществознание в схемах и таблицах. – М.:Эксмо, 2012.
    4. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание: учеб.пособие для школьников. М.: Дрофа,2010 .
    5. Сазонова Т.Г. Обществознание в таблицах и схемах, Спб.:ООО «Виктория плюс», 2010

       

    Оборудование:

    1. Мультимедийный проектор
    2. Компьютер
    3. Экран
    4. Комплект плакатов 6-11 классы Агафонов С.В. Обществознание.
    5. Электронный вариант пособия Обществознание в таблицах и схемах/ Махоткин А.В., Махоткина Н.В.
    6. Учебное электронное издание «Обществознание»

                                                                           

    Тест №1 «Общество и человек»

    Вариант 1

                   

    1. И общество, и природа:

    1. являются средой обитания человека
    2. движутся от более низких ступеней развития к более высоким
    3. не   могут   существовать  изолированно друг от друга
    4. реализуют принцип:  «Выживает сильнейший»

    2.Верны ли следующие суждения?

    А. С ходом истории воздействие общества на природу возрастает.

    Б. Природа — неисчерпаемая кладовая ресурсов для человечества.

    1. верно только А       2) верно только Б        3) верно и А и Б        4) оба суждения неверны

    3.Верны ли следующие суждения?

    А. Общество представляет собой обособив шуюся от природы часть мира.

    Б. Общество и природа находятся в нераз рывной взаимосвязи.

    1) верно только А       2) верно только Б        3) верно и А и Б        4) оба суждения неверны

    4.Вырубка тропических лесов в ряде африканских стран с целью увеличения пахотных земель является примером взаимодействия:

    1. общества и государства          2)экономики и политики

    3)природы и общества                   4)цивилизации и культуры

    5.Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у животных:

    1) действие механизмов наследственности           2) работа органов чувств

    3) обменные процессы                                            4) творческая активность

    6.И человеку, и животному свойственна:

    1) трудовая активность                         2) забота о потомстве

    3) познавательная деятельность           4) самореализация

    7.Выберите из перечисленного позиции, относящиеся к духовной сфере жизни общества:

     1) развлекательная телепередача     2) научное исследование     3)повышение по службе

     4) судебное разбирательство    5)идеологические разногласия         6) сословные различия

      8 Распределите перечисленное ниже следующим образом. Три первые позиции                         должны  представлять социальную сферу, три последующие - духовную:

    1. теория общественного развития           2) пособие по безработице

    3) идея социальной справедливости        4) социальное расслоение общества

    5) социальный статус личности           6) общественное мнение

    9.Выберите из списка свойства человека имеющие социальную природу.

     1) способность к совместной преобразовательной деятельности

     2) стремление к самореализации    3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и своё место в нём   5) потребность в воде, пище, отдыхе

     6) способность к самосохранению

    10. До сих пор существуют малочисленные племена, находящиеся на стадии первобытных  отношений и не имеющие контактов с остальным миром. Они практически не занимаются  хозяйственной деятельностью, извлекая все необходимое для существования из окружающей природной среды. Собранные плоды, убитые животные становятся принадлежностью всего  племени и распределяются на началах уравнительности вождем племени.   Природной или общественной жизнью живут эти племена? Свой ответ обоснуйте.

    11.Раскройте на 3 примерах значение понятия «общество».

    Тест №1 «Общество и человек»

    Вариант 2

    1.В отличие от природы общество:

    1) является системой                                                       2) находится в развитии

    3) выступает в качестве творца культуры                     4) развивается по собственным законам

    2.Понятие «общество» включает

    1) природную среду обитания                                        2) формы объединения людей

    3) принцип неизменности элементов                            4) окружающий мир

    3.Верны ли суждения об обществе?

    А. Общество является развивающейся системой.

    Б. Общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними.

    1) верно только А                  2) верно только Б      3) оба верны       4) оба неверны

    4.Отношение общества и природы характеризуются тем, что:

    1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу

    2) природа полностью определяет направления развития общества

    3) общество не оказывает существенного влияния на природу

    4) природа и общество воздействуют друг на друга

    5.Примером влияния природных факторов на развитие общества является

    1) создание памятника древнерусского права – «Русской правды»

    2) совпадения территории расселения восточнославянских племён с бассейнами крупных рек          3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой

    4) деление дружины на старшую и младшую

    6.Человек от животного отличается тем, что он

    1) имеет природные инстинкты                           2) обладает наиболее совершенным слухом

    3) не зависит от природных условий                   4) обладает членораздельной речью

    7.Верны ли суждения о человеке?

    А. Человек остаётся частью природного мира.

    Б. Человек развивается в процессе  социальной и культурной эволюции.

    1) верно только А         2) верно только Б       3) оба верны        4) оба неверны

    8.Биологическими (природными) качествами человека являются:

    1) способность к продолжению рода              2) умение защищаться от врагов

    3) умение находить пропитание                      4) способность преобразовывать природную среду    5) забота о детях                                   6) способность к творчеству

    9.Укажите позиции, характеризующие общество в наиболее широком смысле слова.

