Прорамма по обществоведению для коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями (VIII вид)
рабочая программа по обществознанию на тему

Власенко Светлана Вячеславовна

Программа по обществоведению разработана на основе программы по редакцией В.В.Воронковой для 8-9 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_obshchestvo.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

Кореновский район ст. Платнировская

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа-интернат

ст-цы Платнировской

УТВЕРЖДЕНО

решением  педагогического  совета

от 30.08. 2016 года  протокол №  5

Председатель________   Скубий Г.Н.

АДАПТИРОВАННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по                                       ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ             

Уровень образования  (класс)   основное общее образование  6-9 классы

 

Количество часов  68 часа

Учитель Власенко С.В.

Программа разработана на основе  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений  VIII вида 5- 9 классы под редакцией В.В.Воронковой, сборник 1, Москва, Гуманитарный издательский цент ВЛАДОС, 2011 г.       

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая  программа  по обществоведению  8-9 класса разработана  на основе федеральных и региональных документов:

- приказ Минобрнауки РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации»

- приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1599 об утверждении федерального государственного образовательного  стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- примерная адаптированная основная образовательная  программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), внесенных в реестр образовательных программ, одобренных федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 8.04.2015г. №1/5 и протокол от 22.12.2015г. № 4/15)

- базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии    

( вариант 1), утвержденного  МО  РФ, дополнение к приказу МО РФ 10.04.2002 г. № 29/2065

- учебный план ГБОУ школы-интерната  ст. Платнировской на 2016-2017 учебный  год, утверждённый решением  педсовета № 5  от 30.08.2016 г.

- программы  специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1 под редакцией В.В.Воронковой. Гуманитарный издательский центр «Владос» Москва 2011г.

- приказ Минобрнауки РФ от 31.03.2014г. № 253 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ общего, основного общего, среднего общего образования»

     Рабочая программа составлена с учётом психофизических особенностей обучающихся с интеллектуальной недостаточностью и возможностями их познавательной деятельности, способствует умственному развитию, определяет оптимальный объем знаний и умений по биологии. В целях максимального коррекционного воздействия в программу включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня.

Преподавание обществоведческого курса для детей с нарушением интеллекта носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики. Учебный предмет дает и закрепляет лишь основы знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практикоориентированной составляющей содержания. Несмотря на то, что содержание предмета носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний.

Предмет призван способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала детей с нарушением интеллекта. Цель данного учебного предмета – создание условий для социальной адаптации обучающихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знание своих гражданских обязанностей и умение пользоваться своими правами.

     Предмет «Обществоведение» играет важную роль в правовом воспитании учащихся с интеллектуальным недоразвитием, формировании гражданственности и  патриотизма, чувства  долга и ответственности за свое поведение в обществе. Изучение предмета может способствовать возможно большей самореализации личностного потенциала выпускников специальной школы,  их успешной социальной адаптации.

Основные цели изучения данного предмета  создание условий для социальной адаптации учащихся с интеллектуальным недоразвитием путем повышения их правовой и этической грамотности как основы интеграции в современное общество; формирование нравственного и правового сознания развивающейся личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умения реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения.

Основные задачи изучения предмета:

- знакомство с Основным Законом государства – Конституцией Российской Федерации;

- формирование ведущих понятий предмета: мораль, право, государство,  гражданин, закон, правопорядок и др;

- формирование основ правовой культуры учащихся: уважения к законам, законности и правопорядку; убежденности в необходимости соблюдать законы, желания и умения соблюдать требования закона;

- формирование навыков сознательного законопослушного поведения в обществе;

- формирование чувства ответственности за свое поведение в обществе;

- формирование представлений о мерах ответственности за совершенное правонарушение;

- формирование нравственных понятий «добро», «порядочность», «справедливость» и др;

- формирование представлений о единстве прав и обязанностей гражданина России;

- воспитание познавательного интереса к предмету;

- воспитание гражданственности, патриотизма, толерантности;

- коррекция и развитие познавательных психических процессов;

     Отбор содержания произведен с учетом психологических и социально-возрастных потребностей детей с нарушением интеллекта.

