Рабочая программа Обществознание 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Программа предназначена для 9-го класса. Учебно-методический комплекс составлен на основе программы общеобразовательных учреждений по обществознанию 6-9 классы. Авторы: Боголюбова Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Москва:  «Просвещение», 2010 год. Учебник: Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И., Иванова Л. Ф. Обществознание. 9 класс. Москва: «Просвещение», 2011 год. Программа   составлена с учетом изучения предмета в объеме 1 час в неделю (34 часа). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обществознание 9 класс154.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей

_______________________

_______________________        

Руководитель

_______________________

«____» ____________ 2016

СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

_________ Лаврова В.В.

«____»____________ 2016

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________ Т.И. Моисейченко

№ «_____» приказа

«_____» ___________ 2016

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕРНОМОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА №1»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                ______________________________________________________

(название предмета, курса, модуля, кружка)

                

класс _______________________________

уровень _____________________________

(базовый, профильный)

учитель _____________________________

                учебный год ________________________

                

Черноморское

2016 год

Пояснительная записка.

 

    Рабочая программа по  обществознанию в 9 классе составлена в соответствии с примерной программой по обществознанию  для основного общего образования.  Программа в полном объёме соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования, утвержденному приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004

           Нормативные документы  для составления программы:

  • Закон РФ «Об образовании»№ 122 – ФЗ в последней редакции от 01.12.2007 №313-ФЗ;
  • Федеральный базисный учебный план для среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1089 от 05.03.2004
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2011-12 учебный год, утвержденный приказом МО РФ № 2080 от 24.12.2010 г.;
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений»

       Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. В содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности,  правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами. Базисный учебный план по программе- 1 час в неделю, 34 часа в год Курс обществознания ориентирован на  учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений  «Общесвознание 9 кл» под ред. Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой  М «Просвещение»  2010г.Учебник составлен в соответствии с современным уровнем . Отбор материала, форма его подачи и язык изложения соответствует возрастным особенностям учащихся. Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента и учебного плана образовательного  учреждения. В соответствии с направлением школы реализуется школьный компонент.  В целом программа и стандарты соответствуют учебнику. В рамках реализации регионального компонента изучается модуль по антикоррупции: при изучении темы «Уголовно-правовые отношения» -анкета  по отношению к проблеме коррупции (1ч),  отдельный урок по теме «Как решить проблему коррупции. Законодательная власть.»

   Программа  построена с учетом дифференцированного подхода – предусмотрен репродуктивный и продуктивный( повышенной трудности) уровень подготовки учащихся. При проведении итогового контроля даются тесты с разноуровневыми заданиями. В  течении года идет подготовка к ГИА –отработка заданий части 1,2,3, заполнение бланков.

     Цель программы:  дать целостное представление об обществе,  в  котором живем, основных сфер общественной жизни, о  процессе восприятия социальной (в том числе  правовой) информации и определения собственной позиции;  правовой культуры, основы политических  знаний, способности к самоопределению и самореализации.

   Задачи программы:

 - создание условий для социализации личности;

- формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой  и  политической  культуры;

- содействие воспитанию гражданственности учащихся на гуманистические и демократические ценности;

- развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях;

- развитие личности в ответственный период социального взрасления, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

- освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации в обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

- формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях.

 

Виды   контроля:

Текущий

Промежуточный

Итоговый

Тестирование

Устный опрос

Тестирование по теме

Словарный диктант

Итоговый тест

контрольная работа

   При  проведении промежуточного и итогового контроля  оцениваются все учащиеся, при проведении текущего контроля  оцениваются те учащиеся, которые письменно или устно  отвечают на вопросы.

Требования к уровню подготовки учащихся

9 классов по обществознанию.

1.Знать  следующие термины и понятия: государство, политическая система, сепаратизм, формы правления, гражданское общество, политическая партия, политическая программа, закон, преступление, уголовная ответственность, правовая культура, отрасли права, культура, культурное наследие, субкультура, религия, атеизм, образование.

2.Описывать: формы правления, политические  режимы, устройство политических партий, ход избирательных компаний, процесс создания духовных ценностей, основные мировые религии, роль науки и политических партий в современном обществе.

