Урок обществознания в 8 классе "Я предприниматель"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Викулова Ирина Геннадьевна

На уроке рассматривается сущность предпринимательской деятельности и её роль  в современном обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_8_klass.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Я предприниматель»

Урок обществознания в 8 классе.

Урок разработан учителем обществознания МОУ «СОШ №3 п. Советский»

Викуловой  И.Г.

Цель: Рассмотреть сущность предпринимательской деятельности и её роль  в современном обществе.

Задачи

  • Раскрыть содержание понятий: предпринимательство, предприниматель. Обеспечить активную позицию участников

  • выяснить основные качества предпринимателя;
  • обсудить проблемы, которые существуют в развитии предпринимательства и бизнеса в России;
  • развитие творческих начал предпринимательства учащихся (в ходе игры).

Формы, используемые на уроке:

  • Беседа.
  • Самостоятельная работа в группах.
  • Работа с понятийным аппаратом.

Ожидаемые учебные результаты:

  • знания

- Объяснять, кто такой предприниматель, что такое предпринимательство;

- Называть формы предпринимательства;

  • умения и навыки

- Разъяснять сущность предпринимательской деятельности;

-Моделировать поведение предпринимателя в данной экономической среде;

-Работать в группе, выступать публично;

-Выражать свое отношение к современным предпринимателям;

-Содействовать формированию финансовой грамотности;

Оборудование: учебник,  презентация, схемы и карточки.

Форма урока: урок-игра.

План урока:

  1.  Определение  темы урока (проблемная ситуация).
  2. Предпринимательство, что это такое?
  3. Личностные качества предпринимателя.
  4. Значение предпринимательской деятельности.
  5. Виды  и Формы предпринимательства.
  6.  Работа по группам (игра).
  7. Рефлексия. Домашнее задание.

Ход урока:

1. Определение  темы урока (проблемная ситуация).

Ребята на прошлых уроках мы изучали основы рыночной экономики его основные признаки и законы. Вспомните понятия: признаки рыночной экономики, рынок, законы рынка.

Сегодня мы с вами будем говорить о тех, кто не только хотел разбогатеть, но и сделать богатым государство. Посмотрите на слайд. Перед вами известные люди мира, России, района. Но что их объединяет?

- Стив Джобс,

-  Владимир Мельников,

- Генри Форд,

- Бил Гейц,

- предприниматели Советского района.

Кто они и что их объединяет?

Может теперь вы сможете сформулировать и тему нашего урока?

Учитель: Тема нашего урока – «Я  предприниматель».

Сегодня на уроке мы рассмотрим: кто такие предприниматели, что такое предпринимательская деятельность,  какими качествами должен обладать человек, что бы заниматься  предпринимательством, какие бывают формы предприятий и как относится современное государство к предпринимательству. Сегодня на  мероприятии присутствуют родители, которые не один год занимаются  этой деятельностью. Они нам  Расскажут о всех  преимуществах и трудностях предпринимательства (с которыми они столкнулись).

  1. 2. Предпринимательство - что это такое?

Учитель: Еще совсем недавно обеспеченные люди, предприниматели ассоциировались у нас с красным пиджаком и золотой цепью толщиной в палец. Многие пожилые люди и сегодня критически относятся к тем, кто успешно развивает свою хозяйственную деятельность. Другие же, наоборот, всячески приветствуют появление подобных людей, отмечая их работоспособность, энергию, самостоятельность.

        Но люди относятся к предпринимателям по-разному. Почему?

          А как вы относитесь к ним?

 Кто же из них прав? Кого бы вы поддержали в этом споре?  Предпринимательство – это хорошо или плохо?

Именно об этих вопросах и пойдет речь на нашем уроке. Слова «предприниматель», у нас на слуху. Что же такое предпринимательская деятельность? Каковы их отличительные черты? Кто может заниматься бизнесом?

Попробуйте дать определение понятию «предпринимательская деятельность».  (Выслушиваются версии ребят и подводятся итоги обсуждения).

Итак, предпринимательство – это важный признак рыночной экономики. Запишем в наши словари новое определение.

Предпринимательство это не запрещенная законом, связанная с риском, самостоятельная,  инициативная экономическая деятельность, направленная на получение прибыли.

Предприниматель – человек, придумавший новое дело, удовлетворяющее какую-то потребность и приносящее прибыль. 

Конституция РФ закрепляет право каждого на использование своего имущества и способностей для предпринимательской деятельности.

Замечательно заниматься предпринимательством, иметь собственный бизнес, стабильный доход. Но все ли люди хотят быть предпринимателями?

Хотите ли вы стать предпринимателем и иметь собственное дело?

Делаем вычисления и вывод о том, какой процент присутствующих хотел бы заниматься предпринимательством.

Кто же он такой – предприниматель?

Предприниматель - лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, частным бизнесом.

Гражданин Российской Федерации может быть предпринимателем, если он достиг возраста 18 лет и не признан судом полностью или

3. Какими качествами на ваш взгляд должен обладать предприниматель?