    1) население крупнейшей страны мира   2) обособившаяся от природы часть материального мира

    3) форма совместной жизнедеятельности людей   4)  объединение любителей шахмат

    5) определённая стадия в истории человечества    6) всё человечество в целом.

    10.К какой сфере жизни общества можно отнести следующие социальные явления?

    1) программа помощи малоимущим семьям       2) строительство металлургического комбината

    3) проведение предвыборной кампании        4) снижение ввозных таможенных пошлин

    5) принятие нового кодекса законов           6) проведение кинофестиваля

    7) открытие в области генетики    8) марш протест против загрязнения окружающей среды

    11.Докажите, что человек является социальным существом (не менее 3 аргументов).

    Ответы к тесту «Общество и человек»

    Вариант 1

    Вариант 2

    1 – 3

    2 – 1

    3 – 3

    4 – 3

    5 – 4

    6 -2

    7 – 1 2

    8 – 245136

    9 – 124

    10 – общественной жизнью живёт племя, т.к. совместная деятельность по добычи пищи, существует иерархия внутри племени – вождь, уравнительность в распределении тоже является общественной чертой, т.к. в природе большую часть получает сильнейший.

    11.Значения «общества» -

    1) группа с общими интересами или                                                 происхождением

    2) население одной страны

    3) исторический этап развития человечества

    1 – 3

    2 – 2

    3 – 1

    4 – 4

    5 – 2

    6 – 4

    7 – 3

    8 – 1235

    9 – 236

    10 – экономика – 2 4

           политика – 3 5

           социальная – 1 8

           духовная – 6 7

    11 – человек существо социальное, т.к. только в обществе он приобретает такие человеческие качества как речь, способность логического мышления, усваивает социальные нормы, которые являются регуляторами поведения человека и отличают его от животных. Возможно объяснение исходя из определения, что такое человек – разумное, деятельное, творческое существо – всё это формируется только в обществе

    Тест по теме: «Экономика»

    1. Основным организатором производства в современном обществе является:

    а) отдельный человек;

    б) семья;

    в) предприятие;

    г) государство в целом.

    2. Природные ресурсы, используемые в современном хозяйстве:

    а) ограничены;

    б) неисчерпаемы;

    в) постоянно возрастают

    3. При покупке товара на рынке деньги выступают в качестве:

    а) средства всеобщего обмена;

    б) средства платежа;

    в) средства накопления.

    4. Позднее всего в качестве денег стали использовать:

    а) бумажные банкноты;

    б) золото;

    в) меха;

    г) кредитные карточки.

    5. По российскому законодательству самостоятельно заниматься предпринимательской деятельностью можно:

    а) с 14 лет;

    б) с 16 лет;

    в) с 18 лет.

    6. Определите, в какой отрасли хозяйства наиболее развит малый бизнес:

    а) пищевая промышленность;

    б) железнодорожный транспорт;

    в) металлургическая промышленность.

    7. К какому виду бизнеса можно отнести банковскую деятельность?

    а) производственный;

    б) страховой;

    в) финансовый;

    г) торговый.

    8. Первые банки появились:

    а) в России;

    б) в Германии;

    в) в Италии.

    9. Обязанностью менеджеров является:

    а) непосредственное производство продукции;

    б) руководство персоналом предприятия;

    в) предоставление капитала для организации бизнеса.

    10. Малоимущей считается семья, в которой:

    а) более трех детей;

    б) расходы постоянно превышают доходы;

    в) доход на одного члена семьи ниже прожиточного минимума;

    г) все вышеперечисленное.

    11. для занятия предпринимательством с 14 лет подросток должен:

    а) закончить экстернатом школу;

    б) получить согласие родителей;

    в) получить согласие директора школы.

    12. Продолжительность рабочего времени в неделю по российскому законодательству не должна превышать:

    а) 20 часов;        

    б) 40 часов;

    в) 50 часов.

    13. Право на пенсию по возрасту мужчинам предоставляется:

    а) с 55 лет;

    б) с 60 лет;

    в) с 65 лет.

    14. Конституция РФ:

    а) не рассматривает вопросы о труде;

    б) закрепляет свободный характер труда;

    в) регулирует условия заключения трудового договора.

    15. При приеме несовершеннолетнего на работу:

    а) не обязателен медицинский осмотр;

    б) не устанавливается сокращенный рабочий день;

    в) не разрешаются ночные и вредные для здоровья работы.

    16. При увольнении несовершеннолетнего по решению администрации необходимо:

    а) только его личное согласие;

    б) только решение администрации;

    в) согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    17. Определите значения понятия «экономика»:

    а) искусство ведения домашнего хозяйства;

    б) рационально организованная экономическая деятельность людей по созданию предметов и услуг для удовлетворения потребностей;

    в) наука об окружающей человека среде;

    г) предметы и средства удовлетворения потребностей людей;

    д) хозяйство страны.

