Рабочая программа. Обществознание. 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Нафикова Лариса Николаевна

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Составлена с учетом психологических  и возрастных осбенностей обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nafikova_l.n._obshchestvo_9_kl.docx57.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Панаевская школа-интернат»

РАССМОТРЕНО и

 РЕКОМЕНДОВАНО

методическим объединением учителей гуманитарного цикла

Протокол от «31»августа 2015 г. №1

Руководитель _____________        И.Г. Бакулина

ПРИНЯТО

методическим Советом

Протокол от «31» августа 2015 г.    №1

Председатель    _________

И.В. Иванова

СОГЛАСОВАНО

И.о.заместителя  директора   школы - интерната по МР  

__________  И.В. Иванова 

«31» августа 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

_________Е.В. Дубникова

«31» августа 2015 г.

Приказ «31» августа 2015 г.     № 252

Рабочая программа

 Обществознание

9а класс

Составитель:

Нафикова Лариса Николаевна,

учитель истории и обществознания,

высшая КК

   

с. Панаевск

2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа по обществознанию для 9 класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» разработана на основании:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
  • Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004.
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897).
  • Примерной программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010.
  • Авторской программы Обществознание. Рабочие программы.  Предметная линия учебников под редакцией Л.Н. Боголюбова 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
  • Основной образовательной программы 6-9 классов Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа - интернат»  (приказ № 251-ОД от 31.08. 2015 г.).

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самопределу и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений, в сферах экономической и гражданско-общественной деятельности, в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в самостоятельной познавательной деятельности, правоотношениях, семейно-бытовых отношениях.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества.

Курс «Обществознание» в 9 классе включает  изучение 2 тем. Тема «Политика» дает представление о соотношении политики и власти,  определяет сущность государства, знакомит с разновидностями политических режимов. Тема вводит обучающихся в круг политических проблем современного общества, процесса складывания правового государства и правового общества, участия граждан в политической жизни.   Следующая тема «Право» вводит в круг проблем правовых, важных для формирования правовой культуры, осознанного отношения подростков к вопросам законности и правомерного поведения.

Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

  • умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
  • владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
  • выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности,

Необходимость разработки и значимость рабочей программы по обществознанию обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ступени основного общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитания гражданина, патриота.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования, обусловленных предметным содержанием и психологическими и возрастными особенностями пятиклассников.

Структура и содержание программы соответствует образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования.

Основными ключевыми компетенциями для учащихся являются:

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Организаторская деятельность и сотрудничество означает формирование способностей организовывать личную работу; принимать решения; нести ответственность; устанавливать и поддерживать контакты; учитывать разнообразие мнений и уметь разрешать межличностные конфликты; вести переговоры; сотрудничать и работать в команде; вступать в проект.

Новизна рабочей программы -  предполагается выделение специальных уроков-практикумов, на которых обучающиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.

Минимальный набор выполняемых обучающимися работ включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
  • участие в обучающих играх (ролевых, ситуативных, деловых), тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни; выполнение творческих работ по обществоведческой тематике.

Объектом изучения предмета «Обществознание» являются  знания о политических проблемах современного общества, процесса складывания государства и правового общества, участия граждан в политической жизни; правовые знания.

Цели и задачи курса:

  • развитие личности в ответственный период социального взросления, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия экономической и правовой информации и определение собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к правовым нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • усвоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
  •  овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
  • формировать аналитическое мышление школьника, способность самостоятельно разбираться в существе вопроса, подготовиться к будущей профессиональной деятельности;
  • воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение и способную отстаивать демократические идеалы и защищать патриотическую позицию.

В рабочей программе курс «Обществознание» для 9 класса представлен 2 темами:

1. Политика.

2. Право.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом школы-интерната предмет «Обществознание» относится к учебным предметам, обязательным для изучения на ступени основного общего  образования.

Согласно учебному плану школы-интерната на изучение предмета в 9а классе  выделяется  34 часа (1ч в неделю), из которых  на контрольные работы – 4 часа.

Для реализации программы выбран учебно-методический комплекс, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение обществознанию:

Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.В Виноградова, Н. И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.

Учебник содержит теоретический материал курса. Весь материал для организации практических занятий  сосредоточен в рабочей тетради, содержание которого достаточно обширно для многовариантной организации практической работы обучающихся.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.

Личностные результаты:  

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты: 

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных  источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления  жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Межпредметные связи: история Отечества, литература, география, музыка, МХК.

Форма организации образовательного процесса: коллективная;  групповая; индивидуальная.

Виды учебных занятий: урок, нетрадиционные формы уроков: лекция, практическое занятие, игры-обсуждения, «круглые столы», дискуссия.

