Материалы для открытого урока по теме "Правомерное и противоправное поведение"
план-конспект урока по обществознанию на тему

Овсянникова Анастасия Мирзатовна

Материалы для открытого урока по теме "Правомерное и противоправное поведение"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока преподавателя

Ф.И.О. педагога: Овсянникова Анастасия Мирзатовна. Должность: преподаватель БПОУ СПО УР «Глазовский технический колледж» муниципального образования «Город Глазов»

Шифр профессии 35.02.07. Название профессии «Механизация сельского хозяйства», № группы, курс: 111 группа, 1 курс.

Предмет: обществознание. Тема: «Правомерное и противоправное поведение»

Оборудование, инвентарь: Проектор, экран, презентация, раздаточные материалы для студентов, канцелярские принадлежности.

Цели как планируемый результат обучения

В области формирования УУД

Шифр УУД

Планируемые результаты формирования УУД

Регулятивные:

  • Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
  • Планировать пути достижения целей;
  • Устанавливать целевые приоритеты;
  • Уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
  • Осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
  • Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации

Личностные:

  • Знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина, ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений.

Познавательные:

  • Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Давать определения понятиям;
  • Устанавливать причинно-следственные связи;
  • Осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
  • Обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • Объяснять явления процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • Основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные:

  • Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
  • Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Адекватно использовать речь для планирования и регулирования своей деятельности;
  • Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
  • Осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, умение убеждать;
  • Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • Основам коммуникативной рефлексии;
  • Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
  • Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

Р1, Р2, Р3, Р4, Р5, Р7, Р8.

Л3.

П5, П6, П7, П8, П9, П10, П12, П13, П14, П15,.

К1, К2, К3, К6, К7, К8, К9, К10, К11, К12, К13, К14,

личностных:

  • гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;

метапредметных:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания;

предметных:

  • владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
  • владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
  • сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;

Этап урока

Задачи этапа

Методы, приемы и формы взаимодействия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Мотивационно-целевой

  • вызвать эмоциональный настрой и познавательный интерес к теме;
  • организовать самостоятельное формулирование вопросов и постановку целей.

Метод – устный;

Прием – ответы на вопросы;

Форма - фронтальная

Актуализация знаний студентов по вопросам право и правоотношения

Отвечают на вопросы преподавателя

Р1, Р4, Р5, Л3.

Методы – наглядный, устный

Приемы – изучение наглядных данных по статистике правонарушений, беседа по проблемным вопросам

Форма - фронтальная

Демонстрирует (видео) статистику по правонарушениям в России, задает проблемный вопрос: «О чем говорит вам данная статистика? Какие правовые проблемы она поднимает?», направляет на формулирование темы занятия

Знакомятся с наглядной статистикой, высказываются по проблемному вопросу, формулируют варианты темы занятия

Метод – словестно-письменный, критического мышления;

Прием – составление таблицы З-Х-У

Форма – индивидуальная (составление таблицы), групповая – обсуждение цели занятия на основе составленных таблиц

Инструктирует по работе с таблицей З-Х-У

Направляет формулирование цели занятия.

Заполняют колонки З и Х, обсуждают в подгруппе, формулируют цель урока исходя из индивидуально заполненных колонок Х.

Ориентировочный

  • организовать самостоятельное планирование;
  • выбор методов исследования.

Метод – устный, критического мышления

Приемы - беседа по вопросу «Как вы думаете, что мы должны изучить в рамках темы Правомерное поведение и правонарушение»

Форма - фронтальная

Организует беседу.

Обобщает план изучения темы на основе беседы

Предлагают план изучения темы

Л3, Р3, П9, П12, К7, К8, К9.

Поисково-исследовательский

Организовать осмысленное восприятие темы:

  • самостоятельный поиск информации;
  • совместный с преподавателем организация информации и построения объяснения;
  • коррекция выводов.

Метод – словестно-письменный;

Прием – чтение текста, выявление признаков понятий, составление кластера.

