Конспект урока "Виновен - отвечай"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Животова Елена Владимировна

Урок обществознания в 7 классе. Тип урока комбинированный с использованием  презентации.  Основные этапы урока: 1. Повторение темы прошлого урока. 2. Актуализация знаний. 3. Изучение нового материала.  4. Обобщение и закрепление. 5.Рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока "Виновен-отвечай"43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Виновен — отвечай»

Цели:

 Знать термины: закон, правонарушения , преступление, противозаконное поведение , законопослушное поведение.

Формировать умения:

-анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

-соотносить конкретную ситуацию с видом правонарушений.

-работать самостоятельно и в группах,  высказывать свою точку зрения .

Воспитывать стремление к получению знаний, уважения к закону,

-воспитание гражданской ответственности,  иметь четкую установку на законопослушание.

Тип урока: комбинированный

План урока:

1. Знать закон смолоду.

2. законопослушный человек

3. противозаконное поведение

4. закон наказывает

Основные понятия и термины: закон, правонарушения, преступление, противозаконное поведение, законопослушное поведение.

Оборудование: компьютер, проектор, карточки с заданиями, рабочий лист, презентация.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

I. Организационный момент

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Проверка наличия и готовности учащихся к уроку.

II.  Повторение пройденного материала

Кто мне напомнит, какую тему мы рассматривали  на прошлом занятии  ( «Что такое дисциплина»).  

Я рада, что  вы помните, о чем мы говорили на прошлом уроке,   давайте проверим,  как вы усвоили этот материал.  

Уч-ся выполняют тестовые задания, которые проецируются на экране. (Слайды № 1-6)

Для поверки правильности выполнения  заданий и выставления оценок учащиеся меняются листочками с ответами и осуществляют взаимопроверку. Выставляют оценки.  (Слайд № 7)

Вопрос  детям:  

- Какие вопросы вызвали у вас затруднения? (учащиеся называют номера неправильно выполненных  заданий).  Кто выполнил это задание правильно и может поделиться  своими знаниями?

III. Актуализация знаний:

? – Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? А для чего вы их смотрите? Как вы думаете, могут ли мультфильмы нас чему-то научить?

Просмотр фрагмента мультфильма «Дядя Степа милиционер»  (Слайд № 8)

Формирование темы урока: 

- Что показано в этих фрагментах?

- Как вы думаете, с какой целью я показала вам эти фрагменты?

- Чему  учит нас данный мультфильм? (предполагаемый ответ: за свои поступки нужно отвечать)

Как вы правильно поняли сегодня, мы будем говорить об ответственности и тема нашего урока «Виновен – отвечай».

Перед вами рабочие листы, пожалуйста, запишите в них название темы урока. (Слайд № 9)

 

 IV. Изучение нового материала:

В книге современного российского писателя Н.И. Ветрова «Если бы я знал закон» есть письмо, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю. Давайте послушаем отрывок из этого письма.

Слайд № 10

Из этого письма вы, конечно, поняли, что с подростком случилась беда. Почему это произошло? Почему государству приходится привлекать к ответственности и наказывать даже несовершеннолетних? Давайте разберемся, подумаем вместе.

Вы наверняка слышали такое выражение «законопослушный человек».

- Кого можно назвать законопослушным человеком? (Законопослушный человек уважает закон, не совершает действий, наносящих вред другим людям и обществу.)

Можно ли сказать, что законопослушный человек – это человек, который боится сделать лишнее движение, чтобы, не дай Бог, не нарушить закон?  Или законопослушное поведение предполагает активную, полезную для общества деятельность? Как вы думаете? (предполагаемый ответ: предполагает активную, полезную для общества деятельность)

Действительно законопослушный человек уверенно пользуется своими всеми правами, честно выполняет свои обязанности. Именно законопослушные люди создают основные богатства нашей страны.

Слайд № 11

Итак, законопослушное поведение – основа нормальной жизни обществ. Такое поведение соответствует требованиям закона.  Оно полезно для общества.

Запишите определение данного понятия в рабочий лист.

Давайте вернемся к героям мультфильма. Можно ли сказать, что они отличались законопослушным поведением?  А как можно назвать данное поведение? (Слайд № 12)

 (предполагаемый ответ:  противозаконное, противоправное)

Так какое же поведение является противоправным или противозаконным?  (Слайд № 13 )

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям. (Запишем в рабочий лист)

Что определяет законность или противоправность нашего поведения? (Закон)

Но законы существовали не всегда. Как же в таком случае люди поддерживали порядок в обществе?

Давайте откроем учебник на стр. 111. Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

Как видите, даже древнее общество для поддержания порядка  вводило определенные запреты, нарушителей порядка наказывали, а между преступлением и наказанием стремились установить равновесие.

