Программа предпрофильного курса "Основы экономики"
рабочая программа по обществознанию (9 класс) на тему

Гончарова Надежда Юрьевна

Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_predprofilnogo_kursa_osnovy_ekonomiki_9_klass.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

             Изменения в социально-экономической, политической жизни страны обуславливают необходимость реформирования образования. Одним из приоритетов этого процесса является содействие социализации молодежи в рыночной среде. Поэтому возрастает значимость экономической науки и потребность в экономических знаниях.

Задача курса не в том, чтобы дать систематические знания, а в представлении им особенностей содержания и методов изучения общественных дисциплин, одной из которых является экономика, в привлечении внимания к такому предмету обществоведческого цикла как экономика. Переход к рыночной экономике требует формирования нового поколения экономически грамотных людей.  Школа не должна отставать  от происходящих в обществе изменений, приобщая обучающихся к основам экономической науки и формируя новое экономическое  мышление. На актуальность курса указывает выраженная мотивация родителей и  обучающихся в получении экономического образования.

Общая характеристика курса

Рабочая программа предпрофильного курса «Основы экономики» для обучающихся 9 класса  составлена на основе  авторской программы Б.А.Райзберга, А.С.Прутченкова «Введение в экономику». В данном курсе обучающиеся изучают базовые понятия экономической теории и некоторых прикладных дисциплин (предпринимательство, менеджмент, маркетинг). Предназначение курса – предметно-ориентированное – дает возможность обучающемуся реализовать свой интерес к выбранному предмету, углубить отдельные темы базовых общеобразовательных программ, оценить готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.  Необходимые для проведения занятий знания, умения и навыки основаны на личном жизненном опыте обучающихся. Обучающиеся получат практический опыт экономического поведения и взаимодействия с субъектами рынка, который смогут использовать в повседневной жизни. Внутренняя логика построения содержания курса предполагает сочетание теоретических и практических занятий с реализацией активизирующих и педагогических проективных методик с основной идеей курса. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю. Программа предпрофильного курса состоит из двух модулей:

-  Модуль 1. Экономика и человек. Экономика фирмы (16 ч)

-  Модуль 2. Государство и экономика (18 ч)

Цели и задачи курса

 Цель -  сформировать у обучающихся 9 классов основы экономических знаний

Задачи –

  • формирование теоретических и прикладных знаний по экономике;
  • формирование основ экономического мышления и навыков экономического поведения;
  • формирование у обучающихся адекватных представлений об окружающем мире, о сути экономических процессов и явлений;
  • воспитание экономической культуры и гражданского мышления;
  • привитие навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • социальная адаптация обучающихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
  • профессиональная ориентация и развитие способностей обучающихся в сфере экономики и предпринимательства;
  • формирование у обучающихся умения работать с графическим и статистическим материалом, получение опыта оценочной деятельности экономических явлений.

 Методы и формы обучения:

Для реализации поставленных задач в рамках курса используются следующие методы обучения:

  • лекции,
  • практические занятия: анализ печатной, теле-радиоинформации; сравнительные таблицы, памятки для анализа правовых документов,
  •  семинары,
  • дискуссии,
  • деловые игры,
  • решение тестов, задач, проблемных ситуаций.

Данный курс соответствует возрастным особенностям обучающихся и предусматривает индивидуальную работу, работу в группах.

Методы и формы контроля:

Текущий контроль уровня усвоения материала осуществляется в ходе выполнения обучающимися самостоятельных и практических работ, тематического тестирования. По завершении каждого модуля проводится итоговое диагностическое тестирование.

Критерии оценивания курса:

Для оценивания предпрофильного курса применяется зачетная система. Предпрофильный курс считается пройденным, если обучающийся посетил не менее 80% занятий и  выполнил итоговую тестовую работу по завершению каждого модуля не менее 50%. Оценка выполнения итоговой тестовой работы выставляется в соответствии с процентным выполнением заданий:

100-90% - отлично

80-70% - хорошо

60-50% - удовлетворительно

менее 50% - неудовлетворительно

Планируемые результаты обучения 

В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен знать и понимать:

  • виды экономических систем;
  • формы организации производства;
  • основные источники доходов и статьи расходов семейного бюджета,
  • возможные виды сбережений;  
  • основные налоги, уплачиваемые гражданами;
  • формы господдержки  безработных и малоимущих.

В результате изучения предпрофильного курса обучающийся должен уметь использовать в практической деятельности:

  • знания о различных видах рынков;
  • умения оценивать роль конкуренции, деятельность предпринимателя;
  • рациональное поведение потребителя;
  • рациональное поведение человека, размещающего свои сбережения,  
  • знания о различных формах заработной платы и стимулирования труда,

Структура курса

Предпрофильный курс «Основы экономики» в 9 классе состоит из трех разделов. Изучение каждого раздела заканчивается проведением итогового контрольного тестирования.  

Раздел

Количество часов

Раздел 1

Экономика и человек

11

Раздел 2

Экономика фирмы

5

Раздел 3

Государство и экономика

18

34

Содержание курса

Модуль 1. Экономика и человек. Экономика фирмы (16 ч)

Раздел 1. Экономика и человек (11 ч)

Главная проблема экономики. Экономические блага. Факторы производства. Факторные  доходы. Экономика как наука. Производственные возможности общества. Экономическая система.  Типы экономических систем. Главные вопросы экономики. Случаи несостоятельности рынка. Смешанная экономическая система. Рыночный механизм. Закон спроса. Спрос и величина спроса. Неценовые факторы спроса. Закон предложения. Предложение и величина предложения. Неценовые факторы предложения. Равновесная цена. Конкуренция и ее виды. Понятие конкуренции.