Формы - индивидуальная (работа над текстом) и групповая (обсуждение результатов индивидуальной работы)

Организует работу в группах по плану занятия:

1. Правовое поведение: виды и признаки;

2. Юридическая ответственность

Выполняют работу согласно полученному инструктажу

П6, П7, П8, П10, П13, П14, П15, Л3, Р2, Р5, Р7, Р8, К2, К6, К8, К9, К11, К14.

Практический этап

  • обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний;
  • обеспечить применение знаний в процессе решения конкретно-практических задач.

Метод – практический

Прием – работа с источниками, заполнение таблицы;

- решение практического задания, поиск ответа на проблемный вопрос;

- составление синквейна

Форма - групповая

Организует, наблюдает и корректирует деятельность обучающихся, организует самооценку их деятельности.

Инструктирует по составлению синквейна

Заполняют по подгруппам таблицу;

Отвечают на проблемный вопрос;

Составляют синквейн

П5, П7, П12, П13, Р3, Р5, К1, К2, К3, К8, К11.

Рефлексивно-оценочный

  • осмысление процесса и результата деятельности

Метод – словесно-письменный, критического мышления.

Прием – завершение работы над таблицей З-Х-У

Форма – индивидуальная

Инструктирует обучающихся по работе с таблицей З-Х-У

Осуществляют индивидуальную работу над завершением таблицы З-Х-У (заполняют колонку «узнал»)

К13, К12, Р7, Р8

Метод – устный

Прием – беседа

Форма - фронтальная

Задает рефлексивные вопросы, контролирует и оценивает деятельность

Отвечают на вопросы преподавателя, проводят самооценку собственной деятельности; высказывают свое отношение к содержанию темы.



Предварительный просмотр:

Занятие по дисциплине обществознание

По теме «Правомерное поведение и правонарушение»

Время

Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

5 мин

5 мин

Мотивационно-целевой

Здравствуйте! Садитесь. Дежурный, кто на занятии отсутствует?

Сегодня нам предстоит изучить новую тему. Какую тему – обсудим немного позднее. Для ее изучения нам необходимо вспомнить, изученный ранее учебный материал. На прошлом занятии мы начали изучать раздел «Право» и первую тему этого раздела «Право в системе социальных норм». Откройте тетради просмотрите записи. Сейчас я задам вам несколько вопросов, необходимых для актуализации знаний.

Итак, вопросы.

1. Общественные отношения регулируют различные нормы. Перечислите их.

2. Чем отличаются правовые нормы от всех остальных норм?

3. Перечислите признаки права.

4. Как называются отношения людей, регулируемые правом? Приведите примеры таких отношений.

5. Что входит в структуру правоотношений? Приведите примеры для каждого элемента

Приветствуют преподавателя. Дежурный сообщает об отсутствующих.

Слушают преподавателя. Повторяют записи, отвечают на вопросы.

Ребята, вы молодцы, вспомнили всю необходимую информацию.

Но я хочу сейчас обратить ваше внимание на одну проблему. Внимание на экран. (на экране видео инфографика по преступности в России, и о количестве осужденных за различные преступления – 3 мин).

Как вы думаете, какие правовые проблемы поднимает увиденная вами информация?

Ребята, я с вами согласна. Эта информация говорит о том, что в правоотношениях не все люди соблюдают правовые нормы. Более того, люди склонны нарушать правила. Скажите, а вы нарушали когда-нибудь правовые нормы?

Исходя из описанной нами ситуации, как вы думает, что мы будем изучать на занятии?

Совершенно верно. Правонарушение и его отличия от правомерного поведения. (на слайде название темы). Запишите пожалуйста тему занятия в тетрадь.

Что мы будем изучать сегодня. Давайте сформулируем цель. Для этого мы поработаем с таблицей «Знаю-Хочу узнать-Узнал». (на слайде заготовка таблицы)

У вас на столах есть заготовка такой таблицы. Сейчас, работая в подгруппах и совместно обсуждая, вы заполните колонки «Знаю» и «Хочу узнать». На эту работу вам несколько минут. Выполнив работу, сформулируйте цель, что же вы все-таки хотели бы узнать на занятии по теме «Правомерное поведение и правонарушение»

Обсуждение целей

Студенты слушают, смотрят информацию по правонарушениям на слайде.

Формулируют свои мысли по вопросу.

Предположительные вариант ответов «в правоотношениях не все соблюдают правовые нормы»

Отвечают на вопросы преподавателя.

Предположительный ответ: правонарушение.

Записывают тему.

Совместно заполняют таблицу, формулируют цель от каждой группы

5 мин.

Ориентировочный

С темой занятия мы познакомились, цели сформулировали.

Теперь нам необходимо спланировать работу. Давайте составим план. Подумайте и ответьте мне на такой вопрос. Что связано с правомерным поведением и правонарушением? Через какие составляющие мы раскроем эту тему? Конечно же формулируйте ответы с учетом ваших целей.

Таким образом, на нашем занятии мы должны изучить следующие вопросы:

1. Понятие правового поведения, его признаки и виды.

2. Юридическая ответственность.

Как вы думаете, а откуда мы можем получить необходимую информацию?

Ребята, я хотела бы, чтобы вы запомнили. В вопросах права – лучший источник информации – это источник права, то есть те документы в которых содержаться нормы права. Поэтому, кроме того, что мы изучим ему, мы сегодня впервые обратимся к правовым источникам, поучимся работать с ними и именно из них извлекать необходимую информацию.

Также на занятии по результатам работы вы получите оценку, которая сложится из всей вашей работы на уроке. В критерии оценивания входят: ведение записей в тетради, правильность выполнения заданий по изучению темы, правильность выполнения заданий практической части, а также активность на занятии. Обратите внимание – на столе лежат бланки самооценки. Впишите в бланк свои фамилии.

Студенты отвечают Знакомятся с планом работы.

отвечают

15 мин

15 мин.

Поисково-исследовательский

Работа по плану:

1. Понятие правового поведения, его признаки и виды.

Для изучения этого вопросы мы обратимся к одной правовой статье. Такая информация не содержится ни в кодексах, ни в законах, так как это общетеоретическая информация, ею занимаются ученые правоведы и юристы практики. Как вы думаете почему этот вопрос актуален? Этот вопрос очень актуален, потому что в жизни очень важно отличить правомерный поступок от правонарушения. Иногда это нелегко. Такие действия и бездействия, которые трудно определить являются они правонарушением или нет называются казусами. Самый хрестоматийный (классический казус): попытка сбыта лицом фальшивой денежной купюры, при условии, что оно не осознавало её поддельности. Поэтому и мы с вами познакомимся с главными признаками правомерного поведения и правонарушения

В ваших раздаточных материалах есть текст статьи юриста по этой проблеме. Вам необходимо ее прочитать. Составить кластер правового поведения человека. (заготовка схемы на слайде), выделить признаки правового поведения, а также включить в кластер признаки видов.

Обсуждение кластера, ее сравнение с эталоном на слайде

Читают статью, составляют схему

Сравнивают ее с эталоном.

2. Юридическая ответственность.

Продолжаем знакомиться с теоретическим материалом. Посмотрите на задание 3. Вам необходимо прочитать текст, выписать признаки юридической ответственности. И к каждой функции привести пример. При выполнении этой работы вы можете обсуждать и обмениваться мнениями в группе.

После выполнения работы, обсуждение, сравнение с эталоном на слайде.

Студенты работают с теоретическим материалом, выполняют задание

15 мин

10 мин.

Практический

Итак, мы с вами изучили материал нашей темы: узнали, что такое правовое поведение, каких видов оно бывает, что такое юридическая ответственность.

Давайте закрепим его и проверим, как вы его усвоили.

Для закрепления мы выполним задание 4. Вам необходимо заполнить таблицу, работая с правовыми источниками – кодексами. Каждая группа рассматривает определенный вид правонарушений: гражданские, дисциплинарные, административные, уголовные. Выполняя задание, мы учимся читать текст закона, извлекать из него информацию.

