Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса
рабочая программа по обществознанию на тему

Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektiva_ekonomika_i_pravo.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Николо – Погореловская средняя общеобразовательная школа

Сафоновского  района Смоленской области.

«Рассмотрено»

ШМО учителей гуманитарного

цикла

Руководитель:

__Орехова Т.Н

Протокол № ____ от

«___»___________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора

 по УВР

 

/_С.Н.Скакунова_/

 «___»____________2015г.

«Утверждаю»

Председатель педагогического совета

директор школы

/__Ю.Н.Скакунов

Протокол  №      от

«___»______2015г.

Рабочая программа

Элективного курса «Экономика и право»

для 11класса   

        

Составила: учитель  первой категории Л.Д.Байкова

2015-2016 учебный год

1.Пояснительная записка

 

Цели

Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

1. развитие гражданского образования, экономического образа мышления; потребности в получении экономических знаний и интереса к изучению экономических дисциплин; способности к личному самоопределению и самореализации;

 2. воспитание ответственности за экономические решения; уважения к труду и предпринимательской деятельности;

 3. освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  1. овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных экономических задач; освоения экономических знаний для будущей работы в качестве наемного работника и эффективной самореализации в экономической сфере.

6.развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы;

7.воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;

8.освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права, возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной реализации гражданской позиции;

9.овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе; решения практических задачасв социально-правовой сфере, а также учебных задачасв образовательном процессе;

10.формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом.

Данная рабочая программа составлена на основе  примерной программы среднего полного ( общего) образования по экономике и праву ( базовый уровень).

Причина составления рабочей программы

1.Количество часов в учебном плане образовательного учреждения не совпадает с количеством часов в примерной учебной программе.

2. Примерная программа  среднего полного ( общего) образования по экономике  и праву рассчитана  на 70 часов ( экономика- 35 ч., право- 35 ч.) из расчета 1 час в неделю на изучение экономики и 1 час в неделю на изучение права.

.

Рабочая программа по экономике и праву рассчитана на 34 часа из расчета 0,5 часа на изучение экономики и 0,5 часа на изучение права.

Изучение курса « экономика и право» предполагает последовательно- блочное изучение материала.

2.Таблица тематического распределения количества часов.

 

Разделы, темы

Количество часов примерная программа

Количество часов рабочая программа

11 класс

Экономика

  35 ч.

18+1ч.

1.

Экономика и экономическая наука

 

  2

 2

2

Экономические системы

  2

 1

3

Семейная экономика

  3

 2

4

Рынок

  3

 2

5

Фирма

  4

 2

6

Роль государства в экономике

  3

 2

7

ВВП, его структура и динамика

  2

 1

8

Рынок труда и безработица

  2

 1

9

Деньги, банки, инфляция

  4

 2

10

Элементы международной экономики

  2

 1

11

Основные проблемы экономики России

  3

 2

Право

 35ч

14+1

12

13

Система российского права

Гражданство в Российской Федерации

 5

1

2

1

14

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

5

2

15

Гражданские правоотношения

6

3

16

Семейные правоотношения

2

1

17

Трудовые правоотношения

4

2

18

Процессуальные правоотношения

6

3

3.Содержание обучения

Экономика

  18

Экономика и экономическая наука

 

   2

Экономические системы

   1

Семейная экономика

   2

Рынок

   2

Фирма

   2

Роль государства в экономике

   2

ВВП, его структура и динамика

   1

Рынок труда и безработица

   1

Деньги, банки, инфляция

   2

Элементы международной экономики

   1

Основные проблемы экономики России

   2

Повторительно- обобщающий урок

  1

Право

 14

Система российского права

Гражданство в Российской Федерации

 2

1

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

2

Гражданские правоотношения

3

Семейные правоотношения

1

Трудовые правоотношения

2

Процессуальные правоотношения

3

Итоговое повторение

 

1

Итого

34ч

 4.Требования к подготовке учащихся по предмету

В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать 

  • функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

Уметь

  • приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, внешних эффектов, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
  • описывать: действие рынка, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
  • объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, причины международной торговли.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • получения  и оценки экономической информации;
  • составления семейного бюджета;
  • оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина.

В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • права и обязанности, ответственность гражданина как участника конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника, потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры избирательного процесса в России;

уметь

  • правильно употреблять основные правовые понятия и категории (юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия, судопроизводство);
  • характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
  • объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной гражданской службы;
  • различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере отношений, урегулированных правом;
  • приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • поиска, первичного анализа и использования правовой информации; обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
  • анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
  • выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
  • изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;
  • решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).

