Урок обществознания в 5 классе
учебно-методический материал по обществознанию (5 класс) на тему

Тема урока: "Семья и семейные отношения".Учащиеся Научатся:Определять  виды семьи, характеризовать семейно-правовые отношения.Учащиеся Получат возможность научиться:Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_semya_i_semeynye_otnosheniya.docx141.11 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Семья и семейные отношения

Класс: 5

Учитель: Дидусенко Марина Владимровна

Тип урока: открытие нового знания

 Цели по содержанию:

обучающие: дать определение  понятию «семья», ознакомить с видами семьи, видами взаимоотношенй в семьях.

развивающие: способствовать формированию умения  формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение

воспитывающие: формировать представление о семье как о частичке общества, первом социальном институте, в котором проходит основная часть жизни человека

Планируемые  результаты учебного занятия:

Предметные

Мета предметные УУД

Личностные УУД

Научатся:

Определять  виды семьи, характеризовать семейно-правовые отношения

Получат возможность научиться:

Формулировать определения, анализировать таблицы, решать логические задачи, высказывать свое мнение

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы

Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; обмениваются мнениями

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий, оценивают свою деятельность

Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают свою учебную деятельность

Используемая технология: обучение в сотрудничестве, игровая, ИКТ

Используемые информационно-технологические ресурсы:

  • Обществознание. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. Под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение, 2015
  • Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова. Обществознание. Рабочая тетрадь. 5 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.
  • Программа по курсу «Обществознание» для 5 – 9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2012.

I.Мотивация к учебной деятельности

  Перед вами пословицы, но в них пропущены некоторые слова. Вставьте пропущенные слова.

- О чем пойдет речь на уроке?

- Сформулируйте тему урока (если затрудняются, показать картинки)

- Что изображено на картинках?(Семья)

- Вы видите, что картинки разные.На одних семьи веселые, на других ссорятся.

- О чем они? ( О взаимоотношенях в семье)

II.Актуализация знания; Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока

- Определим цель урока: Что такое семья и как строятся взаимоотношения в семье?

О чем сегодня будем говорить?На какие вопро сы мы на уроке можем ответить?

- Что такое семья

- Зачем люди  создают семьи

- Какие бывают семьи.

   Это проблемные вопросы, на которые нам предстоит найти ответы.

  • Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но всегда ли задумываемся о том, что оно обозначает? Давайте попробуем ответить на вопрос – Что такое семья?

Какое определение вы бы дали понятию «семья»?

- У вас есть на столах текст, составьте из слов определение.

(Семья, на, группа, кровном, это,малая, основанная,  родстве, или, браке, взаимной, которой, помощью, и, члены, ответственностью,быта, связаны, общностью.)

«Семья – это малая группа основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и ответственностью».

2. Зачем люди  создают семьи?

Для того, чтобы ответить на этот проблемный вопрос,поиграем в игру, которая называется «Перевоплощение».Работаем в парах.

1 пара отвечает на вопрос «Зачем нужна семья?» - от имени детей

2 пара      от имени родителей

3 пара   от имени бабашек и дедушек.

Ответы формулируем кратко.

Семьи образуются по разному.Внимательно рассмотрите и прокомментруйте предложенную схему

СЕМЬЯ

Семья образуется, когда мужчина и женщина вступают в брак

Основа такой семьи: взаимное чувство любви, стремление создать уютный дом, родить и воспитать детей)

В других семьях происходит объединение на родственной основе ( бабушка и внуки, тетя и племянники и т.д.)

Основа такой семьи: желание помогать друг другу,заботиться о малых детях и стариках)

Виды семей.

Задание: Заполнить таблицу

Вид семьи

Характеристика

Двупоколенная

Трехпоколенная

Четырехпоколенная

Неполная

Задание: Реши задачу:Девочка Аня жвет с мамой, папой и собачкой, а мальчик Давид живет с бабушкой, мамой и папой. Опираясь на текст параграфа, укажи, чем различаются эти семьи и как можно назвать семью Ани и семью Давида.

Послушайте одну притчу.

Ответ уч-ся: в разных семьях отношения выстраиваются по-разному.

Задание: В каких поговорках дет речь о семейных отношениях?

1.Любовь да совет, ак и горя нет.

2.Лень мужа не кормит, только портит.

3.Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

4.На что и клад, коли у мужа с женой лад.

5.Муж да жена – одна душа.

6. не красна изба углами, а красна пирогами.

 

Строительство «Дома счастья»

Начнем закладывать дом с кирпичика «Традиции» (Обычай. Это-то, что перешло от одного поколения к другому).