В каждом виде правонарушений вам необходимо выделить субъект (то есть кто совершает правонарушение, объект – против чего оно направлено, привести пример правонарушения и вид юридической ответственности, которую нарушитель понесет)

После заполнения таблицы – обмен информации, сравнение с эталоном на слайде

Итак, тема нами изучена. Давайте посмотри, как вы ее усвоили. Внимание на экран. Вам представлены 2 задания на понимание и 1 задание на осознание (составить синквейн) и времени 5 минут для выполнения ее в подгруппе

1. Определите вид правонарушения:

1. Ученик опоздал на урок

2. Забыв закрутить кран, гражданин затопил водой соседей

3. Директор завода на средства предприятия построил себе дачу.

4.  Пассажир не оплатил проезд в троллейбусе,

5. Девушка перешла дорогу на красный свет.

6. Группа подростков, угрожая ножом, требовала у кассира магазина деньги.

7. Шофер превысил дозволенную скорость автомобиля.

8. Ученик украл из учебного кабинета микроскоп.

9. Сторож уснул на работе и не заметил, как было украдено ценное оборудование.

10. Играя в футбол, мальчики нечаянно разбили окно.

11. Семейная пара разводится.

2 Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла. Проанализируйте данное деяние с точки зрения полученных знаний. Вот вам наводящие вопросы:

- какие виды правонарушений вы увидели в данном деянии?

- каков состав данного правонарушения

3. Составить синквейн по одному из понятий, изученных на уроке (правомерное поведение, правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность)

Студенты выполняют задания в микрогруппах. Затем общее обсуждение.

15 мин

Рефлексивно-оценочный

Для завершения работы на необходимо оценить нашу работу на нем. То есть, во-первых, мы должны узнать, достигнуты л поставленные цели. Для этого заполните третью колонку в вашей таблице «З-Х-У». А затем я спрошу представителя каждого стола, о том соответствует ли полученное на занятии знание ожиданиям.

Так же хотелось бы узнать, насколько эта тема для вас полезна?

Во-вторых, давайте оценим вашу работу на занятии, на столах у вас бланки самооценки, соотнесите работу по критериям и выскажитесь на какую оценку вы работали сегодня на занятии.

Сдайте пожалуйста мне бланки с оценками (если останется время – обсудить результаты)

Заполняют таблицу

Высказываются по достигнутым целям;

Высказывают свое отношение к теме

Оценивают свою работу на занятии



Предварительный просмотр:

Задания к занятию по теме «Правомерное и противоправное поведение»

1. Таблица «Знаю - Хочу узнать -Узнал»

В колонке «Знаю» необходимо написать то, что вам уже известно по данной теме.

В колонке «Хочу узнать» - то, что вам хотелось бы узнать по данной теме.

В колонке «Узнал» (заполняется в конце занятия) – то новое, что вы узнали по данной теме

Знаю

Хочу узнать

Узнал

2. Прочитайте правовую статью. Выполните задания к тексту.

3. Прочитайте текст по вопросу «Юридическая ответственность». Выполните задание к тексту

4. Прочитайте статьи из кодексов, заполните таблицу

Вид правонарушения

Субъект

(кто совершает)

Объект

(на кого/что направлено)

Пример правонарушения

Юридическая ответственность

Гражданское

Дисциплинарное

Административное

Уголовное

5. Выполните практические задания на закрепление.

I. Определите вид правового поведения и вид правонарушения

1. Ученик опоздал на урок

2. Забыв закрутить кран, гражданин затопил водой соседей

3. Директор завода на средства предприятия построил себе дачу.

4. Пассажир не оплатил проезд в троллейбусе,

5. Девушка перешла дорогу на красный свет.

6. Группа подростков, угрожая ножом, требовала у кассира магазина деньги.

7. Шофер превысил дозволенную скорость автомобиля.

8. Ученик украл из учебного кабинета микроскоп.

9. Семейная пара разводится.

10. Играя в футбол, мальчики нечаянно разбили окно.