В основе обучения лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Для достижения планируемых результатов предполагается использование элементов следующих образовательных технологий:

  • Технология проектного обучения        ;
  • Технология исследовательской направленности;
  • Здоровьесберегающая технология        ;
  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология проблемного обучения;
  • Игровые технологии. 

Основные формы и средства  контроля:

  • Тестирование (как тематическое, так в форме ОГЭ)
  • Индивидуальные карточки
  • Диктанты (используется текст с ошибками)
  • Контрольная работа
  • Творческие работы
  • Составление рассказа по сюжетным картинкам
  • Понятийные диктанты
  • Тематический кроссворд

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

программа

фактически

Количество часов

9

7

10

8

34

Контрольные работы

1

1

1

1

4

Практические, творческие

1

1

1

3

Др. виды деятельности

Составление простого плана к тексту, анализ таблиц и схем, тестирование, тематический кроссворд

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Тема 1. Политика (9ч.)

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Контрольная работа по теме  «Политика»

Тема 2.Право (22ч.)

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.

Контрольная работа по теме «Право».

Итоговое повторение по курсу. 2ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела, темы

Кол-во часов

Политика – 9ч.

1.

Политика и власть

1

2-3.

Государство

2

4.

Политические  режимы.

1

5.

Правовое государство

1

6.

Гражданское общество и правовое государство

1

7.

Участие граждан в политической жизни

1

8.

Политические партии  и движения

1

9.

Контрольная работа по теме  «Политика»

1

Право – 22ч.

10.

Право, его роль в жизни общества и государства

1

11.

Правоотношения и субъекты права.

1

12-13.

Правонарушения и юридическая ответственность.

2

14.

Правоохранительные органы

1

15-16.

Конституция Российской Федерации

2

17-18.

Права и свободы человека и гражданина

2

19-20.

Гражданские правоотношения

2

21-22.

Право на труд. Трудовые правоотношения

2

23.24.

Семейные правоотношения

2

25.

Административные правоотношения.

1

26-27.

Уголовно-правовые отношения

2

28.

Социальные  права

2

29.

Международно-правовая защита жертв  вооруженных  конфликтов

1

30.

Правовое регулирование  отношений  в сфере  образования

1

31.

Контрольная работа по теме «Право»

1

32.

Итоговое повторение по курсу

1

33-34.

Итоговое обобщение (тестирование)

3

ВСЕГО

34ч

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства: мультимедийный проектор и экран/интерактивная доска; принтер; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера; сканер; ксерокс; оборудование компьютерной сети;

Программные инструменты: операционные системы и служебные инструменты; текстовый редактор для работы с русскими и иноязычными текстами; редактор подготовки презентаций; редактор видео; редактор звука.

ЛИТЕРАТУРА

Для обучающихся

Основная:

1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.В Виноградова, Н. И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.

2. Обществознание. 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват. учреждений / Котова О.А., Лискова Т.Е.. - М. : Просвещение, 2011.

Дополнительная:

1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Для учителя

Основная:

1. Обществознание. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов, Н.В Виноградова, Н. И. Городецкая и др.; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. - М.: Просвещение, 2012.

Дополнительная:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации.

2. Дидактические  материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2012. 

3. Дыдко С.Н. Контрольные и проверочные работы по обществознанию 9 класс. – М.: Экзамен, 2011.  

4. Кодекс об административных правонарушениях.

5. Конституция Российской Федерации.

6. Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 9 класс/Сост. А.В. Позднеев. – М.: Вако, 2013.

7. Обществознание. Понятия и термины: справочник/М.Ю. Брант. – М.: Экзамен, 2013.

8. Позднеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию: 9 класс. – М.: Вако, 2010.

9. Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. – СПб.: Литера, 2010.

10. Трудовой кодекс РФ.

Адреса Интернет-ресурсов

  1. Сайт «Единая коллекция образовательных ресурсов»: http:/school-collection.edu.ru
  2. http://www.rusedu.ru
  3. http://rus.1september.ru
  4. http://www.openclass.ru
  5. http://www.metodist.ru
  6. http://www.standart.edu.ru – государственные образовательные стандарты второго поколения
  7. http://www.president.kremlin.ru/ - Президент РФ
  8. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - образовательные ресурсы Интернета - обествознание

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»

Под планируемыми результатами освоения рабочей программы по обществознанию в 9 классе понимаются позитивные изменения в личности обучающегося, на которые ориентирована данная образовательная программа.

В результате изучения обществознания  в 9 классе обучающийся должен:

Знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

• для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной и гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями, социальным положением.

Владеть   компетенциями:

  • Информационно- поисковой;
  • Учебно-познавательной;
  • Коммуникативной;
  • Рефлексивной;
  • Смыслопоисковой.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...