Современные юристы ставят наказание от степени вреда, причиненного нарушителем людям, обществу.

    Все правонарушения юристы делят на две группы в зависимости от степени вреда: (Слайд № 14)

                                                   Правонарушения

                                Преступления               Проступки

1. Преступление – наиболее опасное общественное деяние.

             Проступки (мелкое хулиганство, нецензурная брань в общественном месте, нарушение правил дорожного движения, пожарной безопасности, ущерб имуществу и т.д.)

    Заполните схему в рабочих листах.         

   

(Слайд №15)

За различные виды правонарушений существуют различные виды наказаний,  они тоже прописаны в законах.  

(Слайды №16)                               

 Из прослушанного фрагмента вы уже поняли, что правонарушения совершают не только взрослые, но и несовершеннолетние. Многие из них оказавшись в полиции, перед следователем, утверждают, что не собирались нарушать ни каких законов, даже не думали о том, чтобы причинить кому-то вред.

Трудно сказать, говорят ли они правду. Может,  они действительно не знали, что их действия являются противозаконными?  Может,  они действительно не осознавали, что наносят вред людям? И нужно ли их наказывать? Как вы думаете? (Ответы детей)

Есть такое выражение «Незнание закона не освобождает от ответственности». Закон наказывает каждого нарушителя. Кто может сказать, во сколько  лет наступает  полная ответственность, за все виды нарушений?  Может ли человек в 14 лет быть наказан?

Несмотря на то, что зачастую несовершеннолетние совершают такие же преступления, как и взрослые в наказаниях они имеют некоторые послабления.

(Слайд № 17)

И все-таки, принимая строгие, но справедливые меры к нарушителю, государство, конечно не мстит ему. Оно хочет одного – помочь оступившемуся подростку  вернуться к нормальной жизни.

V. Обобщение и закрепление:

Сейчас вы получите набор карточек.  Задание – распределить карточки на две группы: преступления и проступок. ( На работу 2 минуты)

Проверка  правильности выполнения задания.

В учебнике есть рубрика «Учимся уважать закон» (Слайд № 18)

Я хотела бы пожелать вам,  чтобы эти простые правила стали   основой, фундаментом вашего  поведения и тогда не придется сожалеть о бездарно прожитых годах.

   VI. Рефлексия.

В заключение урока  я предлагаю  вам ответить самим себе (самоанализ)  на три вопроса:

- Было ли мне интересно на уроке?

- Все ли было понятно?

- Можно ли считать, что материал усвоен хорошо?

Если вы ответили на все вопросы «Да» возьмите зеленый листик  и прикрепите его на «дерево познания».

Если на один из вопросов вы ответили «нет» - прикрепите желтый листок.

В случае  отрицательного  ответа  на все три вопроса  прикрепляете к  «древу познания» красный лист.

Выводы.

VII. Домашнее задание.

  1. Прочитать § 5, выполнить задания рубрики «В классе и дома»

убийство

побои

похищение людей

истязания

оскорбление

клевета

кража

грабеж

вымогательство

разбой

захват заложников

терроризм

хищение оружия

нарушение ПДД

ненадлежащее исполнение родительских обязанностей

нецензурная брань в общественных местах  

пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов

безбилетный проезд в общественном транспорте

порча чужого имущества

мелкое хулиганство

ПРЕСТУПЛЕНИЯ

ПРОСТУПКИ

Рабочий лист

Тема________________________________________________________________________

Законопослушный человек______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Противозаконное поведение_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Правонарушения

Рабочий лист

Тема________________________________________________________________________

Законопослушный человек______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Противозаконное поведение_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________

Правонарушения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока английского языка в 6 классе по теме: « Как пройти до …? (обучение умению отвечать на вопрос How do I get to…)»

Конспект урока английского языка в 6 классе по теме:« Как пройти до …? (обучение умению отвечать на вопрос How do I get to…)»...

Развернутый план-конспект урока по обществознанию На тему: Виновен - отвечай

Почему нужно регулировать поведение людей в обществе, как это делать? Важно ли для вас, чтобы окружающие люди не нарушали закон. В ходе урока мы должны вместе с вами составить портрет законопослушного...

Конспект урока "Виновен-отвечай"

разработка урока изучения нового материала...

Конспект урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай"

Конспект урока урока обществознания в 7 классе "Виновен - отвечай" . Представлены 2 урока:Урок №1Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: Углубить понимание ответственности за свои п...

Конспект урока с тестом "Виновен - отвечай"

Конспект урока по обществознанию в 7 классе на тему "Виновен - отвечай"...

Конспект урока 7 класс "Виновен - отвечай"

Урок обществознания в 7 классе.Тем урока: «Виновен – отвечай»Цель: поговорим о нарушениях, какие бывают нарушения, и наказания существуют за эти нарушенияТип урока: открытие новых зн...