II. Десятиклассник Сидоров завязал драку в коридоре школы, в ходе которой было разбито большое окно, и один из его одноклассников поранил лицо осколками стекла. Проанализируйте данное деяние с точки зрения полученных знаний. Вот вам наводящие вопросы:

- какие виды правонарушений вы увидели в данном деянии?

 (В данном случае можно найти признаки всех видов правонарушений: дисциплинарного – нарушение правил поведения в школе; гражданско-правового – возмещение ущерба школе за разбитое окно и однокласснику за лечение; административного – драка может быть признана мелким хулиганством, т.к. был нарушен общественный порядок в общественном месте; уголовного – причинение телесных повреждений однокласснику.

III. Составить синквейн по одному из понятий, изученных на уроке (правомерное поведение, правонарушение, проступок, преступление, юридическая ответственность)

1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее  главную идею;

2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в  рамках темы;

4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;

5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).

6. Заполните колонку «Узнал» в таблице «Знаю-Хочу узнать-Узнал»

Материалы для изучения темы

2. Прочитайте правовую статью. Выполните задания:

  1. Дайте определение правового поведения, выделите его признаки.
  2. Составьте кластер правового поведения (отразив в нем виды и признаки видов)

Н. А. Пьянов. Правовое поведение: понятие и виды

Термин «правовое поведение» в отечественной научной литературе появился сравнительно недавно, хотя само правовое поведение как реально существующее явление изучается юридической наукой на протяжении уже многих десятилетий.

Приступая к вопросу о понятии правового поведения, остановимся, прежде всего, на самом термине — «правовое поведение». Термин «правовое поведение» используется для обозначения одновременно и правомерного, и неправомерного поведения. Заметим, что другого термина, адекватно отражающего и правомерное, и неправомерное поведение одновременно, не удалось подыскать до сих пор, и отечественная наука (как юридическая, так и неюридическая), как и прежде, пользуется термином «правовое поведение».

Рассмотрим признаки правового поведения. Во-первых, поведение людей: либо отдельных индивидов, либо коллективов, групп людей. Речь в данном случае идет о субъектах правового поведения. Ими могут быть люди и только люди, поскольку право способно иметь дело лишь с поведением людей. Попытки воздействовать при помощи права на поведение животных или на так называемое «поведение» неодушевленных предметов, имевшие место в прошлом и встречающиеся кое-где в современных государствах по всей видимости, можно отнести к области своего рода юридических курьезов, ибо ни поведение животных, ни тем более «поведение» неодушевленных предметов объективно не поддаются правовой регламентации.

Во-вторых, правовое поведение — это поведение, которое внешне выражено в форме конкретных физических действий или бездействия. Это объективная, т. е. внешняя сторона правового поведения, ибо внешне правовое поведение может быть выражено либо в форме конкретного физического действия (активного поведения), либо в форме бездействия (пассивного поведения).

В-третьих, правовое поведение — это поведение, предусмотренное нормами рава и получившее с их стороны определенную юридическую оценку. То есть это поведение, находящееся в сфере действия юридических норм и так или иначе урегулированное ими.

В-четвертых, правовое поведение — это осознанное, сознательно-волевое поведение. Право, как известно, способно воздействовать только на такое поведение людей, которое носит осознанный характер и контролируется волей человека. Вследствие этого поведение, не контролируемое сознанием и волей человека (например, поведение тех же малолетних детей, поведение душевнобольных, поведение лиц, находящихся в бессознательном состоянии), не может быть объектом правового воздействия, не может считаться правовым поведением, хотя юридически значимым оно может и являться. Например, причинение вреда малолетним ребенком нельзя рассматривать как правовое поведение, но юридическое значение такое действие имеет.

В-пятых, правовое поведение — это всегда социально значимое поведение.

В-шестых, правовое поведение рассматривается как поведение, подконтрольное государству..

Наконец, в-седьмых, правовое поведение — это поведение, которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия.