    18. В роли денег в современном обществе не выступают:

    а) меха;

    б) банковские чеки;

    в) монеты;

    г) бумажные купюры;

    д) драгоценные камни;

    е) кредитные карточки.

    19. Трудовой договор:

    а) заключается между работником и работодателем;

    б) имеет устную форму;

    в) определяет размер зарплаты;

    г) не может быть расторгнут;

    д) заключается только при наличии паспорта или иного

    документа, удостоверяющего личность работника.

    20. Соотнесите понятия и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    а) обмен

    1) место торговли; система экономических отношений,

    связанных с обменом товаров и услуг

    б) банк

    2) купля-продажа товаров и услуг

    в) рынок

    3) денежное выражение стоимости товаров и услуг

    г) производство

    4) процесс создания товаров и услуг, предназначенных для продаж

    д) рыночная цена

    5) финансовое учреждение, которое объединяет денежные средства, принимает вклады и выдает кредиты

    21. Соотнесите вид бизнеса и характеризующую его деятельность: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    а) производственный бизнес

    1) продажа сотовых телефонов

    б) торговый бизнес

    2) выпуск музыкальных центров

    в) страховой бизнес

    3) оформление медицинской страховки при въезде в другую страну

    г) финансовый бизнес

    4) предоставление кредита

    22. Праздничными нерабочими днями в Российской Федерации не являются:

    а) день Победы;

    б) Масленица;

    в) день народного единства;

    г) Международный женский день;

    д) старый Новый год;

    е) день защитника Отечества.

    23. На каких должностях могут работать несовершеннолетние?

    а) Официант в ночном клубе;

    б) почтальон для доставки газет и писем;

    в) ночной сторож на фирме;

    г) грузчик по разгрузке вагонов;

    д) продавец в «Макдоналдс»;

    е) уборщик на заводе химических удобрений.

    24. Соотнесите продолжительность рабочего дня и категории несовершеннолетних: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    а) 2,5 часа

    1) 15 — 16 лет, только работают

    6) 5 часов

    2) 16 — 18 лет, только работают

    в) 3,5 часа

    3) 14 — 16 лет, совмещают работу с учебой

    г) 7 часов

    4) 16 — 18 лет, совмещают работу с учебой

    25. Определите верные высказывания:        

    а) современная экономика распределяет товары и услуги с помощью рынка;

    б) деньги не являются в современном обществе средством накопления;

    в) в России запрещен частный бизнес;

    г) каждая семья постоянно вступает в экономические отношения с другими членами общества;

    д) Всеобщая декларация прав человека 1948г. провозглашает право на труд.

            

    Ответы к тесту по теме:  «Экономика»

    № задания

    Ответы

    1

    В

    2

    А

    3

    А

    4

    Г

    5

    В

    6

    А

    7

    В

    8

    В

    9

    Б

    10

    В

    11

    Б

    12

    Б

    13

    Б

    14

    Б

    15

    В

    16

    В

    17

    АБД

    18

    АД

    19

    АВД

    20

    А2Б5В1Г4Д3

    21

    А2Б1В3Г4

    22

    БД

    23

    БД

    24

    А3Б1В4Г2

    25

    АГД

    Тест №3   Тема : «Социальная сфера»  1 вариант

     Часть1 . Задания уровня  А.

    А 1.  К малой социальной группе можно отнести

    1) верующих России     2) людей либеральных взглядов

    3) женщин Москвы       4) бригаду рабочих

    А 2.  Социальная группа, члены которой   обладают правами и обя занностями,   передающимися по наследству

    1) нация                  2) сословие                 3) класс                     4) номенклатура

    А3.  Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

    1) территориальному признаку 2) этническому признаку

    3) демографическому признаку  4) к профессиональному

    А 4.  Социальный статус — это

    1) поведение, ожидаемое от индивида           2) положение человека в обществе                  

    3) форма поощрения индивидов                     4) форма осуществления социальных функций

    А 5. Экономическая дифференциация проявляется в

    1) сращивание политической власти и крупного капитала   2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества      3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.      4) создании новых производств

    А6.  Социальные условия, при которых у людей различный доступ к социальными благам, называются

    1) социальной мобильностью   2) социальным статусом  

    3) социальным неравенством    4) социальными отношениями

    А7.  Преподаватель становится старшим преподавателем, старший  преподаватель — доцентом, доцент — профессором. Это пример

    1) социальной стратификации    2) социальной адаптации  

    3) социальной мобильности      4) социализации

    А 8.  Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот

    пример – проявление 1) горизонтальной социальной мобильности     2) вертикальной социальной мобильности 3) социальной стратификации     4) социальной адаптации

    А 9.  Обычаи и традиции

    1) закрепляют привычные образцы поведения  2) обеспечиваются силой государственного принуждения 3) имеют формальный характер

    4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном  поведении людей

    А 10.  Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

    1) социальным статусом     2) социальной мобильностью  

     3) социальной нормой       4) социальным порядком

    А 11.  Вера  в сверхъестественные силы — основа

    1) этических норм   2) религиозных норм   3) моральных норм  4) эстетических норм

    А 12.  Что из перечисленного можно считать проявлением отклоняю щегося поведения?

