урок обществознания в 10 классе
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Эльвира Чойжалсановна Бадмаева

Урок обществознания в 10 классе

Кто есть человек?

Бадмаева Эльвира Чойжалсановна

Учитель обществознания и права

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

Цель: определить феномен человека на основе анализа образов, представленных в литературе, философии и реальных жизненных ситуациях.

 Задачи:          

 -  раскрыть сущность человека (на примерах из философии, литературы и реальной жизни);

- способствовать развитию умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки монологической, диалогической речи;

 

            -  способствовать осмысленному пониманию ценности человеческого существования, самоопределению личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_v_10_klasse.docx20.38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе

Кто есть человек?

Бадмаева Эльвира Чойжалсановна

Учитель обществознания и права

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

Цель: определить феномен человека на основе анализа образов, представленных в литературе, философии и реальных жизненных ситуациях.

 Задачи:          

 -  раскрыть сущность человека (на примерах из философии, литературы и реальной жизни);

- способствовать развитию умений сопоставлять, анализировать, обобщать, делать выводы, развивать навыки монологической, диалогической речи;

            -  способствовать осмысленному пониманию ценности человеческого существования, самоопределению личности.

Вводно-мотивационный этап:

Добрый день, дорогие ребята! Рада приветствовать Вас сегодня на уроке…… (настрой на доброжелательный диалог)

Вопрос: Ребята, а вы часто задаете себе вопрос : «Кто я? Какой Я есть? кем хочу стать? каким буду? И т.д.   Каким одним словом можно объединить все эти вопросы. Чем вы занимаетесь, когда сами себе задаете вопросы?   (предполагаемые ответы-самооценкой, самоанализом, самопознанием)

Пригласить желающего на диалог с самим собой. Дать зеркало и предложить в двух трех словах описать себя….Кто я? Какой я? И т.д. (индуктор)

Прием остановка с чтением…прочитать притчу:

(Притча) В американском аэропорту Кеннеди журналист проводил опрос на тему:
"Что по вашему мнению является самым отвратительным на свете?" 
Люди отвечали разное: война, бедность, предательство, болезни..
В это время в зале находился дзэнский монах Сунг Сан. Журналист, увидев буддийское одеяние, задал вопрос монаху. А монах задал встречный вопрос:
— Кто вы? 
— Я, Джон Смит.
— Нет, это имя, но кто Вы?
— Я телерепортёр такой-то компании.. 
— Нет. Это профессия, но кто Вы? (прервать чтение)

Предложить продолжить диалог….Как вы думаете что ответил репортер…

Прочитать полный вариант притчи:
— Я человек, в конце концов!.. 
— Нет, это Ваш биологический вид, но кто вы?.. 
Репортёр наконец понял, что имел в виду монах и застыл с открытым ртом, так как ничего не мог сказать. 
Монах заметил: 
— Вот это и есть самое отвратительное на свете - не знать, кто ты есть.

Репортер ответил, что он человек…и каждый из нас здесь сидящих в первую очередь на такие вопросы…ответит, что он человек

О чем мы будем говорить сегодня? Как мы обозначим тему урока?Какова цель сегодняшнего урока?  (ответы учащихся)Раскрыть сущность человека.

Операционно-содержательный этап:

  1. Так кто есть ЧЕЛОВЕК?  Как вы ответите на этот вопрос?

Составление кластера… (определение, основанное на личностном опыте)    

  1. Образы «Человека» в философии

А вот что говорят философы различного времени о человеке. Я вам подготовила несколько высказываний философов

Предложить мнение философов о человеке.

«Человек – это политическое животное». (Аристотель)

«Человек -  хрупкий тростник, но тростник мыслящий». (Блез Паскаль)

 «Человек – это существо на двух ногах и неблагодарное». (Ф.М. Достоевский)

 «Человек – высшая ценность, разумный центр Вселенной, тот пункт, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.» Дени Дидро

         С чем вы не можете согласиться? Чьи слова Вы готовы разделить?  

( интерактивный диалог)

(Определение собственной позиции, самоопределение, выделение личностно значимых качеств человека, нравственного аспекта в утверждениях философов, уточнение собственных  нравственных позиций.)

 Образ «Человека» в литературе.

Феномен «Человека» рассматривается не только с точки зрения философии, также особое внимание феномену человека уделяется и в литературе. Вашему вниманию предлагается стихотворение Роберта Рождественского.

Чтение вслух.

Убили парня     за здорово живёшь.

За просто так. Спокойно.

Как в  игре...

И было это            не за тыщу вёрст

от города. А рядом. Во дворе.

Ещё пылали окна...

Между тем он так кричал,

               прижав ладонь к груди,

как будто накричаться захотел

за долгое молчанье впереди...

Крик     жил отдельно!

Вырастал стеной.

Карабкался, обрушивался с крыш.

Растерзанный,  отчаянный, больной,

нечеловечески огромный крик!

Он тёк по трубам,                  полз по этажам,

подвалы заполнял и чердаки.

Он ошалело тыкался в звонки!

Ломился в двери     и в замках визжал!..

И воздух был почти воспламенён.

И сигаретки      прыгали у рта:

«Вот если бы не вечером,

а днём...»,

«Вот если бы на фронте, — я б тогда...»

И всё. И только молний пересверк.

И всё. И не остановился   век...

Какое это чудо — Человек!

Какая это  мерзость — человек!

        В чем смысл данного стихотворения? Проанализируйте, пожалуйста, данное стихотворение и постарайтесь дать определение феномена человека, с точки зрения образов, представленных в данном произведении.

Интерактивный диалог, вывод определения на основе литературного произведения

  1. Образ «Человека» в реальных жизненных ситуациях.

Это мы с вами рассмотрели образы человека, представленные в литературе.

А что же в реальной жизни… ??

Сейчас я предлагаю вашему вниманию две реальные жизненные ситуации, в которых мы можем увидеть разные проявления сущности человека.

Итак, внимание на экран…

Просмотр видеороликов.

Какие мысли и чувства у вас вызвал просмотр данных сюжетов?

 (анализ, вывод определения)  

Рефлексивно-оценочный этап:

В начале урока мы с вами пытались дать определение понятию «Человек». Данное определение основывалось на вашем личностном опыте. Сейчас, пожалуйста, вспомните все образы, которые мы с вами проанализировали и попробуйте ещё раз (каждый в своей тетради) написать определение «Кто есть человек?»

Индивидуальная работа. Ответы нескольких учащихся.

Домашнее задание на выбор: 1. Сочинение –эссе «…Человек – это химера, невидаль, хаос, поле противоречий, чудо!»Б.Паскаль

2. Основываясь на примерах из классической литературы, написать  анализ  человечного и бесчеловечного поступка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...