3.Называть: характерные особенности элитарной,  массовой  культуры, субкультуры, признаки преступления, причины совершени

Основные требования к уровню подготовки обучающихся по обществознанию в 9 классе.

   В результате изучения курса обществознания  обучающиеся  должны

знать/понимать:

- основные обществоведческие термины, т.е. распознавать их в различном контексте и правильно использовать в устной и письменной речи;

- Конституция РФ –основной закон страны;

- основные положения разделов курса – «Политика», «Право»;

- разъяснять смысл высказываний по основным разделам.

уметь:

- описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выделять их общие черты и различия;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т.д.);

-различать в социальной информации факты и мнения;

- объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы;

- характеризовать смысл основных понятий по курсу;

- анализировать текст Конституции и других  нормативных актов.

- давать оценку изученных социальных объектов и процессов, т.е. высказывать суждения об их ценности, уровне или назначении.

Владеть   компетенциями.

  • Информационно- поисковой;
  • Учебно-познавательной;
  • Коммуникативной;
  • Рефлексивной;
  • Смыслопоисковой.

   

Практическое использование приобретенных знаний в  повседневной жизни для:

- полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей:

    - развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции, основанной на уважении закона и правопорядка; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

    - воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

    - освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом  регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина; для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

    - овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

     - формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Содержание курса  «Обществознание» в 9 классе.

Раздел 1. Политика

Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.

Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.

Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.

Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.

Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.

Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.

Раздел 2. Право

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.

Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.

Конституция — основной закон РФ.

Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.

Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.

Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.

Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.

Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Социальные права. Жилищные правоотношения.

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.

Правовое регулирование отношений в сфере образования.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

на 2016/2017

9 КЛАСС (34 ЧАСОВ)

Содержание

 ( разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Оборудование урока

Домашнее задание

план

факт

      Тема 1. Политика и социальное управление.  (13 ч.)

1

Политика  и власть.

1

2

Понятие и  признаки государства.  Государственный суверенитет.

 

1

3

Внутренние и внешние функции государства.

1

4

Формы государства:

территориально-государственное устройство.

1

5

Формы государства:  формы правления.

1

6

Политический режим.  

1

7

Правовое государство. Разделение властей.

1

8

Гражданское общество. Местное самоуправление.

1

9

Участие граждан в политической жизни. Опасность политического экстремизма.

1

10

Политические партии и движения, их роль в общественной жизни.

1

11

Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.

1

12

Влияние СМИ на политическую жизнь общества.

1

13

Урок  обобщения: «Роль политики в жизни общества».

1

     

Тема 2. Право.  (21 ч.)

14

Право, его роль в жизни общества и государства.

 

1

15

Понятие нормы права. Нормативный правовой акт.  Система законодательства.

1

16

Понятие правоотношения.

1

17

Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.

1

18

Правоохранительные органы. Судебная система РФ.

1

19

 Конституция Российской Федерации.

1

20

Основы конституционного строя РФ. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

1

21

Понятие прав, свобод и обязанностей.

1

22

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина.

1

23

Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних.

1

24

Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.

1

25

Гражданские правоотношения. Право собственности.

 

1

26

Основные виды гражданско- правовых договоров. Права потребителей.

1

27

Право на труд и

трудовые правоотношения, Трудоустройство несовершеннолетних.

1

28

Семейные правоотношения.

Права и обязанности родителей и детей.  

1

29

Административные правоотношения, правонарушения и наказания.

1

30

Уголовное право. Уголовная ответственность несовершеннолетних. 

1

31

Социальные права граждан.

1

32

Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

1

33

Правовое регулирование отношений в сфере образования. 

1

34

Итоговое повторение.

1

 Требования к уровню подготовки учащихся.