    1) следование моде   2) конформизм   3) преступление         4) коллекционирование марок

    А 13.  Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?

      А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.

      Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля

    1) верно только А      2) верно только Б     3) верно и А, и Б       4) оба суждения неверны

    А 14. Отклоняющееся поведение всегда:  

    1) наносит ущерб обществу    2) причиняет вред личности                                                                   3) нарушает права                    4) не соответствует социальным нормам

    А 15.  Семья в отличие от других малых групп характеризуется:  

     1) высокой политической активностью  2) общностью быта

     3) общими увлечениями                           4) профессиональным ростом

    А 16.  Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

     1) главенствующее положение отца семейства   2) возрастание роли женщины в семье

     3) взаимное уважение между супругами  

     4) активное участие женщин  в общественном производстве

    А 17.  К функциям семьи относится

    1) социализация личности             2) определение минимального размера оплаты труда

    3) установление системы школьного образования

    4) определение размеров коммунальных платежей

    А 18.  Выберите правильное утверждение

    1) в истории общества существовали разные виды семьи

    2) семейные отношения нормами права не регулируются

    3) современная семья включает всех родственников    

    4) семейные отношения нормами морали не регулируются

    А 19.  Одним из условий возникновения нации является

    1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

    2) рост уровня образованности населения  

    3) повышение рождаемости  

     4) образование правового государства

    А 20.  Преодолению национальных противоречий способствует

    1) перераспределение полномочий от национальных образований в пользу центра

    2) государственная поддержка малого бизнеса

    3) обеспечение прав и свобод личности независимо от национальной принадлежности

    4) переход к рыночным методам ведения хозяйства

    А 21.  Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует

    А. Развитию национальной культуры                  

    Б. Преодолению национальной ограниченности

    1) верно только А   2) верно только Б     3) верно и А, и Б              4) оба суждения неверны

    Часть 2. Задания уровня В.

    В 1.  Запишите слово, пропущенное  в схеме.

    Виды социальной стратификации

    Политическая

     . . .

    Профессиональная

    В 2. Запишите словосочетание, пропущенное в схеме

     . . . . .

    дочь

    мать

    дед

    друг

    знакомый

    начальник

    секретарь

    президент

    министр

    В3. Запишите слово, пропущенное  в схеме:

    социальная мобильность

    вертикальная

    ……

    В 4.  Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из этого ряда и  образованную по другому признаку.

           Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

    В 5 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

           Религия, государство, образование, абитуриенты, семья. производство.

    В6. Установите соответствие между видом статуса и отдельным социальным статусом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

            ОТДЕЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                                       ВИДЫ

                СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ                                          СТАТУСОВ

            1) маргинал                                                                 А) приобретенный

            2) белорус                                                                    Б) предписанный

            3) председатель профкома

            4) мужчина

            5) 16-летний человек

            6) брат

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    В7  Установите соответствие между главными социальными институтами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

              ГЛАВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ                                           СФЕРЫ ЖИЗНИ

                         ИНСТИТУТЫ                                                            ОБЩЕСТВА

          А) государство                                                                        1) экономика

          Б) религия                                                                                2) политика

          В) образование                                                                        3) духовная культура

          Г) производство                                                                      4) социальные отношения

          Д) семья

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    В8.  Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и обведите цифры, под которыми они указаны.

             1) обучение детей трудовым навыкам         2) материальная поддержка близких

             3) распределение домашнего труда             4) наделение наследственным статусом

             5) организация досуга                                   6) семейное предпринимательство

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем полу чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве тов (без пробелов и других символов).

         Ответ _____________

    В9  Найдите в приведенном ниже списке признаки социального статуса и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1) профессия 2) пол 3) цвет глаз 4) следование требованиям моды

    5) уважение к родителям 6) семейное положение

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем полу чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве тов (без пробелов и других символов).

     В10. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

         (1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.        Определите, какие положения текста носят

            А)

    фактический характер

            Б)

    характер оценочных суждений

           Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

    Тест №3   Тема : «Социальная сфера».   2 вариант

    Часть1 .     Задания уровня  А.    

    А 1.  Элементом социальной структуры общества является

    1) сословие                          2) партия               3) предприятие                   4) армия

    А 2.  Отношение к собственности, величина доходов, фактор поль зования властью — это признаки  1) этноса                   2) нации                   3) расы                 4) класса

     А 3.  К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер риториальному) признаку, относится(-ятся) 1) народность  2) нация       3) горожане                4) класс

    А 4.  Что из перечисленного относится к предписанному статусу?

