Культура общения (8 кл)
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему

Родионова Любовь Александровна

Цель : Формирование представлений о правилах поведения в обществе, умений общения с людьми , высоких морально- этических качеств как образованность и эмоциональное совершенство.

Задачи : Научить подростков видеть себя со стороны ,увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться и общаться в различных жизненных ситуациях, а также уметь выработать определенную линию поведения при контактах с окружающими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kultura_obshcheniya_._8_kl.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

       ТЕМА  УРОКА  «. ОБЩЕНИЕ . КУЛЬТУРА   ОБЩЕНИЯ»

                                                        8- КЛАСС

Цель :   Формирование   представлений    о  правилах   поведения  в обществе, умений   общения  с людьми , высоких  морально- этических  качеств  как  образованность  и  эмоциональное совершенство.

Задачи : Научить   подростков  видеть  себя  со  стороны ,увереннее  работать  над  становлением  своего   характера,  свободнее   ориентироваться  и  общаться в  различных   жизненных   ситуациях,  а  также  уметь  выработать  определенную    линию  поведения  при  контактах   с   окружающими.

Учащиеся   должны  понимать,  что  такое :

             Общение

             Культура    общения

             Гуманизм

             Этикет

             Приличия

             Манеры,   такт,   воспитанность

              Конфликт  , правила  спора

Учащиеся  должны   уметь:  

             Объснить  смысл   основных  понятий ;

             Доказать,  почему  общение  необходимо   человеку :

             Показать  знания  этикета,  правил  поведения   в  обществе

 Наглядность:  

            Цитаты  на  доске  о  культуре   поведения  Дж. Сфивта   и  Р. Эмерсона,

              карикатуры  о  хороших  манерах ,выставка  художественной                            

           литературы        на    тему :   «  Хорошие   манеры   и  нравы «                                                                                                      

                                                   ХОД       УРОКА  

  1.    Организационный     момент .  

       2.    Вводное  слово    учителя:

Общение -  это обмен  между   людьми   определенными   результатами    психической   деятельности;   усвоенной   информацией , мыслями,  чувствами ,суждениями,  оценками .  Общаясь  ,человек   стремится к  взаимопониманию,  получает  возможность  проявить   себя  с желательной стороны,  обретает   друзей,   добивается   признания   окружающих

    3.     Работа   в   группах.

             Обыграйте   ситуацию   в  своих   группах :

             1-ая   группа   -   общение   друзей  ;

             2-  ая   группа -   общение   родителей   и   детей ;

             3-  я    группа  -   общение    незнакомых   людей ;

     4 .      Обсуждение   проигранных   ситуаций .  

             - Определить ,   что   такое   общение  ?

             - В   какой   ситуации   общаться   было   легче  ?

             -   Зачем   человеку   общение  ?

             - Что   приобретает   человек   в   процессе   общения  ?

             - Что   вы   понимаете  под  «  культурой   общения « ?

     5 .      На   доске   плакаты   с   карикатурами .

               Учащиеся  групп    описывают   их  и формулируют    свои

               заповеди     общения   и   культуры   поведения    

  1.  ая  группа  -   поведение    дома  ,может    человек  , придя   домой  ,  наконец-то   стать   самим   собой ?  
  2. ая   группа -   поведение   за   столом  ,   орудовать   ложкой   ножом   и   вилкой   нужно   спокойно   и   осторожно   .
  3. ая    группа   -поведение   в   гостях   ,  если   тебя   просили   прийти   в   гости   в    четыре   часа   ,   не   приходи   без   двадцати   четыре   или   без   пяти   пять.

     6 .      Слово     учителя .

              Откуда   появились   правила   поведения?   Они   создавались   постепенно,    передавались   из   поколения   в   поколение.   Их   никто   специально   не   сочинял,   не     придумывал.   Они   возникли   в   глубокой   древности,   как   очень   удобные   и  разумные   формы   общения.   Например,   один  из   самых   распространенных   в   мире способов   приветствия  -   рукопожатие-   дошел   до   нас   из   таинственной   дали   тысячелетий.    Тогда   это   было   разумной   мерой   предостороженности- взаимное   ощупывание   рук,   чтобы   убедиться   в   отсутствии   дурных   намерений   и   оружия   у   встречного   человека.   Нет   на   земле   народа   который   бы   не   признавал   законов            гостеприимства.   Многие   правила     поведения   со   временем   стали   обычаями.   глубоко   человечными,   помогающими   людям   жить   и   общаться   между   собой  .А   это   есть   этикет   -   образец,   идеал,   того,  как   надо   себя   вести.      

7 .     Сообщение    учащегося    об   этикете    ХУ111   века  

        « Юности   честное   зерцало «

8.  Проигрывание   ситуаций  :  «  Правила   поведения   в   общественном   транспорте.»

       1-  ая   группа

Пока   отец   брал   билет,   Никита   захватил   удобное   сиденье,   устроился   основательно  и   закричал:    « Папа,   иди    скорее,   я   тебе   место   занял!»Отец    подошел   к   сыну,   наклонился   к  уху   и   сказал.    

9 .     Обсуждение    ситуации.

        1.  Как    думаете,   ребята,   что   сказал   отец   на   ухо   сыну  ?

        2 . В  чем   неправ   Никита ?

        3 . Как    ему    следовало   поступить?

        2-  ая  .группа   проигрывает   ситуацию .

На   улице   уже   по- вечернему   прохладно.   Ты   возвращаешься   с   тренировки;   на   тебе    теплый   свитер.   Так   хочется   открыть   окно   в   автобусе,   тем   более   что   и   народу   немного:   сзади   сидят   лишь    старушка   и   краснощекий   малыш   со   своей   мамой.

