Креативность, или как стать гением
проект по обществознанию (9 класс) на тему

Внеклассное мероприятие (тренинг) по обществознанию в 9 классе

 

Цель: развитие гибкого и творческого мышления, расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kreativnost.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Креативность, или как стать гением»

Внеклассное мероприятие (тренинг) по обществознанию в 9 классе

Учитель : Левадная Ирина Михайловна.

Цель: развитие гибкого и творческого мышления, расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных навыков.

 1.«Что такое креативность?»

Учитель: В последнее время мы часто сталкиваемся с таким понятием, как креативность. Сначала оно употреблялось в  основной сфере рекламы, связей с общественностью, продвижения товаров и услуг. Теперь оно используется и в отношении управления предприятиями, людьми, в технике  и даже в обычной жизни.

Ученик: Слово «креативность» произошло  от латинского слова creatio – «созидание, творение» и в словарях толкуется как «творческие способности индивида, характеризующиеся  готовностью к продуцированию принципиально новых идей, где одарённость является независимым качеством». Это  свойство личности, творческий потенциал, возможности человека, которые проявляются в инновационных преобразованиях во всех сферах жизни – мышлении, чувствах, общении, познании, отдельных видах деятельности.

Другими словами, креативность – это оригинальность, изобретательность, способность мыслить нестандартно.

 Креативного человека отличает в первую очередь отсутствие страха перед стереотипами. Он смело рушит устоявшиеся традиции и предлагает инновационные решения проблем. Ему присущи и такие качества, как гибкость, обучаемость,  самостоятельность, стремление находить выход из самых, казалось бы, безвыходных ситуаций.

2.«Креативные гении. Кто они?»

Учитель: Креативные личности – это не обязательно художники, музыканты, писатели… Любой ребёнок до 6  лет обладает всеми признаками одарённости.

Чем же отличаются гении от обычных людей? Врождёнными качествами или талантом? Действительно ли природа важнее воспитания, а наследственность играет большую роль, чем социальная среда? Для поиска ответов на эти вопросы мы рассмотрим историю жизни таких великих людей, как Т.Эдисон, П.Пикассо, А.Энштейн.

Ученик: Томас Эдисон – великий изобретатель и предприниматель. Пабло Пикассо – самый культовый художник XX века, который выплеснул  на полотна подсознание людей, Альберт Энштейн – гениальный ученый ядерного века. Эти великие люди жили  в разное время, в разных странах, но у них есть поразительное сходство: все они обладали «духом Прометея» - несокрушимой и всепобеждающей силой духа. Из древнегреческой мифологии известно, что Прометей спас людей, украв огонь у солнца и отдав его человеку. За попытку просветить человечество он был жестоко наказан: его приковали к скале под открытым небом. Стервятник, который прилетал ежедневно с восходом солнца, выклёвывал его печень.

Учитель: Личности, о которых мы сегодня говорим, стали  синонимами творческой активности и новаторства. Эти качества не предопределяются генетически, как думают многие. Креативная продуктивность – результат стремления личности к созиданию и совершенствованию, а не случайное расположение  звёзд на небе на момент рождения. Специалисты (биографы, психологи) заметили, что генератором идей (в данном случае гениям) свойственны не только схожие черты характера, но и одинаковые подходы к работе

Ученик: Коперник, Галилей, Дарвин - настоящие творцы-бунтари.

Эдисон, Пикассо и Энштейн отрицали власть даже будучи маленькими детьми. В семье Энштейна бытовали настолько нетрадиционные и независимые взгляды, что родители забрали Альберта из обычной гимназии и отдали учиться в католическую начальную школу. А биограф Пикассо А.Хаффингтон дала такое описание его личности: «Он отрицал закон, моральные устои и обычаи. Неистовство и бунтарство были его силой». Но эти люди не сломались вопреки насмешкам и нападкам, и всё это благодаря устойчивой психике.

Книги часто становятся наставниками, друзьями, спутниками жизни гениев. Эдисон в 10 лет прочел «Отверженных» Виктора Гюго, немного позже «принципы» Ньютона. В качестве развлечения Энштейн читал Дарвина и научные труды других ученых. Пикассо увлекался философией Ницше. Все новаторы в раннем детстве проявляли любознательность и были жадными до чтения.

Для гениев работа всегда была превыше всего. Эдисон работал по 18 часов в сутки большую часть своей жизни. Он отвлекался лишь на перекуры и перерывы для еды. Однажды он заперся со своими сотрудниками в лаборатории на 60 часов без воды и пищи до тех пор, пока они не решили сложную задачу. Работа была для него эликсиром жизни, так же как и для других креативных гениев, включая Пикассо и Энштейна. Энштейн жаловался, что ему не хватает времени для работы. Он отказался надевать носки, так как считал излишней роскошью тратить на это энергию.