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

      Учебный предмет рассчитан на 34 часа, из которых, в соответствии с деятельностным подходом программы, от половины до двух третей материала предназначено для сознательного освоения и закрепления изучаемого материала через ролевые игры, выполнение практических заданий, уроки-экскурсии и уроки-встречи. Одним из основных методов работы с обучающимися при изучении данного материала является беседа, которая позволяет выявить уже имеющиеся у школьников представления по обсуждаемому вопросу, скорректировать и дополнить их, активизировать поисково-познавательную активность, речевую деятельность, внимание школьников.

Раздел I . Государство, право, мораль

   Предполагает общее знакомство учащихся с морально этической проблематикой и взаимосвязью нравственности и права, дает самые общие представления о праве и государстве.

   Введение в тематику государства и права связывается с этическими проблемами, что позволяет заложить целостную основу курса и избежать сухой непедагогической подачи материала. Содержание темы поможет ученику освоится с мыслью, что ему предстоит самостоятельная жизнь, что ему необходимо регулировать свое поведение и нести за свои поступки нравственную и правовую ответственность.

Раздел II. Конституция Российской Федерации  знакомит с основами конституционного устройства Российской Федерации. Эта тема дает представление о российском государстве как о целостной политико-правовой системе, готовит учеников к следующей теме, являющейся основой для всего курса.

Раздел III. Права и обязанности гражданина России  посвящен основным правам и обязанностям гражданина России в областях, которые являются базисными в процессе социальной адаптации и общественной жизни. Данная тема носит практический характер и должна быть адаптирована к социальным и психологическим потребностям учащегося коррекционной школы.

    В этом разделе ученики должны познакомиться с основами трудового, семейного, административного права, правом на образование.

Раздел IV. Основы уголовного права

    В тематику IV раздела отдельно выносятся основы уголовного права и формирование у школьников правового самосознания. Правосудие в стране. Защита граждан.

 3. ОПИСАНИЕ МЕСТА ПРЕДМЕТА  В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

     Курс обществоведения  рассчитан на 68 учебных часов (по 34 часа в 8 и 9 классах). За два года обучения изучаются четыре темы (две – в 8 классе и две – в 9 классе), отводятся часы на введение и повторение.

Учебный материал расположен по годам обучения следующим образом:

Наименование темы

Количество часов по программе

Количество часов по годам обучения

8 класс

9 класс

Введение

2

2

-

Раздел I

15

17

-

Раздел II

15

14

-

Раздел III

22

-

22

Раздел IV

8

-

8

Повторение

6

1

4

ИТОГО

34

34

Концентричность построения программы способствует прочности усвоения правового материала: в 8 классе закладываются базовые понятия  - изучение начинается со знакомства с основополагающими понятиями: государство, право, мораль, затем изучается Конституция РФ. Материал 8 класса конкретизируется, уточняется в 9 классе при изучении  прав и обязанностей граждан России.

4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

- воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    

- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.;

-бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.

Предметные результаты

    Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов  на конец обучения обществоведения в старших классах:

Минимальный уровень:

- знание названия страны, в которой мы живем; названий государственных символов России;

- представление о том, что поведение человека в обществе регулируют определенные правила (нормы) и законы;

- знание названия основного закона страны, по которому мы живем;

- знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;

- написание некоторых деловых бумаг (с помощью педагога), заполнение стандартных бланков.

Достаточный уровень:

- знание некоторых понятий (мораль, право, государство, Конституция, гражданин);

- представление о правонарушениях и видах правовой ответственности;

- представление о законодательной, исполнительной и судебной власти РФ;

- знание основных прав и обязанностей гражданина РФ;

- знание основных изученных терминов и их определения;

- написание заявлений, расписок, просьб, ходатайств;

- оформление стандартных бланков;

- знание названий и назначения правовых организаций, в которые следует обращаться для решения практических жизненных задач;

- поиск информации в разных источниках.

Формируемые базовые учебные действия (БУД):

Регулятивные

- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;

- осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;

- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;

- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;

- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Коммуникативные

- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач;

-дифференцированно  воспринимать  окружающий  мир,  его  временно-пространственную организацию;                  

- уметь работать с текстом – воспринимать с учётом поставленной задачи, составлять план, делить на смысловые отрезки,   озаглавливать, пересказывать.

- уметь писать небольшие доклады и рефераты с использование информации из разных источников.

- уметь пользоваться монологической и диалогической речью.

- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников (возраст, социальный статус, знакомый-незнакомый и т.п.);

- использовать разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач, в том числе информационные.

Познавательные

- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;

- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;

- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.

5. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс

Введение. Кто такой гражданин? Страна, в которой мы живем, зависит от нашей гражданской позиции.

Государство, право, мораль

Что такое государство? Основные принципы правового государства: верховенство права; незыблемость прав и свобод личности; разделение властей. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть.

Что такое право? Роль права в жизни человека, общества и государства. Право и закон. Правовая ответственность (административная и уголовная). Правонарушение. Преступление как вид правонарушения, его признаки. Презумпция невиновности. Отрасли права.

Что такое мораль? Основные нормы морали. «Золотое правило» нравственности. Функции морали в жизни человека и общества. Моральная ответственность. Общечеловеческие ценности. Нрав ственные основы жизни человека в личной и общественной жизни. Нравственная основа права. Правовая культура. Естественные и неотчуждаемые права человека.

Конституция Российской Федерации .

Конституция Российской Федерации — Основной Закон государства. Основы конституционного строя Российской Федерации. Законодательная власть Российской Федерации. Исполнительная власть Российской Федерации. Судебная власть Российской Федерации. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Институт президентства. Избирательная система. Гражданство Российской Федерации.

Повторение .

9 класс

Повторение.

Права и обязанности гражданина России.

Ответственность государства перед гражданами. Конституционные обязанности граждан.

Основные конституционные права человека в Российской Федерации: экономические, социальные, гражданские, политические, культурные.

Основы трудового права

Труд и трудовые отношения. Трудолюбие как моральная категория. Право на труд. Дисциплина труда. Трудовой договор. Трудовые права несовершеннолетних.

Собственность и имущественные отношения. Что значит быть собственником? Имущественные права и ответственность несовершеннолетних.

Основы семейного права

Роль семьи в жизни человека и общества. Правовые основы семейно-брачных отношений. Этика семейных отношений. Домашнее хозяйство. Права ребенка. Декларация прав ребенка.

Социальные права человека. Жилищные права. Несовершеннолетние как участники жилищно-правовых отношений. Право на медицинское обслуживание. Право на социальное обеспечение.

Политические права и свободы.

Право человека на духовную свободу. Право на свободу убеждений. Религиозные верования и их место в современном мире. Свобода совести.

Право на образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Куда пойти учиться? Право на доступ к культурным ценностям. Основы уголовного права.

        Понятие уголовного права. Преступления – наиболее опасные пеступления. Понятия подстрекатель, наводчик, участник, исполнитель и пособник. Ответственность за соучастие и участие в преступлении. Наказания, его цели. Уголовная ответственность. Принудительные меры. Ответственность несовершеннолетних.

        Правоохранительные органы в стране. Суд, его назначение. Правосудие. Прокуратура. Роль прокурора. Конституционный суд. Органы внутренних дел, их роль в обеспечении защиты граждан, охране правпорядка.

Повторение .

6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

№ п/п

Содержание

(наименование  разделов и тем)

Всего часов

По примерной программе

По рабочей

программе

Всего

часов, из них

теоретические

Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1.

Введение

2

2

2

2.

Государство, право, мораль

15

17

17

11

3.

Конституция Российской Федерации

15

14

14

6

4.

Повторение.

2

1

1

1

Итого

34

34

34

18

Содержание работы

Количество часов

Всего

68

В неделю

2

Контрольные работы:

3

Контрольная работа по теме: «Государство, право, мораль»

1

Контрольная работа по теме: «Конституция Российской Федерации»

1

Итоговая контрольная работа по теме: «Повторение за год»

1

Практические работы:

11

 Составление словесного портрета гражданина своей страны

1

 Выписать «Основные признаки государства»

1

Заполнить схему «Власть. Названия органов власти».

1

Выписать «Нормы права»

1

Составление схемы «Источники права».

1

Решение практических (юридических) задач

1

Составление таблицы «Название отрасли права и содержание отрасли права»

1

Составление схемы «Законодательная власть РФ»

1

Составление схемы «Исполнительная власть РФ»

1

Составления деловых бумаг, заполнение бланков

1

Составление схемы «Правоохранительные органы»

1

Проверочные работы

4

Проверочная работа по теме: «Государство»

1

Проверочная работа по теме: «Право»

1

Проверочная работа по теме:  «Мораль»

1

Проверочная работа по теме: «Конституция Российской Федерации»

1

9 класс

№ п/п

Содержание

(наименование  разделов и тем)

Всего часов

По примерной программе

По рабочей

программе

Всего

часов, из них

теоретические

Практические (лабораторные, контрольные работы, тест, диктант, изложение, сочинение)

1.