10.      Обсуждение    ситуации.

         1.   Можно   ли   открыть   окно  ?

         2.   Почему   это   сделать   неприлично  ?

         3-я  группа  проигрывает  ситуацию.  

 Тамара    вошла   в   полупустой    автобус,   села   и  дотронулась    до   плеча    дремавшей    спереди    старушки: « Деньги   на    билет   передайте,   пожалуйста». Молодая   женщина,   сидевшая   сбоку,   сказала:  «Не   очень- то ты  хорошо   воспитана,  девочка «.   Тамара    обиделась:  «  Почему   это   нехорошо?    Может   быть,   деньги   на   билет    передавать    уже   нельзя  ?   Или   я  невежливо   попросила ? «  

11.       Обсуждение   ситуации.

            1.Права   ли   Тамара   ?

            2. В   чем   она   неправа  ?

            3.Плохо     ли   она   действительно   воспитана   ?

12.    Учитель    комментирует   ситуацию    « Ссора     подруг  «

13.    Обсуждение     ситуации.

        1.       Как    оценивают   свое   поведение   подруги  ?

  2.       Как   каждая   поняла    подругу:   ее   позицию   и    чувства ?

   3.       В   чем   причина   конфликта ?  

   4.       Каков   путь   выхода   из   него   ?

14.      На   доске   карточки  ,   такие   как  ТАКТ,   КОРРЕКТНОСТЬ,   ДЕЛИКАТНОСТЬ,   ВОСПИТАННОСТЬ,   МАНЕРЫ,    ВЕЖЛИВОСТЬ,   ПРИЛИЧИЯ,   ЭТИКЕТ.

           Учащиеся    записывают    их   определения   в   свои   тетради.

15.    Игра   «  Телефон «

         Участвуют   все    группы,  каждый   заранее   получает   карточку  с  вопросом, первый   участник     задает   (  звонит)    вопрос    второму,   тот   отвечает  на   него    и    в   свою   очередь    звонит   третьему   участнику   игры,   задавая  свой   вопрос  и   т.д  Необходимо   помнить  о   правилах    хорошего   слушания   всем  игрокам.

                                    Вопросы   следующие :

1.Кто   должен   первым   здороваться  ?

2.Можно  ли   всем   говорить  привет  ?

3.Кто   кого   должен   пропустить   в   магазин  ,тот   кто   входит,   или   тот   кто   выходит ?

4.Как   правильно   спросить,   кто   последний,   или,   кто   крайний  ?

5.Как   правильно  есть   вилкой   зеленый   горошек  ?

6.Если   к  вам   обратились   на   улице,   а   вы   не   можете   помочь,   как   вежливо   ответить  ?

7.Кто   должен   первым   закончить   разговор   по   телефону,   кто   позвонил   или   кому   позвонили ?

16.      Чтение   стихотворения     В.    Солоухина   « Здравствуйте «

17.      Подведение   итогов   и   анализ    заранее   проведенного   группой                                                                     учащихся   психологического    теста .                                                                                                    

18.     Проведение    учителем   экзамена   и   подведение     итогов   урока.

          Приготовь   10   пальцев.   С  их   помощью    будем   считать   очки.    Я  вам   задам     10   вопросов.   Каждый   раз,   отвечая   на   поставленный   вопрос  « нет»,   загибай   один   палец  .  Таким   образом,   сколько   раз   ответишь   « нет»,столько   пальцев   загнешь-   столько   у    тебя   будет   очков.   А  после   экзамена  я   поставлю   вам   всем   оценки.

                  Вопросы;

1.Пальцы,   которые   вы   приготовили   для   счета,    случайно   не   грязные,   а   ногти   не   обведены     траурной    каймой  ?

2.Способны   ли   вы   наслаждаться   прекрасным   пейзажем,   удобно   развалившись   в   кресле   автобуса,   в   то   время,   как   люди   постарше   стоят   рядом  ?

3.Не   ищите   ли   вы   в   небе   Большую    Медведицу,   когда   нужно   поздороваться   со   знакомыми   родителей  ?

4.Считаете   ли   вы,   что   еда    вкуснее,   если   есть   прямо   из   кастрюли ?

5.Сев   за   праздничный   стол ,  выбираете   ли   себе    лучшие   куски,   вместо   того   чтобы   поухаживать   за   соседями  ?

6.Считаете   ли  вы   себя   обиженными,   если   учитель   спросил   про   то,   чего   вы   не   знаете ?

7.Знаете   ли   вы,   сколько   у   вас   в   шкафу   осталось  чистых   носовых   платков,   носков,   рубашек ?

8..Если   вам   нужно   вынести   мусор,   ждете  ли    вы   наступления   сумерек ?

9.Не   боитесь   ли   вы  играть   в   шахматы    с   товарищем,   который    играет   лучше   вас  ?

10.Всегда   ли   вы   довольны   собой   и   своими   поступками  ?

19.Домашнее   задание   п  №   12.  Творческое   задание:   написать   сочинение - эссе   на   тему    «  Не   причиняй   зла    никому   и   делай   добро   всем   людям   хотя  бы   только   потому,    что   они   люди. «                .                                                                                         Цицерон.

                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие по русскому языку в 9 классе в форме деловой игры на тему "Культура речи - культура общения"

Задачи данного занятия заключаются в том, чтобы совершенствовать речевую культуру учащихся, формировать у них представление о необходимости соблюдения норм русского литературного языка, воспитыва...

Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)

Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...

Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»

Данный курс  призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...

Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....

Проект по культуре общения "Законы общения"

Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....