С учетом сказанного можно дать следующее определение правовому поведению: это предусмотренное нормами права и подконтрольное государству сознательно-волевое социально значимое поведение людей (индивидов или их коллективов), которое, как правило, влечет или способно повлечь определенные юридические последствия.

В заключение поговорим о видах правового поведения. Самая основная классификация правового поведения: это его деление на правомерное и неправомерное (противоправное). В основе данной классификации лежит юридическая оценка человеческого поведения, т. е. оценка, даваемая ему позитивным правом. Право, регулируя поведение людей, всегда оценивает его или как правомерное, т. е. соответствующее тому, что предписано правом, или как неправомерное, противоправное, т. е. не соответствующее предписанному правом, противоречащее ему.

Противоправное поведение, в свою очередь принято разделять на проступки (действия или бездействия, нарушающие нормы права, но как правило не несущие серьезной угрозы общественным отношениям) и преступлениям (действия или бездействия, несущие серьезную угрозу человеку и обществу, регулируются только уголовным правом).

Правонарушением считается только то деяние (действие или бездействие), которое обладает следующими признаками: всегда в той или иной степени опасно или вредно для общества; нарушает какую-либо норму права; является виновным деянием (то есть находится под контролем воли и сознания человека); влечет юридическую ответственность.


3. Прочитайте текст «Юридическая ответственность». Выполните задания:

1. Выделите из определения «юридическая ответственность» признаки данного правового явления.

2. Запишите название функции юридической ответственности и, обсудив в группе, подберите к каждой функции пример

Юридической ответственностью называются неблагоприятные последствия личного, имущественного и специального характера, налагаемые государством на правонарушителя в установленной законом процессуальной форме. Нормативным основанием юридической ответственности является правовая норма, предусматривающая ответственность за определенный вид деяний. Фактической основой привлечения лица к юридической ответственности служит совершение им правонарушения. Без правонарушения нет и юридической ответственности. Необходимо и издание правоприменительного акта (например, приговора суда) о привлечении лица, совершившего правонарушение, к юридической ответственности.

Основной и наиболее общей целью юридической ответственности является защита прав и свобод человека, обеспечения в обществе законности и правопорядка. Данная цель обусловливает функции юридической ответственности, к которым относятся:

а) функция возмездия за совершенное правонарушение (карательная функция), которая имеет своей целью наказание виновного в совершении правонарушения, воздаяние ему за содеянное;

б) правовосстановительная функция, имеющая целью компенсацию причиненного правонарушителем морального или материального вреда, восстановление нарушенного права;

в) предупредительная (превентивная) функция, заключающаяся как в предупреждении совершения новых правонарушений конкретным правонарушителем (частная превенция), так и в предупреждении всего общества о невыгодности и наказуемости противоправных деяний (общая превенция);

г) воспитательная функция, целью которой является воспитание всего общества в духе уважения к праву и перевоспитание правонарушителей.


Прочитайте статьи из гражданского кодекса, заполните свою часть таблицы

Гражданский кодекс РФ

Статья 21. Дееспособность гражданина

1. Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

1. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершенная таким несовершеннолетним, действительна также при ее последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

2. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:

1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;

2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;

(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)

4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

3. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершенным ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причиненный ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

4. При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьей 27 настоящего Кодекса.

Статья 48. Понятие юридического лица

1. Юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

 

Статья 128. Объекты гражданских прав

К объектам гражданских прав относятся вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Статья 10. Пределы осуществления гражданских прав

1. Не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).

Не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

2. В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, арбитражный суд или третейский суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.

3. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.

4. Если злоупотребление правом повлекло нарушение права другого лица, такое лицо вправе требовать возмещения причиненных этим убытков.

5. Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Статья 12. Способы защиты гражданских прав

Защита гражданских прав осуществляется путем:

  • признания права;
  • восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;
  • признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;
  • признания недействительным решения собрания;
  • признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;
  • самозащиты права;
  • присуждения к исполнению обязанности в натуре;
  • возмещения убытков;
  • взыскания неустойки;
  • компенсации морального вреда;
  • прекращения или изменения правоотношения;
  • неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;
  • иными способами, предусмотренными законом.

