Социальный статус и социальные роли
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Анисимов Алексей Викторович

Урок по обществознанию в 10 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dlya_uroka_.docx24.38 КБ
Файл rabochiy_list_.docx15.35 КБ
Файл prezentatsiya_.pptx404.85 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Социальный статус и социальные роли.

10 класс

Тип урока – изучение нового материала. Урок проводится в форме беседы с опорой на житейские, обыденно-практические знания учащихся.

Цели урока:

1. Сформировать у учащихся представление о социальном статусе и социальной роли.

2. Развивать умение учащихся извлекать социальнозначимую информацию из фактов повседневной жизни (развивать информационную и коммуникативную компетенции).

3. Воспитывать у учащихся толерантное отношение к представителям различных социальных статусов, выбирать оптимальную стратегию поведения в ролевом конфликте.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с различными видами социальных статусов и социальных ролей, встречающихся в повседневной жизни.

2. Научить учащихся определять свои социальные статусы и роли и социальные статусы и роли окружающих.

3. Дать учащимся представление о различных видах социального конфликта.

Основные понятия: социальный статус, престиж, авторитет, социальная роль, ролевой конфликт.

Оборудование урока: рабочий лист, мультимедийная презентация.

Технология проблемного обучения

Структура урока:

1. Организационный момент (мотивационный  этап).

2. Объяснение нового материала.

3. Рефлексия.

4. Применение полученных знаний в решении заданий ЕГЭ.


Ход урока

1. Этап мотивации.

- Сегодня на уроке мы научимся извлекать социально-значимую информацию из повседневной жизни.

- Тему урока я не называю. Вы сформулируете ее сами в конце урока.

 

2. Объяснение нового материала.

- Представьте, что мы незнакомы. Давайте познакомимся.

(Учитель представляется: - Анисимов А.В. Работаю учителем истории в Дорогобужской школе № 2. Веду секцию волейбола. Женат).

- Запишите максимальное количество понятий из представления, которые характеризуют моё положение в обществе (учитель, муж, мужчина, тренер, житель г. Дорогобуж).

- Представьтесь вы?

- Запишем понятия, характеризующие ваше положение в обществе (ученица, дочь, подруга, гимнастка).

Работа с тетрадью:

Каждый человек в обществе занимает определенное положение. Оно предполагает определенные права и обязанности и называется социальным статусом.

- Разделите записанные статусы на две группы.

- Добавим в каждую группу по несколько статусов?

Работа с тетрадью:

Различают предписанные и достигаемые (приобретаемые) статусы. Предписанный статус человек получает от рождения независимо от своей воли (пол, национальность, семейная принадлежность и т. д.). Достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора и целенаправленных усилий (профессия, спортивные достижения и т.п.).

Работа с презентацией.

Работа с тетрадью:

Любой человек занимает несколько позиций. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, называется статусным набором.

Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называет главным или интегральным.

- Назовите главный статус в моем статусном наборе.

- К какому виду статусов он относится?

- Приведите пример, когда главным является предписанный статус.

- Индивид не только обладает определенным социальным статусом, его постоянно оценивают другие люди, группы и общество, в котором он живет.

- В рабочем листе записаны следующие статусы: таксист, врач, продавец, инженер, полицейский.

Расставьте эти статусы по убыванию в соответствии с их значимостью. Назовите.

- Каким понятием можно характеризовать значимость статуса?

Работа с тетрадью:

Престиж оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

Авторитет — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

- Назовите несколько ожидаемых правил поведения соответствующих статусу жена.

Работа с тетрадью: Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.

- Назовите максимальное количество социальных ролей, которые исполняет герой фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром» Евгений Лукашин.

Работа с тетрадью:

Совокупность социальных ролей, вытекающих из данного социального статуса, называется ролевым набором.

- Вернёмся к фильму «Ирония судьбы или с лёгким паром». Каким понятием можно характеризовать то, что переживает Евгений Лукашин?(столкновение несовместимых требований).

 

- В жизни каждому приходится исполнять множество ролей. Часто возникают ситуации, когда требования ролей оказываются противоречивыми или даже не совместимыми. Это приводит к возникновению ролевых конфликтов.

Работа с тетрадью:

Социологи выделяют следующие виды ролевых конфликтов:

- внутриролевые — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

- межролевые — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

- личностно-ролевые — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).

- Приведите примеры видов ролевых конфликтов, которые переживают герои фильма «Ирония судьбы или с лёгким паром»?

3. Закрепление. Рефлексия.

- Дайте название темы урока.

- Назовите самые престижные статусы в нашем обществе.

