Технологическая карта по обществознанию для 5 класса в соответствии с ФГОС "Загадка человека".
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Мантрова Ольга Викторовна

С помощью заданий, предложенных в карте, учителю будет просто и легко обьяснить детям: кто такой человек, в чем его загадка и предназначение его для общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zagadka_cheloveka.docx28.72 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

Авторы

Мантрова Ольга Викторовна, учитель обществознания МБОУ «Гимназия» города Моршанска Тамбовской области

Предмет  

Обществознание

Класс

5 класс

Тема урока

Загадка человека.

Тип урока

Урок комплексного применения знаний и умений.

Цель  урока

 Знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание») с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.

Планируемые результаты

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, познавательная активность, способность к самооценке своей деятельности, ответственность за свои действия.

Метопредметные: развитие умения анализировать, умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;

Предметные: обучающиеся научатся  использовать полученные знания для решения практических задач;

обучающиеся получат возможность научиться: оперировать простейшими философскими понятиями;

осваивать технологию сотрудничества, методы групповой (проектной) работы.

Техники и технологии

Методы:

  • по источникам знаний: словесный, наглядный; проблемный
  • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
  • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
  • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

Организация деятельности обучающихся на уроке:

  •  самостоятельно выходят на проблему и решают её;
  • самостоятельно определяют тему, цель урока;
  • работают с учебником;
  • отвечают на вопросы;
  • рефлектируют

Ресурсы

УМК: Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013, компьютер, проектор, экран, электронная презентация, выполненная в программе Power Point

Этап

урока и

его цель

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

Формы оценивания

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Организационный

Создание благоприятного психологического настроя на работу

Приветствие  обучающихся.

Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

Умение  выделять нравственный аспект поведения.

Прогнозирование своей деятельности

Умение слушать и вступать в диалог

Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

Актуализация знаний

Вступительное слово.

Учитель проводит фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

- Что такое обществознание?

- С какими науками связано обществознание?

- Зачем человек рождается?

-Для чего проживает свою жизнь?

Итак, ещё древние мыслители, писатели и поэты пытались найти ответ на вопрос «Что такое человек?».

Чтение учителем отрывка из трагедии Софокла «Антигона» (строки из «Антигоны» лежат в качестве раздаточного материала на партах учащихся)

Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру, —

И законы   начертал,

И нашел приют под кровлей

От губительных  морозов,

Бурь осенних и дождей.

Злой недуг он побеждает,

И грядущее  предвидит

Многоумный   человек.

- В чем видел Софокл величие человека?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Учащиеся анализируют прочитанный отрывок учителем и отвечают на поставленный вопрос.

Самоопределение

Выделение и осознание того, что уже пройдено.

Постановка учебной задачи  на основе известного.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

Поиск и выделение необходимой информации.

Постановка целей, задач урока

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

Для того чтобы нам достичь цели сегодняшнего урока, учитель предлагает  ученикам отправиться в путешествие в загадочный мир человека и побыть настоящими учёными!

Вместе с детьми определяет цель урока.

В диалоге с учителем определяют цель урока:

Самоопределение

Целеполагание

Постановка вопросов.

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

Первичное осмысление новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой обучающиеся делают необходимый вывод. «Является ли человек высшим созданием природы?»

Предлагает учащимся   разбиться на группы, каждая из которых внесёт свой вклад в исследование. Эти группы символично будут представлять различные науки, изучающие человека: социологи (изучают человека и его жизнь в обществе), психологи (изучают внутренний мир человека), философы(размышляют о смысле человеческой жизни), историки (изучают развитие человеческого общества).

-- Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?

Работа с фотоизображением на доске: Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и современного человека и сравним их:

- Видите ли вы в их облике схожие черты? Какие? 

Делают вывод «Что такое человек?

Учащиеся разбиваются на группы. На партах расставлены таблички с обозначением групп; группы могут сформироваться спонтанно, по одноуровнему принципу или по желанию учащихся.

Ответы учащихся

Самоопределение

Планирование, прогнозирование

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог

Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

Построение логической цепи рассуждений.

Первичное закрепление новых знаний

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Предлагает выполнить задание в группах.

Группы получают карточки с заданием «продолжить»:

В чем сила человека?

Человек – центр  вселенной?

Человек умен, потому что?

Человек беспомощен?

Человек силен, потому что?

Самостоятельно выполняют задание в группах

Самоопределение

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

Формулирование собственного мнения и позиции.

Умение слушать и вступать в диалог,

Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ объектов и синтез

самопроверка

Физкультминутка

Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки обучающихся

(Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас,

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем все бодрей!

Потянулись и вдохнули.

Обучающиеся  под руководством одного из них проводят физкультминутку

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания.

Применение знаний при выполнение творческого задания.

Составить синквейн в группах к понятию «человек».

 Учитель организует работу с высказыванием древнегреческого  философа Платона, который е сказал: «Человек – это та же курица, только без перьев!»

-Вы согласны с этим? Почему?

Нашёлся учёный, который возразил ему (французский физик Б.Паскаль): «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!».

-Что же отличает человека от других живых существ?

-Какие способности человек приобретает в обществе? 

Показывает фрагмент из мультфильма. Работа с видеоматериалом (отрывок из мультипликационного фильма «Маугли» по повести Р.Киплинга «Книга джунглей»)

-Вы узнали героя о котором сейчас пойдёт речь? - Кто написал историю о Маугли? (Р.Киплинг).  Почему Маугли не был похож на других людей? -А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной жизни?

 Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы?

Работая в группах, составляют синквейн

Профессионалное   самоопределение,

смыслообразование

Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

Умение слушать и вступать в диалог,

Интегрироваться в группу;

Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Анализ и синтез объектов

Оценка учителем лучшей группы после обсуждения с обучающимися (отметка)

Подведение итогов урока

Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

Подводит итоги работы в классе.

Вопросы:

Какую цель урокам мы ставили?

Добились ли мы этой цели?

Каким способом?

Какие получили результаты?

 Отвечают на поставленные вопросы.

Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

участие в коллективном обсуждении проблем.

Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задает творческое домашнее задание.

Завершите групповое оформление (презентацию проекта «Что такое человек?») в созданных вами газетах (используйте материалы работы в группах на уроке)

Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники

Нравственно -этическая  ориентация

Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка

Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

Рефлексия.

Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

Обращается к обучающимся  с вопросами:

-Кто работал на уроке лучше всех?

-Кому еще надо стараться?

-С каким настроением вы уйдете с урока?

- Поставьте отметку за работу на уроке всему классу.

Оценивают свою работу и работу одноклассников.

Оценка своей деятельности  и деятельности  других людей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по обществознанию 10 класс.

Технологическая карта по обществознанию для 10 класса с включением тем по антикоррупционной политики....

Технологическая карта урока обществознания 5 класс "Труд- основа жизни"

Целями урока является, создать условия для раскрытия роли и значения труда в жизни человека, способствовать воспитанию культуры труда и уважительного отношения к нему...

Технологическая карта по обществознанию 5 класса № 14.

Данная технологическая карта создана в соответствии с ФГОС ООО....

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)

Презентация и технологическая карта урока в 5 классе в соответствии с ФГОС «Синтаксис. Пунктуация» (УМК «Школа России», учебник Т.А. Ладыженской)...

Технологическая карта по географии 6 класс тема урока :Атмосфера и человек.

план -конспект урока по географии дает возможносто проводить уроки по ФГОС....

Технологическая карта урока в 8 классе в соответствии с ФГОС по теме: "Спорт и здоровье"

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу;воспитывать культуру языкового общения;воспитывать толерантност...