Написание эссе по обществознанию
статья по обществознанию (11 класс) на тему

Коннова Наталья Борисовна

 В данном  материале ( статье)  повествуется о выполнении заданий части С в ЕГЭ по обществознанию, в частности написание эссе  выпускниками на  выбранную тему. Приводятся ошибки, которые допускают ученики, работы  учащихся, взятые из Интернета на различные темы по обществознанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_i_kommentarii.docx34.58 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Эссе по обществознанию

     Написание эссе является одним из наиболее сложных заданий экзамена по обществознанию. Многие учащиеся его почему-то очень боятся, порой даже не берутся за него. А боятся, потому, что не умеют писать его. Что же такое  эссе? По своему характеру это небольшое творческое сочинение, в котором, как следует из условия, нужно изложить свои мысли по поводу поднятой проблемы, а также привести аргументы и факты из жизни, собственного опыта для их обоснования.  Самое главное, чего не делают многие выпускники: необходимо использовать сведения, полученные из курса обществознания, а также факты из общественной и собственной жизни. Зачастую это и  отсутствует.

Именно с позиций  ясности, точности, полноты и последовательности, логичности   оценивается  эссе экспертами:

представление, истолкование  собственной точки зрения;

уровень раскрытия проблемы (использование преимущественно теоретических знаний или рассмотрение темы на уровне обыденных, житейских представлений);

характер аргументации (использовались ли факты из общественной жизни, личный социальный  и жизненный опыт).

Выпускники самостоятельно выбирают содержательное поле для эссе – высказывание-тему вместе с заявленной областью социального знания (в отличие от других заданий). На этот выбор могут оказать влияние такие факторы, как уровень знания конкретной обществоведческой сферы, привлекательность темы эссе (например, показалась наиболее легкой, более понятной, интересной, доступной с точки зрения заявленной проблемы) и т.д. Поэтому можно предположить, что выпускник предпочитает вопросы, которые им наиболее усвоены, да это и понятно.

Сложность  такого рода задания, возможность с его помощью проверить целый комплекс важных умений и навыков выпускника вполне оправдывают присвоение за полный правильный ответ наибольшего количества баллов. Однако выпускников, набирающих максимальное количество баллов, сравнительно немного. В большинстве работ встречаются те или иные недостатки, а в целом в ответах по заданию-эссе все ошибки, допускаемые выпускниками при выполнении заданий С1–С7, проявляются на новом уровне.

Рассмотрим характер типичных ошибок, допущенных при выполнении задания С8 на примере ряда работ. Хочу в качестве примера привести работы учащихся по обществознанию, взятые мною из Интернета  и проводимые в разное время. Исходя из опыта своей работы,  могу сделать вывод, что учащимся труднее всего писать эссе по экономике и праву.

Итак эссе по политологии: «Демократия – это право делать неправильный выбор» (Дж.Патрик).

«Как известно, под демократией понимают особый политический режим, характеризующийся следующими признаками: признание принципа равенства и свободы граждан, активное участие народа в политической жизни страны, источником власти является народ, все граждане обладают равными правами, осуществляются принцип политического плюрализма, принципы гласности и выборности.

Как известно, демократия бывает двух видов: непосредственная (прямая) и представительная.

Непосредственная демократия характеризуется тем, что граждане непосредственно, т.е. напрямую, могут оказывать воздействие на политическую жизнь своего государства, примером того могут служить референдум, электорат и др. Как известно, 12 декабря 1993 года всенародным открытым голосованием была принята Конституция РФ. Также, как уже упоминалось выше, существует представительная демократия, которая характеризуется тем, что граждане не могут напрямую влиять на политическую жизнь государства, а только лишь посредством своих представителей.

Бывают случаи, когда демократия начинает выходить за рамки, превращаясь в охлократию, т.е. «власть толпы», когда народ становится неуправляемым и буквально начинает диктовать свою волю государству. Конечно, любое государство должно стремиться ни в коем случае не допускать такого явления.

Таким образом, мы видим, что демократия наделяет граждан большим спектром прав, но мы всегда должны помнить, что «все хорошо в меру». Поэтому государство должно следить за границами, в рамках которых находится демократия».

 На мой взгляд, главная ошибка заключается в том, что автор ответа, не вникая в суть афористического высказывания, строит размышления вокруг понятия "демократия".  Он стремится дать характеристику демократическому строю, называет ряд признаков,  виды демократии, допуская при этом  ряд неточностей: употребляются понятия «равенство» и «равенство прав», плюрализм связывается только с политикой, и  выглядят  утверждения о народе как источнике власти и гласности, выборности как чертах демократии.