    1) национальная принадлежность    2) уровень образования      

    3) уровень доходов        4) род занятий

    А 5.  Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

    1) правовой статус личности          2) политический статус личности

    3) предписанный социальный статус личности    

    4) достижимый социальный статус личности

    А 6.  Тот факт, что представители разных социальных слоев полу чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

    1) экономическую   2) политическую      3) профессиональную          4) демографическую

    А 7. Одно из проявлений социального неравенства — различие в

    1) доходах       2) способностях                  3) темпераменте            4) духовных запросах

    А 8.  Восходящей вертикальной социальной мобильности относит ся

    1)  повышение по службе             2) занятие предпринимательской деятельностью      

    3) понижение по службе              4) выход на пенсию

    А 9.  Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления

    1) горизонтальной социальной мобильности        2) вертикальной социальной мобильности                

    3) социальной стратификации                                4) социальной адаптации

    А 10.  Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются        -

    1) обычаями  2) моральными нормами        3) эстетическими нормами           4) традициями

    А 11.  Чем отличаются нравственные нормы от правовых?

    1) нравственные нормы возникли позже правовых норм    2) правовые нормы не существуют в писаной форме

    3) нравственные нормы отражают представления о добре  и зле

    4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством

    А 12.  Эстетические нормы

    1) закрепляются в государственном законодательстве  

     2) обеспечиваются силой государственного принуждения

    3) основаны на вере в сверхъестественные силы          

    4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

    А 13.  Силой государства обеспечиваются нормы

    1) моральные           2) правовые           3) эстетические          4) религиозные

    А 14. Верны ли следующие суждения?

     А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

     Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, ме ждународных договорах, политических принципах, мо ральных нормах.

    1) верно только А   2) верно только Б         3) верно и А, и Б          4) оба суждения неверны

    А 15.  Отклоняющееся поведение всегда нарушает

    1) правовые нормы   2) моральные нормы   3) социальные нормы       4) обычаи и традиции

    А 16.  Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

    А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие     самоконтроля.  Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.

    1) верно только А   2) верно только Б     3) верно и А, и Б           4) оба суждения неверны

    А 17.  Основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле ны которой связаны общностью быта и взаимной ответствен ностью, — это

    1) род                    2) сословие         3) семья                      4) элита

    А 18.  Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

     1) совместным проживанием как минимум трех поколений

     2) справедливым разделением домашних обязанностей

     3) экономической зависимостью женщины от мужчины  

     4) главенствующей ролью мужчины в семье

    А19.  Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи

    1) экономическая 2) досуговая    3) эмоционально-психологическая  4) социально-статусная

     А20.  Один из признаков нации —

     1) наличие конституции        2) общность исторического пути    3) единое гражданство    4) общность идеологии

     А 21.  Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

    1) отказ от национального насилия во всех его формах  

     2) оказание военной помощи сепаратистам

     3) курс на ослабление многонациональных государств      

     4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде ление

          Часть 2. Задания уровня В.

    В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

    Критерии социальной . . .

    культурные ценности

    уровень доходов

    виды деятельности

    уровень образования

      В 2. Запишите слово пропущенное в схеме

    Виды этносов

    Род

    Племя

    Нация

    . . . . . . .

       В 3. Запишите слово, пропущенное в схеме

    Функции  . . . .  . .

    Репродуктивная

    Досуговая

    Хозяйственная

    Социально-статусная

    В 4. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «этническая общность». Найдите и укажите термин «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.       Род, племя, каста, народность, нация.

       В 5.  Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

           Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

    В6.  Установите соответствие (социальные группы — критерий), для этого к каждому элементу левого столбца подберите все соответствующие позиции правого столбца.

    СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ:                              КРИТЕРИИ:

    1) мужчины                                                А) демографический

    2) племена                                                            Б)  этнический

    3) народности

    4) дети

    Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем полу чившуюся последовательность букв перенесите в бланк отве тов (без пробелов и других символов).

    1

    2

    3

    4

     В7. Установите соответствие между критерием социального статуса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

         КРИТЕРИИ  СТАТУСА                                 ВИДЫ СТАТУСА

    1) национальность                                             А) достигаемый

    2) профессия                                                         Б) предписанный

    3) пол

    4) образование

    5) социальное происхождение

    Запишите в таблицу буквы выбранных ответов, а затем полу чившуюся последовательность букв перенесите в бланк отве тов (без пробелов и других символов).

    1

    2

    3

    4

    5

    В8. Установите соответствие между подсистемами общества и социальными ситуациями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

                     СОЦИАЛЬНЫЕ                                                      ПОДСИСТЕМЫ

                        СИТУАЦИИ                                                            ОБЩЕСТВА

          А) организация предпраздничной торговли               1) экономическая

          Б) проведение референдума                                         2) политическая

          В) принятие закона об общественных                         3) духовная

               организациях

          Г) написание приключенческого романа

          Д) производство товаров массового спроса

          Е) проведение научного исследования

    Запишите в таблицу цифры выбранных ответов, а затем полу чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве тов (без пробелов и других символов).

