Главные вкладки

    Технологическая карта по обществознанию для 5 класса в соответствии с ФГОС "Загадка человека".
    план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

    Мантрова Ольга Викторовна

    С помощью заданий, предложенных в карте, учителю будет просто и легко обьяснить детям: кто такой человек, в чем его загадка и предназначение его для общества. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zagadka_cheloveka.docx28.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

    Авторы

    Мантрова Ольга Викторовна, учитель обществознания МБОУ «Гимназия» города Моршанска Тамбовской области

    Предмет  

    Обществознание

    Класс

    5 класс

    Тема урока

    Загадка человека.

    Тип урока

    Урок комплексного применения знаний и умений.

    Цель  урока

     Знакомство учащихся с общественными науками (с предметом «Обществознание») с целью создания условий для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в обществе.

    Планируемые результаты

    Личностные: положительное отношение к учебной деятельности, познавательная активность, способность к самооценке своей деятельности, ответственность за свои действия.

    Метопредметные: развитие умения анализировать, умение критически воспринимать и воспроизводить информацию, высказывать собственные суждения, спорить и отстаивать свои взгляды;

    Предметные: обучающиеся научатся  использовать полученные знания для решения практических задач;

    обучающиеся получат возможность научиться: оперировать простейшими философскими понятиями;

    осваивать технологию сотрудничества, методы групповой (проектной) работы.

    Техники и технологии

    Методы:

    • по источникам знаний: словесный, наглядный; проблемный
    • по степени взаимодействия учитель-ученик: эвристическая беседа;
    • относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;
    • относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковый

    Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.

    Организация деятельности обучающихся на уроке:

    •  самостоятельно выходят на проблему и решают её;
    • самостоятельно определяют тему, цель урока;
    • работают с учебником;
    • отвечают на вопросы;
    • рефлектируют

    Ресурсы

    УМК: Кравченко А. И. Обществознание: учебник 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2013, компьютер, проектор, экран, электронная презентация, выполненная в программе Power Point

    Этап

    урока и

    его цель

    Деятельность учителя

    Деятельность обучающихся

    Формирование УУД

    Формы оценивания

    Личностные

    Регулятивные

    Коммуникативные

    Познавательные

    Организационный

    Создание благоприятного психологического настроя на работу

    Приветствие  обучающихся.

    Проверка  учителем готовности класса            к уроку; организация внимания.

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

    Умение  выделять нравственный аспект поведения.

    Прогнозирование своей деятельности

    Умение слушать и вступать в диалог

    Осознанное  и произвольное построение речевого высказывания

    Актуализация знаний

    Вступительное слово.

    Учитель проводит фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

    - Что такое обществознание?

    - С какими науками связано обществознание?

    - Зачем человек рождается?

    -Для чего проживает свою жизнь?

    Итак, ещё древние мыслители, писатели и поэты пытались найти ответ на вопрос «Что такое человек?».

    Чтение учителем отрывка из трагедии Софокла «Антигона» (строки из «Антигоны» лежат в качестве раздаточного материала на партах учащихся)

    Создал речь и вольной мыслью

    Овладел, подобной ветру, —

    И законы   начертал,

    И нашел приют под кровлей

    От губительных  морозов,

    Бурь осенних и дождей.

    Злой недуг он побеждает,

    И грядущее  предвидит

    Многоумный   человек.

    - В чем видел Софокл величие человека?

    Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

    Учащиеся анализируют прочитанный отрывок учителем и отвечают на поставленный вопрос.

    Самоопределение

    Выделение и осознание того, что уже пройдено.

    Постановка учебной задачи  на основе известного.

    Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои  мысли, слушать и вступать в диалог

    Логический анализ объектов с целью выделения признаков.

    Поиск и выделение необходимой информации.

    Постановка целей, задач урока

    Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока

    Для того чтобы нам достичь цели сегодняшнего урока, учитель предлагает  ученикам отправиться в путешествие в загадочный мир человека и побыть настоящими учёными!

    Вместе с детьми определяет цель урока.

    В диалоге с учителем определяют цель урока:

    Самоопределение

    Целеполагание

    Постановка вопросов.

    Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели.

    Первичное осмысление новых знаний

    Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы.

    Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой обучающиеся делают необходимый вывод. «Является ли человек высшим созданием природы?»

    Предлагает учащимся   разбиться на группы, каждая из которых внесёт свой вклад в исследование. Эти группы символично будут представлять различные науки, изучающие человека: социологи (изучают человека и его жизнь в обществе), психологи (изучают внутренний мир человека), философы(размышляют о смысле человеческой жизни), историки (изучают развитие человеческого общества).

    -- Ребята, а что вы знаете о том, откуда произошёл человек?

    Работа с фотоизображением на доске: Давайте посмотрим на изображение обезьяны, древнего и современного человека и сравним их:

    - Видите ли вы в их облике схожие черты? Какие? 

    Делают вывод «Что такое человек?