Утверждение о народе как источнике власти приходит в явное противоречие с мыслью, выраженной автором в конце работы, – утверждением о том, что «государство должно следить за границами, в рамках которых находится демократия».  Конечно,  это не просто, дать правильные рассуждения, аргументацию по данной теме, но если подготовиться, то написать можно.

Нежелание, а может быть, и неумение вникнуть в смысл выбранного афоризма и, как следствие, неверное выстраивание ответа, а также непонимание сущности понятий, требующих разъяснения в процессе написания эссе, характерно для раскрытия и других тем по экономике, политике, праву, социологии и т.д..

 Еще пример по правоведению: «Когда закон не определен, закона нет» (латинское юридическое изречение).

«Я неслучайно выбрала эту тему, так как мне интересно убедиться в том, что закона нет, если он не определен. Это латинское юридическое изречение, а мы знаем, что все правовые системы мира основаны на римском праве. Что же такое закон? Закон это принимаемый в особом порядке, обладающий высшей правовой силой нормативно-правовой акт, выражающий волю государства по ключевым вопросам общественной жизни. На мой взгляд, закон тесно связан с правом. Право и закон выступают как две стороны одной медали. Они не могут существовать друг без друга... Нам известно, что право это система установленных государством норм поведения, обеспечивающихся его принудительной силой и регулирующих общественные отношения. Мы знаем, что одним из признаков права является его формальная определенность. Следовательно, и закон, будучи тесно связанным с правом, должен быть формально определен. Тогда он будет обладать высшей правовой силой.

Мне известно, что во всех правовых государствах закон всегда определен. Он связывает собой государство, которое должно подчиняться ему.

Я хочу вспомнить ежегодное послание Президента РФ к Федеральному собранию, прошедшее 26 апреля 2007 г. В нем В.В.Путин сказал, что наша страна должна выйти на путь становления правового государства и гражданского общества. Для этого необходимо стимулировать выполнение уже принятых законов, устранять остатки правового нигилизма, т.е. неверие в силу закона, неуважение к праву, устранить противоречия в деятельности власти. Я считаю, что если закон не будет определен, то тогда в стране не будет существовать право. А для правового государства наличие права очень важно, так как такое государство всегда опирается на право. Я полностью согласна с данным высказыванием. На мой взгляд, мое мнение не является исчерпывающим, потому что существует множество точек зрения по этому поводу».

На первый взгляд, выбранное высказывание для  написания эссе не должно бы вызвать  у учащихся затруднения, поскольку одним из важнейших признаков закона, с которым выпускники знакомятся, является его строгая определенность, его правила. Без этого просто  закон теряет силу, так как расширяются возможности его толкования.  Помните пословицу:«Закон что дышло: куда повернешь, то и вышло» – констатирует последствия неопределенности закона наша  русская пословица.

Таким образом, раскрывая крылатое латинское изречение, выпускница должна была:

а)        раскрыть смысл понятия «определенность» как важнейшего признака за
кона;

б)        показать на примерах (из собственного опыта, из литературы, публицистики, истории и т.п.), к чему может привести и нередко приводит неопределенность закона.

 Гл ответ выстроен  совершенно иначе: 1) определение понятия «закон»; 2) определение понятия «право»; 3) соотношение права и закона. Таким образом, выпускница включила в рассмотрение круг вопросов, которые непосредственно, то есть напрямую  не  могут раскрыть данную тему.

В качестве конкретного примера, приведенного выпускницей  дается ссылка на ежегодное послание Президента Федеральному собранию, но и этот материал, я считаю,  не рассмотрен  надлежащим  образом.

 И еще. Рассуждения автора показывают не  вполне понимание, а также  взаимосвязь– закона и права, которые не соотносятся подобно двум сторонам одной медали, как это представлено в  данной работе.  

Обратимся к работам, написанным на  экономические темы.

  Пример по экономике. Экономика: «Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое» (Б.Франклин).

1.        «Я полностью согласен с автором, потому что иной раз в жизни бывает то, что приобретается что-то ненужное, приходится продавать необходимое. В наше время потребительский рынок очень богат различными ненужными товарами, которые «кидаются глаза». А это является главным фактором воздействия на сознание человека».