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

                                                         

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем полу чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве тов (без пробелов и других символов).

    В9.  Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к социальным нормам регулирования и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1) экономические  2) правовые  3) религиозные     4) моральные         5) биологические

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания, а затем полу чившуюся последовательность цифр перенесите в бланк отве тов (без пробелов и других символов).

    В10.  Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1)В социологическом опросе приняли участие 2000 домо хозяек моложе 45 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (З)Каждая третья опрошенная полагала, что ранние браки зачастую заканчи ваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки обостряют кризис семейных ценностей.

    Определите, какие положения текста носят

    А)   фактический характер     Б)    характер оценочных суждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    1

    2

    3

    4

    Ответы к тесту «Социальная сфера»

    1 вариант

    2 вариант

    А

    1

    4

    2

    2

    3

    3

    4

    2

    5

    2

    6

    3

    7

    3

    8

    2

    9

    1

    10

    3

    11

    2

    12

    3

    13

    3

    14

    4

    15

    2

    16

    1

    17

    1

    18

    1

    19

    1

    20

    3

    21

    3

    В

    А

    1

    1

    2

    4

    3

    3

    4

    1

    5

    3

    6

    1

    7

    1

    8

    1

    9

    2

    10

    2

    11

    3

    12

    4

    13

    2

    14

    1

    15

    3

    16

    3

    17

    3

    18

    2

    19

    1

    20

    2

    21

    1

    В

    1

    экономическая

    2

    социальные статусы

    3

    горизонтальная

    4

    консерваторы

    5

    абитуриенты

    6

    абабба

    7

    23314

    8

    236

    9

    126

    10

    аааб

    1

    стратификация

    2

    народность

    3

    семьи

    4

    каста

    5

    соцструктура

    6

    абба

    7

    бабаб

    8

    122313

    9

    234

    10

    аааб

    Итоговое тестирование по  обществознанию 8 класс

    Тест №4 Вариант № 1

    А1. Что из нижеприведённого характеризует общество как систему?

    1) обособление от природы             3) сохранение связи с  природой

    2) постоянное развитие                    4) наличие сфер и институтов

    А2. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется…

    1) формированием рыночной экономики

    2) ограничением социальной мобильности

    3)  развитием средств массовой коммуникации

    4) организацией фабричного производства

    А3. Что из перечисленного характеризует искусство в отличие от науки?

    1) выявление закономерностей развития природы и общества

    2) теоретическое решение мировоззренческих проблем

    3) отражение мира в художественных образах

    4) использование теоретических понятий

    А4.Человек от животного отличается тем, что он …

    1) имеет природные инстинкты                           3) не зависит от природных условий

    2) обладает наиболее совершенным слухом       4) обладает членораздельной речью

    А5. Существует несколько значений понятия «экономика». Какая позиция иллюстрирует экономику как науку?

    1) открытие нового супермаркета

    2) расчёт изменения спроса на мобильные телефоны

    3) оказание населению медицинских услуг

    4) расширение сети парикмахерских салонов

    А6. Что характеризует рыночную экономику?

    1) частная собственность на средства производства

    2) уравнительное распределение производимых продуктов

    3) государственное регулирование ценообразования

    4) централизованное планирование производства

    А7. Профицит государственного бюджета -  это…

    1)  понижение курса национальной валюты     3) превышение доходов над расходами

    2) высокий уровень инфляции                           4) отказ исполнять долговые обязательства

    А8. К этническим общностям относятся:

    1) общины      2) элиты           3) маргиналы      4) народности

    А9. Отказ подать руку или поддержать дружеские отношения – это пример применения санкций…

    1) неформальных позитивных      3) неформальных негативных

    2) формальных позитивных          4) формальных негативных

    А10. Репродуктивная функция семьи проявляется в …

    1) организации потребления                          3) в воспитании детей в традициях семьи

    2) моральной регламентации поведения      4) биологическом воспроизводстве

    А11.Что является примером вертикальной социальной мобильности?

    1) переезд на новое место жительства

    2) получение титула баронета мелкопоместным дворянином

    3) получение рабочим водительских прав

    4)  переход банковского служащего на ту же должность в другой  банк

    А12. Какую форму правления описывает известный афоризм:  «Король царствует, но не правит»?

    1) абсолютную монархию             3) парламентскую республику

    2) конституционную монархию    4)  президентскую республику

    А13.Верны ли следующие суждения о государстве?