Заполните таблички, определив качества современного предпринимателя и те качества, которыми вы обладаете для занятия им.

Качества современного предпринимателя:

Качества, которыми обладаю я:

1.Творчество(создание нового)

2.Креативность, инициативность

3.Умение рисковать

4. Трудолюбие

5.Упорство

6.Умение общаться (обладать харизмой).

7. Быть щедрым.

4.Значение предпринимательства для экономики государства.

 Государство – помощник или помеха бизнесу?

Как вы думаете, государство помогает предпринимателям или нет?

- налоговые льготы,

- бизнес инкубаторы,

- финансовая поддержка малого и среднего бизнеса и др.

 Заполните схему(помощью учебника. С 125):

       Предпринимательство

Достоинства                                                                      недостатки

- создает рабочие места,                                     -риск разорения,

- платит налоги и пополняет бюджет,              - не всегда качественная

-производство новых товаров и                          продукция,

  услуг,                                                                 -  сложно найти капитал, и др.

- привлечение крупных денежных

средств в экономику;

5. Деятельность предпринимателей осуществляется в различных организационно-правовых формах, но основной из них является фирма.

 Фирма – это коммерческая организация , приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой

Организационно-правовые формы ведения предпринимательской деятельности

Формы

Признаки

Индивидуальное предприятие

-Предприятием владеет один собственник,

   - полностью несет риск убытков,

   -самостоятельно распоряжается прибылью

Товарищество

   - Объединение нескольких собственников,

   - Капитал складывается из долей товарищей,

   - имущественная ответственность товарищей по долгам друг друга.

Акционерное общество

  - Владельцы акций являются совладельцами предприятия,

 - Доход с акции – дивиденд,

  1. 6. Работа по группам (игра).

 Вам заранее было дано задание, создать группы и придумать предприятие, которое вы бы хотели создать в нашем  посёлке. Перед учащимися вы должны представить свою работу по плану. Для работы вы можете привлечь родителей.

Учащиеся разделились на 4 группы и выбрали направления»

  1. Страусиная ферма,
  2. Асфальтный завод,
  3. Детское кафе,
  4. Кондитерская фабрика.

Требования к работе групп:

  1. Доказать необходимость данного предприятия и востребованность  вашей продукции для посёлка и района;
  2. Определить форму предприятия;
  3. Место расположения;
  4. Источники финансирования: внутренние и внешние;
  5. Реклама

Свою презентацию оформите на ватмане или  в виде презентации. Всю техническую работу ребята готовят дома (друг другу  не сообщают о своём предприятии).

Каждой группе дается 2-3 минуты, чтобы продемонстрировать свою презентацию. Учащиеся задают друг другу вопросы  о  востребованности  их продукции или услуг.

Оценку дают и  родители предприниматели, оценивая работу учащихся.

Заключительная часть.

7.Рефлексия.

 Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем?

Что Вам не хватает для занятия предпринимательской деятельностью?

 Создать синквейн:

бизнес
успешный, прибыльный
рекламирует, организует, производит
создает необходимые товары и услуги
благополучие.

Подведение итогов занятия. Группы  сами друг друга оценивают.

Учитель: Предпринимателями не рождаются, ими становятся благодаря трудолюбию и упорству. Я думаю у многих из вас  это может получиться.

Домашнее задание: выучить № 16 учебника, выполнить творческое эссе «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает всё общество»   (Адам Смит)

Список литературы:

1. Обществознание 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение.2012.

2.Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Учебное пособие для учащихся старших классов.- М.: Вита – Пресс, 2013.

 3.    Экономический словарь /Отв. ред. А.И. Архипов. – М.; ТК Велби, Изд-во                Проспект, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе»

«Применение теоретических знаний на практике через интеграцию экономики и обществознания на примере урока обществознания в 7 классе» И.Н. КуренковаМуниципальное бюджетное общеобразовательное учре...

Тема предлагаемого методического проекта: «Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. М., Просвещение, 2

Тема предлагаемого методического проекта:«Использование методики квест - урока в преподавании уроков обществознания в 6 классах общеобразовательных учреждений по учебнику «Обществознание» 6 класс. Под...

Формирование и развитие УУД на уроках обществознания в основной школе (на примере урока обществознания в 6 классе «Закон на страже природы» по УМК Л.Н. Боголюбова)

Данная методическая разработка позволяет на практике реализовать основное требование ФГОС - формирование и развитие универсальных учебных действий через организацию самостоятельной познавательной деят...

Новые результаты оброзования как основа проектирования современного урока обществознания современного урока обществознания

Целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.     Признанным подходом в обучении выступает системно - деятельный, т.е....

Урок обществознания в 7 классе. Тема: «Деньги и их функции» (Глава 2 «Человек и экономика»; 25 урок в КТП по обществознанию в 7 классе)

Образовательная: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости и значимости появления денег.Развивающая: продолжить работу по разви...