Раздел 2. Экономика фирмы (5 ч)

Формы организации бизнеса. Экономика фирмы. Выручка, издержки, прибыль фирмы. Виды издержек фирмы. Источники финансирования фирмы. Виды ценных бумаг. Надежность и доходность ценных бумаг. Рынок труда. Особенности рынка труда. Производительность труда. Факторы производительности труда. Семейный бюджет. Бюджет семьи. Доходы и расходы семьи.

Учебно-тематический план

Модуль 1. Экономика и человек. Экономика фирмы (16ч.)

Раздел 1. Экономика и человек (11ч)

Кол.

часов

Теорет. занятия

Практ.

занятия

1.

Что изучает экономика

1

1

2.

Проблема выбора

1

1

3.

Производственные возможности

1

0,5

0,5

4-5.

Экономическая система

2

1

1

6-7.

Спрос. Закон спроса

2

1

1

8-9.

Предложение. Закон предложения

2

1

1

10.

Рыночное равновесие

1

0,5

0,5

11.

Конкуренция и её виды

1

0,5

0,5

Раздел 2. Экономика фирмы (5 ч)

12.

Формы организации бизнеса

1

0,5

0,5

13.

Экономика фирмы

1

0,5

0,5

14.

Расчет экономических показателей фирмы

1

0,5

0,5

15.

Рынок труда

1

0,5

0,5

16.

Итоговое тестирование

1

1

Модуль 2. Государство и экономика (18 ч)

Раздел 3. Государство и экономика (18 ч)

Предмет макроэкономики. Вопросы макроэкономики. Валовой внутренний продукт. Уровень благосостояния. Экономический рост. Экономический цикл. Факторы экономического роста. Фазы экономического цикла. Причины и виды экономических циклов. Денежное обращение. Деньги. Виды денег. Функции денег. Инфляция. Типы и виды инфляции. Социально- экономические последствия инфляции. Банковская система. Функции коммерческого банка. Функции Банка России. Другие финансовые организации. Роль государства в экономике. Экономические функции государства. Государственный бюджет. Бюджетно-налоговая политика государства. Налоги. Функции налогов. Налоги прямые и косвенные. Виды налогов. Занятость и безработица. Виды безработицы. Международная торговля.

Учебно-тематический план

Модуль 2. Государство и экономика (18ч.)

Раздел 3. Государство и экономика (18ч.)

Кол-во часов

Теорет. занятия

Практ.

занятия

1.

Предмет макроэкономики

1

1

2.

Валовый внутренний продукт

1

0,5

0,5

3-4.

Экономический рост

2

1

1

5.

Экономический цикл

1

0,5

0,5

6.

Денежное обращение

1

0,5

0,5

7-8.

Инфляция

2

1

1

9-10.

Банковская система в России

2

1

1

11.

Монетарная политика Банка России

1

0,5

0,5

12.

Роль государства в экономике

1

0,5

0,5

13.

Налоги

1

0,5

0,5

14-15.

Система налогооблажения

2

1

1

16.

Занятость и безработица

1

0,5

0,5

17.

Международная торговля

1

0,5

0,5

18.

Итоговое тестирование

1

1

Учебно-материальное обеспечение

Для обучающихся

  1. Замедлина Е. А. Микроэкономика: конспект лекций. – Ростов н\Д: Феникс, 2008. –
  2. Экономика. Основы  экономической теории: учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования \ Под ред. С. И. Иванова. – В 2-х книгах. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009.
  3. Экономика: учеб.: под ред. А. И. Архипова, А. К. Большакова. – М.: Проспект,2009.
  4. http://www.1september.ru
  5. http://nsportal.ru/

Для учителей

  1. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.
  2. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ. – М., 2007.
  3. Грузинов В.П. Экономика предприятия. – М., 2002.
  4. Грязнова А.Г., Юданов А.Ю., ред. Микроэкономика: практический подход.   М., 2007.
  5. Камаев В.Д. Экономическая теория: краткий курс: учебник. – 2-е изд., стер. – М., 2007.
  6. Кожевников Н.Н. Основы экономики. М., 2005.
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М., 2008.
  8. Соколова С.В. Основы экономики. М., 2002.
  9. Череданова Л.Н. Основы экономики и предпринимательства. М., 2004.
  10. Экономическая теория / под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, СПб., 2007

Материально-технические средства обучения:

- мультимедийное оборудование;

- проектор;

- интерактивная  доска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа предпрофильного курса по английскому языку в 9 классах «Гид-переводчик»

Программа содержит пояснительную записку, указывает цели и задачи курса, обозначает формы контроля, раскрывает содержание курса с подробным тематическим планированием  13 занятий, определяет план...

Программа предпрофильной подготовки для 7-8 класса

Программа предпрофильной подготовки для обучающихся 7-8 классов.При изучении данной программы  акцент следует делать не столько на приобретении дополнительной суммы знаний по физике, сколько на р...

Рабочая программа предпрофильного курса “Мультимедийные технологии”

В основе курса лежит установка на формирование у обучающихся системы базовых понятий и представлений о мультимедийных технологиях, а также выработка умений применять их для решения жизненных зад...

Программа предпрофильного курса "Превентивная медицина"

Я бы доктором пошёл, пусть меня научат...

Программа предпрофильного элективного курса. Портфолио ученика 9 класса

Предполагаемый курс представляет структуру и технологию составления портфолио, его примерное содержание, формы организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся. Курс рассчитан на 8 час...

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку на основе Примерной программы основного общего образования по

Программа предпрофильного курса «Всемогущий и занимательный синтаксис», рассчитанная на 17 часов, составлена с учетом требований Государственного стандарта общего образования по русскому языку н...