тест по теме "Научное познание"
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (10, 11 класс) на тему

Ермошина Людмила Валерьевна

Тест в формате ЕГЭ. Отработка заданий 2,4.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тест в формате ЕГЭ по теме: «Наука. Научное познание. Образование».

Задания на выбор обобщающего понятия (задание 2)

1. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) знания

2) теории

3) легенды

4) мифы

5) гипотезы

2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) наблюдение

2) эксперимент

3) метод познания

4) анкетирование

5) интервьюирование

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) ощущение

2) представление

3) суждение

4) восприятие

5) форма познания

4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). 

1) мотив

2) компонент деятельности

         3) цель

4) процесс

5) результат

          6) метод

5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) проблема

2) закон

3) гипотеза

4) наука

5) теория

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). 

1) научное познание

2) системность знания

3) опора на эксперименты

4) рационалистические доводы

                    5) объективность

7. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). 

1) описание объекта

2) метод познания

3) социальный эксперимент

4) историческая аналогия

          5) классификация

8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание). 

1) система образования

2) образовательные учреждения

          3) цели образования

4) функции образования в обществе

         5) образовательные программы

9. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

 

1) компьютерное моделирование

       2) научное наблюдение

      3) социальный эксперимент

4) историческая аналогия

       5) метод познания

10. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) чувственное познание

2) познавательная деятельность

3) субъект познания

4) объект познания

5) рациональное познание

11. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) опытная проверка

2) исследовательская гипотеза

       3) классификационная основа

4) научное познание

5) теоретическая обоснованность

12. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).

1) непрерывность

2) гуманизация

3) интернационализация

4) образование

5) компьютеризация

6) гуманитаризация

Задания на соотнесение видовых понятий с родовыми (задание 3)

13. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются тенденциями в развитии современного образования. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) гуманитаризация

2) догматизация

3) гуманизация

4) интернационализация

5) информатизация

6) идеологизация

14. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) ощущение

2) восприятие

3) гипотеза

4) представление

5) практика

6) суждение

7) понятие

15. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) гипотеза

2) эксперимент

3) доказательность

4) рациональность

5) чувственность

6) теория

7) концепции

8) субъективность

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) научные истины

2) народная мудрость

3) мифология

4) гипотеза

5) заблуждение

6) эксперимент

17. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) умозаключение

2) ощущение

3) представление

4) суждение

5) планирование

6) описание

18. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) поведение

2) ощущение

3) предложение

4) восприятие

5) понятие

6) суждение

 

19. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение;         2) ощущение;          3) суждение;          4) выдвижение гипотезы;

5) проведение эксперимента;                    6) эмпирическое описание.

20. Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением двух, характеризуют традиционное общество. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) коллективизм

2) секуляризация

3) традиционализм

4) сословия

5) стабильность структуры

      6) промышленный пере          ворот

21. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «формы научного познания». Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) гипотеза,    2) интуиция,     3) теория,      4) факт,     5) проблема,      6) эксперимент.

22. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам искусства. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) наглядность;          2) пробуждение фантазии и воображения;        3) образность;          4) объективность;

5) эмоциональность восприятия;                               6) доказательность

23. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к методам познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение за явлением;         2) представление;           3) ощущение;             4) мысленное моделирование; 5) проведение эксперимента;        6) описание объекта.

24. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) наблюдение;                2) ощущение;               3) суждение;                 4) выдвижение гипотезы;

5) проведение эксперимента;                                6) эмпирическое описание.

25. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой методы теоретического уровня научного познания. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) логическая модель;        2) эксперимент;             3) выдвижение гипотезы;            4) аналогия; 

5) классификация;               6) измерение.

26. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой уровни современного российского образования. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

1) вспомогательное;            2) дошкольное;             3) бакалавриат; 

4) подготовка кадров высшей квалификации;      5) среднее общее образование;          6) аспирантура.

27. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) житейское;       2) трудовое;           3) научное;           4) социальное;

5) гипотетическое;                   6) религиозное.

28. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют формы познания. Найдите два термина «выпадающих» из общего ряда, и запишите в цифры, под которыми они указаны.

1) представление          2) наблюдение         3) абстрагирование           4) ощущение

5) восприятие                6) суждение

Задания на выбор позиций из списка (задание 4)

29.Найдите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира. Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.

1) теоретическое обобщение фактов

2) констатация протекания отдельных событий

3) образность и оригинальность отражения объективной реальности

4) стремление к достоверному, истинному знанию

5) изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин

30. Найдите в приведенном ниже списке черты, присущие только научному познанию. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) использование понятий

2) логическое выведение умозаключений

3) экспериментальное подтверждение результатов

4) открытость рациональной критике любого положения

5) опора на данные опыта чувственного познания

31. Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания

1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна

2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.

3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.

4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.

5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.