    А) Ведущим институтом политической системы, призванной обеспечивать стабильность общества, выступает государство

    Б) Государство обладает исключительным правом применять силу по отношению к нарушителям закона

    1) верно только А                           3)  верны оба суждения

    2) верно только В                           4) оба суждения  неверны

    А14. Право – это…

    1)  правила поведения, закреплённые обычаем

    2) общеобязательные нормы, установленные и защищаемые государством

    3)  совокупность представлений общества о добре и зле

    4)  правила поведения, сложившиеся в результате длительного исторического применения

    В1. Запишите слово, пропущенной в  приведенной ниже схеме:

     Материальные

    Социальные

    Духовные

    ?

    В2.  Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:

    1. Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

    В3.  Установите соответствие между видами налогов и примерами: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

    Примеры налогов

    Виды налогов

    А) подоходный налог

    Б) налог с продаж

    В) акцизный сбор

    Г) налог на наследство

    Д) налог на имущество

    Е) налог на добавленную стоимость

    1. Прямые налоги

    2) Косвенные налоги

    Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем перенесите получившуюся последовательность цифр (без пробелов и каких-либо символов) в бланк ответов:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    В4.  Найдите в приведённом ниже списке пути общественного развития и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

    1. дифференциация
    2. эволюция
    3. мобильность
    4. стратификация
    5. революция

    Часть 3. Задания уровня С.

    С 1   Прочитайте текст и выполните задания

        Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.    Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.    

      Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.        Л. Туроу

    1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

    2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

    3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука жите три причины.

    4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

    С2.  Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

    С3. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

    С4. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

     

    Итоговое тестирование по  обществознанию 8 класс

    Тест №4 Вариант № 2

    А1. Какой признак характеризует общество как систему?

    1) обособление от природы             3)  способы взаимодействия людей

    2) часть материального мира           4)  сохранение связи с природой

    А2. Какой признак относится к индустриальному обществу ?

    1) ведущая роль сельского хозяйства

    2) преобладание промышленности

    3)  слабый уровень разделения труда

    4) решающее значение сферы услуг в экономике

    А3.В наиболее общем виде под культурой понимают?

    1) сложные формы человека и животных

    2) все виды преобразовательной деятельности человека

    3) приспособление живых существ к окружающей среде

    4) явления природы, благоприятные для человека

    А4. И человеку и животному свойственны потребности …

    1) социальной активности                       3) заботе о потомстве

    2) целенаправленной деятельности        4) изменении среды обитания

    А5.Ограниченность ресурсов – это проблема…?

    1) исключительно стран со смешанной системой

    2) исключительно стран с рыночной экономической системой

    3) исключительно бедных стран

    4) любой страны

    А6. Необходимым признаком рыночной экономику является…

    1) свободное ценообразование

    2) использование новых технологий

    3) высокой качество продукции

    4) рост числа крупных предприятий

    А7. Дефицит  государственного бюджета -  это…

    1)  уменьшение числа налоговых поступлений      3) сокращение объёма денежной массы

    2) превышение государственных расходов над доходами         4) снижение внешнего долга                

    А8.По признаку принадлежности к религиозной конфессии выделяют такую социальную общность, как:

    1) сельчане      2) москвичи           3) рабочие      4) католики

    А9. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций.  К числу неформальных относится:

    1) вручение грамоты                      3) премирование

    2) лестный отзыв товарища           4) вручение памятного подарка

    А10. Социальные нормы, в которых выражаются представления людей о хороших и плохих поступках, называются…

    1) политическими                          3) моральными

    2) правовыми                                 4) эстетическими

    А11.К восходящей социальной мобильности относится переход (переезд) ?

    1) переезд  из сельской местности в город

    2) с гражданской службы на военную

    3)  с рядовой работы на руководящую

    4)  с государственного предприятия на частное

    А12. Демократический режим характеризуется

    1) защитой прав и свобод граждан 3) командно-административными методами управления  

    2)  господством исполнительной власти   4) господством обязательной идеологии

    А13.Верны ли следующие суждения о государстве?

    А) Государство является институтом политической системы

    Б) Государство обеспечивает своей силой действие правовых норм

    1) верно только А                           3)  верны оба суждения

    2) верно только В                           4) оба суждения  неверны

    А14. Понятие «преступление» и виды преступлений определены в

    1)  Конституции РФ

    2)  Уголовном кодексе РФ

    3)  Кодексе об административных правонарушениях РФ

    4)  Гражданском кодексе

    В1. Запишите слово, пропущенной в  приведенной ниже схеме:

     

    ?

    Сферы жизни общества

    Политическая

    Социальная

    Духовная

    В2.  Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по политико-идеологическому признаку. Найдите и укажите термин, выпадающий из этого ряда:

    1. Коммунисты, социал-демократы, либералы, католики, консерваторы. 