Все великие новаторы настолько верили в себя и в сои возможности, что казались очень самонадеянными. Непоколебимый оптимизм, уверенность и напор это те качества, без которых нельзя продвигать свои идеи в обществе. Эдисон говорил: «Проблема других изобретателей в том, что они после нескольких неудач бросают начатое. Я же не сдаюсь никогда, пока не добьюсь желаемого». Пикассо замечал: «Я не ищу, я нахожу».

Учитель: Очень важно умение увлечь других своей идеей. Великие

лидеры, как правило, харизматичны. Харизма - особое качество личности, способность очаровывать, убеждать и влиять на людей.

         Основа новаторского успеха - риск. Давайте прибегнем к спортивной терминологии: например, возьмём такой вид спорта, как шахматы. Осторожные разыгрывают защиту даже тогда, когда нужно агрессивное наступление. Перестраховщики фактически сдают игру, поскольку не верят в победу. И только лидеры, склонные к риску, продолжают наступление. Они рискуют даже тогда, когда в этом нет необходимости.

Кто они, креативные гении? Они неимоверно талантливы, и в то же время общество отвергает их. Почему? Во все времена находились силы, которым выгодно невежество людей. Галилей был отлучён от церкви, Колумб был заключен в тюрьму, Ньютон и Пастер были осмеяны. Дарвина обвинили в ереси, Бруно сожгли на костре.

Творцы преодолевали невежество и враждебность общества, разрушая старое. Им приходилось платить за новаторство, как Прометею за свой подвиг.

Ученик: Не только великим учёным свойственна кретивность, потому что креативность - это гениальность, не специфический дар. Творчество в человеке не обязательно проявляется в музицировании, стихосложении и занятиях живописью.

Креативность сродни с непосредственным восприятием ребёнка, ещё не испорченного влиянием стереотипов, устойчивых образов объекта, явления. По мере взросления большинство людей утрачивает способность к свежему восприятию жизни. Очень немногие сохраняют креативность с детства или, повзрослев, вновь обретают. По данным американского психолога Абрахама Маслоу, свой творческий потенциал реализует только один процент человечества. Как жаль! Причина этого в том, что люди не знают своего потенциала, они боятся своих способностей как неизвестности.

Из сказанного можно сделать вывод, что нестандартное мышление - это особый способ мировосприятия, способ взаимодействия с реальностью.

3.«Развитие креативного мышления»

Ученик: Что же мешает человеку проявлять это замечательное качество? Развитию креативности чаще всего мешаем именно мы сами: мыслительные барьеры, годами выработанная привычка во всём опираться на сознание; уверенность в том, что существует только одно правильное решение, только один возможный ответ, тогда как любая задача в действительности имеет множество решений; убеждённость в том, что всё уже кем-то придумано (а зачем изобретать велосипед?); очень часто мешает ориентация на мнение окружающих, страх показаться глупым.

Существуют и внешние факторы, влияющие на способность генерировать творческие идеи:

  • благоприятный психологический климат в коллективе, в семье.

Человек может работать творчески только там, где хорошо себя чувствует. Нервозность и стрессы мешают проявлению креативности;

  • блокировка         креативности         и недостаток времени. В условиях

цейтнота человек не может сосредоточиться на анализе и поиске путей решения задачи, не может проникнуть в её суть. Слишком большое количество времени тоже отрицательно сказывается на творческом процессе, потому что вызывает скуку. Здесь, как и во всём, нужна золотая середина;

  • атмосфера соревнования. Для получения наиболее успешного результата необходима командная деятельность и сотрудничество. Если команда идёт к одной цели, она быстрее достигнет успеха, нежели в том случае, когда каждый будет тянуть одеяло на себя.

4.«Учимся мыслить нестандартно»

Учитель: Нам кажется, будто яркие, гениальные идеи приходят в голову сами по себе. Это заблуждение. На самом деле этот творческий процесс проходит мыслительные стадии.

1. Подготовительный этап. Здесь формулируются задачи и делаются первые попытки их решения.

2. Инкубационный. Построение логической цепочки между решением проблемы и идеей.

3. Просветление. Благодаря интуиции происходит разрушение преград на пути к решению задач.

4. Проверка. Новые идеи проходят цензуру и проверку на прочность.

Решение творческих задач происходит не спонтанно, как мы думаем, а поэтапно.

В каждом из нас заложены скрытые способности, которые при грамотном подходе можно раскрыть. Как и любое качество характера, креативное мышление можно развивать и стимулировать. Предлагаем вам своеобразную зарядку для мозга.

Заданuе 1

Ведущий (1): При помощи большого, указательного и среднего пальцев сверните из каждой бумажки маленькие «снежки». После этого также аккуратно при помощи большого, указательного и среднего пальцев разверните «снежки» и разгладьте бумагу. Это упражнение на первый взгляд кажется бессмысленным. Но, выполняя его, вы стимулируете гипоталамус. (Ребята выполняют)

        Учитель: Природа-великий творец! В ней постоянно всё изменяется, преображается. Мы будем учиться у природы с помощью анаграмм. Изобретатель анаграммы Ликофрон - греческий математик, живший в III веке до н.э. Анаграмма использовалась в древних священных текстах для зашифровки имени божества. В более позднее время к ним прибегали для создания псевдонимов.