Каждая семья создает свои традиции, однако молодая семья строится уже, имея опыт родительских семей. Во многих семьях существует традиция праздновать дни рождения и другие замечательные даты, отмечать общенародные праздники и т.д.

Следующий кирпичик «Сотрудничество».

Оно основано на взаимном уважении взрослых и детей. Уважительное отношение устанавливаются, как правило, в тех семьях, где предпочитают сотрудничество. Начинаются они с общения, задушевных бесед, помощи друг другу.

Обязательное условие для счастья молодой семьи в нашем доме кирпичик «Дружба».

Дружба воодушевляет и окрыляет, дает каждому почувствовать себя счастливым.

Любовь к труду прививается с детства в кругу семьи. Без трудолюбия невозможно стать настоящим человеком, чтобы семья прожила долго и счастливо, нашему дому просто необходим кирпичик «Труд».

Здоровье – одна из важнейших жизненных ценностей «Все в твоих руках» - утверждал один мудрец. Каждый сам выбирает тот образ жизни, который обеспечит здоровье и счастье себе и каждому из членов его семьи.

Выкладываем кирпичик «Здоровье».

Мы с вами должны заложить в строительство нашего дома кирпичик с названием «Красота». Человек всегда стремился к прекрасному, недаром эстетика зародилась около 2500 лет назад.

Следующий необходимый нашему дому кирпичик «Чистота». Чистота, как известно залог здоровья, и необходимое условие комфорта в нашем доме. Чтобы было тепло и уютно в доме нужен элементарный порядок. Человеку важно, чтобы у него благоприятно складывались взаимоотношения с членами семьи. Стремление и умение понимать друг друга составляет основу климата любой семьи. Для полного счастья нашему дому нужно «Понимание».

«Счастье – это когда тебя понимают».

Очень важен для нашего дома кирпичик «Уважение». Уважение ко всем кто вас окружает, уважение к другому человеку, к его переживаниям – ведущее требование взаимоотношений между людьми и будущими членами семьи.

Благополучие и счастье семьи в нашем доме невозможны без кирпичика «Любовь». Любить, значить понимать друг друга с полуслова, с полувзгляда, значит жить дружно и счастливо.

Строительство любого дома всегда заканчивается возведением крыши. Наша крыша называется «Хорошее настроение».

Вот мы и построили дом, где будет жить счастлвая семья.Согласитесь, нелегко выстроить такой дом. Послушайте притчу.

 «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете, но дело в том, что семья была особая мир, и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ. И в конце листа: Сто раз ЛЮБОВЬ, Сто раз ПРОЩЕНИЕ, Сто раз ТЕРПЕНИЕ. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи,

подумав, добавил: и МИРА тоже».

Чему научила вас эта притча?

Вот мы и построили дом.

Викторина.

  • Назовите одним словом: папа, мама, дедушка, бабушка, дети? (семья).
  • Назовите папу и маму одним словом? (родители).
  • Сколько у матери детей, что ей пришлось купить 8 рукавичек? (4).
  • Сидит на дороге ребенок и плачет: «Есть у меня папа и мама, да только я им не сын». Жаль малютку. Но может ли такое быть? (Может, если ребенок девочка).
  • Девочкина дочка? (кукла).
  • Растение, отвечающее собственной головой за отношение между людьми? (ромашка)

Д/З  (на выбор)

  • Подготовить загадки или стихи о семье
  • Написать сочинение на тему « Я и моя семья»

Рефлексия:

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личность. Урок обществознания. 6 класс.

Урок- презентация. Рассматриваются вопрсы: что такое личность; различие между "личностью" и "человеком"; что лежит в основе формирования личности; кто и что влияет на формирование личности; как стать ...

План коспект урока обществознания. 8 класс Спрос и предложение

Тема урока:  Спрос и предложение Цели урока:  обучающая - сформировать представление учащихся о спросе и предложении, познакомить с законами спроса и предложения, раскрыть связь м...

Урок обществознания 6 класс "Делу - время, потехе - час"

Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику Л. Н. Боголюбова "Обществознание. 6 класс". Помимо основной цели (введения понятия хобби и работе с ним) преследуется другая -...

Урок обществознания 11 класс. Тема урока. Глобализация – понимание, основные направления, противоречия и возникающие проблемы.

Компонент знаний- давать определения основным понятиям, связанным с глобализацией;-называть  основные сферы и  характеристики процесса глобализации, позитивы и издержки процесса глобал...

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока «Общение»

Технологическая карта урока обществознания. 6 класс Тема урока  «Общение»...