Прочитайте статьи из трудового кодекса, заполните свою часть таблицы

Трудовой кодекс РФ

Статья 1. Цели и задачи трудового законодательства

Целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защит прав и интересов работников и работодателей.

Статья 15. Трудовые отношения

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Статья 20. Стороны трудовых отношений

Сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель.

Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, вступать в трудовые отношения в качестве работников имеют право лица, достигшие возраста шестнадцати лет, а в случаях и порядке, которые установлены настоящим Кодексом, - также лица, не достигшие указанного возраста.

Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Статья 81. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях:

5) неоднократного неисполнения работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание;

6) однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей:

а) прогула, то есть отсутствия на рабочем месте без уважительных причин в течение всего рабочего дня (смены), независимо от его (ее) продолжительности, а также в случае отсутствия на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня (смены);

б) появления работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

в) разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашения персональных данных другого работника;

г) совершения по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

д) установленного комиссией по охране труда или уполномоченным по охране труда нарушения работником требований охраны труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий;

7) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя;

8) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

9) принятия необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации;

10) однократного грубого нарушения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей;

11) представления работником работодателю подложных документов при заключении трудового договора;

Статья 192. Дисциплинарные взыскания

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Статья 232. Обязанность стороны трудового договора возместить ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора

Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Трудовым договором или заключаемыми в письменной форме соглашениями, прилагаемыми к нему, может конкретизироваться материальная ответственность сторон этого договора. При этом договорная ответственность работодателя перед работником не может быть ниже, а работника перед работодателем - выше, чем это предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

 

Статья 233. Условия наступления материальной ответственности стороны трудового договора

Материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или иными федеральными законами.

Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.


Прочитайте статьи из кодекса об административных правонарушениях, заполните свою часть таблицы

Кодекс об административных правонарушениях

Статья 1.2. Задачи законодательства об административных правонарушениях

Задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, а также должностного лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Статья 2.3. Возраст, по достижении которого наступает административная ответственность

1. Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

 

Статья 2.8. Невменяемость

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

 

Статья 2.9. Возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

 

Глава 3. Административное наказание

 

Статья 3.1. Цели административного наказания

1. Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

2. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

 

Статья 3.2. Виды административных наказаний

1. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) утратил силу. - Федеральный закон от 28.12.2010 N 398-ФЗ;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) обязательные работы;

11) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

2. В отношении юридического лица могут применяться административные наказания, перечисленные в пунктах 1 - 4, 9 части 1 настоящей статьи.

3. Административные наказания, перечисленные в пунктах 3 - 11 части 1 настоящей статьи, устанавливаются только настоящим Кодексом.


Прочитайте статьи из уголовного кодекса, заполните свою часть таблицы

Уголовный кодекс РФ

Статья 2. Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Задачами настоящего Кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.

Статья 14. Понятие преступления

1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания.

2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности.

Статья 20. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

2. Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (статья 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112), похищение человека (статья 126), изнасилование (статья 131), насильственные действия сексуального характера (статья 132), кражу (статья 158), грабеж (статья 161), разбой (статья 162), вымогательство (статья 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (статья 166), умышленные уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 167), террористический акт (статья 205), захват заложника (статья 206), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (части вторая и третья статьи 213), вандализм (статья 214), незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 222.1), незаконное изготовление взрывчатых веществ или взрывных устройств (статья 223.1), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (статья 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 267).

3. Если несовершеннолетний достиг возраста, предусмотренного частями первой или второй настоящей статьи, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Статья 44. Виды наказаний

Видами наказаний являются:

а) штраф;

б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

г) обязательные работы;

д) исправительные работы;

е) ограничение по военной службе;

ж) утратил силу. - Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;

з) ограничение свободы;

з.1) принудительные работы;

(п. "з.1" введен Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

и) арест;

к) содержание в дисциплинарной воинской части;

л) лишение свободы на определенный срок;

м) пожизненное лишение свободы;

н) смертная казнь.