          В результате изучения обществознания в 9 классе на базовом уровне учащийся должен:

           Знать и понимать:

    -   определения основных понятий: «общество», «общественные отношения», «культура», «сферы общественной жизни», «духовная жизнь», «экономическая жизнь», «политическая сфера», «социальная система», «социальный институт», «человек», «мировоззрение», «социальное поведение», «личность», «свобода», «познание», «истина», «наука», «мораль», «религия», «искусство», «этика», «нравственная культура», «экономика», «социальная структура», «социальная стратификация», «социальная мобильность», «социальные отношения», «социальный конфликт», «этнос», «нация», «семья», «политика», «власть», «политическая система», «государство», «гражданское общество», «правовое государство», «демократические выборы», «политические партии», «политическая идеология», «политическое участие», «право», «источники права», «правоотношения», «правонарушения», «отрасли права», «правомерное поведение», «правовая культура».  

    -  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

    -   тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;

    -   необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

    -   правовые нормы и механизмы, регулирующие общественные отношения.

    -  важнейшие философские, экономические, социологические, политологические, юридические теоретические положения и понятия, отражающие природу человека, его место в системе общественных отношений, функционирование и развитие общества как формы совместной жизнедеятельности людей, основные социальные институты, включая государство;

    -   особенности социально-гуманитарного познания.

         Уметь:

    -    характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

    -   анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия, устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений, и обществоведческими терминами и понятиями;

    - объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, важнейших социальных институтов общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

     -  раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

      -   оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

      - решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

      -   осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах;

      - сравнивать сходные социальные объекты, выделяя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений; различать в социальной информации факты и мнения;

      -  извлекать из неадаптированных, оригинальных текстов знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

      -  оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

       -  формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

       -  применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.

       -   подготовить устное выступление по социальной проблематике.

 

            Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами ;

-   совершенствования собственной познавательной деятельности;

- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

-   решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

-   ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

-   предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

-   оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

-   реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

-   осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Критерии оценивания учащихся 9 классов

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

5 (отл.)

4 (хор.)

3 (уд.)

2 (неуд.)

1.Организация ответа (введение, основная часть, заключение)

Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить)

Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов

Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя

Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы

2.Умение анализировать и делать выводы

Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями

Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются

Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются

Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий

3.Иллюстрация своих мыслей

Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами

Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу

Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия

4.Научная корректность (точность в использовании фактического материала)

Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений

Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений

Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними

Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы

5.Работа с ключевыми понятиями

Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание

Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание

Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно

Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания

Учебно-методический комплект

для учителя.

1. «Общесвознание 9кл»  под ред.Л.Н.Боголюбова М «Просвещение» 2010г

2.Настольная книга учителя обществознания. Справочно-методическое      пособие . М. «Астрель» 2003г.

3. «Граждановедение» 5-9кл Я.В.Соколов Ростов-на-Дону 1992г.

4. «Основы правоведения» В.О.Мушинский

  М «Международные отношения»1996г.

5.Справочник по обществознанию  М.  «Астрель» 2005г

6.Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание»: 8-9 классы. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановского.- М.: Просвещение. 2005;

7. Дидактические материалы по курсу «Введение  в обществознание»: 8-9 классы, под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Т.Кинкулькина.- М.: Просвещение, 2005.

Учебно-методический комплект

для ученика.

1. «Общесвознание 9кл»  под ред.Л.Н.Боголюбова М «Просвещение» 2010г

2. «Энциклопедия почемучки» О.Кургузов М «Лабиринт-К» 2000г.

3.Справочник по обществознанию  М.  «Астрель» 2005г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа 8 класс обществознание

Рабочая программа 8 класс обществознание...

Рабочая программа 9 класс обществознание

Рабочая программа 9 класс обществознание...

Рабочая программа "Обществознание" 6 класс

Рабочая программа создана на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации, программе Л.Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой и др....

рабочая программа обществознание 9 класс база

рабочая программа по обществознанию 9 класс базовый уровень Л.Н. Боголюбов...

Рабочая программа 6 класс обществознание

Рабочая программа 6 класс обществознание...

Рабочая программа 10 класс обществознание

Рабочая программа 10 класс по обществознанию...

Рабочая программа обществознание 9 класс

Рабочая программа по обществознанию для 9 класса, составлена в соответствии  с федеральным компонентом государственного образовательного  стандарта основного общего образования (приказ МО и ...