    Учащиеся разбиваются на группы. На партах расставлены таблички с обозначением групп; группы могут сформироваться спонтанно, по одноуровнему принципу или по желанию учащихся.

    Ответы учащихся

    Самоопределение

    Планирование, прогнозирование

    Формулирование собственного мнения и позиции.

    Умение слушать и вступать в диалог

    Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов.

    Построение логической цепи рассуждений.

    Первичное закрепление новых знаний

    Установление правильности и осознанности изучения темы.

    Предлагает выполнить задание в группах.

    Группы получают карточки с заданием «продолжить»:

    В чем сила человека?

    Человек – центр  вселенной?

    Человек умен, потому что?

    Человек беспомощен?

    Человек силен, потому что?

    Самостоятельно выполняют задание в группах

    Самоопределение

    Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата

    Формулирование собственного мнения и позиции.

    Умение слушать и вступать в диалог,

    Коллективное обсуждение проблем (при необходимости)

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

    Анализ объектов и синтез

    самопроверка

    Физкультминутка

    Смена деятельности, обеспечение эмоциональной разгрузки обучающихся

    (Мы работали отлично,

    Отдохнуть не прочь сейчас,

    И зарядка к нам привычно

    На урок приходит в класс.

    Выше руки, выше пятки, улыбнитесь веселей!

    Мы попрыгаем как зайки,

    Сразу станем все бодрей!

    Потянулись и вдохнули.

    Обучающиеся  под руководством одного из них проводят физкультминутку

    Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания.

    Применение знаний при выполнение творческого задания.

    Составить синквейн в группах к понятию «человек».

     Учитель организует работу с высказыванием древнегреческого  философа Платона, который е сказал: «Человек – это та же курица, только без перьев!»

    -Вы согласны с этим? Почему?

    Нашёлся учёный, который возразил ему (французский физик Б.Паскаль): «Человек без ног останется человеком, а курица без перьев человеком не станет никогда!».

    -Что же отличает человека от других живых существ?

    -Какие способности человек приобретает в обществе? 

    Показывает фрагмент из мультфильма. Работа с видеоматериалом (отрывок из мультипликационного фильма «Маугли» по повести Р.Киплинга «Книга джунглей»)

    -Вы узнали героя о котором сейчас пойдёт речь? - Кто написал историю о Маугли? (Р.Киплинг).  Почему Маугли не был похож на других людей? -А как вы думаете, могла ли такая история произойти в реальной жизни?

     Давайте подведём итог нашего рассуждения: может ли человек являться только частью природы?

    Работая в группах, составляют синквейн

    Профессионалное   самоопределение,

    смыслообразование

    Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи,  контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

    Умение слушать и вступать в диалог,

    Интегрироваться в группу;

    Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности; планирование учебного сотрудничества со сверстниками; участие в коллективном обсуждении проблем.

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

    Анализ и синтез объектов

    Оценка учителем лучшей группы после обсуждения с обучающимися (отметка)

    Подведение итогов урока

    Самооценка результатов своей деятельности и всего класса

    Подводит итоги работы в классе.

    Вопросы:

    Какую цель урокам мы ставили?

    Добились ли мы этой цели?

    Каким способом?

    Какие получили результаты?

     Отвечают на поставленные вопросы.

    Жизненное самоопределение, ценносто-смысловая ориентация обучающихся

    Контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция

    участие в коллективном обсуждении проблем.

    Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.

    Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

    Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

    Задает творческое домашнее задание.

    Завершите групповое оформление (презентацию проекта «Что такое человек?») в созданных вами газетах (используйте материалы работы в группах на уроке)

    Обучающиеся записывают домашнее задание в дневники

    Нравственно -этическая  ориентация

    Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка

    Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности

    Рефлексия.

    Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе.

    Обращается к обучающимся  с вопросами:

    -Кто работал на уроке лучше всех?

    -Кому еще надо стараться?

    -С каким настроением вы уйдете с урока?

    - Поставьте отметку за работу на уроке всему классу.

    Оценивают свою работу и работу одноклассников.

    Оценка своей деятельности  и деятельности  других людей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обществознанию для 5 класса в соответствии с ФГОС ООО

    Программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №...

    Технологическая карта урока по математике для 5 класса в соответствии с ФГОС "Смешанные числа"

    технологическая карта урока по математике для 5 класса  в соответствии с ФГОС  тема урока " Смешанные числа"...

    Рабочая программа по математике для 5 класса в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир

    Рабочая программа по математике для 5 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО,  в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир (Математика: программы: 5–9 к...

    Технологическая карта урока по истории для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС Олигархическая Спарта

    Речь пойдет об одном из городов -полисов Древней Греции - Спарта. с помощью интересных заданий и материала, учитель сможет обьяснить детям, что означает выражение "спартанское воспитание," провести ср...

    Технологическая карта по истории для 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС "Зарождение демократии в Афинах".

    С помощью данного материала учителю будет легко и просто донести до до ребят, что такое демократия и ее основные признаки, чем демос отличался от аристократии, что такое "долговые камни", почему...