- Сравните с ситуацией, которая существовала во времена Ивана Грозного. Что изменилось?

- Какие социальные роли вы проживете за сегодняшний день?

- Какая социальная роль вам «дается» легче всего? Какую исполнять труднее?

- Приведите пример ролевого конфликта, в котором вы участвовали.

4. Применение полученных знаний в решении заданий ЕГЭ.



Предварительный просмотр:

Тема урока: ____________________________________

Понятия, характеризующие положение учителя: _________________________________________________________________________________________

Понятия, характеризующие положение учащегося:

_________________________________________________________________________________________

Каждый человек в обществе занимает определенное положение. Оно предполагает определенные права и обязанности и называется _______________________________ .

___________________________________________          _________________________________________

статусы, которые человек получает от рождения независимо от своей воли (пол, национальность,

семейная принадлежность и т. д.)

статусы, которые приобретаются в результате свободного выбора и целенаправленных  усилий (профессия, спортивные достижения и т.п.).

___________________________________________           ________________________________________

Любой человек занимает несколько позиций. Совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом, называется __________________________________.

Но чаще всего только один статус определяет положение человека в обществе. Этот статус называет ______________________ или интегральным.

Расставьте эти статусы по убыванию в соответствии с их значимостью (подпишите цифры):

таксист, врач, продавец, инженер, полицейский.

________________ — оценка обществом значимости тех или иных позиций, занимаемых индивидами.

________________ — степень признания обществом личных и деловых качеств индивидов.

Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. __________________________ это совокупность действий, которые должен выполнять человек, занимающий данный статус.

Совокупность социальных ролей, вытекающих из данного социального статуса, называется ______________________________________ .

Социологи выделяют следующие виды _______________________________:

_____________________ — конфликты, при которых требования одной и той же роли противоречат друг другу (так, роль родителей предполагает не только доброе, ласковое обращение с детьми, но и требовательность, строгость по отношению к ним);

 ____________________  — конфликты, возникающие в ситуациях, когда требования одной роли противоречат требованиям другой (например, требования основной работы женщины могут прийти в противоречие с выполнением ею домашних обязанностей);

____________________ — конфликтные ситуации, когда требования социальной роли противоречат интересам и жизненным устремлениям личности (например, когда работа не позволяет человеку раскрыть и проявить свои способности).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 7

Тестовые задания по теме «Социальный статус и социальные роли» Часть А 1. К предписанному социальному статусу относится: социальное происхождение; 2) образование; 3) квалификация; 4) уровень дохода 2. К достигаемому социальному статусу относится: социальное происхождение; 2) принадлежность к полу; 3) принадлежность к династии; 4) уровень дохода

Слайд 8

3. Общей социальной ролью подростка и взрослого является роль: 1) избирателя; 2) военнослужащего по контракту; 3) футбольного болельщика; 4) отца семейства 4. Верны ли следующие суждения о типах социального статуса? А) происхождение человека является его предписанным статусом; Б) профессиональная квалификация и уровень дохода относятся к элементам достигаемого статуса. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба утверждения; 4) оба утверждения неверны

Слайд 9

Часть В 1 . Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТУСЫ ЛИЧНОСТИ А) русский; Б) нищий; B) командир полка; Г) мужчина; Д) профессор вуза ВИДЫ СТАТУСОВ 1) достигаемый (приобретаемый); 2) предписанный

Слайд 10

2. Укажите набор социальных ролей, характерных для старшеклассника: 1) член неформальной молодежной группы, объединяющей болельщиков футбольной команды; 2) военнослужащий срочной службы; 3) человек, занятый на временных работах по трудовому соглашению; 4) водитель транспортного средства, подрабатывающий частным извозом; 5) член семьи

Слайд 11

3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Социальная роль — это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему. Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер; Б) характер оценочных суждений

Слайд 12

Часть С 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальные роли личности». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Социальные статусы и роли"

Урок обществознания.  8 класс.  Учебник Л.Н. Боголюбова. На уроке используется интерактивная доска SMART board....

Социальные статусы и роли

Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания 8 класс...

Карточки для индивидуальной работы по теме "Социальные статусы и роли" 8 класс

Карточки для индивидуальной работы на уроках в 8 классе...

Презентация "Социальные статусы и роли"

Презентация к уроку обществознания в 8 классе...

Урок обществознания "Социальные статусы и роли" в 8 классе

Урок обществознания "Социальные статусы и роли" в 8 классе...

тест 11 класс "Социальные статусы и роли"

Рекосендуется как текущий контроль знаний по теме "Социальные статусы и роли"...