Работа  не может быть высоко оценена экспертами.  Во-первых,  перефразирована тема-цитата.  Во-вторых, суждения, отражающие явления, очевидные для обыденного сознания.

2.         «Каждый производитель старается максимально полно удовлетворить потребности общества с минимальными затратами на ресурсы. Производители стараются создать столько благ, сколько необходимо обществу. Если производитель производит меньше благ, чем нужно обществу, то возникает дефицит
продукции, вследствие чего возрастает цена на эту продукцию... Когда производитель производит больше благ, чем нужно обществу, возникает перепроизводственный кризис... Он вынужден снижать цены на блага. В худшем случае блага уничтожаются. Сказанное выше позволяет согласиться с суждением автора».

Эта работа содержит  лишь отдельные позиции, которые должны быть представлены в эссе. Есть  свое отношение к выказыванию  Б.  Франклина. Кроме того, выпускник пытается обосновать этот вывод, используя ряд обществоведческих понятий: производитель, ресурсы, затраты, блага, дефицит, кризис перепроизводства. Однако работу нельзя признать удачной. Главный ее недостаток — подмена центрального тезиса. Франклин имеет в виду, в первую очередь, потребителя, а ученик рассуждает с позиций производителя.

 Рассмотрим эссе с темой  по правоведению: «Право сильнейшего есть сильнейшее бесправие» (М. Эшенбах).

1. «Право занимает в нашей жизни очень важное место. Ценность установленных государством общеобязательных правил поведения, регулирующих отношения в обществе, трудно переоценить. Они определяют границы дозволенного и недозволенного, служат мерой для наказания. Для отдельных людей значимость права состоит в том, что оно способствует созданию нормальных условий для жизни, способствует всестороннему развитию, защищает права и свободы, охраняет от произвола со стороны государства. Мне кажется, что закон делает человека свободным, позволяя выбирать свою линию поведения, но не дает его поведению перейти в произвол в отношении других. В наше время строительство правового государства стало важнейшей задачей правительства».

Далее автор ссылается на апрельское 2006 г. послание Президента Федеральному собранию и продолжает:

«На мой взгляд, показательным моментом в значимости законов, которые должны быть формально определены, общеобязательны, гарантированы государством, является опрос, проведенный в 2006 г. ВЦИОМ. Результаты следующие: 30% опрошенных нарушали закон, 50% ничего страшного в этом не видят... Это во многом показывает отношение общества к праву. А, в свою очередь, известно, что свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. В законах нет сильнейшего, перед ними все равны, а значит, чтить и соблюдать их должен каждый. Только тогда наше общество станет по-настоящему справедливым, будет чтить честь, совесть, достоинство каждого участника общественных отношений. Право будет выполнять свои функции только тогда, когда люди будут знать свои права и обязанности и уважать окружающих».

Выпускник  верно начинает свою работу, использует целый ряд понятий из этой области: право, правовое государство, закон, права и обязанности, наказание. В доказательство приводятся результаты социологического опроса.

В  своей работе выпускник ведет речь  о значении права в жизни общества и необходимости соблюдать правовые нормы.

А еще нельзя забывать о праве сильнейшего. О праве тех, в чьих,  руках сосредоточена основная власть – верховный правитель, вождь, глава государства.. М. Эшенбах считает, что сосредоточение права в одних руках оборачивается бесправием для всех остальных. С этим тезисом можно соглашаться или спорить..

Таким образом, мы видим  типичную ошибку, повторяющуюся во многих работах, когда выпускники   подменяют обосновываемое положение.

2. «Все люди могут столкнуться с этим понятием. В современном мире есть люди, которые могут позволить себе пускай не все, но очень многое. Возьмем, например, Билла Гейтса, который является основоположником компании Мicrosoft. Он может позволить себе все, и он имеет на это полное право. Но суд в стране, в которой он проживает, решил, что он монополизировал программный рынок...

В нашей стране есть чиновники, которые при необходимости замены труб в домах или больницах этого не делают, в результате чего замерзают люди, дети, получают обморожение, и это не все примеры, которые можно привести.

Я считаю, что люди, имеющие большое влияние на общество, должны отдавать себе отчет в том, что они делают».