        

5.Список литературы

Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни) 10 кл.

Певцова Е.А. Право (базовый и профильный уровни) 11 кл.

Автономов В.С. Экономика (базовый уровень) 10 – 11 кл.

Липсиц И.В. Экономика (базовый уровень) 10-11 кл.

 

Линьков А.Я., Иванов СИ., Скляр М.А. под ред. Линькова А.Я. Экономика (базовый уровень) 10-11 кл.

Королева Г.Э., Бурмистрова Т.В. Экономика (базовый уровень) 10-11кл.

Грязнова А.Г., Думная Н.Н., Карамова О.В. и др. Экономика (базовый уровень 10-11кл.

6.Календарно- тематическое планирование

Курс « экономика и право»

Тема

Количество

часов

Дата

План   факт

оборудование

I

Экономика и экономическая наука

2

1

Что изучает экономическая наука. Потребности. Ограниченность ресурсов.

1

2

Свободные и экономические блага. Выбор и альтернативная стоимость. Факторы производства и факторные доходы.

1

II

Экономические системы

1

3

Главные вопросы экономики. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем.

1

III

Семейная экономика

2

4

Семейный бюджет. Источники доходов. Расходы семьи. Реальный и номинальный доход.

1

5

Неравенство доходов и его причины. Меры социальной поддержки.

1

IV

Рынок

2

6

Рынок одного товара. Спрос. Кривая спроса. Факторы спроса и сдвиги кривых спроса.

1

7

Кривая предложения. Закон предложения. Факторы предложения и сдвиги кривых и предложения. Рыночное равновесие

1

 V

Фирма

2

8

Роль и цели фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда.

1

9

Основные организационные формы бизнеса в России.

1

VI

Роль государства в экономике

2

10

Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике.

1

11

Виды налогов. Государственные доходы и расходы. Государственный бюджет.

1

VII

ВВП, его структура и динамика

1

12

Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие.

1

VIII

Рынок труда и безработица

1

13

Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия.

1

IX

Деньги, банки, инфляция

2

14

Деньги и их функции. Банковская система.

1

15

Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры.

1

X

Элементы международной экономики

1

16

Экономические причины международной торговли.  .  Глобальные экономические проблемы.

1

XI

Основные проблемы экономики России

2

17

Становление современной рыночной экономики России. Основные проблемы экономики России и экономическое  развитие регионов.

1

18

Экономическая политика России. Россия в мировой экономике.

1

19

Повторительно- обобщающий урок

1

XII

Система российского права

2

20

Право в системе социальных норм. Система права.

1

21

Порядок принятия и вступления в силу законов. Участие граждан в законотворческой деятельности.

1

XIII

Гражданство в Российской Федерации

1

22

Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.

 

1

XIV

Основные конституционные права и обязанности граждан в России

2

23

Право граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие, принципы. Формы и процедуры избирательного процесса.

1

24

Право на образование. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества

1

XV

Гражданские правоотношения

3

25

Понятие гражданских правоотношений. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц.

1

26

Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги.

1

27

Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Споры и порядок их рассмотрения.

1

XVI

Семейные правоотношения

1

28

Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор.

1

XVII

Трудовые правоотношения

2

29

Понятие трудовых правоотношений.  Органы трудоустройства.

1

30

Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения.

1

XVIII

Процессуальные правоотношения

3

31

Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений.

1

32

Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Особенности уголовного процесса.

1

33

Основания и порядок обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.

1

34

Повторительно-обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Экономика и право" 10, 11класс

Рабочая программа по элективному курсу "Экономи и право". Курс может использоваться как в 10 , так и в 11 класса. Рассчитан на 34 часа....

Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.

Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....

Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"

Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...

рабочая программа элективного курса " За страницами учебника математики" 11класс

При разработке данной программы учитывалось то, что элективный курс как компонент образования должен быть направлен на удовлетворение познавательных потребностей и интересов старшеклассников, на форми...

Рабочая программа элективного курса "Основы уголовного права"

Программа элективного курса «Основы уголовного права» предназначена для учащихся 10-х  классов и рассчитана на 34 часа...

Рабочая программа элективного курса "Основы избирательного права и избирательный процесс"

Данный курс предназначен для учащихся X – ХI классов основной школы и представляет собой  комплекс знаний, необходимых каждому гражданину РФ. Он формирует у учащихся представление о Ро...

Рабочая программа элективного курса "Отрасли права" 11класс

Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитар...