Права и свободы человека и гражданина
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Янурова Альфия Адисовна

Методическая разработка внеклассного занятия в рамках Парламентского урока по теме: «Гражданин. Общество. Государство»

для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеклассного занятия в рамках Парламентского урока по теме: «Гражданин. Общество. Государство»

для 8 класса

Права и свободы человека и гражданина

Цель: подвести учащихся к пониманию значения понятия гражданин, к знанию своих прав и свобод, а также к умению работать с Конституцией РФ.

Задачи:

  1. развитие умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
  2. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.
  3. формировать чувства гордости и уважения к своей Родине;

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: Здравствуйте ребята!
  2. Постановка проблемы:

- Ребята, ответьте мне на вопрос: «Как вы понимаете понятие государство»? (ответы учеников)

- Как вы думаете, что является высшей ценностью для государства? (Ответы учеников. Правильный ответ: человек, его права и свободы)

- А где это прописано? (Правильный ответ: Конституция РФ)

Итак, сегодня на уроке мы будем проходить тему: «Права и свободы человека и гражданина» (слайд 1).

  1. Открытие новых знаний:

В Конституции Российской Федерации 9 глав. Правам и свободам человека и гражданина посвящена самая большая в Конституции глава 2. Она включает 48 статей, подавляющее большинство которых выражает конкретные права и свободы. В этой главе зафиксированы также конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. У меня к вам такой вопрос, как вы понимаете понятие «гражданин»? (Ответ учеников).

Вывод учителя: Гражданин – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству. Гражданин имеет определенную правоспособность, наделен правами, свободами и обременен обязанностями (Слайд 2).

Как вы думаете, что такое права и свободы человека и гражданина? (Ответы учеников).

Дополнение учителя:

Права человека – это совокупность естественных и неотчуждаемых прав и свобод, которыми человек обладает в силу рождения, и которые не зависят от его принадлежности к государству (например, право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность и т. п.).

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству (слайд 3).

Следует также различать понятия «права» и «свободы».

Права - это обеспечиваемая и охраняемая государством возможность что-то делать, осуществлять, иметь, быть гарантированным от чего-либо.

Свободы - это отсутствие каких-либо ограничений в чем-то (например, в поведении, деятельности), что не запрещает закон (слайд 4).

- А теперь давайте внимательно изучим статьи с 17 по 64 Конституции РФ (на экране выводится текст Конституции РФ).

В статье 17 прописано, что в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

- Ребята, теперь изучите остальные статьи главы второй и ответьте на вопрос, какими основными правами и свободами обладает человек? (Ответы учеников).

- Ребята, а все ли права и свободы мы можем реализовать с рождения?

(Ответы учеников).

Учитель: Среди прав выделяют естественные, которыми человек обладает от рождения независимо от уровня развития цивилизации (например, право на жизнь); и возникающие в связи с развитием государства и общества (например, политические права и свободы, которые в указанных условиях также возникают от рождения, а реализуются во времени по мере наступления определенных условий – а так, реализация избирательного права возможна лишь при наступлении совершеннолетия) (слайд 5).

В Конституции Российской Федерации реализована концепция прав человека в зависимости от содержания, в соответствии с которой сначала указаны личные, затем политические, а за ними социально-экономические и культурные права и свободы. Именно такая последовательность имеет место во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации объединенных наций 10 декабря 1948 г. (слайд 6).

Работа в группах. Ученики делятся на 4 группы.

Первая группа – выделяет личные права; вторая группа – политические; третья – социально-экономические; четвертая – культурные. (Проверка выполненного задания).

Просмотрев главу вторую, вы должны были понять, что кроме прав и свобод человек и гражданин выполняет ряд обязанностей.

-  Каких? (Ответы учеников).

Дополнение учителя:

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

заботиться о детях (ст. 38);

заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

получить основное общее образование (ст. 43);

заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44) (слайд 7).

  1. Итог занятия:

Ребята, что вы поняли из сегодняшнего занятия? (Ответы учеников).

Ребята теперь вы знаете, кто такой гражданин, какими правами и свободами вы обладаете. Кроме того, чтобы реализовать свои права и свободы вы должны выполнять основные обязанности.

Сегодняшнее занятие закончу высказыванием: «Там где право, там и защита».  Помните, зная свои права и обязанности, вы можете защититься от различных неприятных ситуаций, чувствовать себя защищенным, уверенным и свободным.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока обществознания в 9 классе на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Карта урока:Этап урокаВремя(мин.)Формы, методы, приёмыI. Организационный этап.3 II. Этап всесторонней проверки домашнего задания.71.Тестирование.2. Фронтальный опрос.III. Этап подготовки учащихся...

Авторская методическая разработка урока по обществознанию в 9 классе на тему: « Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии».

Урок в 9 классе по обществознанию на тему "Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии".Цель урока: сформировать знания учащихся о правах и свободах человека и гражданина, раскрыть зна...

Разработка урока по обществознанию на тему "«Права и свободы человека и гражданина» 9 класс

Тип урока: Закрепление изученного материала.Форма урока: Творческая лаборатория (с составлением проектной работы)....

Методическая разработка "Открытый урок по обществознанию с использованием технологии кейс-стади на тему "Права и свободы человека и гражданина"

Методическая разработка предназначена для проведения открытого урока со студентами первого курса специальностей СПО, профессий НПО, учеников 10-11 классов. Разработка содержит рекомендации по пр...

Права и свободы человека и гражданина высшая ценность или равенство прав и обязанностей?

В статье я попытался показать несоответствие одного из признаков правового государства и исторического материала нашей страны на фактах. Хотелось бы знать мнения других учителей....

Права и свободы человека и гражданина. Нет прав без обязанностей.

Познакомить учащихся  с основными обязанностями  человека и гражданина и принципами, которые лежат в их основе....

Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.

Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...