32. Найдите в приведённом ниже списке характеристики процесса гуманитаризации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) учёт индивидуальных особенностей школьников

2) сокращение учебного времени на музыкальное образование

3) компьютеризация образовательного процесса

4) преподавание курса «Политология» на факультетах по техническим специальностям

5) повышение внимания к изучению иностранных языков

6) введение дополнительного курса по истории культуры

33. Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) проведение контрольных измерений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) создание логической модели изучаемого объекта

4) описание изучаемых явлений

5) проведение научного эксперимента

6) объяснение существующих взаимосвязей

34. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) особое внимание нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

35. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) фиксация обобщений в виде законов

4) получение количественных данных об изучаемом объекте

5) разработка научных теорий

6) объяснение существующих взаимосвязей

36. Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) субъективный характер используемых суждений

2) доступная форма изложения

3) экспериментальная проверка результатов

4) опора на авторитет

5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней

6) разработка специального понятийного аппарата

37. Найдите в приведённом ниже списке черты, присущие научному пониманию истины. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) знание, выраженное в доступной форме

2) знание, полученное в результате адекватного отражения объекта познающим субъектом

3) знание, воспроизводящее познаваемый объект таким, каким он существует независимо от сознания человека

4) знание, соответствующее интересам субъекта

5) знание, имеющее широкие возможности для распространения

6) знание, которое разделяет большинство людей

38. Развитие науки позволило создать новые, морозоустойчивые, сорта плодовых растений. Какие функции науки проявились в этом факте? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) социальная

2) прогностическая

3) мировоззренческая

4) познавательная

5) производственная

6) образовательная

39. Одиннадцатиклассник Юрий готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Юрия и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) чтение учебников, справочной литературы

2) поступление в вуз

3) получение высокого балла

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании

40. Выберите верные суждения о самооценке личности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Самооценка выступает исходной точкой самопознания.

2) Человек формирует самооценку, сравнивая себя с другими.

3) Завышенная самооценка личности всегда является результатом ее реальных достижений.

4) Люди с низкой самооценкой проводят сравнение с другими, только будучи уверенными в успехе.

5) Заниженная самооценка способствует развитию лидерских качеств.

41. Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Социальные институты рассматриваются наукой как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

2) Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни социальные институты могут исчезать, а другие — появляться.

3) Социальные институты представляют собой определенные этапы исторического развития человечества.

4) Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения.

5) Социальные институты создаются людьми, объединяющимися для совместной деятельности и общения.

42. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь.

2) Средством вербального общения является мимика.

3) Информационное общество создало новые формы общения.

4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения.

5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями.

43. Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Чувственное познание присуще всем живым существам.

2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.

3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.

5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.

44. Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Рациональное познание присуще только человеку.

2) Одной из форм рационального познания является представление.

3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.

4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.

5) Исходным элементом рационального познания является понятие.

45. Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания.

2) Объективная истина в социальном познании не достижима.

3) Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.

4) Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.

5) Одной из социальных наук является филология.

46. Выберите верные суждения об истине и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Критерием истины может быть её признание авторитетными лицами.

2) Критерием истины может быть её соответствие ранее открытым законам науки.

3) Истину нельзя установить голосованием, она может быть и на стороне меньшинства.

4) Истинным признается утверждение, проверенное практикой и опытом многих поколений.

5) Истиной не является элемент знаний, который в будущем может быть опровергнут.

47. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи.

2) Дистанционное обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.

3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам.

4) Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.

5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.

48. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом.

2) Наука даёт теоретическое обоснование законов развития природы и общества.

3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация.

4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними.

5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.

50. Выберите верные суждения о тенденциях в развитии образования и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Тенденция гуманизации проявляется в снижении числа домашних работ для учеников.

2) Тенденция гуманитаризации проявляется в повышении внимания в учебном процессе к таким предметам, как история и право.

3) Демократизация образования проявляется в реализации принципа равных возможностей.

4) Появление таких форм обучения как дистанционное образование, является проявлением тенденции интернационализации.

5) Внедрение электронных пособий в процесс обучения является проявлением тенденции информатизации.

51. Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.

2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.

3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.

4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.

5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.

52. Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны. 

1) Наука вырабатывает и теоретически систематизирует объективные знания о природе, обществе, человеке.

2) Компонентом научного знания являются этические оценки социальных явлений.

3) Наука представлена совокупностью отраслей и исследовательских организаций.

4) Наука способна прогнозировать последствия преобразовательной деятельности человека.

5) Наука, в отличие от других форм духовной культуры, способна оказывать эмоциональное воздействие на человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к ЕГЭ . Тест по обществознанию "Познание"

Проверочная работа для учащихся 10 класса по теме "Познание".Задания части А, В, С...

тест на тему "Познание"

Проверка знаний по теме "Познание"...

Тест по теме "Познание"

Тест по теме "Познание" I и II варианты...

Тест по теме: Познание.

Материал содержит тестовые задания по теме познание.Подойдёт для обучающихся 10 классов в качестве проверки домашнего задания. Тест содержит два варианта....

тест то теме " Познание"

Обществознание 3 варианта по теме "Познание"...

тест то теме " Познание"

Обществознание 3 варианта по теме "Познание"...

тест "Сознание и познание" для 10 класса профильный уровень

Тестовая работа для 10 класса профильный уровень по учеьнику Л.Н. Боголюбова в 3 вариантах...