Повторение

2

2

2

1

2.

Права и обязанности гражданина России

22

22

22

12

3.

Основы уголовного права

8

8

8

5

4.

Повторение

2

2

2

1

Итого

34

34

34

19

Содержание работы

Количество часов

Всего

68

В неделю

2

Контрольные работы:

4

Входная контрольная работа

1

  • Контрольная работа по теме: «Права и обязанности гражданина России»

1

Контрольная работа по теме: «Основы уголовного права »

1

Итоговая контрольная работа по теме: «Повторение за год»

1

Практические работы:

10

Заполнение таблицы «Права и обязанности гражданина РФ»

1

Заполнение таблицы «Декларация прав ребенка»

1

Составления деловых бумаг, заполнение бланков

4

  • Решение практических (юридических) задач

3

  • Составление схемы «Правоохранительные органы»

1

Проверочные работы

5

Проверочная работа по теме: «Права и обязанности гражданина РФ»

1

Проверочная работа по теме: «Трудовые отношения»

1

Проверочная работа по теме: «Имущественные отношения

1

Проверочная работа по теме: «Семейные отношения»

1

Проверочная работа по теме: «Уголовная ответственность»

1

7.МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ        ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

Учебно-методическая и справочная литература

№ п/п

Тип пособия

Автор

Наименование

Издательство, год

Программы специальных(коррекционны) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы.

В.В.Воронкова

Сборник 1

Программы

Гуманитарный идательский центр «Владос» Москва 2011г

Дополнительная литература. Литература для внеклассного чтения

Название

Автор

Издательство

Год издания

Кол-во экземпляров

1.

Конституция Российской Федерации

брошюра

2014

1

2.

Комментарии к Конституции Российской Федерации.

В.А.Мирошникова.

Москва,

ЭКМОС

2000

1

3.

Обществознание. Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений.

А.И.Кравченко.

Москва,

Русское слово

2000

1

4.

Обществознание. Книга для учителя.

Е.А.Певцова

Москва, Русское слово

2000

1

5.

 «Право и политика». Учебное пособие для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений.

А.Ф.Никитина

Москва, Просвещение

2000

1

6.

Обществознание 8-9 классы.

Л.Н.Боголюбов Л.Ф. Иванова

Москва, Просвещение

2012

1

7.

Электронные пособия и презентации

п/п

Наименование

Количество

1.

«Я- гражданин России»

1

2.

Понятие и признаки правового государства

1

3.

Конституционные обязанности граждан

1

4.

Государство и гражданин

1

5.

Правовое государство

1

6.

Государственная символика России

4

7.

Права и обязанности граждан

6

Учебные таблицы и демонстрационные пособия

п/п

Наименование

Количество

1.

Символика Российской Федерации

1

2.

Символика Краснодарского края

1

3.

Карта Российской Федерации

1

                       

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по истории Отечества для коррекционной школы для обучающихся с ОВЗ с интеллектуальными нарушениями (VIII вид)

Программа по истории Отечества по редакцией В.В.Воронковой для обучающихся 7-9 классов, для коррекционных школ....

"Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения"

Особенности коррекционно-воспитательной   работы  с умственноотсталыми учащимися.. Основные направления , формы и методы работы во время учебного процесса....

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями . «Коррекция чтения и письма» 5-9 класс

Разработана на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).(1 вариант)...

Программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». (для детей с ТМНР)

Рабочая программа коррекционно-логопедических занятий для обучающихся с интеллектуальными нарушениями по курсу «Речь и альтернативная коммуникация». 1-4 класс (для детей с ТМНР)...

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) для специальных (коррекционных) школ для детей с ОВЗ (интеллектуальные нарушения).

Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело)  составлена на основе программы В.В.Воронковой, под редакцией Г.Г.Мозговая,  Г.Б. Картушина для специальных (коррекцион...

Календарно-тематические планы на 2020-2021 учебный год Тлуябаева Арслана Ринатовича, обучающегося по АОП для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (VIII вида, II вариант)

Мальчик имеет выраженное тотальное недоразвитие психических функций с нарушением поведения, выраженное стойкое нарушение познавательной деятельности, системное нарушение речи по типу общего недоразвит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант2) 5-9 класс

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...