Заданuе 2 

(Ребята отвечают на вопросы Ведущих).

  1. кто такой Нави Волырк?(Иван Крылов)
  2. прочтешь ли сначала, с конца ли прочтешь, меня на любом корабле ты найдешь. Кто это?(кок)
  3. приведите примеры слов, которые читаются одинаково с конца и сначала (шалаш, комок, заказ, потоп, топот, ротор)
  4. вспомните имена героев сказки «Королевство кривых зеркал» (Оля, Яло, Йагупоп, Абаж, Нушрок)

Задание 3

      Сочините свой псевдоним  с помощью анаграммы.

      Учитель: Хорошим упражнением для мозга могут служить разгадывание кроссвордов, разработка сценария праздничного вечера, написание сочинения на заданную тему, перепланировка комнаты, скрупулёзное восстановления события пятилетней давности, подготовка к экзамену, изучение иностранного языка, смена плохого настроения на хорошее, поиск истины. После такой разминки ваш мозг настроиться на нужный лад.

5.«Популярные методики нестандартного решения задач»

      Теперь мы переходим к творческому процессу. Определяем проблему, требующую решения, и пытаемся решить её нестандартным способом. Очень важно взглянуть на проблему род другим углом.(ученики определяют проблему)

«Метод потока»

      Отпустите своё сознание и дайте волю воображению. Ваши ответы могут быть фантастическими и абсолютно нереалистичными.

«Метод вымышленных персонажей (ролевая игра)»

   Выберите персонажей сказки или мультфильма, например Мальвину, Кота Матроскина. Какое решение данной проблемы предложил бы такой герой?

«Метод шести шляп»

Каждая шляпа символизирует различные этапы мыслительного процесса. Белая - рациональная (собирает всю информацию, цифры, факты), красная-эмоциональная  (выражает эмоции- тревогу, решимость, воодушевление), чёрная- пессимистичная (критический настрой, анализ возможных неудач), жёлтая - оптимистическая (позитивный взгляд, поиск выгод и преимуществ), зеленая - творческая (все возможные варианты, свежий взгляд, поиск альтернативы), синяя-философская (формулировка общего представления о решении ситуации, систематизация).

         Обычно наш мыслительный процесс включает все эти этапы, но мы не разделяем их, а думаем обо всём этом одновременно. А эта методика позволяет  сделать наши размышления более последовательными, что позволяет эффективно решить какой-либо вопрос.

Цель нашего тренинга- побудить вас взглянуть на себя по-другому, максимально раскрыть свои способности и таланты. Призываем вас не бояться  показаться окружающим смешным или глупым. Зачем человеку надо развивать в себе добрые качества? Многоплановость, быстрый темп жизни требует умения гибко и творчески реагировать на происходящие. Развивая в себе креативность, вы будете востребованы  и сможете реализовать свои смелые планы, задумки и мечты. И тогда на вопрос Сальвадора Дали: »Предназначено ли  мне стать творцом чудес?» мы ответим его словами: «Да, да, да и еще раз да!».

         Не стоит расстраиваться, думая, что креативность - удел лишь гениев. В каждом из нас заложен колоссальный потенциал (вспомните слова А. Маслоу). И лучший способ найти своё решение для старых проблем -это заботливо  сохранять в себе и развивать это замечательное качество. Ведь креативность - это естественная способность человечества. Пусть девизом нашей жизни станут слова:  «Прочь, серость и безликость, дорогу креативности!».  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие креативности у подростков с девиантным поведением"

Можно с уверенностью утверждать, что многие дети с девиантным поведением – творческие люди. Их отклоняющееся поведение будет справедливо считать активным творческим поиском, имеющим, однако, часто сам...

Статья о креативных формах в обучении самостоятельному чтению аутентичных текстов

Статья о креативных формах в обучении самостоятельному чтению аутентичных текстов...

Статья "Развитие креативности мышления школьников с нарушением зрения"

Статья о развитии креативности мышления отражает методы, которые используются в моей работе со школьниками в коррекционной школе....

СТАТЬЯ " СДВГ-диагноз или своеобразие будущего гения?"

В статьи отражены основные понятия, причины возникновения, особенности проявления и коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью у детей 3,5 - 7 лет....

Статья "150 русских гениев.ч.1."

Серия статей о российских гениях в области науки, техники и медицины...

Статья "Креативный педагог - креативные ученики"

Во все времена были люди, которые отличались нестандартностью поведения, оригинальностью суждений, высоким уровнем фантазии. Они осваивали новые пространства, совершали научные открытия, создавали про...