Здесь, как видим, акценты расставлены по-другому. Выделяется группа «сильнейших», причем не только связанная с политической властью (чиновники), но и с экономическими и финансовыми возможностями (глава крупнейшей корпорации). Однако автор работы игнорирует отнесенность данной темы к области правоведения, поэтому утрачивается необходимая направленность рассуждений, практически не используются понятия и положения, почерпнутые из  обществоведческого курса. И работа не может  получить высокую оценку.

В заключение рассмотрим сочинение,  которое высоко оценили эксперты.

«Все, что зависит от законодательной власти, часто лучше устраивается многими, чем одним» (Ш.Монтескье). (Политология)

«Это короткое высказывание известного французского деятеля Нового времени заставило меня всерьез задуматься. Сейчас, когда в мире активно распространяются демократия и ее ценности, проблема организации законодательной власти, казалось бы, потеряла свое значение. Но так ли это?

Главной функцией законодательной власти всегда является составление и принятие законов. Можно подумать: почему же один человек не может с этим справиться? Ведь он может руководствоваться исключительно интересами государства. Однако преимущества нормально функционирующего парламента, на мой взгляд, очевидны. Парламент  это выборный институт власти, его состав формируется путем всенародного голосования. Таким образом, в демократическом государстве в парламент входят различные партии и общественные движения, учитывающие интересы разных слоев населения. Соответственно при принятии решения члены парламента руководствуются этими интересами. При единоличной власти такое просто невозможно.

Поэтому нельзя не согласиться с Монтескье. Действительно, система, при которой действует нормальный парламент, имеет неоспоримые плюсы. В доказательство можно привести пример из истории. В СССР новые законы, как правило, зависели от мнения лидера и его приближенных. Парламента просто не существовало. В результате власть часто делала просчеты...

Проблема, поднятая Монтескье, остается актуальной и сейчас. Во многих странах интересы населения не учитываются, а нормальной законодательной власти как таковой не существует».

Обратим внимание на несомненные достоинства работы.

Во-первых, автор правильно понял высказывание и обозначил стоящую проблему: какой характер должна носить законодательная власть, одним (правителем) или коллективным органом должны приниматься законы государства.

Выпускник уверенно действует в «пространстве» политологического знания, используя понятия «законодательная власть», «парламент», «институт власти», «партия», «общественное движение». Высказанное согласие с позицией философа автор стремится аргументировать как на теоретическом уровне, показывая роль парламента в обществе, связывая его деятельность с представительством интересов различных социальных групп, так и с помощью исторических фактов.

Работа  верно структурирована: имеет логическое завершение: собственное отношение к позиции философа и ее актуальность, обоснование правильности этой позиции в современных условиях,  снова возврат к проблеме актуальности,  поднятой автором проблемы. Выпускник знает, к какой исторической эпохе следует отнести это высказывание и т.д.

В заключение, хочу обратить внимание на то, что  не следует полагаться на его величество "счастливый случай" или на что-либо другое, например   лишь на силы учащихся,  что они смогут написать эссе без подготовки. Очень важно научить их, помочь им. Я даю план, по которому можно логически построить написание эссе, затем высказывание и по пунктам начинаем отрабатывать, тренируемся. Кстати, нужно сразу же анализировать написанные эссе учениками и делать работу над ошибками.

 Таким образом,  недостатком  написания эссе по обществоведческой проблематике – выступает  не вполне верное истолкование, некорректная интерпретация выбранного афористического высказывания, а именно:

неумение увидеть за ним определенную социальную проблему;

игнорирование социально-исторического контекста, при котором было выдвинуто данное положение;

подмена приведенного утверждения своим, произвольно сконструированным и игнорирование той области, с которой соотнесено данное высказывание.

отсутствия  ссылок на социальный, жизненный  опыт и  изученные темы;

 Все усилия нужно направить на то, чтобы успешно сдать экзамен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию

Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...

Рабочая программа "Теория и практика написания эссе по обществознанию"

Представлена рабочая программа факультативного курса для учащихся 11 классов. Цель данной программы научить писать детей эссе при сдаче единого государственного экзамена...

Клише для написания эссе по обществознанию

На  3 балла эссе по обществознанию написать можно используя клише ......

Методические рекомендации к написанию эссе по обществознанию

В материале предоставлен комплекс приемов для успешного написания эссе по обществознанию....

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Даётся алгоритм написания эссе по обществознанию (задание по ЕГЭ - С9)...

Алгоритм написания эссе по обществознанию

Материал содержит методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию в 11 класса(задание С9)...

Методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию.

Методические рекомендации для учащихся по написанию эссе....