    В3.  Установите соответствие между примерами  проявления и формами культуры: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

    Примеры  социальных фактов

    Формы культуры

    А) открытие фестиваля песни «Новая волна»  в Юрмале

    Б) премьера телесериала

    В) конкурс фольклорных коллективов

    Г) ток-шоу с участием поп-звезды

    Д) Ивана Купалы

    Е) переиздание детектива - бестселлера

    1) массовая

    2) народная

    Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем перенесите получившуюся последовательность цифр (без пробелов и каких-либо символов) в бланк ответов:

    А

    Б

    В

    Г

    Д

    Е

    В4.  Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение неформальных позитивных санкций и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания:

    1. К. присвоили звание « Заслуженный учитель РФ»
    2. Друзья похвалили С. За подготовленный праздник
    3. В. получил на заводе премию за  своё изобретение
    4. Выступление учеников  10 класса на школьном вечере вызвало аплодисменты
    5. Заметка в стенгазете получила одобрение коллег
    6. Л. Получил степень доктора физико-математических наук

    Часть 3. Задания уровня С.

    С 1   Прочитайте текст и выполните задания

        Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.    Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.    

      Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.        Л. Туроу

    1. В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления.

    2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

    3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука жите три причины.

    4. Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.

    С2.  Перечислите любые три черты, характеризующие образование как социальный институт.

    С3. Проиллюстрируйте тремя примерами отличия в системе управления парламентской и президентской республик.

    С4. На встрече российского правительства с представителями профсоюзов и предпринимателей высказывались противоположные мнения об экономической политике. Профсоюзы настаивали на увеличении доли прибыли фирм, направляемых на социальные нужды. Предприниматели предлагали увеличить инвестиции в реальное производство. Предложите по два аргумента в поддержку позиции каждой группы участников.

    Ответы к тесту

    Вариант1

    Вариант2

    Ключи:  А1- 4, А2- 3, А3- 3, А4- 4, А5- 2, А6- 1, А7- 3, А8- 4, А9- 3, А10- 3, А11- 2, А12- 2, А13- 3, А14- 2, В1 – потребности, В2 – консерваторы, В3 – 122112, В4 -25

    А1- 3, А2- 2, А3- 2, А4- 3, А5- 4, А6- 1, А7- 2, А8- 4, А9- 2, А10- 3, А11- 3, А12- 1, А13- 3, А14- 2, В1 –экономическая, В2 –католики, В3 – 112121, В4 -245

    С1 Текст

     1). В чем, по мысли автора, выражается кризис семейных отношений в современном обществе? Укажите два его проявления. Ответ:   В ответе указываются такие проявления кризиса семейных отношений:- рост числа разводов;     -увеличение количества неполных семей. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    2). В ответе называются сферы общества: - социальные отношения; - экономика.

    Показан характер их связи: социальные отношения не определяются экономикой, но должны быть с ней совместимы. Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    3). Ответ:   В ответе могут быть названы следующие причины этого явления:

    - сложившаяся экономическая система во многих случаях делает недостаточными

    для поддержания уровня жизни семьи заработки одного отца;- усиливаются ценности личных достижений в ущерб семейной солидарности,- женщины стремятся расширить круг своих социальных ролей, выйти за рамки ролей матери, жены, хозяйки дома Содержание верного ответа и указания к оцениванию

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла,)

    4) Ответ: В ответе называется тип семьи: партнерская (демократическая).

    Могут быть названы такие ее признаки: - совместное принятие решений, затрагивающих интересы членов семьи; - более равномерное распределение семейных обязанностей.

    Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    С2. Ответ: Могут быть указаны такие черты, как наличие - ролевой системы (ученик, учитель);- совокупности учреждений (институт, школа); - регулирующих правил (закон об образовании, устав вуза); - важных общественных функций (социализация молодежи).

    С3.  Ответ: В ответе могут быть приведены примеры: - в президентской республике президент получает полномочия непосредственно от избирателей, в парламентской республике президент обычно избирается законодательным собранием;

    - в президентской республике членов правительства назначает президент, в парламентской - лидер партии парламентского большинства; - в президентских республиках президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты, в парламентских республиках назначение в правительство получают только депутаты партии, располагающей большинством мест в законодательном собрании   Содержание верного ответа и указания к оцениванию. (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    С4. Ответ:   В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения профсоюзов: 1) необходимо повысить уровень доходов населения для решения задач борьбы с бедностью; 2) рост потребительского спроса будет способствовать росту объемов производства; 3) социальная помощь малообеспеченным слоям населения - важнейшая функция государства в рыночной экономике. В ответе могут быть приведены следующие аргументы в поддержку мнения предпринимателей: 1) возможность обновления техники и внедрения новых технологий; 2) возможность совершенствования структуры производства; 3) поддержка отечественного производителя; 4) повышение жизненного уровня населения возможно лишь на основе экономического роста.  Могут быть приведены и иные, имеющие основания аргументы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")

    Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...

    Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во

    Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...

    КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)

    КТП рабочая программа по обществознанию  к учебнику  Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....

    Рабочие программы класс(обществознание )

    рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

    Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»

    Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...

    Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»

    Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...

    Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»

    Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  к УМК п...